С.Н. Лютова. МАРИНА ЦВЕТАЕВА И МАКСИМИЛИАН ВОЛОШИН:

                                ЭСТЕТИКА СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ.

                         М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2004. – 192 с.

 

 

Определив себя на пересечении филологии, психологии творчества и эстетики, новое исследование Светланы Лютовой фокусируется на динамике процессов возникновения мотивов, целей и ценностей в духовном развитии двух знаменитых поэтов I трети XX, а также процессов трансформации их субъективного образа мира. Задача автора – показать, что формирование и трансляция личностных смыслов художника осуществляется в самом акте творчества и на основе эстетических принципов, что и отражено в названии книги.

Важнейший из этих принципов С. Лютова, в традициях юнгианской философии воображения, определяет как «психологический политеизм», суть которого – в утверждении «полифонии», плюрализма, воспринимаемого сакральным, как основы творческого процесса и самого существования «креативного субъекта».

От психологического политеизма как метафорического обозначения научной парадигмы автор книги отличает «архетипический политеизм» как субъективный фактор смыслообразования, характерный для М. Цветаевой и М. Волошина. С. Лютова приводит слова самого Волошина, характеризующие данное психологическое явление: «Представления внутреннего мира чередуются, не исключая одно другое, но взаимно друг друга проникая, существуя одновременно в одной и той же точке, следуя своими путями друг сквозь друга, как волны эфира или влаги» (С. 159).

Автор преподносит как самоценное полиморфное образование личность каждого из поэтов (впрочем, Цветаева и Волошин предстают в книге не только как поэты, но и как прозаики, а также как теоретики, внесшие заметный вклад в поэтику Серебряного века). Вместе с тем «глубинный диалог» Учителя и Ученицы, а именно так С. Лютова определяет суть взаимоотношений Волошина и Цветаевой, требует от автора внимания к определению межличностных соответствий – на уровне религиозной самоидентификации поэтов, на уровне интерпретации ими общефилософских и эстетических категорий, на частном уровне мотивов отдельных произведений и соответствий в словоупотреблении, наконец.

Книга С. Лютовой состоит из трёх частей. Первая из них посвящена в большей степени творческим, нежели биографическим, аспектам проявлений религиозности поэтов. Наименее удачным здесь представляется раздел «Словотворчество как претворение смыслов», в котором автор излишне увлекается лингвистическими изысканиями вообще и морфологической классификацией, в частности.

Вторая часть «Эстетическая роль трансформации аффектов в андрогинной драматургии психе» представляет собой анализ гендерных моделей во взаимодействии архетипических фигур, воплощённых поэтами в персонажах и образах поэм, критических статей и даже мистификаций. Эти взаимодействия, как достаточно убедительно показывает С. Лютова, представляют собой драматизацию внутрипсихических процессов индивидуации, которые стимулируются кризисными периодами жизни и Цветаевой, и Волошина.

Третья часть «Время как эстетическая категория. Проблема личностного метаморфоза», предлагая оригинальное решение специфически литературоведческих проблем субъективного хронотопа, а также сугубо психологической проблемы трансляции смыслов, поднимается на философский уровень интерпретации человеческой личности как микрокосмоса, являющегося источником историософских прозрений и средоточием судеб мира, возможно.

Во всём исследовании «эстетики смыслообразования» прослеживается единая тенденция автора: факты биографии поэтов рассматривать лишь как катализаторы конкретных творческих процессов, последние, в свою очередь, – как своего рода лабораторию смыслообразования, результаты «экспериментов» которой способны определять личностные изменения как самих поэтов, так и их читателей.

В целом книга С. Лютовой представляется весьма удачной, демонстрируя компетентность автора в междисциплинарном подходе, при котором «сферы влияния» и методы одной науки существенно расширены и обогащены за счёт методов и областей, традиционных для двух других, что даёт рождение новому и позволяет автору уверенно обосновывать свои, подчас довольно смелые, гипотезы.

Стоит отметить, что книга С. Лютовой оставляет благоприятное впечатление также благодаря лёгкости, даже художественности, стиля, которым изложены результаты исследования, и представляет несомненный интерес для специалистов в области философии воображения и эстетики, в области психологии творчества и литературоведения.

 

 

В.С. Глаголев, д.ф.н., профессор кафедры философии МГИМО (У) МИД РФ (Москва).  – Вестник Российского философского общества, № 4, 2004.

Hosted by uCoz