Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России
Круглый стол
«Дипломатия России и проблемы толерантности в условиях глобализации»
МГИМО (У) МИД России
Москва, пр. Вернадского, 76
22 мая 2004 г.
22 мая 2004 года в МГИМО (У) МИД России прошёл междисциплинарный круглый стол на тему «Дипломатия России и проблемы толерантности в условиях глобализации». Он явился заключительным этапом реализации под руководством профессора И.Г. Тюлина, первого проректора МГИМО, проектов «Дипломатия и толерантность» и «Толерантность: разработка и апробация программ переподготовки государственных служащих», поддержанных Федеральной целевой программой «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)». Круглый стол состоялся в рамках 3-го конвента РАМИ.
В работе круглого стола принимали участие заведующие, сотрудники, докторанты и аспиранты кафедр дипломатии, социологии, философии и Центра «Церковь и международные отношения» МГИМО (У) МИД России, политологи, социологи, философы, психологи, дипломаты из Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска.
Во вступительном докладе модератор круглого стола заведующий кафедрой философии профессор А.В. Шестопал остановился на предыстории круглого стола, указал на то, что тема духовных основ современных международных отношений и толерантности являются значимыми для формирования «культуры мира» и снижения потенциала конфликтности в условиях глобализации.
Профессор С.А. Кравченко, заведующий кафедрой социологии, в своем докладе остановился на проблеме толерантности в «стареющих обществах», когда изменяются прежние структуры и функции и идет формирование новых обществ с доминированием хаоса и иррациональности как типов порядка. Толерантность в этих новых условиях может выполнять функцию адаптации к возникающей неопределенности.
Профессор кафедры философии МГИМО Г.К. Ашин, в своем выступлении отметил, что глубинными причинами конфликтов является интолерантность, тоталитарное мышление, поэтому перспективой человечества должна стать толерантность как атрибут морали, расширение собственного опыта, отказ от ксенофобии, плюрализм. При этом толерантность не отрицает борьбы с терроризмом и актами агрессии; толерантность возникает как искусство дипломатии, которая является инструментом разрешения конфликтов. Особая роль в формировании толерантности принадлежит элитам.
Доклад профессора кафедры социологии Н.Н. Зарубиной был посвящен толерантности как ценности глобальной хозяйственной культуры. На микроуровне долгосрочных взаимодействий толерантность действительно утверждается как норма. Однако на макроэкономическом уровне в условиях постмодерна процессы приобретают виртуальный самодостаточный характер, ориентируются на собственные внутренние взаимосвязи и отрываются от реальной хозяйственной жизни. Толерантность провозглашается в качестве базовой ценности «глобальной хозяйственной этики», однако реально она в этом контексте является требованием открытости локальных хозяйственных миров для вмешательства глобальных экономических акторов.
Профессор кафедры философии В.С. Глаголев остановился на аксиологии толерантности во внешнеполитической деятельности и соотношении интолерантности и стрессов (полный текст доклада приводится здесь).
Профессор А.Б. Зубов, директор центра «Церковь и международные отношения» отметил, что терпимость не является реакцией на нетерпимость, указал, что высшие проявления ценности терпимости заключены в религиозных течениях, например, христианстве и буддизме. Терпимость является абсолютной ценностью, любое отступление от нее в религиозной системе трактуется как грех, в нерелигиозной – как энтропия. Проблема нетерпимости – это проблема духовной перспективы, в духовном смысле тоталитаризму противостоит не демократия, а именно терпимость.
Доцент кафедры социологии Н.Н. Федотова сослалась на социологические исследования, которые свидетельствуют, что в условиях аномии выросла толерантность по отношению к негативным явлениям (например, взяточничеству, коррупции) и одновременно уменьшилась толерантность к проявлению «инаковости», другим культурам. В докладе было указано на опасность абсолютизации толерантности как способа решения конфликтов, рассматривалась толерантность как мировоззренческая и инструментальная ценность, были обозначены пределы применения толерантности.
Заведующая кафедрой дипломатии профессор Т.В. Зонова в своем выступлении подчеркнула, что в условиях глобализации и появления большого количества неправительственных акторов, дипломатия не исчезает как социально-исторический институт, а, напротив, приобретает новое значение в качестве наиболее эффективного из изобретенных человечеством инструментов налаживания глобального диалога.
Доцент
факультета социологии Санкт-Петербургского университета А.Е. Кутейников
обратил внимание на новые задачи российской дипломатии в условиях, когда
нетерпимость выступает предпосылкой реванша фашизма (тезисы выступления
здесь).
Проблему формирования толерантности у будущих специалистов-международников затронул в своем выступлении доцент кафедры социологии А.Л. Темницкий. На основе данных социологических исследований 2002-2003 гг., проведенных среди студентов МГИМО, рассмотрены социальные аспекты и противоречия в становлении профессиональной, межкоммуникативной, межпоколенческой, межконфессиональной, межэтнической и политической форм толерантности.
Старший научный сотрудник Института Латинской Америки РАН Г.И. Волкова в своем сообщении остановилась (на примере Испании) на такой парадигме современности, как толерантность в кризисные периоды, переживаемые современными демократическими обществами по причине масштабных террористических действий (тезисы выступления здесь).
Выступление доцента Института государственного управления М.Ю. Мастушкина было посвящено экологически безопасному устойчивому развитию. Понимание глобальных проблем, возникших перед мировым сообществом благодаря расширению экспансии различных видов его деятельности, а также в связи с кризисом, порожденным конфликтом социальных, экономических и экологических интересов, породило попытки научного осмысления и построения новых концепций развития, рассматриваемых в глобальном (общечеловеческом), национальном, региональном и локальном аспектах. Одной из таких концепций является концепция устойчивого развития. Отличительной особенностью перехода к устойчивому развитию является естественно-научная доминанта, а также толерантность в естественно-научном аспекте. Переход к устойчивому развитию требует усилий всего мирового сообщества, а также эффективного использования дипломатических механизмов.
Ю.А. Рябых, аспирант кафедры политической теории подчеркнул, что неправильный подход к понятию толерантности в приложении к религиозной сфере заключается в том, что это понятие нередко применяется для оценки вероучения той или иной религии. В результате редкая религия может избежать обвинения в нетерпимости к другим религиозным или нерелигиозным мировоззренческим системам. Поэтому задача разработки концепции толерантности состоит не в том, чтобы нивелировать вероучительные различия между религиями, а организовать систему межрелигиозных отношений так, чтобы была возможна открытая богословская полемика, но при этом было невозможно переводить религиозные различия в политическую или социальную борьбу (текст доклада приводится здесь).
В выступлении С.В. Зоновой, аспирантки кафедры философии затрагивались проблемах подготовки кадров для дипломатии ХХI века. Новые требования к дипломатии ставят вопрос о необходимости выхода за рамки традиционных дипломатических контактов и установления широких связей с гражданским обществом. Отмечалась целесообразность для отечественной дипломатической службы более активно дискутировать насущные проблемы дипломатии с целью ее дальнейшего совершенствования и превращения ее в подлинный инструмент толерантного диалога различных культур (полный текст доклада здесь).
Аспирантка кафедры дипломатии Лебедева О.В. отметила, что, толерантность всегда являлась реальным условием выживания человечества. Состоянием нравов и морального духа в работах мыслителей самых разных направлений объяснялось как величие какого-либо народа, так и его деградация и исчезновение. В соответствии с этими воззрениями мораль и нравственность являются феноменами, цементирующими целостность общества; проявления же, выходящие за рамки того, что для данного народа, времени и ситуации принято считать нравственным и моральным, разрушают общество (полный текст доклада здесь).
Участники круглого стола подчеркивали, что опыт дипломатии как культурно-исторического института, функцией которого является профилактика и мирное преодоление конфликта, сближение позиций конфликтующих сторон, имеет первостепенное значение для формирования толерантности.
Подготовила Федотова Н.Н.,
доцент кафедры социологии МГИМО (У) МИД России