Алексей Шестопал

 

 

Ответы на вопросы «Вестника Русской христианской гуманитарной академии»

(г. Санкт-Петербург).

 

 

 

 

 

1.                Вопрос: Как можно охарактеризовать современное состояние философии в России?  Можете ли Вы назвать философские учения, школы или центры, которые сложились или складываются в нашей стране в последние годы?

 

Ответ: Современное состояние философии в России представляется мне переходным как и все состояние нашего общества. Смута еще не улеглась. К тому же после распада СССР и биполярной системы все мировое сообщество вступило в полосу кризиса. В такое время Минерва своих сов не выпускает.

     Важнейшими центрами отечественной философии остаются Институт философии РАН, философские факультеты МГУ и СПбГУ, журнал «Вопросы философии», Российское философское общество и национальные философские конгрессы.

 

2.                Вопрос: Философия, освящаемая именами К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина была известна в России с середины XIX в. и господствовала в ней с 20-х гг. XX в. вплоть до недавнего времени. Существуют ли какие-либо объяснения особой любви русских к марксизму?

 

Ответ: Исторический интерес к марксизму в России объясняется общим интересом россиян к философии, политике европейского Просвещения и тем местом, которое Маркс занимает в европейской традиции. А радикализм в восприятии идей социализма или либерализма объясняется нашим пылким национальным характером и слишком быстрым процессом секуляризации в России. Вообще утопическое сознание на периферии индустриального (и постиндустриального) общества тяготеет к радикализму и жестокости.

     Чудо «второго крещения Руси» дает нам шанс выйти за пределы круга секулярного сознания, утопической философии и политического насилия. В пределах этого круга логика Маркса остается актуальной.

 

1.                Вопрос: Имеются ли перспективы развития русской религиозной философии? Можете ли Вы указать на серьезные современные исследования религиозно-философского характера?

 

Ответ: Перспективы развития русской религиозной философии видятся, прежде всего, в усвоении наследия русской классической философии XIX-XX вв. (от Хомякова до Лосева) и осознании мирового масштаба этого явления в Новое и Новейшее время, не уступающего немецкой классической философии.

     Из современных исследований в сфере религиозной социальной философии отмечу «Основы социальной концепции Русской православной церкви» и «Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека», разработанные под руководством Святейшего Патриарха Кирилла.

 

2.                Вопрос: Русских постоянно упрекали в подражании европейской философии. Как Вы оцениваете нынешние увлечения у нас построениями модерна и постмодерна?

 

Ответ: Оценка увлечений построениями модерна и постмодерна содержится в самом слове «увлечение». Увлечения и соблазны неизбежны. Не будем судить чересчур строго тех, через кого они приходят.

     Отметим интерес ведущих европейских философов постмодерна в проблематике христианства в их работах последних лет (см. напр. Джанни  Ваттимо. После христианства. Перевод с итал. и послесловие Д.В. Новикова. М., Три квадрата, 2007; Джорджо Агамбен. Грядущее сообщество. Перевод с итал. и послесловие Д.В. Новикова. М., Три квадрата, 2008).

 

3.                Вопрос: Как вы оцениваете качество философского образования в постсоветской России и ее философскую культуру в целом?

 

Ответ: Оценивать современников (т.е. самих себя) весьма сложно. Предоставим оценку наших скромных трудов следующим поколениям. Ясно одно: мы получили уникальную возможность свободного философского поиска. Может быть, впервые в истории России. А кому много дано, с того много и спросится.

 

 

 

 

Hosted by uCoz