Алексей Шестопал
Ответы на вопросы «Вестника Русской
христианской гуманитарной академии»
(г. Санкт-Петербург).
1.
Вопрос: Как можно охарактеризовать современное состояние
философии в России? Можете ли Вы назвать
философские учения, школы или центры, которые сложились или складываются в
нашей стране в последние годы?
Ответ:
Современное состояние философии в России представляется мне переходным
как и все состояние нашего общества. Смута еще не улеглась. К тому же после
распада СССР и биполярной системы все мировое сообщество вступило в полосу
кризиса. В такое время Минерва своих сов не выпускает.
Важнейшими
центрами отечественной философии остаются Институт философии РАН, философские
факультеты МГУ и СПбГУ, журнал «Вопросы философии», Российское философское
общество и национальные философские конгрессы.
2.
Вопрос: Философия, освящаемая именами К. Маркса, Ф.
Энгельса и В. Ленина была известна в России с середины XIX в. и господствовала в ней с 20-х гг. XX в. вплоть до недавнего времени. Существуют ли
какие-либо объяснения особой любви русских к марксизму?
Ответ:
Исторический интерес к марксизму в России объясняется общим интересом россиян к
философии, политике европейского Просвещения и тем местом, которое Маркс
занимает в европейской традиции. А радикализм в восприятии идей социализма или
либерализма объясняется нашим пылким национальным характером и слишком быстрым
процессом секуляризации в России. Вообще утопическое сознание на периферии
индустриального (и постиндустриального) общества тяготеет к радикализму и
жестокости.
Чудо
«второго крещения Руси» дает нам шанс выйти за пределы круга секулярного сознания, утопической философии и политического
насилия. В пределах этого круга логика Маркса остается актуальной.
1.
Вопрос: Имеются ли перспективы развития русской
религиозной философии? Можете ли Вы указать на серьезные современные
исследования религиозно-философского характера?
Ответ:
Перспективы развития русской религиозной философии видятся, прежде всего, в
усвоении наследия русской классической философии XIX-XX вв. (от
Хомякова до Лосева) и осознании мирового масштаба этого явления в Новое и
Новейшее время, не уступающего немецкой классической философии.
Из
современных исследований в сфере религиозной социальной философии отмечу
«Основы социальной концепции Русской православной церкви» и «Основы учения
Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека»,
разработанные под руководством Святейшего Патриарха Кирилла.
2.
Вопрос: Русских постоянно упрекали в подражании
европейской философии. Как Вы оцениваете нынешние увлечения у нас построениями
модерна и постмодерна?
Ответ:
Оценка увлечений построениями модерна и постмодерна
содержится в самом слове «увлечение». Увлечения и соблазны неизбежны. Не будем
судить чересчур строго тех, через кого они приходят.
Отметим интерес ведущих европейских философов постмодерна
в проблематике христианства в их работах последних лет (см. напр. Джанни Ваттимо. После христианства. Перевод с итал. и послесловие Д.В. Новикова. М., Три квадрата, 2007; Джорджо Агамбен. Грядущее
сообщество. Перевод с итал. и послесловие Д.В.
Новикова. М., Три квадрата, 2008).
3.
Вопрос: Как вы оцениваете качество философского
образования в постсоветской России и ее философскую
культуру в целом?
Ответ:
Оценивать современников (т.е. самих себя) весьма сложно. Предоставим оценку
наших скромных трудов следующим поколениям. Ясно одно: мы получили уникальную
возможность свободного философского поиска. Может быть, впервые в истории
России. А кому много дано, с того много и спросится.