Толерантность в международных отношениях и в дипломатии.

Предисловие И.Г. Тюлина к книге: Культура толерантности: опыт дипломатии для решения современных управленческих проблем. М., 2004.

                                               Аннотация                        Содержание

 

В XXI в. толерантность стала одной из нравственных основ мирового сообщества. Термин «толерантность» оказывается ключевым понятием, эвристическим для понимания политических, социальных, культурных процессов и тенденций XXI в. Только на основе принципов толерантности может выжить человечество в современном плюралистическом, мультикультурном мире.

Конфликты, чреватые разрушительными войнами, несущие опасность выродиться в столкновение цивилизаций, угрожают самому существова­нию человечества. Их глубинные причины — является интолерантность, нетерпимость, фанатизм, ксенофобия, экстремистский национализм, имеющие тысячелетние традиции. Толерантность — результат накопления человечеством опыта совместного существования на Земле множества на­родов, стран, культур, цивилизаций. На протяжении Нового времени идея толерантности медленно, но неуклонно проникала в сознание народов, становясь важным элементом их культуры. Но только в течение несколь­ких последних десятилетий она превращается в доминирующую тенден­цию.

Толерантность — императив, доминанта нового века, общая тенден­ция мирового процесса. Культура толерантности должна бережно взращи­ваться, преодолевая традиции вековой интолерантности, традиционного противопоставления «мы» (хорошие) — «они» (плохие).

Но это отнюдь не означает, что толерантность — то, что мы вынужде­ны принять по необходимости — ради собственного выживания, и чем в менее милитаризированном мире можно было бы и пренебречь. Нет, толе­рантность лозунг современности не от безысходности (иначе — взаимное уничтожение), это — ценность в себе, это перспектива развития человече­ства, наконец, это атрибут морали современного человечества.

Вопрос о толерантности давно ставился социальными мыслителями в связи с исследованием базовых форм социальных связей и определялся ре­шением вопроса о том, что движет людьми в обществе — конфликт, «борь­ба всех против всех», классовая или социал-дарвинистская борьба за вы­живание, или все-таки первичными являются отношения солидарности, взаимопомощи и взаимопонимания. В зависимости от решения этого принципиального вопроса толерантность может интерпретироваться как инструментальная норма, определяемая как возможность игнорировать другого, «позволять» ему сохранять свою специфику и автономно сосуще­ствовать с ним, или же как одна из базовых культурных ценностей, универ­сальных поведенческих образцов, предполагающих не только сохранение и преумножение многообразия социокультурной реальности, но и живую заинтересованность в специфике другого, ее творческое использование и преумножение ради общего блага. Толерантность нередко понимается как последствие инклузивности, т.е. способности принять иные ценности и нормы, не отказываясь от своих, а структурно встраивая их в собственную культуру, расширяя, таким образом, ее потенциал.

Мир, основанный на принципах толерантности — это отнюдь не вы­бор между смертью и прозябанием. Это — атрибут высокоморальной жиз­ни человечества;

доброта, гуманность, уважение к другому человеку, другой стране, к другой культуре;

— живой и искренний интерес к иному (человеку, стране, цивилиза­ции); расширение собственных интеллектуальных и нравственных гори-эонтов, выход за пределы индивидуального и коллективного эгоизма и нарциссизма;

— накопление и интеграция всего лучшего из многовекового опыта человеческих интсрсубъективных и интернациональных отношений;

— взаимное уважение и интерес одной цивилизации к другой, а от­нюдь не «столкновение цивилизаций» (термин С.Хантингтона);

— состояние, когда каждая цивилизация «смотрится» как в зеркало в другую цивилизацию, чтобы лучше разглядеть и понять саму себя, чтобы обогатить себя знанием другого, контактами с другим, чтобы видеть в иной цивилизации не опасность, а новую возможность расширения сотрудниче­ства, взаимного развития, поскольку цивилизации не альтернативны, а скорее взаимодополнительны. «В наших общих интересах — не допустить раскола человечества по религиозному или цивилизационному признаку, обеспечить единство международного сообщества во имя создания более справедливого и безопасного мирового порядка... Мы придаем важное значение диалогу религий и культур, воспитанию молодежи в духе толе­рантности и уважения к духовным и культурным традициям других наро­дов»'.

Нетерпимость к иному, стремление сделать мир единообразным униформистским — это путь к регрессу. Не задумываться об ином, отметать иное — значит отказаться от развития, от прогресса; напротив, соотнести себя с иным — значит открыть себе путь к выработке новых, более высоких ценностей. В современном мире толерантность оказывается высшей цен­ностью, высшей добродетелью.

Именно такое понимание толерантности соответствует этимологии этого термина. Конечно, можно перевести его на русский язык как терпе­ние. Но в терпении есть не только позитивный, но и негативный оттенок, типа «приходится терпеть». Понятие толерантности богаче по содержа­нию, причем оно предполагает именно позитивный смысл этого термина как открытость к иному, как позитивное отношение к внутреннему разно­образию, как свободу мыслить нестандартно, не так, как принято боль­шинством. Мы понимаем под толерантностью отказ от ксенофобии, ав­таркии, от подозрительности, недоверия к другим нациям и культурам, наконец, позитивное отношение к плюрализму современного мира, его мульти культурности.

Взаимные контакты стран, цивилизаций, существенным условием ко­торых является толерантность, обогащают каждую культуру, содействуют прогрессу человечества.

Разумеется, толерантность — только один из элементов в системе эти­ческих ценностей. Ее нельзя абсолютизировать. Толерантность не может быть безбрежной, ее не должно быть по отношению к терроризму, к тота­литаризму, геноциду и другим преступлениям против человечества.

Она включена в современную систему общечеловеческих, общемиро­вых ценностей. Толерантность не означает «непротивления злу насилием», напротив, это как раз означает «противление» злу всеми силами; люди, преступившие законы человечности, должны столкнуться с неотвратимо­стью наказания.

Порой борьба с терроризмом трактуется рядом политиков, особенно американских, столь широко, что допускает вмешательство во внутрен­ние дела. «Доктрина Буша» объявляет правом США квалифицировать определенные страны как «ось зла», допускает их военное вторжение на территорию стран, которые они считают связанными с терроризмом или укрывающими террористов. Разумеется, борьба с экстремизмом, с интоле-рантностыо и с терроризмом, должна быть поставлена в международно-правовые рамки и нормы, предусмотренные Уставом ООН и другими основополагающими документами современных международных отно­шений. Никто не отменял исключительного права Совета Безопасности ООН объявлять о применении военных и других санкций против актов агрессии, международного терроризма и других незаконных действий тех или иных сил.

Опыт показывает, что подрыв и дискредитация ценностей толерантно­сти происходит и вследствие политики двойных стандартов, ставшей, к со­жалению, распространенной в современной практике международных от­ношений. Основой толерантных отношений как на уровне отдельных обществ, так и на уровне межгосударственного и глобального взаимодей­

ствия выступают нормы равенства и взаимного уважения, признания сво­еобразия и уникальности каждого субъекта в качестве условия свободного и прогрессивного развития всех.

Один из главных инструментов внедрения и поддержания толерантно­сти — дипломатия, которую недаром определяют как «искусство возмож­ного». Без дипломатии и вне ее международные отношения были бы вар­варством, дикостью, войной всех против всех, войной без правил. Культура дипломатии — это часть культуры мира (а эта культура — больше, чем толь­ко состояние без войны, это культура международного сотрудничества, взаимного процветания народов). Конечно, дипломатия не может сама по себе решить все проблемы международных отношений, но она — инстру­мент, призванный оптимально решать возникающие противоречия между странами, регионами, цивилизациями с целью «выстроить здание эффек­тивного сотрудничества в противодействии общим угрозам настоящего и будущего»1. Когда молчит дипломатия, «говорят пушки».

Толерантность на международной арене включает в себя взаимодей­ствие, подчас весьма трудное, и диалог различных стран, этнических и культурных миров, больших социумов, называемых И.Валлерстайном «мир-системами». В мировой политике закономерно возрастает роль, соот­ветственно, внимание к проблемам нравственности и толерантности. И это не случайно. За многими сегодняшними кризисами — политическими, эко­номическими, информационными — стоят проблемы кризиса мировой культуры, кризисы нравственности. Отсюда — особая актуальность поисков новых духовно-нравственных оснований мировой политики, связанных с толерантностью.

Итак, толерантность — моральный императив, норматив, можно ска­зать, социальный и нравственный код, один из стержней культуры совре­менного человечества. Иное дело, что реальность пока еще весьма далека от этого норматива. В реальности мы еще, к сожалению, в обилии сталки­ваемся с явлениями интолерантности, расизма, национализма, ксенофо­бии, взаимной ненависти. Как решить задачу изжить эти явления или хотя бы двинуться в сторону их изживания?

Цель настоящей работы исследование возможностей и методов культи­вирования в сознании человечества принципов толерантности в сфере международных отношений и дипломатии, распространения культуры ми­ра как средства профилактики и оптимального разрешения международных и внутригосударственных конфликтов, используя при этом ресурсы, мето­ды и средства дипломатии, а также конфликтологии с ее методологией ус­пешного разрешения конфликтных ситуаций, с учетом интересов всех уча­ствующих в конфликте сторон, нахождения разумных компромиссов.

В мировой политике в целом и дипломатии как ее важного структур­ного элемента, возросли роль и, соответственно, внимание к проблемам нравственности и толерантности. И это не случайно. За многими сего­дняшними кризисами — политическими, экономическими, информаци­онными и иными — стоят проблемы кризиса мировой культуры, кризисы нравственные. Отсюда — особая актуальность новых духовно-нравствен­ных оснований мировой политики.

В современных условиях в огромной степени возрастает роль диплома­тии, искусства профилактики и преодоления конфликтов, сближения по­зиций конфликтующих сторон, выработки консенсуса. Дипломатия в иде­але — это институт толерантности (успешная дипломатия — та, которая руководствуется принципами толерантности).

Говоря абстрактно, все люди на Земле в наше время в нормативе долж­ны обладать толерантностью. Иное дело, что достижение этого норматива (как мы надеемся), — дело будущего. В разных культурах и регионах мира накоплен собственный опыт борьбы с проявлениями нетерпимости и аг­рессии. Этот опыт становится одним из объектов анализа ученых МГИМО и предлагается в настоящем учебном пособии для изучения специалистам-международникам.

Но есть профессиональная группа, для членов которой толерант­ность — необходимое качество, атрибут их профессии. Это относится к дипломатическим работникам, для которых толерантность — элемент их повседневной деятельности. И подготовка дипломатических кадров (в России — через МГИМО (У), Дипломатическую Академию и другие ву­зы страны) закономерно включает в себя воспитание толерантности, изу­чение конфликтологии, включая умение распознать зарождающиеся кон­фликты и не дать им разгореться, умение гасить конфликты, умение понять позицию оппонента и находить точки соприкосновения, кропот­ливо искать компромисс, устраивающий все стороны, искать решение, которое пойдет на пользу всем сторонам назревавшего конфликта.

Особая проблема — подготовка высококвалифицированных кадров, прежде всего дипломатических кадров, важной чертой которых будет толе­рантность, подготовка дипломатической элиты, которая сумеет опреде­лить национальный, государственный интерес, соотнести его с общечело­веческим интересом, учесть интересы других народов, других субъектов международных отношений. Для этого необходимо повысить качество ре-крутирования дипломатических кадров, обеспечить приток в нее действи­тельно лучших, наиболее способных представителей молодого поколения России.

В современных условиях резко возрастает, расширяется субъект меж­дународных отношений. Среди его акторов — большое число неправи­тельственных организаций, неформальных объединений и структур. А главное, возрастает роль индивида как актора мировой политики. По­этому в знаниях основ дипломатии, в выработке толерантной ментальности нуждаются не только профессионалы государственной службы, но са­мые широкие слои населения России и всего мира.

________________________________________________________________________________________

 

 

' Торкунов А. Новые вызовы и новые приоритеты // Международная жизнь. • 2004, № 6, с. 50.

 

* Выступление министра иностранных дел России С.В. Лаврова на 31-й сес­сии Министров иностранных дел Организации Исламская конференция, Стам­бул, 16 июня 2004 г.

___________________________________  

 

ББК60.0 К90

 

Авторский коллектив:

Д. филос. н. Ашин Г.К. (раздел I, гл. 1), к. социол. н. Волкова Г.И. (раздел II, глава 6), д. филос. н. Глаголев B.C. (раздел I, глава 2), д. филос. н. Зарубина Н.Н. (раздел II, глава 2), д. п. н. Зонова Т.В. (раздел II, глава 6), д. филос. н. Кравченко С.А. (раздел I, глава 1;

раздел II, глава 3), к. социол. н. Темницкий А.Л. (раздел III), д. п. н. Тюлин И.Г. (предисловие), к. социол. н. Федотова Н.Н. ' (раздел II, глава 4), д. филос. н. Шестопал А.В. (раздел II, глава 5)., Общая редакция д. п. н., проф. И. Г. Тюлина

К90  Культура толерантности: опыт дипломатии для решения современных  управленческих проблем. Учебное пособие /Г.К. Ашин, Г.И. Волкова, B.C. Глаголев и др.. /Под редакцией И.Г. Тюлина. — М.: Московский госу­дарственный институт международных отношений (Университет),  2004. — 304с.

ISBN 5-9228-0164-3

 

Учебное пособие посвящено полипарадигмальному освещению современ­ных проблем толерантности в различных сферах общественной жизни и обла­стях международных связей. С позиций философских и социологических под­ходов рассматриваются теоретио-методологические аспекты формирования толерантных отношений, проблематика толерантности и культуры мира в ис­тории гуманитарного и социального знания, а также динамика толерантности в условиях социально-культурной неравновесности, рисков и ситуации пост­модерна.

Учебное пособие предлагает читателю глубокий анализ практического опыта дипломатии, международных экономических отношений, подготовки дипломатических кадров сквозь призму развития толерантности.

Наряду с общими проблемами развития толерантных отношений и ценно­стей, в учебном пособии предлагается изложение международного опыта в преодолении нетерпимости и враждебности, в том числе в связи с проблемой терроризма и преодоления последствий террористических актов и их влияние на состояние общественного сознания.

В учебном пособии приводится анализ результатов прикладного социоло­гического исследования формирования толерантного сознания у студентов МГИМО (У) МИД РФ, проведенного в 2002-2004 гг.

Учебное пособие предназначено для подготовки студентов, аспирантов, а также государственных служащих.

ББК 60.0

ISBN 5-9228-0164-3

© Московский государственный институт между­народных отношений (Университет), 2004 © Авторский коллектив, 2004

_____________________________________________________

 

 

Содержание

 

РАЗДЕЛ I

Теоретические основы толерантности как ценности

 культуры и фактора международных отношений ............... 11

ГЛАВА 1. Толерантность в полипарадигмальной интерпретации.............. 12

1.1.  П.А. Кропоткин и М.М. Ковалевский: позитивистские концепции

1.2.    общественной солидарности толерантного характера .............….... 17

1.2. Возможности использования социального и гуманистического ......

психоанализа для понимания толерантности .................................…...….... 17

1.3. Феноменологическая социология: толерантность в условиях

плюрализации знания.............................................................................….……. 27

1.4. Толерантность через призму интегральных парадигм ....................... 32

1.5. Постмодерн и актуальность толерантности ....................................…... 36

ГЛАВА 2. Теоретические и аксиологические основания толерантности

в международном политическом процессе .............................................….. 48

2.1. Специфика феномена толерантности и ее основные аспекты…..... 48

2.2. Философские основания толерантности в современной

       международной политике ................................................……........……… 49

2.3. Социокультурное своеобразие категории «терпения»:

      светские и религиозные особенности .......................................... ..…. 60

2.4. Аксиологические аспекты взаимодействия религии ........................

и дипломатии: значение толерантности.............................................……..... 63

2.5. Мировая культура как духовный ресурс толерантности

в дипломатии ..........................................................................................………….79

РАЗДЕЛ  II

Прикладные проблемы толерантности в практике международных

отношений и дипломатической службы.........................…… 89

ГЛАВА 1. Толерантность элит в современной системе международных

отношений................................................................................................………... 90

1.1. Элита, толерантность, дипломатическая служба: постановка

проблемы .................................................................................................……….. 90

 

1.2. Основы теории элит: проблемы нравственности и

толерантности..........................................................................................………... 94

1.3. Качество и толерантность российской политической элиты .......... 102

1.4. Проблема толерантности элит в глобальном масштабе.................. 103

ГЛАВА 2. Хозяйственно-культурные традиции в современном мире:

взаимодействие и толерантность .......................................................…….... 107

2.1. Плюрализм хозяйственных культур и толерантность:

методологические основания исследования......................................…..... 108

2.2. Плюрализм хозяйственных культур в парадигме

     модернизации (Восток—Запад)...................................................……....... 115

2.2.1. Нетерпимость к социально-культурной традиционности

в рамках ранних теорий модернизации .........................................……....... 116

2.2.2. Смена парадигм в теории модернизации: принятие

плюрализма ................................................................................….………......... 123

2.3. Плюрализм хозяйственных культур в парадигме самобытного

развития...........................................................................................…………....... 130

2.4. Плюрализм хозяйственных культур в парадигме постмодерна

(Север-Юг)............................................................................................………….. 136

2.4.1. Плюрализм хозяйственных систем и концепции

постэкономического общества ..........................................................……...... 140

2.5. Формирование глобальной "общечеловеческой" хозяйственной

 культуры: достижения и противоречия ..........................................……….. 142

2.5.1. Глобальная экономическая и деловая культура ........................ 142

2.5.2. Толерантность и действенность локальных

экономических культур ......................................................................……….... 145

2.5.3. Пределы толерантности: подрыв локальных

экономических культур ............................................................... ......…………..148

ГЛАВА 3. Проблемы формирования толерантного сознания в условиях

модерна и постмодерна.......................................................................………... 156

3.1. Влияние неопределенностей и рисков на общественное

сознание...............................................................................................………….... 156

3.2. Двойная фактичность толерантности постмодерна .................…....... 158

3.3. Толерантность в общественном сознании россиян и

американцев....................................................................................………........... 160

3.4. Российская элита: возможности сформировать толерантное

сознание ............................................................................................….... 167

ГЛАВА 4. Толерантность, мультикультурализм и проблема идентичности 174

4.1. Культурное многообразие, политика унификации и мультикультурализма 175

4.2. Парадоксы толерантности .........................................………………….... ..179

4.3. Глобализация и идентичность......................................…………….…….. .181

4.4. Идентичность как сфера сакрального ................... ...... ……………....…..188

 

ГЛАВА 5. Культура мира: глобальный кризис и духовные поиски России

193

5.1. Становление системы международных отношений в XX веке:

конфронтационность и поиски равновесия ..........................……........……. 193

5.2. Философия международных отношений в XX веке: основания

культуры мира....................................................................................…………...... 199

5.3. Россия в современном мире: глобальный кризис и духовные

поиски .....................................................................................................…………….204

ГЛАВА 6. Конфликты или консенсус: дипломатия как средство достижения мира

215

ГЛАВА 7. Поиск толерантных решений в кризисных ситуациях.

Опыт Испании..............................................................................…………………..242

7.1. Трагедия 11 марта 2004 года и реакция испанских политических институтов 244

7.1.1. Монархия и католическая церковь в процессе

конструирования толерантной реальности..........................……………….. 247

7.2. Традиции этонотолерантности в Испании .................................……..... 248

7.3. Новые подходы к иммиграции в Испании ....................................…….. 250

7.4. Межконфессиональная толерантность в условиях

плюралистического испанского общества.......................................………... 252

7.5. Амбивалентность этносоциальной толерантности: противодей­ствие и

             толерантности и гипертрофированная толерантность.…………. 255

7.6. Этнотолерантность как мирное средство в борьбе

с экстремизмом, терроризмом и насилием в Испании ..............………... 257

РАЗДЕЛ  III

Состояние и факторы роста толерантности будущих

государственных служащих ...............……………………….……... .263

(по результатам вторичного анализа социологического исследования)

1. Профессиональная толерантность....……………………….…………........ .264

2. Коммуникативная толерантность ......………………………………………... 275

3. Политическая толерантность .............…………………………………….….. 284

4. Межпоколенческая толерантность ..……………………….……………...... .286

5. Межэтническая толерантность..............………………….………………..…. 287

6. Межконфессиональная толерантность……………………………..……..…290

7. Факторы роста толерантности ........……………………………………….…...295

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz