М.В. Силантьева, г. Москва

Особенности эстетических взглядов Н.А. Бердяева

 

          Н.А. Бердяев, выдающийся русский философ, разработавший оригинальную версию экзистенциализма – экзистенциальную диалектику, - один из первых в 20 веке поставил вопрос  о соотношении этики и эстетики. Интересно, что в рамках предложенного им подхода данный вопрос представляется скорее прикладным, нежели сугубо умозрительным. Поскольку, с точки зрения Бердяева, сама философия есть целостная «жизнь духа», познание – это самоизменение человеческого существования, чья спонтанность предстает в единстве гносеологического и бытийного аспектов. Философия, таким образом, «возвращается» к своей античной парадигме: любовь к мудрости – занятие, далеко не нейтральное по отношению к человеку. Последнее не значит, что, занимаясь философией, можно «добыть» истину и начать как-то манипулировать ее (или ее фрагментами) в своих частных целях. Мудрость состоит в уяснении дистанции по отношению к истине и приобретении навыка пребывания в «поле» такой дистантности. Поэтому не вызывает сомнения «прикладной» характер этической стороны указанного вопроса: всякое «возрастание» личности есть жизненный процесс, «открывающийся» в «реализме» действительного существования.

          Этическая – жизненная - ценность философствования при таком подходе состоит в выяснении «сверхпрагматичных» целей человеческого присутствия в мире. По Бердяеву, они состоят в творчестве. Однако что такое творчество? Обратившись к учению автора «Смысла творчества», мы обнаружим, что творчество раскрывается как сущность духовной составляющей существования человека. При этом «онтологически» эта сущность не есть реализация некоего  «расчерченного и утвержденного» плана. Она – духовное движение, самовозрастание, трансцендирование человека; его выход за свои пределы. Такое самовозрастание «направлено» по азимуту Абсолюта; однако и Абсолют не дан в качестве возможного стабильного объекта, приближение к которому могло бы закончится его освоением. «Сущность», таким образом, не есть субстанция – некая неподвижная «опора существования. Она – опора динамическая, непредзаданная и свободная: образно говоря, это не мост, а протянутая рука помощи. Именно поэтому Бердяев вообще предпочитает использовать традиционные философские понятия как метафоры, а вовсе не как категории рассудка; именно поэтому он в конце концов указывает на «неточность» самого понятия «сущность». Если понимать под сущностью некую устойчивую плоскость, панцирь черепахи, на котором держится «земля» человеческого присутствия в жизни, - то сущности нет, как нет в действительности этого мифического животного. Если же понимать под «сущностью» внутренне динамичное - «горячее» - «духовное ядро» существования, актуально бесконечное по своим параметрам, то понятие «сущность» будет нуждаться в уточнении и прояснении, «отталкивании» от своего привычного смысла. Здесь Бердяев, очевидно, оказывается в одном ряду с философами-антисубстанциалистами, список которых открывают Керкегор и Шопенгауэр, а продолжают Ясперс и Хайдеггер.

          Творчество, таким образом, оказывается своеобразным «вопрошанием». Но вопрос – это уменьшение меры неопределенности. Неопределенность, бесконечность свободы провоцирует человека на то, чтобы задаваться вопросом о ней, ибо в силу своей принципиальной ограниченности он не может обращаться с ней иначе.

          Примечательно, что с точки зрения Бердяева творчество – это прежде всего моральное творчество. Мораль оказывается для него способностью ориентироваться в духовных процессах, оценивая их с точки зрения добра и зла. Мыслитель подчеркивает, что само разделение на добро и зло – это «упадок», «превращенная форма» свободы. Но парадоксальным образом при этом освобождение, - преодоление разделенности существования на свет и тень, на добро и зло, - возможно лишь на пути предельно дифференцированного морального разделения. Творческий потенциал морали «востребован» каждодневным существованием человека. Мы настолько люди, насколько наши поступки – результат морального выбора, а не морального автоматизма. Таким образом мораль – способ ориентации в духовном «пространстве», составляющем основу нашей жизни, ее подлинное существование.

Творческий акт моральной оценки требует в каждом конкретном, по существу уникальном, случае морального выбора соотнести общую норму с единичным событием поступка. В процессе такой оценки и происходит акт подлинного творчества – самопревосхождения, трансцендирования человеческого существования. Поэтому мораль – это вопрос в форме действия: а правильно ли я поступаю, насколько удалось мое соотнесение общего с уникальным, мой конкретный синтез общего и уникального. Вопросом действие остается здесь еще и потому, что – как известно – очень малый процент поступков, даже имеющих положительный нравственный мотив (достаточно обоснованный со всех точек зрения), имеют положительные результаты. Но если так, то очевиден «сбой» поступка-вопрошания; синтез, который не состоялся в полной мере.

В свою очередь искусство предстает в экзистенциальной диалектике Бердяева как своеобразная духовная лаборатория, в силу исходной «виртуальности» своего продукта не предполагающая подлинной свободы творчества. При кажущемся противоречии данного утверждения идее «свободной игры» художника-творца, не следует забывать, что еще Кант обосновал ограниченность свободы в сфере искусства. Оно поднимается к трансцендированию (т.е. попаданию в «царство свободы»), только когда происходит столкновение свободной игры воображения – с бесконечностью, сопровождающееся чувством «возвышенного». «Возвышенное» провоцирует трансцендирование, но и в этом случае само трансцендирование по существу есть моральный акт самопревосхождения. Так, даже эстетика безобразного указывает на образ в модусе его отсутствия; «распад» современного искусства указывает на целостность, которой нет.

«Лабораторная работа» искусства, таким образом, имеет смысл только с точки зрения все того же оценочного вопрошания о добре и зле. Причем зло как «падшая свобода» (Достоевский) – одна из самых острых формулировок вопроса об истине  добра. Теодицея, говорит Бердяев, здесь дополняется антроподицеей, эсхатологическим и сотериологическим аспектами философии существования.

Этику и эстетику, с точки зрения Бердяева, объединяет не только общая проблематика вопрошания. Они генетически принадлежат одному типу духовного восприятия. Это –  непосредственность духовного опыта.

Известно, что введение в философское рассуждение данной категории ставит под сомнение рациональность предложенного рассуждения, поскольку, апеллируя к духовному опыту, разум выходит за свои границы. О свободе – неопределненности – вообще не может быть рационального понятия в строгом смысле слова, ведь само понятие есть ограничение, определивание. Соответственно, в философию вместе со ссылкой на «духовный опыт» входит элемент иррационального, «прививку» которого она получает со стороны «учения о тайне» - мистики. Мистика при этом также определенным образом модифицируется. Это – не «дикая» мистика теософии и антропософии, выдающая скорее пласты неоформленной рассудком «психологии бессознательного», нежели действительные «астральные» события. Мистика, о которой идет речь, требует корректного описания границы Тайны, без попытки «структурировать» ее – и в то же время без попытки умолчать о ее существовании, не заметить его (как это делает позитивистски ориентированное мышление). Итак, тайна может быть воспринята и свидетельски описана. Точность такого описания – одна из задач эстетики. Давая отчет о характере непосредственности восприятия феноменов, эстетика выясняет такую их характеристику, как отношение к свободе (неопределенности). Именно поэтому, между прочим, у Канта нет отдельных эстетических феноменов. Эстетическое – не самостоятельная сфера, а аспект самодвижения личности к свободе. Таким образом, этическое и эстетическое предстают как два подхода к данному движению, раскрывая его с разных сторон. Не случайно, по-видимому, и в философии Платона божественное Единое обращено в мир бытия своими тремя «лицами» - Истиной, Добром и Красотой; а познание истины описано в «Пире» как движение к идее Прекрасного, Блага. Единство этих аспектов и раскрывает совершенство – полноту и цельность - Абсолюта. Духовный опыт, настаивает Бердяев, также первичен и не менее реален, чем опыт в смысле эмпиризма. Более того, опыт природы и опыт свободы не могут быть дифференцированы на начальных этапах познания. Поэтому кантовская «вещь сама по себе» аффицирует сознание как бы «с двух сторон» – «снизу», со стороны трансцендентальной эстетики, и «сверху», из «точки» морали.

При этом в рассуждении о непосредственности восприятия сквозь призму духовного опыта речь идет о форме чувственности, которая не сводима к внешним ощущениям. Такая внутренняя непосредственность в философии получила название интуиции. Бердяев рассматривает ее как особое интеллектуально-эмоционально единство, характеризующее единство и целостность личности. Однако интуицию легко спутать с фантазией: так же являясь непосредственной и внутренней, фантазия, в отличие от интуиции, не предполагает трансцендирования, выхода за свои пределы. Бердяев особо предостерегает от того, чтобы полагать «фантазмы» этически и эстетически значимыми. Они – скорее «побочный продукт» лабораторной работы искусства, некий «выкидыш» несостоявшейся интуиции.

          По мысли русского философа, эстетика не случайно выходит на передний план культуры последнего времени. Сама моральная проблематика связана с идеей свободной игры значительно глубже, чем это принято полагать с точки зрения «этики закона». Дело в том, что свобода присутствует в морали как «след» (эту мысль Канта Бердяев также часто воспроизводит в своих сочинениях). Мораль же раскрывается как способность человека начать цепь причинения «с себя», в контексте природно-социокультурных детерминант и в то же время – независимо от этого контекста. Гераклитово «дитя, играющее в шашки» - символ божественной свободы передвижения на плоскости существования. Здесь духовная «вертикаль» может спонтанно открыться в любой точке плоскости; основание же ее собственной активности «не видны» «двухмаерным существам». Именно поэтому «рисунок» духовного движения видится как игра, - основания, «законы» духовного движения принципиально не воспринимаемы человеком. Игра поэтому оказывается синонимом свободы, а не только безответственности (как на начальном этапе этического анализа).

Эстетика способна «видеть» человека в единстве всех  его проявлений. Тогда, парадоксальным образом, «внешняя» и «внутренняя» формы чувственности оказываются не такими уж далекими друг от друга, как это кажется ограниченному по своей природе разуму. Непосредственность всякого рода выводит человека от его конечности – к бесконечности; от самоопределения и определенности – к неопределенности и свободе; от замкнутости в моральном автоматизме и индивидуализме – к трансцендированию и персонализму.

Эстетическое вопрошание раскрывает потенциал морали как парадоксального пути преодоления «падшести» мира. Из сказанного становится понятно, что проблема соотношения «прекрасного» и «доброго», поставленная в классической эстетике, не может быть воспринята как удовлетворительный ответ на вопрос о соотношении этики и эстетики. Строго говоря, вывод из ее построений напрашивается довольно неутешительный. Нет единства добра и красоты. Их соединение – условно, вымученно и неподлинно. Добро как противоположность зла вообще «набило оскомину»: хороший вкус больше не выдерживает засилья «нравтсвенно-положительных» героев художественных произведений. Не выдерживает настолько, что в современной  литературе их, кажется, вообще не осталось.

Метод Бердяев позволяет установить, что основание этого «странного» процесса – вовсе не в радикальной испорченности современного человечества, а в том, что по мере его «старения» нарастает поляризация добра и зла. С точки зрения любви к истине эта ситуация сопряжена с нарастанием отчаяния, - ведь добро только тогда в полном смысле добро, когда оно преодолевает зло, а не противопоставляет себя ему. Добро, противопоставленное злу, - не совсем добро. Это – добро ущербное, опирающееся на зло, как художник опирается на игру светотени при создании своего живописного произведения. Поэтому вопрошание о добре – не о «частичном» добре, рядоположенном злу,  а об абсолютном добре, сверх-добре, - возможно только как экстремальное, «лабораторное» вопрошание. Вопрошание, требующее духовного  бесстрашия.

Эстетика, стоящая на границе виртуальности, с одной стороны создает видимость отсутствия духовно-рисковых ситуаций в такой «моральной игре». А с другой – гарантирует, что ее адепт будет работать «без страховки», которую дает фал моральных предписаний. Выходя в открытый космос существования, философ в поле эстетики непосредственно касается истины, - даже если оказывается в безвоздушном пространстве ее отсутствия, он имеет возможность косвенно судить о ее «вакуумном» источнике, творящем ничто. Поэтому предельное моральное вопрошание современной культуры проявляет себя именно как эстетическая деятельность.

С этим связаны многие процессы современного «постмодернистского состояния», в котором философия перестала являться в своем собственном обличьи, прячась то за спину науки (позитивизм различного толка), то за спину искусства (постмодернизм), то – за религию (собственно экзистенциальная диалектика).

Возможно, уже не далеко то время, когда воспетый Сократом «ленивый конь» окончательно уснет, а философия до конца утратит свою специфику, потерявшись в культуре среди других форм спонтанной активности человеческого существования. Синдром «эстетизации философии» – весьма серьезное предупреждение о том, что такое возможно.

          Вместе с этим этическая сторона философской деятельности, опирающаяся на интегрирующую эстетизацию, выявляет актуальность морального абсолюта в философии и прикладной характер теории. Той, которая на первый взгляд кажется абстрактной и далекой от «нужд» современного человека.

Hosted by uCoz