Будучи заявлением о намерениях, данный документ ставит своей целью
изложить формулировку единого всемирного стандарта, приложимого как мера оценки
делового поведения. Наша задача - положить начало процессу выявления всеми
разделяемых ценностей, а следовательно, и формированию общего мнения
относительно принципов делового поведения, приемлемых для каждого и уважаемых всеми.
Эти принципы опираются на два основных этических идеала: «кёсей» и «человеческое достоинство». Японская концепция «кёсей» означает совместную жизнь и работу для общего блага, при том, что сотрудничество и взаимное процветание сосуществуют со здоровой и честной конкуренцией. Концепция «человеческого достоинства» имеет в виду святость и самоценность каждой личности, которая является венцом, а не просто средством достижения целей других людей или даже большинства.
«Общие принципы», изложенные в главе 2, имеют целью прояснить значение
концепций «кёсей» и «человеческого достоинства», тогда как более подробные
«Принципы отношений к...» (глава 3) посвящены их практическому применению.
Контакты на почве бизнеса зачастую представляют собой начальную точку
соприкосновения наций, и от того, какие экономические и социальные изменения
проистекают вследствие этих контактов, зависит уровень страха или доверия между
людьми во всем мире. Члены «"Круглого стола" в Ко» прежде всего
настаивают на том, что порядок должен быть в первую очередь наведен в
собственном доме, и на том, что необходимо приложить усилия и понять, ЧТО
правильно, а не то, КТО прав.
383
ГЛАВА 1. ПРЕАМБУЛА I
Мобильность рабочей
силы, капитала, продуктов и технологий делает мировой бизнес все более
глобальным с точки зрения сделок и результатов.
Закон и рыночные силы
есть необходимое, но недостаточное руководство к поведению.
Фундаментальными ценностями
являются ответственность за политику и действия бизнеса (промышленных и
коммерческих предприятий), а также уважение к достоинству и интересам
держателей акций.
Единые для всех
ценности, в число которых входит и всеобщее процветание, столь же важны для
мирового сообщества, сколь для сообществ меньшего масштаба.
По этим причинам и
вследствие того, что бизнес способен быть мощным проводником положительных
социальных сдвигов, в качестве основы для диалога и руководства к действию мы
предлагаем следующие принципы. При этом мы настоятельно подчеркиваем
необходимость учета моральных ценностей при принятии деловых решений. Без
морали стабильные деловые отношения и надежное мировое сообщество — невозможны.
384
Принцип 1. Ответственность бизнеса: не только перед акционерами, но и перед всеми участниками
Общественная
значимость бизнеса заключается в обеспечении благосостояния и занятости, а
также в товарах и услугах, предоставляемых потребителю за разумную плату,
величина которой зависит от качества этих товаров и услуг. Для того чтобы
обрести эту значимость, бизнес должен заботиться о своем экономическом здоровье
и жизнеспособности, причем «выживание» как цель здесь недостаточно.
Всякое предприятие
играет свою роль в улучшении качества жизни всех его клиентов, служащих и
акционеров, что осуществляется посредством разделения с ними той прибыли, в
создании которой они принимали участие. Точно так же поставщики и конкуренты
вправе рассчитывать на то, что бизнес вознаградит выполнение ими своих
обязательств в духе честности и справедливости. Состоя из ответственных
граждан местного, национального, регионального и .немирного сообществ, в
рамках которых оно действует, каждое предприятие несет свою долю
ответственности в формировании будущего этих сообществ.
Принцип 2. Социально-экономическое значение бизнеса: вперед к нововведениям, справедливости и мировому сообществу
Предприятия, основанные в зарубежных странах с тем, чтобы разрабатывать свои концепции, производить или продавать, вносят вклад в социальное развитие этих стран посредством обеспечения занятости и содействия росту покупательной способно-
385
сти граждан. Помимо того, бизнес должен способствовать соблюдению прав
человека, образованию, социальному обеспечению и оживлению экономики тех
стран, где он базируется.
Однако обязанности предприятий не ограничиваются участием в
социально-экономическом развитии тех стран, где они работают, но
распространяются на развитие мирового сообщества в целом, что осуществляется
посредством эффективного и разумного использования ресурсов, свободной и
честной конкуренции, неуклонного внедрения новых технологий, методов
производства, маркетинга и средств связи,
Принцип 3. Деловое поведение: выше буквы закона, согласно духу доверия
Отдавая должное законной заботе о промышленных тайнах, предприятиям
следует признать, что искренность, честность, правдивость, верность данному
слову и открытость (прозрачность) не только действуют во благо их собственной
репутации, но и способствуют эффективности сделок, особенно на международном
уровне.
Принцип 4. Уважение к закону
Во избежание разногласий в торговой сфере, в целях создания более
свободной торговли, одинаковых для всех условий конкуренции, честного и
равного отношения ко всем участникам предприятия должны соблюдать международные
и местные законы. Кроме того, они должны отдавать себе отчет в том, что
некоторые формы поведения, будучи вполне легальными, могут все-таки вызвать
нежеланные последствия.
Принцип 5. Поддержка многосторонней торговли
Предприятия должны поддерживать многосторонние торговые системы
Всемирной торговой организации и аналогичных ей международных организаций.
Следует объединять усилия в
386
стремлении приблизиться к прогрессивной и разумной либерализации
торговли, смягчив те местные условия, которые неоправданно препятствуют
глобальной коммерции, однако же непременно имея при этом в виду интересы
национальной политики.
Принцип 6. Забота об окружающей среде
Обязанность предприятий — сохранять и, насколько это возможно,
оздоровлять окружающую среду, обеспечивая защитные меры и избегая
неоправданной растраты природных ресурсов.
Принцип 7. Недопущение нелегальных действий
Предприятие не может участвовать в незаконных сделках с подкупом, отмыванием денег и должно вместе с другими бороться с подобной практикой. Недопустима торговля оружием и прочими материалами, использующимися в акциях террористов, наркодельцов и прочих агентов организованной преступности.
ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ ОТНОШЕНИЯ К:
Клиентам (потребителям/покупателям)
Мы берем на себя обязательство уважать всех клиентов, неза-:
висимо от того, приобретают они товары и услуги непосредственно у нас
либо на рынке. Таким образом, мы принимаем | на себя ответственность за то,
чтобы:
— обеспечивать наших клиентов продуктами высочайшего качества и
услугами, соответствующими их запросам;
— честно относиться к клиентам во всех аспектах сделок, обеспечивать
высокий уровень обслуживания и компенсацию в случае их неудовольствия;
— принимать все меры по обеспечения здоровья и безопасности наших
клиентов, с тем чтобы качество их жизненной среды благодаря нашим товарам и
услугам поддерживалось И улучшалось;
— предложение товаров, маркетинг и реклама осуществлялись с уважением
к человеческому достоинству;
— уважать культурные ценности наших клиентов.
Мы признаем достоинство каждого служащего и серьезно относимся к
интересам каждого из них.
Таким образом, мы принимаем на себя ответственность за то, чтобы:
— обеспечить служащего работой и компенсациями, которые улучшают
условия жизни рабочих;
— обеспечить условия труда с учетом здоровья и достоинства служащего;
—быть честными во взаимоотношениях со служащими и
388
открыто делиться с ними информацией, ограничиваясь лишь рамками,
определенными законодательством и условиями конкуренции;
— прислушиваться к предложениям служащих там, где это возможно, следуя
их советам, идеям, просьбам и пожеланиям;
— в духе доброй воли участвовать в переговорах по разрешению
конфликтов;
— избегать дискриминации и гарантировать равные отношения и
возможности в таких вопросах, как пол, возраст, раса и религия;
— способствовать привлечению к работе людей с разными уровнями
способностей (там, где им находится применение);
— обеспечивать охрану труда (защиту от профессиональных увечий и
заболеваний);
— поощрять и содействовать развитию способностей служащих;
— внимательно следить за ростом безработицы, зачастую являющейся
следствием принятых деловых решений, и сотрудничать с правительствами,
профсоюзами, агентствами по труду и занятости, а также друг с другом в
разрешении такого рода проблем.
Мы высоко ценим доверие, которым одарили нас вкладчики. Соответственно,
мы принимаем на себя ответственность за то, чтобы:
— профессионально и с полным пониманием дела осуществлять руководство
с тем, чтобы обеспечить вложениям наших владельцев честное и
конкурентоспособное возмещение;
—обеспечивать наших владельцев/вкладчиков необходимой информацией в
рамках требований закона и условий конкуренции;
—сохранять, защищать и пополнять вклады наших владельцев/вкладчиков;
389
уважать мнения, выраженные владельцами/вкладчиками,
в форме просьб, предложений, жалоб и официальных решений.
Отношения с поставщиками и субподрядчиками должны базироваться на
взаимном уважении. Таким образом, мы принимаем на себя ответственность за то,
чтобы:
—соблюдать честность и справедливость во всех своих действиях, включая
назначение цены, лицензирование, передачу права на продажу;
— деловая активность была свободна от методов принуждения и
неоправданных судебных тяжб;
— добиваться долгосрочной стабильности в отношениях с поставщиками при
условии их конкурентоспособности и надежности;
— обеспечивать поставщиков информацией, интегрируя их в процесс
планирования;
— оплачивать услуги поставщиков в срок и в соответствии с условиями
соглашений;
искать и поощрять тех поставщиков и
субподрядчиков, которые в своей практике найма придерживаются правил уважения
к человеческому достоинству.
Мы считаем, что честная экономическая конкуренция представляет собой
одно из основных условий повышения благосостояния народов мира и непременным
условием обеспечения возможности справедливого распределения товаров и услуг.
Ввиду этого мы принимаем на себя следующие обязательства:
— способствовать созданию открытого рынка товаров и капиталовложений;
— способствовать
духу соревновательности, который благоготворен в социальном и экологическом
плане, при условии взаимного уважения между конкурентами;
— избегать всяческого участия в сомнительных сделках, в целях получения
преимуществ перед конкурентами;
— уважать права
собственности — как материальной, так и;
интеллектуальной;
отказываться от приобретения коммерческой
информации нечестными или неэтичными способами, в частности, методами
экономического шпионажа.
390
Будучи корпоративными
гражданами мира, мы считаем, что в состоянии способствовать тем силам
реформирования и борьбы за права человека, которые действуют в той местности,
где работают наши предприятия. Таким образом, по отношению к местной
общественности мы принимаем на себя следующие обязательства:
— уважать права человека и демократические институты, помогая им по
мере возможности;
— признавать законные обязательства правительств по отношению к
обществу в целом, поддерживая те политические и практические решения, которые
направлены на развитие человеческой личности посредством гармоничных отношений
между бизнесом и обществом;
— сотрудничать с теми представителями общества, которые посвятили себя
повышению стандартов здоровья, образования,;
безопасности
условий труда и экономического благосостояния; i
— поощрять меры и активно участвовать в сохранении окружающей среды и
природных ресурсов;
— поддерживать мир, безопасность, многообразие и социальную
интеграцию;
— уважать
цельность местных культур;
—быть примерными корпоративными гражданами, обеспечивать вклады в
благотворительность, взносы в образование и культуру, участие служащих в
различных акциях местного значения и гражданских акциях.
391
«"Круглый
стол" в Ко» призван привести вышеприведенные «Принципы» в действие,
поскольку его члены верят в то, что деловое поведение, приведенное в
соответствие с «Принципами» на началах справедливости, будет способствовать
процветанию глобальной экономики. Ввиду этого «"Круглый стол" в Ко»
поддерживает следующие начинания:
—
Правильное управление корпорацией
Правильное
управление корпорацией — это первый шаг на пути к корпоративной социальной
ответственности и руководству бизнесом, основанному на вышеназванных принципах.
Компании, которые (а) признают и стараются сбалансировать интересы всех
(непосредственных и опосредованных) участников производства, (б) формируют
доверие посредством обеспечения прозрачности и (в) могут быть подотчетны с точки
зрения этических, экологических и экономических норм, являются могучей движущей
силой положительных сдвигов в обществе.
— Доверие
посредством прозрачности
Требования к
прозрачности разнообразны. Компания должна быть готова к полной и адекватной
инспекции, должна участвовать в конкуренции на честных и справедливых основах
и быть открытой к диалогу со всеми заинтересованными лицами (участниками). Бизнес должен также взять на
себя ведущую роль в совместной с правительством борьбе с практикой подкупа и
коррупции, вследствие которой несправедливым образом выигрывают немногие,
тогда как прогресс развивающихся наций замедляется, а конкуренция страдает в
глобальном масштабе.
392 Ответственные
вложения в иностранную экономику и торговля
Неприемлемо,
чтобы огромное число людей было лишено преимуществ, даваемых технологией и
капиталом. Да и глобализация экономики не станет успешной, если, помимо
процветания, окажется не в состоянии генерировать еще и справедливость и
надежность. Бизнес должен работать в союзе с местными правительствами с тем,
чтобы стимулировать формирование необходимых условий для роста иностранных
вложений в местную экономику, что приводит к появлению новых рабочих мест и
повышению уровня жизни по всему миру.
«"Круглый
стол" в Ко» отдает себе отчет в том, что одного достойного делового
поведения недостаточно. Особая роль принадлежит правительству. Если
правительство не создает условий для политической стабильности, не борется с
коррупцией, не создает необходимых базовых инфраструктур (включая здоровую
банковскую систему), не чтит закона, то вложений не будет и страна не подпадет
под благодетельное влияние глобализации. «"Круглый стол" в Ко» ищет
возможности диалога и сотрудничества с правительствами и прочими организациями,
имея в виду формирование, отстаивание и внедрение программ и инициатив, которые
приведут к процветанию справедливого и надежного общества.
Ко-сюр-Монтрё,
1994 г.
[1] Принципы деловой этики, разработанные Круглым столом в «КО», воспроизводятся по книге Фредерика Филипса «Формула успеха», М., Вагриус, 2000, где они приведены в качестве основного документа – приложения (с.383 – 393). Здесь и ниже пагинация документа соответствует тексту указанной книги.