Ко-сюр-Монтрё,  Швейцария

 

 

 

 

 

 

                                ДЕЛОВАЯ ЭТИКА

 

Принципы ведения бизнеса, разработанные «"Круглым столом" в Ко»[1]

 

                                                                     Введение

                                   

 

Будучи заявлением о намерениях, данный документ ставит своей целью изложить формулировку единого всемирного стандарта, приложимого как мера оценки делового поведения. Наша задача - положить начало процессу выявления всеми разделяемых ценностей, а следовательно, и формированию общего мнения относительно принципов делового поведения, приемлемых для каждого и уважаемых всеми.

Эти принципы опираются на два основных этических идеала: «кёсей» и «человеческое достоинство». Японская концепция «кёсей» означает совместную жизнь и работу для общего блага, при  том,  что сотрудничество и взаимное процветание сосуществуют со здоровой и честной конкуренцией. Концепция «человеческого достоинства» имеет в виду святость и самоценность каждой личности, которая является венцом, а не просто средством достижения целей других людей или даже большинства.                                             

«Общие принципы», изложенные в главе 2, имеют целью прояснить значение концепций «кёсей» и «человеческого достоинства», тогда как более подробные «Принципы отношений к...» (глава 3) посвящены их практическому применению.

Контакты на почве бизнеса зачастую представляют собой начальную точку соприкосновения наций, и от того, какие экономические и социальные изменения проистекают вследствие этих контактов, зависит уровень страха или доверия между людьми во всем мире. Члены «"Круглого стола" в Ко» прежде всего настаивают на том, что порядок должен быть в первую очередь наведен в собственном доме, и на том, что необходимо приложить усилия и понять, ЧТО правильно, а не то, КТО прав.

 

 

383

ГЛАВА 1. ПРЕАМБУЛА I

 

Мобильность рабочей силы, капитала, продуктов и технологий делает мировой бизнес все более глобальным с точки зрения сделок и результатов.

Закон и рыночные силы есть необходимое, но недостаточ­ное руководство к поведению.

Фундаментальными ценностями являются ответственность за политику и действия бизнеса (промышленных и коммерчес­ких предприятий), а также уважение к достоинству и интере­сам держателей акций.

Единые для всех ценности, в число которых входит и все­общее процветание, столь же важны для мирового сообще­ства, сколь для сообществ меньшего масштаба.

По этим причинам и вследствие того, что бизнес способен быть мощным проводником положительных социальных сдви­гов, в качестве основы для диалога и руководства к действию мы предлагаем следующие принципы. При этом мы настоя­тельно подчеркиваем необходимость учета моральных ценнос­тей при принятии деловых решений. Без морали стабильные деловые отношения и надежное мировое сообщество — невоз­можны.

384

ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

 

Принцип 1. Ответственность бизнеса: не только перед акционерами, но и перед всеми участниками

Общественная значимость бизнеса заключается в обеспечении благосостояния и занятости, а также в товарах и услугах, пре­доставляемых потребителю за разумную плату, величина кото­рой зависит от качества этих товаров и услуг. Для того чтобы обрести эту значимость, бизнес должен заботиться о своем экономическом здоровье и жизнеспособности, причем «выжи­вание» как цель здесь недостаточно.

Всякое предприятие играет свою роль в улучшении каче­ства жизни всех его клиентов, служащих и акционеров, что осуществляется посредством разделения с ними той прибыли, в создании которой они принимали участие. Точно так же по­ставщики и конкуренты вправе рассчитывать на то, что бизнес вознаградит выполнение ими своих обязательств в духе чест­ности и справедливости. Состоя из ответственных граждан ме­стного, национального, регионального и .немирного сооб­ществ, в рамках которых оно действует, каждое предприятие несет свою долю ответственности в формировании будущего этих сообществ.

Принцип 2. Социально-экономическое значение бизнеса: вперед к нововведениям, справедливости и мировому сообществу

Предприятия, основанные в зарубежных странах с тем, чтобы разрабатывать свои концепции, производить или продавать, вно­сят вклад в социальное развитие этих стран посредством обес­печения занятости и содействия росту покупательной способно-

385

сти граждан. Помимо того, бизнес должен способствовать со­блюдению прав человека, образованию, социальному обеспече­нию и оживлению экономики тех стран, где он базируется.

Однако обязанности предприятий не ограничиваются учас­тием в социально-экономическом развитии тех стран, где они работают, но распространяются на развитие мирового сообще­ства в целом, что осуществляется посредством эффективного и разумного использования ресурсов, свободной и честной кон­куренции, неуклонного внедрения новых технологий, методов производства, маркетинга и средств связи,

Принцип 3. Деловое поведение: выше буквы закона, согласно духу доверия

Отдавая должное законной заботе о промышленных тайнах, предприятиям следует признать, что искренность, честность, правдивость, верность данному слову и открытость (прозрач­ность) не только действуют во благо их собственной репута­ции, но и способствуют эффективности сделок, особенно на международном уровне.

Принцип 4. Уважение к закону

Во избежание разногласий в торговой сфере, в целях создания более свободной торговли, одинаковых для всех условий кон­куренции, честного и равного отношения ко всем участникам предприятия должны соблюдать международные и местные законы. Кроме того, они должны отдавать себе отчет в том, что некоторые формы поведения, будучи вполне легальными, мо­гут все-таки вызвать нежеланные последствия.

Принцип 5. Поддержка многосторонней торговли

Предприятия должны поддерживать многосторонние торговые системы Всемирной торговой организации и аналогичных ей международных организаций. Следует объединять усилия в

386

стремлении приблизиться к прогрессивной и разумной либера­лизации торговли, смягчив те местные условия, которые не­оправданно препятствуют глобальной коммерции, однако же непременно имея при этом в виду интересы национальной по­литики.

Принцип 6. Забота об окружающей среде

Обязанность предприятий — сохранять и, насколько это воз­можно, оздоровлять окружающую среду, обеспечивая защит­ные меры и избегая неоправданной растраты природных ре­сурсов.

Принцип 7. Недопущение нелегальных действий

Предприятие не может участвовать в незаконных сделках с подкупом, отмыванием денег и должно вместе с другими бо­роться с подобной практикой. Недопустима торговля оружием и прочими материалами, использующимися в акциях террори­стов, наркодельцов и прочих агентов организованной преступ­ности.

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ ОТНОШЕНИЯ К:

 

Клиентам (потребителям/покупателям)

Мы берем на себя обязательство уважать всех клиентов, неза-:

висимо от того, приобретают они товары и услуги непосред­ственно у нас либо на рынке. Таким образом, мы принимаем | на себя ответственность за то, чтобы:

— обеспечивать наших клиентов продуктами высочайшего качества и услугами, соответствующими их запросам;

— честно относиться к клиентам во всех аспектах сделок, обеспечивать высокий уровень обслуживания и компенсацию в случае их неудовольствия;

— принимать все меры по обеспечения здоровья и безопас­ности наших клиентов, с тем чтобы качество их жизненной среды благодаря нашим товарам и услугам поддерживалось И улучшалось;

— предложение товаров, маркетинг и реклама осуществля­лись с уважением к человеческому достоинству;

— уважать культурные ценности наших клиентов.

                                     Служащим

Мы признаем достоинство каждого служащего и серьезно от­носимся к интересам каждого из них.

Таким образом, мы принимаем на себя ответственность за то, чтобы:

— обеспечить служащего работой и компенсациями, кото­рые улучшают условия жизни рабочих;

— обеспечить условия труда с учетом здоровья и достоин­ства служащего;

—быть честными во взаимоотношениях со служащими и

388

открыто делиться с ними информацией, ограничиваясь лишь рамками, определенными законодательством и условиями кон­куренции;

— прислушиваться к предложениям служащих там, где это возможно, следуя их советам, идеям, просьбам и пожела­ниям;

в духе доброй воли участвовать в переговорах по разре­шению конфликтов;

— избегать дискриминации и гарантировать равные отно­шения и возможности в таких вопросах, как пол, возраст, раса и религия;

— способствовать привлечению к работе людей с разны­ми уровнями способностей (там, где им находится примене­ние);

— обеспечивать охрану труда (защиту от профессиональ­ных увечий и заболеваний);

— поощрять и содействовать развитию способностей слу­жащих;

— внимательно следить за ростом безработицы, зачастую являющейся следствием принятых деловых решений, и со­трудничать с правительствами, профсоюзами, агентствами по труду и занятости, а также друг с другом в разрешении такого рода проблем.

 

                         Владельцам/вкладчикам

 

Мы высоко ценим доверие, которым одарили нас вкладчики. Соответственно, мы принимаем на себя ответственность за то, чтобы:

— профессионально и с полным пониманием дела осуще­ствлять руководство с тем, чтобы обеспечить вложениям на­ших владельцев честное и конкурентоспособное возмеще­ние;

—обеспечивать наших владельцев/вкладчиков необходи­мой информацией в рамках требований закона и условий кон­куренции;

—сохранять, защищать и пополнять вклады наших вла­дельцев/вкладчиков;

 

389

        уважать мнения, выраженные владельцами/вкладчиками, в форме просьб, предложений, жалоб и официальных реше­ний.

 

Поставщикам

 

Отношения с поставщиками и субподрядчиками должны бази­роваться на взаимном уважении. Таким образом, мы принима­ем на себя ответственность за то, чтобы:

—соблюдать честность и справедливость во всех своих действиях, включая назначение цены, лицензирование, переда­чу права на продажу;

— деловая активность была свободна от методов принуж­дения и неоправданных судебных тяжб;

— добиваться долгосрочной стабильности в отношениях с поставщиками при условии их конкурентоспособности и на­дежности;

— обеспечивать поставщиков информацией, интегрируя их в процесс планирования;

— оплачивать услуги поставщиков в срок и в соответствии с условиями соглашений;

        искать и поощрять тех поставщиков и субподрядчиков, которые в своей практике найма придерживаются правил ува­жения к человеческому достоинству.

 

Конкурентам

 

Мы считаем, что честная экономическая конкуренция пред­ставляет собой одно из основных условий повышения благо­состояния народов мира и непременным условием обеспече­ния возможности справедливого распределения товаров и услуг. Ввиду этого мы принимаем на себя следующие обязательства:

— способствовать созданию открытого рынка товаров и капиталовложений;

— способствовать духу соревновательности, который благоготворен в социальном и экологическом плане, при условии взаимного уважения между конкурентами;

— избегать всяческого участия в сомнительных сделках, в целях получения преимуществ перед конкурентами;

— уважать права собственности — как материальной, так и;

интеллектуальной;

        отказываться от приобретения коммерческой информа­ции нечестными или неэтичными способами, в частности, ме­тодами экономического шпионажа.

390

 

Местной общественности

 

         Будучи корпоративными гражданами мира, мы считаем, что в состоянии способствовать тем силам реформирования и борь­бы за права человека, которые действуют в той местности, где работают наши предприятия. Таким образом, по отношению к местной общественности мы принимаем на себя следующие обязательства:

— уважать права человека и демократические институты, помогая им по мере возможности;

— признавать законные обязательства правительств по от­ношению к обществу в целом, поддерживая те политические и практические решения, которые направлены на развитие человеческой личности посредством гармоничных отношений между бизнесом и обществом;

— сотрудничать с теми представителями общества, которые посвятили себя повышению стандартов здоровья, образования,;

безопасности условий труда и экономического благосостояния; i

— поощрять меры и активно участвовать в сохранении окружающей среды и природных ресурсов;

— поддерживать мир, безопасность, многообразие и соци­альную интеграцию;

— уважать цельность местных культур;     

—быть примерными корпоративными гражданами, обес­печивать вклады в благотворительность, взносы в образование и культуру, участие служащих в различных акциях местного значения и гражданских акциях.

391

 

Актуальные проблемы приоритетного значения

 

«"Круглый стол" в Ко» призван привести вышеприведенные «Принципы» в действие, поскольку его члены верят в то, что деловое поведение, приведенное в соответствие с «Принципа­ми» на началах справедливости, будет способствовать процвета­нию глобальной экономики. Ввиду этого «"Круглый стол" в Ко»

поддерживает следующие начинания:

 

— Правильное управление корпорацией

Правильное управление корпорацией — это первый шаг на пути к корпоративной социальной ответственности и руковод­ству бизнесом, основанному на вышеназванных принципах. Компании, которые (а) признают и стараются сбалансировать интересы всех (непосредственных и опосредованных) участ­ников производства, (б) формируют доверие посредством обеспечения прозрачности и (в) могут быть подотчетны с точ­ки зрения этических, экологических и экономических норм, являются могучей движущей силой положительных сдвигов в обществе.

— Доверие посредством прозрачности

Требования к прозрачности разнообразны. Компания долж­на быть готова к полной и адекватной инспекции, должна уча­ствовать в конкуренции на честных и справедливых основах и быть открытой к диалогу со всеми заинтересованными лицами  (участниками). Бизнес должен также взять на себя ведущую роль в совместной с правительством борьбе с практикой под­купа и коррупции, вследствие которой несправедливым обра­зом выигрывают немногие, тогда как прогресс развивающихся наций замедляется, а конкуренция страдает в глобальном мас­штабе.

392            Ответственные вложения в иностранную экономику и торговля

 

Неприемлемо, чтобы огромное число людей было лишено преимуществ, даваемых технологией и капиталом. Да и глоба­лизация экономики не станет успешной, если, помимо процветания, окажется не в состоянии генерировать еще и справедли­вость и надежность. Бизнес должен работать в союзе с мест­ными правительствами с тем, чтобы стимулировать формиро­вание необходимых условий для роста иностранных вложений в местную экономику, что приводит к появлению новых рабо­чих мест и повышению уровня жизни по всему миру.

«"Круглый стол" в Ко» отдает себе отчет в том, что одного достойного делового поведения недостаточно. Особая роль принадлежит правительству. Если правительство не создает условий для политической стабильности, не борется с корруп­цией, не создает необходимых базовых инфраструктур (вклю­чая здоровую банковскую систему), не чтит закона, то вложе­ний не будет и страна не подпадет под благодетельное влияние глобализации. «"Круглый стол" в Ко» ищет возможности диа­лога и сотрудничества с правительствами и прочими организа­циями, имея в виду формирование, отстаивание и внедрение программ и инициатив, которые приведут к процветанию спра­ведливого и надежного общества.

 

 

Ко-сюр-Монтрё, 1994 г.

 

 

 

 



[1] Принципы деловой этики, разработанные Круглым столом  в «КО», воспроизводятся  по книге Фредерика Филипса  «Формула успеха», М., Вагриус, 2000,   где они приведены в качестве основного документа – приложения (с.383 – 393). Здесь и ниже пагинация документа  соответствует тексту указанной книги.

Hosted by uCoz