Круглый стол «Мировые религии и диалог культур» на  III Российском философском конгрессе, сентябрь 2002 г., Ростов-на-Дону.

 

 

Панфилова Т.В.,

 д.ф.н., профессор МГИМО (У) МИД РФ

 

Духовность - это религиозность?

 

 

Почему вопрос о диалоге культур связывается с мировыми религиями? Обычно предполагается, что в основе диалога лежит духовность. Но на каком основании духовность приравнивается к религиозности?

Вместо обоснования такого отождествления встречается ссылка на то, что человека можно рассматривать либо как чисто природное существо, либо как существо духовное, т.е. сверхприродное, а значит и религиозное. Здесь мы имеем дело с ложной альтернативой, методологически восходящей к метафизике XVIII в.  В диалектической традиции сверхприродное означает общественное, а вовсе не религиозное.

Духовная культура воспроизводится только в общении, которое, в свою очередь, восходит к практической деятельности. Понятие духовности охватывает все проявления, связанные с осознанием и осмыслением деятельности, существенными моментами которых являются целеполагание и выработка подходящих средств для реализации цели.

Духовность вырабатывается благодаря организации общения ребёнка с взрослым через предметы, что было доказано в работе со слепо-глухими детьми. Оказывается, духовность «рукотворна».

Религиозность представляет собой одну из разновидностей духовной деятельности, складывающуюся в определённых исторических условиях. Нет никаких оснований для отождествления религиозности и духовности.

В диалоге культур религиозность скорее помеха, чем помощник. Диалог предполагает наличие общего языка, каковым является универсальный язык разума (науки в широком смысле слова), но не религии.

 

Hosted by uCoz