НА ПУТИ К ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ.

 

Под таким названием 16 марта 2002 г. в МГИМО(у) МИД РФ состоялся круглый стол, подготовленный кафедрой философии МГИМО совместно с Центром международных проектов (ЦМП) и Управлением международного сотрудничества в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России. Круглый стол состоялся при поддержке Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе (2001-2005 годы)» (Государственный грант №441 от 19 декабря 2001 г. Министерства образования РФ).

С докладами по проблематике круглого стола выступили Тверитинов С.Б., начальник Управления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России, Бутылина Т.П., зам. директора ЦМП Министерства природных ресурсов России, и Морозов Б.Н., координатор проекта ЦМП.

Зав. кафедрой философии МГИМО проф. Шестопал А.В. и аспирантка кафедры Кауфман К.В. представили доклад «Экополитика на рубеже веков: традиции и современность». Орловец В.М., магистрант факультета МЭО МГИМО, сделал сообщение на тему «Теоретические основы концепции устойчивого развития». Состоялась дискуссия, в которой приняли участие специалисты Министерства природных ресурсов России, преподаватели, аспиранты и студенты МГИМО.

В ходе выступлений и дискуссии отмечалось, что теоретики, представляющие экологическую – философскую и политическую - мысль Востока и Юга, всё более обоснованно утверждают, что модели мирового порядка, связанные с европейской традицией Ренессанса и Просвещения, завели мировое сообщество в тупик, поставили всю планету на грань ресурсной, демографической и экологической катастроф.

Позитивная часть критических заявлений сводится к предложению альтернативных многополюсных моделей мировой экополитики, учитывающих влияние новых глобальных и региональных центров технологической, финансовой и политической мощи. Однако многие концепции христианского, исламского, индуистского, буддистского и конфуцианского мирового порядка основываются не на требовании учёта меняющегося баланса сил, а на требовании переоценки общекультурных оснований современной философии экополитики.

На рубеже XXI века глобальное общество вступило в новую фазу экополитики. Менее значима становится роль индустриальных и информационных технологий. На первый план выступают духовно-нравственные проблемы. Гибкость и открытость культуры, сохранность её конфессионального ядра становятся в современной ситуации основными национальными, региональными и глобальными ресурсами экополитики.

Кризис конвенционализма, лежащего в основе современной международной системы, и подъём мировых культурообразующих религий создают (наряду со многими трудностями и опасностями переходного периода) основу для нового мирового экологического порядка, базирующегося на взаимном доверии и сотрудничестве, отвергающего баланс силы и страха как условие международных отношений.

Подготовила Кауфман К.В.,

аспирантка кафедры философии МГИМО.

 

Hosted by uCoz