Проблема рассмотрения Индийской классической системы традиционной медицины «Аюрведа» с точки зрения междисциплинарного подхода»
Очень сложно войти в глубь истории Аюрведы, которая
является тайной. К тому же завеса времени не позволяет нам это сделать. История
Аюрведы начинается с пробуждения разума человека для осмысления процессов,
идущих в его организме и связанных как с процессами потребления пищи, воздуха и
воды, направленными на поддержание жизни, так и с процессами, ведущими к гибели
человека. Неизведанное давало почву для размышления и узнавания новых
комплектующих организма человека, служащих новому человеку –
человеку-разумному.
Пришло время, когда на территории Индии объявился ученый
человек, который подвел итоги имеющегося знания о здоровье духа и тела человека
и сделал традиции Индии доступными для всех. Под традициями Индии в данном случае
подразумевается образ жизни и смерти или существования после жизни. Для любого
индийского жителя известно, что жизнь не прекращается никогда. Поэтому
традиционная медицина Индии связана плотью (плотно) с позицией жизни и смерти,
как принадлежности к другой жизни. И эта составляющая Аюрведы для нашего
времени является самой главной.
О процессе естественного вхождения духа в плотную
составляющую материи и соединение материи с духом во всех элементарных частицах
как космоса, так и человека известно любому индийскому жителю (не обязательно
индусу, т.е. принадлежащему именно к индуизму – основной вере этого народа).
Именно на этой главной составляющей аюрведы и хотелось бы
остановиться, потому что она является важным формирующим фактором
синтетического соединения в человеке и
человечестве двух элементов пары «духо-материя» в единстве.
Именно на соединении этих двух составляющих духа и материи
держится вся живая и даже неживая природа. Без утверждения этого начала трудно
понять Аюрведу. Это самое главное и замечательное (от слова «заметить»), что
следует запомнить, знакомясь с аюрведическим знанием. Тогда многое встанет на
свои места, и самое неожиданное место займет вопрос, который казался
неразрешимым. Например, вегетарианское питание. В Индии оно является основным.
Много философов древности посвятили этой теме изречений. Эта тема актуальна и
сегодня. Стоит ли отдавать в жертву животных даже богам? Индия воспитывается на
вере в победу добра над злом, и каждый индус считает себя приверженцем добра.
Он боится за свое Будущее, которое может быть сопряжено со злом. Например, в
следующей жизни ты можешь родиться Богом зла или войти в духовной ипостаси в
животное тело, которое, к тому же может нести зловредный характер.
Каждый индус верит в возможности совершенствования духа, и
по этой причине будет помогать любому существу избавиться от зла.
Каждый индус верит, что природа является обителью богов.
Почти все реки и горы в Индии являются обителью богов. Растительный мир
божественен, и дух добра или зла поселяется даже в камне. Нет материи без духа.
Но каждому дается шанс к совершенствованию.
В Индии все живое обязательно одушевлено (от слова душа).
Это в русском звучании. Точнее, будет уместно сказать, что Индия считает живой,
одухотворенной любую материю, включая стихии огня, воздуха, воды, земли и даже
пространства (т.е. эфира), который является первоэлементом всех стихий, или
первоэлементом всех элементов. Прана, или жизненная сила является неотъемлемой
частью этого живого процесса. Для индуса – мысль и чувство – это реальная
субстанция, ведущая к действию – карме.
Древние санскритские слова очень созвучны с русским
языком. Слово Аюрведа имеет тоже корень веда, созвучный с русским ведать
(знать), потому перевод слова ведать упрощается.
Ведические знания в медицине – таково понятие аюрведы как
знака, (дающего жизнь). Дословно «знание жизни».
В индуизме слово «веды» сопряжено со словом «веданта» - как знание о
душевности и духоматерии, соединенной с человеком и с космологическим его
пребыванием в мире. Оно имеет философскую аналогию с Аюрведой, занимающейся
подтверждением этой космологии через медицину и ее философию веданты, т.е.
медицинскую веду – аюрведу.
Можно на основании изложенного понять, что аюрведическая
медицина уже по своему жизненному и философскому подходу ближе всех других
медицин стоит к человеку, наполненному душой и духом, а не к
человеку без этих составляющих.
Точно также она относится и к элементам питания,
потребления и общения человека, т.е. его тройственного пребывания в
духоматериальной составляющей, соединенной душой с сердцем. Сердце является
престолом духоматериального зерна и души одновременно. Разум во вне и внутри
человека. Он сопряжен с духовной и душевной составляющей человека, материя
является престолом духа. Примерно такова позиция аюрведического знания в
междисциплинарном видении человека.
И здесь важно уяснить, что современное состояние нашей
прагматической бездуховной медицины находится в тупике. И Аюрведа, ее знание
дает новые открытия для нас и, пожалуй, для современной Индии тоже.
В Индии перемежаются между собой разные виды духовного и
медицинского знания. Аюрведа может привести в порядок наметившийся хаос и
здесь.
Индия уходит от своих корней больше меры. Мы не должны
допустить этого. Индия нуждается в помощи. Аюрведа может дать эту помощь Индии
и нашей стране.
Потому мы должны найти возможность подойти ближе к
аюрведическим знаниям. Для этого требуется контакт между российскими и
индийскими учеными, в том числе для продвижения междисциплинарного подхода
Аюрведы в жизнь Индии и других стран.
Хотелось бы проинформировать в этой статье о
Междисциплинарной Секции Общества «Знание» России, которая проводит синтез
знаний на основе соединения лучшего, имеющегося в науке, философии, религиозной
философии и искусстве, направленных на Общее Благо.
По наблюдениям ученых из Междисциплинарной Секции Общества
«Знание» есть потребность в проведении в жизнь выше обозначенного. Есть
необходимость изучать взаимосвязь мыследействия и человека в этом мыследействии
как такового – внутри человека и во вне его. Мысль является очень тонкой
духоматериальной составляющей, несущей субъективное и объективное одновременно
и влияющей на духоматерию в глобальном смысле этого слова (человек – разум –
вселенная в единстве).
И только через изучение мыследействия мы сможем подойти к
реальности духа и материи в единстве и к невозможности существования одного без
другого. И человек с аюрведическими знаниями нам в этом может помочь.
Человек молится неизвестно кому; употребляя слово «душа»,
не думает о ней как о реальности. Думая и мысля мыслью или действуя мыслью, не
знает этого понятия в реальности. Зафиксированный процесс мышления перешел в
разряд импульсов, идущих от некоего разума, заложенного неизвестно как, кем и
зачем.
Пора и здесь найти ответ.
Ключ к живому человеку лежит через понятия «дух» и «духовидение». Надо попытаться посмотреть на человека через призму духовности. Здесь нашей медицине в помощь и Аюрведа, о которой можно было бы сказать следующее.
По составу многие индийские лекарства отличаются растительным
происхождением, совместимым по составу с производными человеческого содержания.
Индийцы умеют находить соединения по разным вирусогенным показателям.
Результаты у них хуже, чем по гетерогенным. И в то же время можно сказать, что
соединения этих показателей возможно через рост в будущем. Рост качества в
будущем неминуемо приведет к применению разновидностей лекарственных препаратов
типа индийских…
Аюрведа – это специфически выстроенная хронология
применения растительного и минерального сырья лекарств для лечения больных теми
или иными заболеваниями.
Под хронологией подразумевается особый способ соединения
сырья, выработанный в канонах аюр-веды – как знания, данного в ведической
литературе. Не более! Другие же индийские препараты основываются на знании ведической традиции и традиции
современной медицины. Кроме того, гомеопатические средства соединяются с
растительным сырьем и в результате получается нечто среднее между
гомеопатическим и аллопатическим и гносеологическим знанием аюр-веды.
Вообще же аюрведические препараты подразумевают их
приготовление в определенное время и определенным способом, с определенным
настроением и для определенного лица. Потому не стоит, по большому счету,
соединять препараты, означенные выше, с рецептурой ведических препаратов. Но
говорю о том, как должно быть, а не как имеет место быть в настоящий момент
применения их.
И в заключении. С точки зрения Аюрведы любое безобидное
средство может стать обидным для больного человека.
P.S.
Хотелось бы сказать и несколько слов о движении «Урусвати», которое
провозгласила Междисциплинарная Секция Общества «Знание».
Это движение названо в честь Института «Урусвати», который
был создан Рерихами – известными русскими подвижниками, живущими в Индии, в
Долине Кулу, где этот Институт проводил научные исследования, в том числе и по
Аюрведическому знанию. Долина Кулу богата лекарственными травами, и это давало
возможность лабораториям действовать непосредственно в лекарственном поле.
Наша Cекция провела Круглый стол по теме
«Медицина в книгах Агни-йоги». Основой для разговора была вышедшая книга в
издательстве сфера «Медицина и здоровье», основанная на материалах серии
«Агни-йога» и писем Е. Рерих.
Просматривается параллель между Аюрведическим знанием и
медицинскими напутствиями и знаниями, изложенными в книгах «Агни-йоги» и
письмах Е. Рерих.
Рерихи большое внимание уделяли Единому, синтетическому
знанию, считая собирание и сублимирование истин, содержащихся в этих знаниях,
очень важным для человечества процессом, могущим изменить мир и сделать его
Благотворческим, т.е. созидающим только Благо.
Долина Кулу и сегодня могла бы стать местом собирательства
истинного знания. Долина Кулу и сегодня могла бы предоставить место ученым
разных стран для изучения и Аюрведического знания.
Наше движение предусматривает и такую возможность. Хотя
цель движения – именно в движении, активном обмене знаниями синтетического
характера, направленными на Общее Благо, по всему мировому пространству.
Безусловно, Индия может стать лидирующей в этом движении
страной.
Библиография
1. Древнеиндийская философия (начальный период). Москва,
«Мысль», 1972 г.
2. Два цветка на древе медицины (учение индо-тибетской
медицины о здоровье и долголетии). Кушниренко Э.Ю. Москва – Воронеж. ИД
«Золотое сечение». НПО «МОДЕК», 1999 г.
3. Аюрведа: древнее учение о совершенном здоровье. С-Пб: ИД
«Невский проспект», 1999 г.
4. Медицина и здоровье (Мир Агни Йоги)». Москва, Изд.
«Сфера», 1999 г.
5. Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и
«Вьяса-пхашья»), Москва, «Наука», Гл. редакция Восточной литературы. 1992 г.
Касьянова Любовь Павловна – Оргсекретарь Междисциплинарной
Секции Общества «ЗНАНИЕ» России.