Л.П. Касьянова

 

Проблема рассмотрения Индийской классической системы традиционной медицины «Аюрведа»  с точки зрения междисциплинарного подхода»

 

Очень сложно войти в глубь истории Аюрведы, которая является тайной. К тому же завеса времени не позволяет нам это сделать. История Аюрведы начинается с пробуждения разума человека для осмысления процессов, идущих в его организме и связанных как с процессами потребления пищи, воздуха и воды, направленными на поддержание жизни, так и с процессами, ведущими к гибели человека. Неизведанное давало почву для размышления и узнавания новых комплектующих организма человека, служащих новому человеку – человеку-разумному.

Пришло время, когда на территории Индии объявился ученый человек, который подвел итоги имеющегося знания о здоровье духа и тела человека и сделал традиции Индии доступными для всех. Под традициями Индии в данном случае подразумевается образ жизни и смерти или существования после жизни. Для любого индийского жителя известно, что жизнь не прекращается никогда. Поэтому традиционная медицина Индии связана плотью (плотно) с позицией жизни и смерти, как принадлежности к другой жизни. И эта составляющая Аюрведы для нашего времени является самой главной.

О процессе естественного вхождения духа в плотную составляющую материи и соединение материи с духом во всех элементарных частицах как космоса, так и человека известно любому индийскому жителю (не обязательно индусу, т.е. принадлежащему именно к индуизму – основной вере этого народа).

Именно на этой главной составляющей аюрведы и хотелось бы остановиться, потому что она является важным формирующим фактором синтетического соединения в человеке  и человечестве двух элементов пары «духо-материя» в единстве.

Именно на соединении этих двух составляющих духа и материи держится вся живая и даже неживая природа. Без утверждения этого начала трудно понять Аюрведу. Это самое главное и замечательное (от слова «заметить»), что следует запомнить, знакомясь с аюрведическим знанием. Тогда многое встанет на свои места, и самое неожиданное место займет вопрос, который казался неразрешимым. Например, вегетарианское питание. В Индии оно является основным. Много философов древности посвятили этой теме изречений. Эта тема актуальна и сегодня. Стоит ли отдавать в жертву животных даже богам? Индия воспитывается на вере в победу добра над злом, и каждый индус считает себя приверженцем добра. Он боится за свое Будущее, которое может быть сопряжено со злом. Например, в следующей жизни ты можешь родиться Богом зла или войти в духовной ипостаси в животное тело, которое, к тому же может нести зловредный характер.

Каждый индус верит в возможности совершенствования духа, и по этой причине будет помогать любому существу избавиться от зла.

Каждый индус верит, что природа является обителью богов. Почти все реки и горы в Индии являются обителью богов. Растительный мир божественен, и дух добра или зла поселяется даже в камне. Нет материи без духа. Но каждому дается шанс к совершенствованию.

В Индии все живое обязательно одушевлено (от слова душа). Это в русском звучании. Точнее, будет уместно сказать, что Индия считает живой, одухотворенной любую материю, включая стихии огня, воздуха, воды, земли и даже пространства (т.е. эфира), который является первоэлементом всех стихий, или первоэлементом всех элементов. Прана, или жизненная сила является неотъемлемой частью этого живого процесса. Для индуса – мысль и чувство – это реальная субстанция, ведущая к действию – карме.

Древние санскритские слова очень созвучны с русским языком. Слово Аюрведа имеет тоже корень веда, созвучный с русским ведать (знать), потому перевод слова ведать упрощается.

Ведические знания в медицине – таково понятие аюрведы как знака, (дающего жизнь). Дословно «знание жизни».

В индуизме слово «веды» сопряжено  со словом «веданта» - как знание о душевности и духоматерии, соединенной с человеком и с космологическим его пребыванием в мире. Оно имеет философскую аналогию с Аюрведой, занимающейся подтверждением этой космологии через медицину и ее философию веданты, т.е. медицинскую веду – аюрведу.

Можно на основании изложенного понять, что аюрведическая медицина уже по своему жизненному и философскому подходу ближе всех других медицин стоит к человеку, наполненному душой и духом, а не к человеку без этих составляющих.

Точно также она относится и к элементам питания, потребления и общения человека, т.е. его тройственного пребывания в духоматериальной составляющей, соединенной душой с сердцем. Сердце является престолом духоматериального зерна и души одновременно. Разум во вне и внутри человека. Он сопряжен с духовной и душевной составляющей человека, материя является престолом духа. Примерно такова позиция аюрведического знания в междисциплинарном видении человека.

И здесь важно уяснить, что современное состояние нашей прагматической бездуховной медицины находится в тупике. И Аюрведа, ее знание дает новые открытия для нас и, пожалуй, для современной Индии тоже.

В Индии перемежаются между собой разные виды духовного и медицинского знания. Аюрведа может привести в порядок наметившийся хаос и здесь.

Индия уходит от своих корней больше меры. Мы не должны допустить этого. Индия нуждается в помощи. Аюрведа может дать эту помощь Индии и нашей стране.

Потому мы должны найти возможность подойти ближе к аюрведическим знаниям. Для этого требуется контакт между российскими и индийскими учеными, в том числе для продвижения междисциплинарного подхода Аюрведы в жизнь Индии и других стран.

Хотелось бы проинформировать в этой статье о Междисциплинарной Секции Общества «Знание» России, которая проводит синтез знаний на основе соединения лучшего, имеющегося в науке, философии, религиозной философии и искусстве, направленных на Общее Благо.

По наблюдениям ученых из Междисциплинарной Секции Общества «Знание» есть потребность в проведении в жизнь выше обозначенного. Есть необходимость изучать взаимосвязь мыследействия и человека в этом мыследействии как такового – внутри человека и во вне его. Мысль является очень тонкой духоматериальной составляющей, несущей субъективное и объективное одновременно и влияющей на духоматерию в глобальном смысле этого слова (человек – разум – вселенная в единстве).

И только через изучение мыследействия мы сможем подойти к реальности духа и материи в единстве и к невозможности существования одного без другого. И человек с аюрведическими знаниями нам в этом может помочь.

Человек молится неизвестно кому; употребляя слово «душа», не думает о ней как о реальности. Думая и мысля мыслью или действуя мыслью, не знает этого понятия в реальности. Зафиксированный процесс мышления перешел в разряд импульсов, идущих от некоего разума, заложенного неизвестно как, кем и зачем.

Пора и здесь найти ответ.

Ключ к живому человеку лежит через понятия «дух» и «духовидение». Надо попытаться посмотреть на человека через призму духовности. Здесь нашей медицине в помощь и Аюрведа, о которой можно было бы сказать следующее.

По составу многие индийские лекарства отличаются растительным происхождением, совместимым по составу с производными человеческого содержания. Индийцы умеют находить соединения по разным вирусогенным показателям. Результаты у них хуже, чем по гетерогенным. И в то же время можно сказать, что соединения этих показателей возможно через рост в будущем. Рост качества в будущем неминуемо приведет к применению разновидностей лекарственных препаратов типа индийских…

Аюрведа – это специфически выстроенная хронология применения растительного и минерального сырья лекарств для лечения больных теми или иными заболеваниями.

Под хронологией подразумевается особый способ соединения сырья, выработанный в канонах аюр-веды – как знания, данного в ведической литературе. Не более! Другие же индийские препараты основываются на  знании ведической традиции и традиции современной медицины. Кроме того, гомеопатические средства соединяются с растительным сырьем и в результате получается нечто среднее между гомеопатическим и аллопатическим и гносеологическим знанием аюр-веды.

Вообще же аюрведические препараты подразумевают их приготовление в определенное время и определенным способом, с определенным настроением и для определенного лица. Потому не стоит, по большому счету, соединять препараты, означенные выше, с рецептурой ведических препаратов. Но говорю о том, как должно быть, а не как имеет место быть в настоящий момент применения их.

 

И в заключении. С точки зрения Аюрведы любое безобидное средство может стать обидным для больного человека.

 

 P.S. Хотелось бы сказать и несколько слов о движении «Урусвати», которое провозгласила Междисциплинарная Секция Общества «Знание».

Это движение названо в честь Института «Урусвати», который был создан Рерихами – известными русскими подвижниками, живущими в Индии, в Долине Кулу, где этот Институт проводил научные исследования, в том числе и по Аюрведическому знанию. Долина Кулу богата лекарственными травами, и это давало возможность лабораториям действовать непосредственно в лекарственном поле.

Наша Cекция провела Круглый стол по теме «Медицина в книгах Агни-йоги». Основой для разговора была вышедшая книга в издательстве сфера «Медицина и здоровье», основанная на материалах серии «Агни-йога» и писем Е. Рерих.

Просматривается параллель между Аюрведическим знанием и медицинскими напутствиями и знаниями, изложенными в книгах «Агни-йоги» и письмах Е. Рерих.

Рерихи большое внимание уделяли Единому, синтетическому знанию, считая собирание и сублимирование истин, содержащихся в этих знаниях, очень важным для человечества процессом, могущим изменить мир и сделать его Благотворческим, т.е. созидающим только Благо.

 

Долина Кулу и сегодня могла бы стать местом собирательства истинного знания. Долина Кулу и сегодня могла бы предоставить место ученым разных стран для изучения и Аюрведического знания.

Наше движение предусматривает и такую возможность. Хотя цель движения – именно в движении, активном обмене знаниями синтетического характера, направленными на Общее Благо, по всему мировому пространству.

Безусловно, Индия может стать лидирующей в этом движении страной.

 

 

Библиография

 

1.  Древнеиндийская философия (начальный период). Москва, «Мысль», 1972 г.

2.  Два цветка на древе медицины (учение индо-тибетской медицины о здоровье и долголетии). Кушниренко Э.Ю. Москва – Воронеж. ИД «Золотое сечение». НПО «МОДЕК», 1999 г.

3.  Аюрведа: древнее учение о совершенном здоровье. С-Пб: ИД «Невский проспект», 1999 г.

4.  Медицина и здоровье (Мир Агни Йоги)». Москва, Изд. «Сфера», 1999 г.

5.  Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-пхашья»), Москва, «Наука», Гл. редакция Восточной литературы. 1992 г.

 

 

Касьянова Любовь Павловна – Оргсекретарь Междисциплинарной Секции Общества «ЗНАНИЕ» России.

Hosted by uCoz