А.В. Московский


ПЛАТОН, ФЛОРЕНСКИЙ И СОВРЕМЕННАЯ НАУКА

"Куда идет эволюция? Этот вопрос может быть задан отдельно для трех ее видов: космического, биологического, человеческого. Его задавали также для эволюции в целом... Может случиться, что эта эволюция просто плывет по волнам случая и не идет никуда в особенности. Существует, однако, возмож­ность, которой нельзя дать никакого строгого подтверждения, что универ­сальная эволюция является одним великим делом, в котором все и всё явля­ются составляющими..."

Т. Добжанский


Что может служить прочным метафизиче­ским основанием научной картины мира? Уже в начале нашего века прозвучал ответ Павла Фло­ренского: платоновская философская традиция [1,2]. Тогда этот ответ казался не только не очевидным, но и попросту антинаучным. Те­перь мы находим все новые и новые доказатель­ства его правоты.

Две темы являются важнейшими для фило­софии объективного идеализма: онтологиче­ский статус сознания ("реальность идеально­го") и антитеза холизм-редукционизм. Платон показал их теснейшую связь, открыв существо­вание таких уникальных бытийных объектов, целостность которых не сводится к сколь угод­но сложному взаимодействию их частей, но имеет своим основанием идеальное [3].

Сказанное нуждается в некотором поясне­нии. За двадцать пять веков до Флоренского великие эллинские философы сформулировали два альтернативных подхода к пониманию Все­ленной. Демокрит учил, что в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Здесь не только догад­ка о существовании неделимых частиц мате­рии, но и центральный принцип мироустройст­ва. Вселенная подобна огромному механизму: вся последовательно, этаж за этажом выстраива­ется только снизу вверх. Целое всегда в конеч­ном счете сводимо к сумме его частей. Такой подход получил название редукционизма

Платон разработал принципиально иной, целостный, холистический подход. Мир подо­бен огромному организму, человек есть микро­косм. И здесь главное не в аналогии между Кос­мосом и живыми существами, а в утверждении о существовании таких объектов, принцип уст­ройства которых прямо противоположен обыч­ным, составным. В них целое предшествует своим частям, детерминирует их свойства. Та­кие объекты Платон называл Целое; это слово по-гречески звучит как "холон".

Значит, платоновское Целое, холон, не есть предел, достигаемый сложной системой при бесконечном увеличении числа элементов и связей между ними. Целостность есть несводи­мое ни к чему иному фундаментальное качест­во, аналогичное, если воспользоваться совре­менными примерами, гравитации, спину и т.д.

Соответственно этому и в понимании фено­мена сознания также присутствуют два принци­пиально разных подхода.

Концепция Демокрита и его многочислен­ных последователей утверждает, что "сознание есть свойство высокоорганизованной материи", "материя первична, сознание вторично" и т.д.

Концепция Платона: идеальное и матери­альное — это разные уровни одного и того же бытия, одной и той же универсальной субстан­ции. Идеальное — сущностный, смысловой ин­вариант материального; материальное — реа­лизация, воплощение идеального. Но существует ли в мире хотя бы один холон? И какие могут быть причины сомневаться в спра­ведливости материалистической трактовки соз­нания?

В прошлом веке считалось почти общепри­знанным, что данные науки говорят в пользу редукционистской картины мира. Этот взгляд и до сих пор остается весьма распространен­ным.

Между тем современное естествознание


свидетельствует о глубоком кризисе редукцио­низма. Мы обсудим проблемы, в которых это обстоятельство проявляется особенно отчетливо.

"НЕПОСТИЖИМАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАТЕМАТИКИ В ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУКАХ"

Так называется известная статья нобелев­ского лауреата по физике Вигнера [4]. (См. так­же [5 - 7]). Физики так давно и так успешно используют язык математики, что очень мно­гим проблема, поднятая Вигнером, кажется не требующей особого обсуждения. Говорят, что неким (непостижимым) образом понятия и ак­сиомы математики "отражают объективные закономерности материального мира", потому и столь успешны. Но что служит физическим аналогом квадратного корня из минус единицы, или гильбертова пространства комплексных функций?

Язык математики позволяет единым обра­зом описывать совершенно разнородные про­цессы. Что общего между движением груза, подвешенного на пружине, и током, протекаю­щем в контуре, содержащем емкость и индук­тивность? Ответ знают школьники.

Но главное не в этом: неожиданные связи возникают и между самими математическими понятиями. "Пространство" этих понятий уст­роено весьма своеобразно: в нем то, что на пер­вый взгляд кажется разнородным или даже не­сопоставимым, с иной точки зрения может стать весьма сходным или даже тождест­венным.

Именно поэтому с его помощью удается об­наружить такие связи между природными фе­номенами, наличие которых не может подска­зать ни тонкий физический эксперимент, ни самая глубокая интуиция. И чем более общие, абстрактные, так сказать оторванные от реаль­ности (понимаемой по-демокритовски) понятия используются, тем более глубокие, общие зако­номерности удается сформулировать. Поэтому законы физики имеют столь поразительную простоту и общность.

Между тем само множество математиче­ских понятий разворачивается вовсе не по ана­логии с реальным миром, а в соответствии со своей, как сказал бы философ, имманентной логикой, при решении внутренних проблем самой математики. Тогда возникает впечатление, что математика — это не только и не столько уни­версальный язык естественных наук, сколько источник некой уникальной информации об устройстве мира в целом.

Но все то, что сейчас кажется непостижи­мым Вигнеру, было достаточно ясным еще Га­лилею. Все знают, что великий итальянец — один из основателей теоретической физики. Из­вестно также, что Галилей открыл спутники Юпитера и лунные кратеры. Гораздо менее из­вестно, что по своим философским взглядам он был последовательным платонистом, его зна­менитые диалоги по форме — подражание пла­тоновским. Поэтому для Галилея столь естест­венно было сделать еще одно важнейшее открытие, с которого по сути дела и начинается история физики как науки: законы природы записаны на языке математики. Это вполне пла­тоновский ход мысли [8].

Значит, если мир есть платоновское целое, то единство его следует искать в идеальной плоскости. Именно поэтому появляющиеся в последние годы многочисленные "Теории все­го" оказываются тем успешнее, чем более абст­рактные математические структуры имеют в своей основе.

АНТРОПНАЯ ПРОБЛЕМА В КОСМОЛОГИИ [9]

Давно известен фундаментальный факт по­разительной точности совпадения значений ми­ровых констант с необходимыми условиями возникновения жизни. Иными словами, появле­ние живых существ (а значит, и человека) воз­можно лишь при фантастически точном их со­ответствии весьма жестким критериям, и речь здесь идет о десятичных дробях со многими десятками нулей после запятой. Даже незначи­тельные вариации констант изменят образ всей материальной Вселенной самым драматиче­ским образом.

Хорошо известно несколько подходов к ос­мыслению этого факта. Еще в конце пятидеся­тых годов был выдвинут так называемый сла­бый антропный принцип, позволяющий сделать выбор между конкурирующими космо­логическими моделями.


Гораздо более содержательным (но и более спорным) является т.н. сильный антропный принцип: для существования Вселенной необ­ходимо, чтобы на определенном этапе в ней возникли наблюдатели. Согласно квантовой механике, свойства объектов не существуют до момента их измерения. Обобщая этот тезис, Дж. Уилер постулирует, что и вся Вселенная ввергается в реальное бытие только в момент ее наблюдения, пребывая до того лишь в вирту­альном состоянии ("вселенная соучастия").

Не менее радикальна идея Дж. Барроу и Ф. Типплера [9]: разум во Вселенной возникает с необходимостью, чтобы затем никогда не ис­чезнуть (финальный антропный принцип).

Таким образом, если согласно слабому антропному принципу наше собственное сущест­вование является лишь важнейшим признаком наблюдаемой Вселенной (наряду с многими другими), то другие версии утверждают, что сознание есть одновременно и цель, и причина того, что Вселенная именно такова, какой мы ее видим.

Так, в науке конца двадцатого века появля­ется (хорошо известное еще древним) представ­ление о том, что жизнь и сознание отнюдь не случайные и эфемерные, как бы исчезающие на фоне гигантских космологических масштабов феномены, но составляют онтологический центр Вселенной.

Но ведь еще в начале нашего века П. Фло­ренский писал: "Человек и Природа взаимно подобны и внутренне едины... если и он и она бесконечны, то человек как часть природы мо­жет быть равен со своим целым, и то же самое должно сказать о природе как части челове­ка" [10].

Нетрудно узнать здесь вариации на тему Платона: Космос подобен живому организму, а человек есть микрокосм. Впрочем, эта мысль и во времена Платона не была совершенно новой, но именно Платон первый ясно сказал, на чем же основано подобие. И Космос, и человек име­ют своим принципом идеальную целостность, суть холоны. Сходство не буквальное и непо­средственное, оно существует лишь потому, что объекты принадлежат к одному онтологи­ческому классу [3].


ХОЛИЗМ И РЕДУКЦИОНИЗМ В БИОЛОГИИ

Итак, уже в античной философии было дос­тигнуто понимание того, что даже самый при­митивный организм есть объект принципиаль­но иной природы, чем агрегат любой степени сложности.

Но если бы Платон смог переместиться в наше время, он был бы несказанно удивлен, уз­нав, что в трактовке живого биологи в боль­шинстве своем склоняются к редукционистской метафизике его давнейшего оппонента — Де­мокрита. Живое, говорят они, есть лишь очень и очень сложная физико-химическая машина. Чтобы понять, как она работает, нет совершен­но никакой необходимости в представлении о чем-то внеприродном, сверхестественном. "Мы не нуждаемся в этой гипотезе." В современной биологии только такой подход и считается хо­рошим тоном.

ПРОБЛЕМА БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Кардинальные для биологии проблемы воз­никновения жизни и образования новых видов остаются нерешенными, и с точки зрения пла­тоновской философии ясно, почему в рамках любой, сколь угодно "синтетической" версии дарвинизма шансы решить их равны нулю: ведь здесь исходят из ложной идеи — возможности порождения гармонии хаосом.

Впрочем, всякий человек, критикующий дарвинизм, вроде бы ломится в открытую дверь — ведь его научная несостоятельность доказана давно и на бесчисленных примерах. Вспомним афоризм Любищева: "Хотя в пользу теории эво­люции собран Монблан фактов, против нее го­ворят Гималаи фактов" [11]. Но и действен­ность такой критики оказалась равной нулю: дарвинизм продолжает оставаться официаль­ной доктриной академической науки.

Неизбежно возникает вопрос: следует ли считать концепцию естественного отбора под­линно научной? Речь, подчеркнем, идет не о верности или ошибочности дарвинизма, а о том, является ли он "обычной" научной теори­ей. Может быть все-таки это феномен совер­шенно   иной   природы,   лишь   имитирующий


внешние признаки науки? Многие считают, что эволюционной теории в общепринятом смысле никогда не существовало. То, что называлось теорией, было лишь рядом интерпретаций. Нет необходимости напоминать, что полноценная научная концепция способна не только непро­тиворечиво и единообразно объяснить весь экс­периментальный материал, но и предсказать новые, неизвестные ранее явления.

Предсказала ли эта концепция существова­ние таких феноменов, которые принципиально необъяснимы в рамках конкурирующих тео­рий? Смогла ли она предложить хотя бы один experimentum crucis? За полтораста лет своего существования не только не смогла, но и выра­ботала среди своих приверженцев такое стойкое равнодушие к проблеме собственной обоснованности, что сейчас трудно сказать, су­ществует ли в природе что-то, способное омра­чить олимпийскую безмятежность ее адептов.

Так, может быть, правы те критики теории эволюции, которые считают, что дарвинизм есть лишь идеологема, принявшая обличие на­учной теории? Ведь еще сто лет назад наш со­отечественник Н. Данилевский писал, что тео­рия эволюции не столько биологическое, сколько философское учение, купол на здании механического материализма, чем только мож­но объяснить ее фантастический успех, никак не связанный с научными достижениями.

Нам теперь становятся более понятны при­чины того, что, несмотря на бесплодность, дар­виновская теория эволюции остается почти без­раздельно господствующей. Об одной из них уже было сказано: дарвинизм есть наиболее по­следовательное воплощение "линии Демокри­та". Идеологические достоинства здесь выше всяких похвал, что же касается фактов, то с ними как-нибудь, да утрясется. Другая причина также на поверхности. Как это часто бывает, даже многократно провалившаяся концепция может очень долго существовать как бы по инерции, если у нее нет достаточно разработан­ной альтернативы. И здесь объективности ради следует сказать, что до последнего времени та­ковой у дарвинизма, действительно, не было.


ЭВОЛЮЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕЙЕНА

Ситуация принципиально изменилась после того, как в работах С. Мейена (1935 - 1987) бы­ли сформулированы основные положения номотетической теории эволюции [12]. Следует, конечно, напомнить, что у Мейена были вы­дающиеся предшественники.

Еще в двадцатых годах Л. Берг в своей клас­сической книге "Номогенез" убедительно пока­зал, что, вопреки Дарвину, эволюция — отнюдь не случайный, а вполне закономерный процесс. Он описал несколько общебиологических феноменов, которые о том неоспоримо свиде­тельствуют [13]. (Один из них — явление гомо­логических рядов — подробно исследован Н. Вавиловым.)

Долгое время в биологии господствовало мнение, что систематика, то есть учение о сис­теме форм живого, заведомо вторична по отно­шению к филогении, то есть к вопросу о реаль­ном ходе эволюции. Ведь если следовать Дарвину, то генеалогическое дерево есть не только единственная, но и самая естественная система живых организмов. Любищев обосно­вал важнейший тезис, что естественная система форм живого не только несводима к филогении, но и имеет свои внутренние, вневременные, им­манентные самой природе живого законы [14].

Еще в двадцатые годы Любищев ясно по­нял, что на основе дарвиновских постулатов по­строить систематику невозможно. Нужны ка­кие-то принципиально новые (или хорошо забытые старые?) подходы. В работе, датиро­ванной 1923 годом, он пишет: "Система может быть построена или на Платоне или на Дарвине со Спенсером; построение системы из филосо­фии Дарвина оказалось иллюзией, надо строить систему, отрешившись от эволюционного под­хода" [14].

В заключительной главе другой ра­боты эта мысль развернута несколько более подробно: "...вид как идея; организмы — чис­тые формы; проблема целесообразности как ча­стный случай мировой гармонии, все более те­ряющей утилитарный характер и все более приобретающей эстетический характер; красота как абсолютная реальность (курсив Любищева   А. М.);   развитие организмов как воплощение идеи, имеющей конечной целью торжество духа над материей; все это возрож


дение  подлинного платонизма, главного и ... единственного серьезного противника дарви­низма, понимаемого как философская система, а не только как эволюционное учение" [14]. Иными словами, дарвинизм нет смысла улуч­шать, исправлять, модернизировать и т.д., по­добно тому, как бессмысленно исправлять и улучшать птолемееву систему, добавляя все но­вые эпициклы. Не только дарвинизм исчерпал себя, но исчерпала себя, морально устарела его метафизическая основа — редукционизм.

Тогда систематика — вовсе не вспомога­тельная научная дисциплина, как до сих пор считают многие биологи. Систематика — это окно в онтологию, манифестация фундамен­тальных законов природы.

Итак, проблема построения систематики — проблема вполне естественно-научная и на пер­вый взгляд отнюдь не первостепенная даже в глазах биологов, оказывается своего рода еxperimentum crucis не только для выбора пра­вильных метафизических основ биологии в це­лом, но и серьезным аргументом в споре холизма и редукционизма. Споре, проходящем через всю многовековую историю европейской философии.

Один из важнейших результатов, получен­ных Мейеном, как раз и состоит в том, что он смог предметно доказать объективное сущест­вование Системы форм организмов. Значение этого фундаментального открытия для биоло­гии (и не только для нее!) трудно переоценить. Ведь это прежде всего означает, что формы жи­вого представляют собой не произвольную кол­лекцию результатов множества случайных и независимых процессов, как это постулируется Дарвиным, а единый ансамбль, построенный по единому плану. Это значит и то, что данная система есть проявление какого-то фундамен­тального вневременного закона, который и оп­ределяет весь спектр допустимых форм живого.

Но где же следует искать основания этого закона? Насколько нам известно, сам Мейен, как и Берг, нигде подробно не обсуждал этот вопрос, но склонялся к позиции Берга, который предполагал, что этот закон в конечном счете сводится к свойствам основных "кирпичиков", составляющих живое, то есть к свойствам био­логических молекул. Подобно тому как кри­сталл самособирается из составляющих его ато­мов,   процесс   эволюции   есть   своего рода самосборка таких блоков. Но тогда и аналогом множества органических форм правильнее, точнее считать не столько периодическую сис­тему элементов Менделеева, сколько множест­во существующих кристаллических структур.

В работе [15] была обоснована позиция, со­гласно которой основания такого закона следу­ет искать на предельно доступном научному дискурсу онтологическом уровне. Тогда можно говорить, что подобно спектру элементарных частиц и весь ансамбль форм живого укоренен в свойствах физического вакуума. Уже в первое мгновение существования Космоса и задолго до того, как атомы химических элементов ре­ально образовались, их свойства и расположе­ние в периодической системе бьши уже вполне определены. И хотя сами элементы возникают один из другого в процессе весьма длительной эволюции, итог ее в известном смысле пред­решен.

Можно думать, что и весь ансамбль форм живого задается одновременно как множество решений некоего биологического аналога фун­даментальных физических уравнений. И это происходит задолго до того, как реальный про­цесс биологической эволюции может где-либо начаться ("отбор до эволюции").

Таким образом, процесс эволюции пред­ставляет собой не порождение одних видов другими путем хаотических мутаций, а после­довательное прохождение, ступенька за сту­пенькой, лестницы возможностей и параллель­но с этим растекание по многомерному полю допустимых вариаций в плоскости одного эво­люционного этажа.

Эволюция — это не история создания но­вых форм, а последовательность заполнения ва­кансий, выявление уже существующего.

История Космоса тогда выглядит как еди­ный, хотя и чрезвычайно неравномерный про­цесс реализации возможных устойчивых форм материи — от самых первых элементарных час­тиц до Homo sapiens. И поскольку законы при­роды одинаковы во всей доступной астрономи­ческим наблюдениям Вселенной, то можно предположить, что и полная номенклатура ор­ганических форм едина для всего Космоса [15].

Читатель опять может сказать, что выска­занные здесь представления бьши хорошо из­вестны много веков назад. Ведь в Ветхом Завете утверждается: "Бог создал всякие вещи сразу" (Сир. 18, 1)

Неоплатоники учили о так называе­мых "семенных началах" вещей. Эти идеи раз­вили затем христианские богословы Григорий Нисский и Аврелий Августин: для них "творе­ние было актом одновременным: вся совокуп­ность вещей возникла в одно мгновение" [16]. Но речь, конечно, идет не о буквальном присут­ствии множества предметов, а лишь о задании номенклатуры их допустимых, устойчивых форм: "Созданная материя сразу же приняла в себя потенции всех форм, которые когда-либо могут проявиться в действительном мире, по­тенции всех будущих вещей" [там же].

Впрочем, большинству современных био­логов сказанное здесь покажется антинаучной фантастикой. Для них "тайна жизни" есть лишь некий чудовищных размеров кроссворд, кото­рый непременно будет разгадан в процессе реа­лизации научной сверхпрограммы, чего-то вро­де современного проекта "Геном человека".

Редукционистские упования на физику вы­глядят тем более курьезными, что именно фи­зика дала пример первой наиболее последова­тельно холистической концепции.

КВАНТОВЫЙ ХОЛИЗМ

Квантовая теория есть наиболее универ­сальная, наиболее успешная научно-исследова­тельская программа. Вместе с тем это и самая последовательно холистическая из всех суще­ствующих научных концепций, "холизм в дей­ствии". Это не только особенности математиче­ского формализма, но и целый ряд феноменов, служащих выразительной иллюстрацией того, что на самом глубоком, доступном научному исследованию уровне природа проявляет свой­ства платоновского целого. Мы кратко пере­числим наиболее известные.

"Центральная тайна" квантовой физики

Наиболее острые споры о физическом смысле квантовой механики так или иначе свя­заны с проблемой т.н. скрытых параметров. Представляет ли собой квантовый индетерми­низм лишь выражение нашего незнания обо всех причинах, влияющих на поведение микро­частиц, или же он есть манифестация квантово­го хаоса, имеющего фундаментальный харак­тер? Уже в конце 30-х годов было достигнуто понимание того, что за кулисами квантовых феноменов нет никаких скрытых причин. Каждая микрочастица как бы обладает абсолютной сво­бодой воли, ее поведение ничем не детермини­ровано. Вместе с тем ансамбль квантовых час­тиц ведет себя как вполне закономерное пространственно-временное целое, поскольку его поведение также абсолютно предсказуемо. Иными словами наш мир выглядит как кванто­вый хаос, умеряемый квантовой гармонией.

Решению этого острейшего парадокса были посвящены усилия многих первоклассных умов, но оно так и не было достигнуто. Видимо, здесь нам явлена одна из тех непостижимых тайн Природы, подобная той, что составляет содержание одного из постулатов теории отно­сительности: скорость света, относительная, как и все другие скорости, есть в то же время и мировая константа, не зависящая от системы отсчета инвариант.

Квантовая нелокальность [17]

Ее формы многообразны. В корпускулярно-волновом дуализме проявляется свойство мик­рочастиц как бы присутствовать сразу во всем пространстве ("частица проходит через две ще­ли" и т.д.). Две квантовые частицы, даже разле­тевшиеся на астрономические расстояния, мо­гут составлять единый и неделимый квантовый объект, так что корреляцию их свойств нельзя объяснить (не входя в явное противоречие с теорией относительности) никаким обменом сиг­налами (т.н. "эйнштейновская нелокальность").

В классической физике действует принцип близкодействия, согласно которому всякое воз­действие одного объекта на другой всегда осу­ществляется физическим посредником. Между тем, в эффекте АароноваБома (и других подобных ему эффектах) частица реагирует на наличие поля и в тех областях пространства, где присутствие частицы заведомо исключено.

Для объяснения этих феноменов физики вынуждены или признать, что в природе дейст­вует нечто вроде предустановленной гармонии Лейбница, или же допустить (как это делается, например, в концепции спин-торсионных по­лей) наличие сверхсветовых сигналов, не несу­щих энергии, но передающих информацию, что по сути дела есть более осмысленный с физиче­ской точки зрения способ говорить о том же самом.


Итак, в отличие от физики классической, где, как бы ни была сложна система, ее поведе­ние в конечном счете определяется поведением ее частей — в квантовой физике, как бы ни был прост или сложен объект, целое предшествует частям и определяет их свойства. Таким обра­зом, объекты современной физики суть весьма точные аналоги платоновского Целого и гораз­до больше похожи на живые организмы, чем те многочисленные модели живого, которым так радуются некоторые биологи.

РОЛЬ СОЗНАНИЯ

В ФИЗИЧЕСКОМ МИРЕ

Здесь два круга казалось бы далеких друг от друга проблем. Первый связан с решением су­губо внутрифизических проблем, таких, напри­мер, как роль наблюдателя в квантовой механи­ке. Многие весьма авторитетные теоретики (Вигнер, Д'Эспанья, Уилер, Эверетт) разраба­тывают подход, в соответствии с которым соз­нание наблюдателя — такой же существенный элемент наблюдаемой Вселенной, как и сама физическая Вселенная. До момента наблюде­ния всякий квантовый объект находится в су­перпозиции возможных состояний, и лишь соз­нание наблюдателя заставляет Вселенную сделать выбор, перейти в определенное состоя­ние из сонма возможных. С этой точки зрения "принцип реальности" содержится не в физиче­ском мире, а в плоскости сознания. Линия де­маркации между потенциальным и реальным проходит не по масштабной (микро-макро) оси, а между физическим (эфемерным!) и, так ска­зать, психическим, сознательным (реальным!). Философская позиция прямо противоположна, как мы видим, той, с которой стартовала евро­пейская наука.

Второй связан с обсуждением результатов многочисленных психофизических исследова­ний. И главный вывод, который с большой уве­ренностью можно сделать, состоит в доказан­ной достоверности пси-феноменов, что, в свою очередь, недвусмысленно свидетельствуют о субстанциональной природе сознания. Теперь "реальность идеального" — не предмет фило­софской веры и бесплодных дискуссий, а факт, установленный столь же твердо как вращение Земли вокруг Солнца. Но из этого, в частности, следует, что всякий будущий "Великий Син­тез", т.е. объединение в единой теории всех из­вестных видов взаимодействий, окажется заве­домо ущербным, если сознание окажется за его рамками.

Модель мира, включающая сознание как важнейший конструктивный элемент, должна радикально отличаться от традиционной, ведь последняя в значительной мере основана на демокритовской метафизике [18]. Речь должна идти о переходе к платоновским принципам по­строения картины мира, то есть не столько о том, чтобы добавить какие-то очень важные де­тали к уже существующей модели, сколько о ее принципиальной, структурной перестройке.

Но готова ли сама физика к таким изменени­ям ? Несмотря на очевидные трудности — ответ положительный. Несколько подходов хорошо известны. Это концепция Джана и Дюнне [19], в которой формальный аппарат квантовой ме­ханики применяется для описания общих ха­рактеристик сознания, взаимодействующих со своим окружением. Второй подход разрабаты­вается группой сотрудников Международного университета Махариши. Здесь исходят из те­зиса, что материя и сознание на достаточно глубоком онтологическом уровне образуют единство.

Третий подход развивается в концепции спин-торсионных взаимодействий. Речь идет о новой научной парадигме, включающей как но­ваторские теоретические подходы, так и пере­осмысление давно известного эксперименталь­ного материала. Есть основания полагать, что именно данная концепция окажется ключевой и для решения психофизической проблемы.

"НЕИЗБЕЖНОСТЬ ТОНКОГО МИРА"

Покажем теперь, как представление о "ре­альности идеального" может быть получено в контексте современных физических моделей.

Будем исходить из того, что существует нечто вроде " поля сознания" или "волн мыс­ли" — суть сейчас не в названии а в предполо­жении, что мысль имеет какой-то физический референт. Предположим далее, что это "нечто" достаточно слабо (в понимании Уилера и Фейн-мана) взаимодействует с веществом. Тогда, сле­дуя идеологии тех же авторов, мы вправе ожи­дать, что такое поле наряду с запаздывающей


компонентой, которую демонстрируют все обычные, то есть достаточно сильно поглощаю­щиеся материей поля, имеет также и опережаю­щую. Но таковая есть причинный поток из бу­дущего в прошлое, а это может означать, что в пространстве одновременно присутствуют не только следы прошлых мыслей, но и множество идей, которые еще только будут "помышлены".

Так, довольно естественно мы приходим к представлению о поле сознания, существую­щем как бы вне времени и включающем в себя все возможные содержания, все возможные мыслеформы, семантемы.

В разное время и различными путями люди приходили к пониманию этой семантической реальности и с помощью разных "моделей" раз­мышляли о ней. Это платоновский "мир идей". Именно с философии Платона берет начало идеалистическая традиция европейской фило­софии.

И сейчас, когда наука начинает всерьез пре­тендовать на то, чтобы стать "Теорией Всего", в ней возникает в той или иной форме представ­ление об универсальном поле сознания.

Это, например, концепция семантического поля В. В. Налимова [20]. В известной теории Г. И. Шилова так называемые первичные тор­сионные поля обладают уникальными свойст­вами переносить информацию не перенося энергии, передавать информацию со скоростью, превышающей световую, а также и распростра­няться не только в будущее, но и в прошлое [21].

В том же ряду и концепция Пенроуза"мир как Суперкомпьютер" [22]. Обсуждая идеи Пенроуза, Акимов и Бинги показали [23], что материальным носителем, на кото­ром Универсум может реализовать свою су­перкомпьютерную сущность, могут быть по­ля кручения. Именно поля кручения обладают уникальным свойством надолго запоминать информацию о состоянии материальных объ­ектов (в виде торсионных фантомов) и пере­носить ее в самые отдаленные уголки Космо­са со скоростью, превышающей световую. Здесь важно подчеркнуть принципиально важное свойство полей кручения — возмож­ность наличия у них опережающей компонен­ты. Тогда концепция Пенроуза получает весь­ма существенное развитие: в памяти мирового суперкомпьютера содержится ин­формация не только о прошлом и настоящем состоянии мира, но и знание о его будущем, не только прошлые, но и все возможные мысле­формы.

ВПЕРЕД К ПЛАТОНУ?

Подведем некоторые итоги. Два важнейших пункта платоновской метафизики получили на­учное обоснование. Квантовая физика доказала реальность фундаментально-целостных объек­тов, холонов. Субстанциональность сознания следует из экспериментальных данных психо­физики. К пониманию фундаментальной роли сознания в физическом мире, следуя своей соб­ственной логике, вплотную подошла и теорети­ческая физика.

Можно поэтому сказать, что современная наука существенно продвинулась в реализации метафизики объективного идеализма. И все же два этих важнейших тезиса существуют так сказать в разъятом виде, по отдельности. Ведь для Платона лучший "демонстрационный обра­зец" Целого — сам человек. Человек, по Плато­ну, есть существо целостное (как все живое) и наделенное сознанием. Сознание есть сущность человека, оно есть также и проявление, манифе­стация внеприродного универсального Созна­ния.

Но, несмотря на всем известные "Гималаи фактов", именно такое понимание человека (и сущности жизни) остается пока чуждым нау­ке. Так что ученым XXI века есть еще над чем поработать...

В наше время трудно представить себе тот период в истории физики, когда "передний край науки" составляла проблема атмосферно­го давления. Но ведь усилия и лучших европей­ских умов (Торричелли, Декарт, Паскаль), и самых искусных экспериментаторов (Бойль, фон-Герике) были направлены на ее решение. Сейчас мы, судя по всему, переживаем времена, аналогичные тем не таким уж и далеким, посте­пенно привыкая к мысли, что подобно воздуху нас окружает со всех сторон субстанция созна­ния, действующая так же незаметно и непре­рывно.

Задача не очень простая, но вполне разре­шимая: ведь мы хорошо знаем, что окружены многочисленными невидимыми сущностями (радиоволнами, космическими лучами и т.д).

Гораздо труднее нам будет научиться работать


с мыслью, на которой настаивал Платон: разум­ная субстанция — не просто еще одна среди многих и многих других сущностей, но единст­венная основа и исток всех видимых и невиди­мых миров.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.   П.   А.   Флоренский,   Общечеловеческие   корни
идеализма, Сергиев Посад (1907).

2.   П. А. Флоренский, Смысл идеализма, Сергиев
Посад (1914).

3.   А. Ф. Лосев, История античной эстетики. Со­
фисты
. Сократ. Платон, Наука, Москва (1992),
с. 330.

4.   Е. Вигнер, "Непостижимая эффективность мате­
матики
в естественных науках", Этюды о сим­
метрии, Мир, Москва, с. 182.

5.   Ф. Дж. Дайсон, "Математика в физических нау­
ках
", Математика в современном мире, Мир,
Москва (1967), с. 111.

6.   М. Клайн, Математика. Утрата определенно­
сти
, Мир, Москва (1984).

7.   S. Wienberg, Dreams of a Final Fheory, Panteon
Books, New York (1992).

8.   А. Койре, Очерки истории философской мысли,
Прогресс, Москва, с. 122.

9.   J. D. Barrow, F. J. Tipler, TheAnthropic Cosmologi-
cal Principle, Oxford (1986).

 

10.П. А. Флоренский, "У водоразделов мысли",
Символ, № 28, 188 - 189 (1992).

11.Цит. по: Д. С. Соколов, "А. А. Любищев и тен­
денции развития современной биологии", Люби-
щевские чтения, Ульяновск (1995), с. 27.


12.Ю.   В.  Чайковский,   Элементы  эволюционной
диатропики,
Наука, Москва (1990).

13.Л. С. Берг, Номогенез, или эволюция на основе
закономерностей, Петербург (1922). Современ­
ное издание в кн: Л. С. Берг, Труды по теории
эволюции, Наука, Ленинград (1977).

14.А. А. Любищев, Проблемы формы, системати­
ки
   и   эволюции   организмов,   Наука,   Москва
(1982).

15.А. В. Московский, Эволюция без отбора или
отбор до эволюции?, Препринт МНТП, ВЕНТ
№60, Москва (1995).

16.Г. Г. Майоров, Формирование средневековой фи­
лософии
.    Латинская    патристика,    Мысль,
Москва, с. 310.

17.Б. И. Спасский, А. В. Московский, "О нелокаль­
ности в квантовой физике", УФН, 142(4), 599
(1984).

18.Сознание  и  физический мир, Вып.  1, Яхтсмен,
Москва (1995).

19.R. G. Jahn, В. J. Dunne, The Role of Consciousness
in the Physical World, HBI Book (1988). Русский
перевод: Р. Г. Джан, Б. Д. Данн, Границы реаль­
ности
.   Роль   сознания   в   физическом   мире,
Москва (1995).

20.В. В. Налимов, Вероятностная модель языка,
Наука, Москва (1979).

21.Г. И. Шипов, Теория физического вакуума, НТ-
центр, Москва (1993).

22.R. Penrose, The Emperor's New Mind: Concerning
Computers, Mind and Laws of Physics, Oxford Uni­
versity Press, Oxford (1989).

23.A. E. Акимов, В. Н. Бинги, "О физике и психо­
физике",   Сознание  и  физический мир, Вып. 1,
Яхтсмен, Москва (1995).


Московский Александр Викторович,

ведущий научный сотрудник Международного  института теоретической

и  прикладной физики РАЕН

Hosted by uCoz