А.Г. Пархомов,

кандидат физико-математических наук

 

Цивилизация человека потребляющего. Можно ли жить иначе?

 

О нашем времени, о нашей цивилизации много разнообразных суждений. Вот, например, нобелевский лауреат Фридрих Август фон Хайек видит основу современной цивилизации в спонтанно установившемся "расширенном порядке человеческого сотрудничества", осуществляемого через конкурентный рынок, в "порядке, чаще именуемом, хотя и не вполне удачно, капитализмом" [1]. Оговорка о неудачности не случайна - капитал и прибыль лишь инструменты, а опорой и смыслом "спонтанно установившегося расширенного порядка" является человеческая жадность. Большинство людей считает смыслом жизни удовлетворение растущих материальных потребностей, и нет ничего удивительного в том, что, в конце концов, установился общественный строй, эффективно удовлетворяющий эти растущие потребности. Именно жадность: если бы люди умели ограничивать себя тем, что действительно необходимо для достойной жизни, конкурентный рынок был бы невозможен: без навязывания людям все новых вещей и услуг он существовать не может.

Начиная с середины ХХ века, развитие техники и совершенствование управления сделали возможным в экономически развитых странах безбедное существование большинства людей. Безудержный рост "потребления материальных благ" не только отдельными богачами, а уже большинством населения экономически развитых стран поставил Землю на грань экологической катастрофы. Общедоступные средства массовой информации, прежде всего телевидение, стали не только одной из услуг конкурентного рынка, удовлетворяющей потребность людей в "зрелищах", но и главным распространителем рекламы, разжигающей потребительскую жадность. В этом гипнозе люди изматывают себя и других, убивают себе подобных, режут и отравляют Землю для того, чтобы можно было объедаться нездоровой пищей, забивать гардеробы ненужной одеждой, плодить автомобили. Я думаю, нет нужды развивать эту тему дальше. И без меня об этом уже многократно сказано и пересказано.

Именно удовлетворяющий без проблем свои возрастающие потребности так называемый «средний класс», многочисленность которого считается признаком благополучия государств, представляет главную угрозу для человечества и жизни на Земле.

Опасность безграничного "возвышения потребностей" стала понятной давно. Все религии считают самоограничение в удовлетворении "потребностей плоти" одной из основных добродетелей. Это понимали и мыслители, думавшие о более совершенном общественном устройстве. Размышляя о полном удовлетворении потребностей членов общества, они подчеркивали, что удовлетворятся должны лишь разумные потребности. В программе РСДРП, принятой в 1903 г., в качестве цели социалистических преобразований указано "полное благосостояние и свободное всестороннее развитие всех членов общества". При этом, под "полным благосостоянием" подразумевалось удовлетворение лишь тех потребностей, без которых невозможно "свободное всестороннее развитие".

И вот, революция свершилась. Последовавшая смута и войны отодвинули проблему роста потребностей на задний план. Она стала актуальной после завершения разрушительных мировых войн в результате внедрения в производство научно-технических достижений. В последней работе Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР" в качестве основного экономического закона социализма указано "максимальное удовлетворение материальных и культурных потребностей общества на основе непрерывного роста и совершенствования производства" [2]. О главной цели социалистических преобразований - свободном всестороннем развитии всех членов общества - Сталин не говорил, поэтому "максимальное удовлетворение потребностей" выглядело главным смыслом социализма. Программа КПСС, принятая в 1961 г., вся пропитана идеей "максимального удовлетворения". В этой программе "все более полное удовлетворение растущих материальных и культурных потребностей" названо не экономическим законом, а уже целью социализма [3] (о цели, провозглашенной в 1903 г., как-то забыли). "Наиболее полное удовлетворение растущих потребностей" в Конституции СССР 1977 г. названо высшей целью общественного производства.

А между тем, в 60-е годы вполне было возможно, ограничившись достигнутым уровнем материального благосостояния (уже, в целом, достаточным для достойного существования), сосредоточить усилия на воспитании детей, развитии образования, науки, искусства, творческой и технической самодеятельности, на оздоровлении природы, переориентироваться с материальных ценностей на духовные. Это могло бы стать началом пути всего человечества к качественно более высокому этапу развития, ведь для множества людей во всем мире Советский Союз тогда был маяком, указывающим путь в светлое будущее. Но была поставлена цель "догнать и перегнать" капиталистические страны по производству на душу населения всего, от молока и масла до ядерных зарядов.

После того, как невозможность решить эту безумную задачу стала очевидной, советское руководство, вместо того, чтобы отказаться от ложной цели, посчитало негодными средства и взяло курс на перестройку производственных отношений и политической системы по западным образцам, чуждым нашим традициям и образу мышления, что при активном содействии "победителей в холодной войне" и привело Советский Союз к катастрофе. А "победители" продолжают успешно удовлетворять свои растущие потребности, неотвратимо приближая к катастрофе всю планету.

Это безумие продолжается, несмотря на то, что уже в начале 70-х годов стал очевидным плачевный финал потребительского "общества всеобщего благоденствия" (вспомним труды Римского клуба, конференцию в Рио-де-Жанейро и многое другое) [4]. Да и бессмысленно пытаться исправить положение, не отказавшись от "установившегося расширенного порядка", суть которого и заключается в "максимальном удовлетворении принудительно возрастающих потребностей".

Итак, в основе современной цивилизации лежит стремление людей иметь как можно больше вещей, еды, развлечений. Возможность удовлетворения этого стремления, а вместе с тем и положение человека в обществе, определяется суммой денег, которой он располагает. Человек потребляющий является главной персоной, он создает общественное устройство, выбирает себе власть, заставляет работать себя и других людей так, чтобы это стремление было удовлетворено наиболее полно. Создающий материальные и культурные ценности труд - то, что возвышает Человека над миром животных - почти исключительно служит удовлетворению потребностей животного начала в человеке. С точки зрения Природы, нынешняя цивилизация не только бессмысленна, но и вредна. Крах цивилизации, основы которой противоречат сущности Человека и деятельность которой вредна породившей его Природе, закономерен.

А МОЖНО ЛИ ЖИТЬ ИНАЧЕ?

Человеческое сообщество может стать стабильным и гармоничным, обрести смысл существования, тогда, когда люди начнут относиться к своим материальным потребностям только как к необходимой основе деятельности, целью которой является выполнение некоторой высокой миссии планетарного и даже космического масштаба, когда человечество превратится из паразита на теле Природы в полезного работника.

В чем может состоять эта миссия? В неживой Природе неумолимо действует «второе начало термодинамики», суть которого состоит в том, что любая система, предоставленная «сама себе» деградирует, хаотизируется, приходит в состояние всеобщей одинаковости. Единственное, что может противодействовать процессу деградации, это внешнее упорядочивающее вмешательство. Такое вмешательство осуществляет Жизнь. Высшим проявлением Жизни является саморазвивающийся Разум, сделавший возможным планомерное воздействие на ход множества природных процессов. Деятельность Человечества – носителя этой силы, может стать мощным антагонистом «второму началу», эффективнейшим гармонизатором спонтанно хаотизирующейся Природы. В этом может и должна состоять его высокая миссия.

Однако, нынешнее человечество, наоборот, является мощнейшим разрушителем. И связано это с тем, что обретенный разум оказался подчиненным инстинктам удовлетворения потребностей плоти. В животном мире эти необходимые для продолжения и воспроизводства жизни потребности ограничиваются естественными регуляторами. Разум же может преодолевать природные ограничители, что делает человека способным наращивать потребление до полного исчерпания природных ресурсов, после чего неизбежен коллапс, обвальное всеобщее разрушение. Избежать этого можно, если люди будет сами разумно ограничивать свои потребности.

Общественный строй, соответствующий сущности человека и его высокому предназначению, удовлетворяя необходимые потребности в еде, одежде и т.п., должен обеспечивать максимально благоприятные условия для проявления его надживотных качеств. Человек может и должен познавать Мир и, используя полученные знания, создавать то, что не может создать неживая и неразумная живая природа, противодействовать разрушению и хаотизации, неизбежно происходящим в неживой Природе.

В этом обществе не будет культа вещей, что позволит прекратить массовое производство суррогатов благосостояния. Ведь обладание виллой и автомобилем, поедание экзотических кушаний и доступность любых развлечений – это не благосостояние. Благосостояние - это чистый воздух и плодородная почва, это - крепкое здоровье, простая пища и труд без надрыва, это - возможность свободного общения или уединения, это - короткий обязательный рабочий день, оставляющий много времени для развития и раскрытия способностей, это - возможность свободного распространения дел рук и ума каждого человека. Промышленное производство станет благом, если оно превратится из средства получения прибыли в рациональный способ удовлетворения только необходимых потребностей. Когда люди откажутся от стремления к обладанию максимальным количеством вещей, их интересы устремятся на развитие высоких человеческих качеств, на интеллектуальную, творческую деятельность, которая будет не способом добывания средств существования и увеличения материального достатка, а вкладом в исполнение высокой миссии Человечества.

Обратимся еще раз к нашему прошлому.

Альтернативой буржуазному общественному строю считался социализм советского типа, одним из главных принципов которого провозглашалось распределение материальных благ не по богатству, а по труду: от каждого - по способностям, каждому - по труду. Но этот замечательный принцип подразумевает: работай больше, чтобы иметь больше, т.е. и этот тип распределения является стимулом потребительства. Общество с распределением по труду является таким же потребительским, как и общество с распределением по богатству. Но буржуазное общество, где доход зависит не только от труда, но и от капитала, где действует конкуренция, дает намного больше возможностей для роста производства, нужного потребителю. Поражение вставшего на путь потребительства Советского Союза в соревновании с буржуазным Западом было вполне закономерным.

Вспомним, что в советское время главной ареной для самореализации считалась общественное производство, работа в государственных учреждениях. Свободное время отводилось исполнению семейных обязанностей, отдыху и досугу [5].

Конечно, крупное, оснащенное совершенной техникой производство позволяет эффективно удовлетворять материальные потребности людей, но оно дает очень мало простора для творческого самовыражения работников: ведь высокая производительность может быть только у глубоко разделенного труда, где вмешательство людей в процесс производства минимальное.

Работа на производстве или в учреждениях - это работа за вознаграждение - зарплату. Работа за вознаграждение означает, что получающий его человек делает то, что нужно дающему вознаграждение, а не то, что он сам считает нужным. Настоящая самореализация человека возможна только тогда, когда его деятельность не имеет целью получение вознаграждения: в свободное от оплачиваемого труда время.

Это не я придумал. Все это понимал Маркс, называвший свободное время "истинным богатством", а труд на общественном производстве "царством необходимости, по ту сторону которого начинается развитие человеческих сил, являющееся самоцелью, истинное царство свободы, которое, однако, может расцвести лишь на этом царстве необходимости, как на своем базисе" [6].

Учитывая все это, можно сформулировать принципы, на которых мог бы быть основан общественный строй, соответствующий человеческой сущности, позволяющий Человеку жить в гармонии с Природой.

1. Так как потребность в еде, одежде, жилье и других атрибутах нормальной жизнедеятельности у всех людей примерно одинаковая, каждый человек, включая детей и пожилых, получает примерно одинаковое материальное обеспечение, которое может несколько меняться в зависимости от возраста, пола, места жительства, профессии. Жилье, лечение больных и образование - бесплатное;

2. Так как всегда будут нужны работы, обеспечивающие необходимые материальные потребности, а также иная деятельность, имеющая общечеловеческое значение, каждый человек обязан часть своей жизни посвятить общественно-полезному труду на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве, в государственных учреждениях. Справедливость обеспечивается тем, что продолжительность обязательного труда на вредных, тяжелых, малоинтересных работах значительно короче, чем на работах привлекательных. Стимулирование труда на общественном производстве, в государственных учреждениях осуществляется, таким образом, не разницей в денежной оплате при одинаковом рабочем времени, а разницей в предоставлении людям "истинного богатства" - свободного времени;

3. "Свободное всестороннее развитие всех членов общества", научное и художественное творчество, воспитание детей осуществляются преимущественно в свободное время. Свободное творческое самовыражение является основным видом деятельности людей. Обмен плодами свободного творчества происходит в результате взаимного дарения;

4. Научные открытия и технические усовершенствования используются не для увеличения объема производства, а для сокращения продолжительности обязательного рабочего времени, улучшения условий труда, охраны природы. Прогрессивное развитие при таком общественном строе состоит в обеспечении все более благоприятных условий для раскрытия творческих способностей каждого человека при снижении неблагоприятных воздействий на природу, в переходе от разрушения Природы к созиданию и гармонизации.

Это выглядит еще одной утопией, несбыточной мечтой. Хотя и нет здесь ничего невозможного. Нужно «всего лишь» иное сознание людей, другое воспитание. Но в этом-то и проблема.

Вообще, возможно ли изменение установившегося на Земле общественного устройства, основанного на разжигании человеческой жадности? Дело ведь не в олигархах, плохом правительстве, корыстных чиновниках или неправедных судьях. Они – закономерное порождение существующего общественного порядка. Основная проблема в том, что абсолютное большинство людей развращено богатством или отравлено завистью к богатым. Почти все считают, что жить хорошо значит жить богато, смысл жизни видят в повышении материального достатка, а успешными ныне считаются лишь богатые, независимо от источника богатства. Экономические отношения, пропагандистский аппарат, система воспитания весьма эффективно способствуют поддержанию и развитию этой уродливой системы ценностей.

Можно понять тех, кто ненавидит богачей и стремится изменить ситуацию, используя демократические выборы или силовой переворот. Это может, конечно, привести к власти иных персон и даже отчасти изменить общественное устройство. Но ничего существенного, кроме еще одного перераспределения «материальных благ», такие изменения не дадут, пока преобладают люди с разумом, подчиненным инстинкту потребления вещей, услуг и развлечений. Отмечу, что «хорошее» общественное устройство, обеспечивающее непрерывно растущий уровень материального достатка большинства людей, ведет человечество к коллапсу еще быстрее, чем общество с богатым меньшинством и бедным большинством.

Что же делать тем, кто понимает безумие нашей цивилизации и хочет жить иначе? Будем надеяться, что ситуация не безнадежна. Есть больное общество, но есть и здоровые люди. Надо жить, насколько возможно, независимо от этой порочной цивилизации, создавая иную параллельную субкультуру. Можно и нужно жить, слушая голос Совести, стараясь даже в существующих условиях соответствовать своему человеческому предназначению: познавать Мир, творить, не думая о вознаграждении, способствовать миру и гармонии. Будем учителями и воспитателями. Это сейчас главнее всего. Только изменив сознание большинства людей, можно остановить сползание к всеобщей катастрофе, вернуть человечество на путь его высокого предназначения.

Литература

1. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Пер. с англ. М.: Новости, 1992, с. 15

2. Сталин И.В. Экономические проблемы социализма в СССР. М.: Госполитиздат, 1952, с. 40

3. Программа КПСС. М.: Политиздат, 1976, с. 64

4. Арманд А.Д., Люри Д.И., Жерихин В.В. и др. Анатомия кризисов. М.: Наука, 2000, 238 с.

5. Михайлов Н.Н. Социализм и разумные потребности личности. М.: Политиздат, 1982, 191 с.

6. Маркс К. Капитал. Т.3, кн.3, гл. 48

 

Hosted by uCoz