ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ИДЕОЛОГИЯ ОТКРЫТОГО ОБЩЕСТВА.

22 марта в МГИМО(у) МИД РФ на открытом совместном заседании кафедр философии, дипломатии, мировой литературы и культуры, социологии состоялась встреча с заведующим кафедрой психологии личности МГУ им. М.В.Ломоносова профессором А.Г.Асмоловым, инициатором и координатором Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе».

Встреча была организована в рамках руководимого Первым проректором МГИМО И.Г.Тюлиным проекта, поддержанного этой программой (грант Министерства образования РФ №441). Проф.Асмолов выступил с основным докладом «Толерантность – идеология открытого общества». Был также заслушан доклад доктора психологических наук Г.В.Солдатовой, доцента кафедры психологии личности МГУ и руководителя Научно-практического Центра психологической помощи «Гратис». На встрече присутствовали Первый проректор МГИМО И.Г.Тюлин, заведующие кафедрами МГИМО профессора Т.В.Зонова, С.А.Кравченко, А.В.Шестопал, руководитель Центра «Церковь и международные отношения» проф.А.Б.Зубов, преподаватели университета, студенты.

Открывая заседание, зав. каф. философии проф.Шестопал сделал краткий экскурс в предысторию участия МГИМО в Федеральной Программе со своим проектом «Дипломатия и толерантность». Эта предыстория открывается деятельностью таких крупных ученых, как академик Ю.П.Францов, А.Ф.Шишкин, Ю.А.Замошкин, усматривавших связь глобального обострения международных отношений с духовным кризисом мирового сообщества. Нельзя не вспомнить и участие выпускников МГИМО в разработке документов ООН и ЮНЕСКО, на которых базируется утвержденная в августе 2001 г. Федеральная Программа по толерантности.

К середине 90-х годов стала очевидна необходимость инициатив, направленных на смягчение политического климата в мировом сообществе. Потребности в этом отвечала программа «Духовно-нравственные основы мирового сообщества и международные отношения», разработанная в МГИМО, а также активность Центра «Церковь и МО», учитывающая все большую демократизацию этих отношений сегодня.

Этической проблематике во внешнеполитической деятельности и нравственному воспитанию кадров, которым предстоит ее осуществлять, уделено огромное внимание в исследованиях, представленных на традиционные Горчаковские и Шишкинские чтения в МГИМО, на междисциплинарные круглые столы, последние из которых – «Элиты и нравственность» и «Экология и толерантность» – состоялись в декабре 2001г. и в марте 2002 г.

Предоставляя слово А.Г.Асмолову, проф.Шестопал выразил надежду, что участие МГИМО в Федеральной Программе будет способствовать углубленному изучению возможностей гуманитарного сотрудничества.

Определив толерантность как норму жизни в мире гармоничного многообразия, как признание субъектом безусловной ценности другого, отличного от него, субъекта, проф.Асмолов критериями толерантного поведения назвал способность сострадать и сорадоваться другому, а также готовность всегда идти на контакт.

Свой доклад проф.Асмолов построил на рассмотрении феноменологии толерантности, методологии, стоявшей за разработкой им Федеральной Программы по толерантности, наконец, на представлении технологий формирования установок толерантного сознания.

Несмотря на то, что легче описать феноменологию интолерантности – экстремизма, фанатизма, всегда существовал подлинный социальный институт толерантности – дипломатия. Однако либеральные ценности тем с большим трудом проникали в сознание людей, чем сильнее овладевали им двоичное видение мира ( по логике бинарных оппозиций К.Леви-Строса) и восприятие конфликта как принципа развития. Такие «великие конфликтологи», как Ч.Дарвин, К.Маркс, З.Фрейд, гипнотически отвлекали внимание целых поколений от многообразия реальности и неоднозначности её интерпретаций. Толерантность как идеология тяготеет к концепциям симбиотического развития и является основой теории открытого общества К.Поппера.

Концептуальное изложение проф.Асмоловым технологии формирования толерантности подкрепил доклад Г.В.Солдатовой, посвященный апробации под её руководством конкретных практических разработок в Центре «Гратис». В качестве методов формирования установок толерантного поведения были описаны тренинги – позитивного взаимодействия, межкультурной сензитивности, самоконтроля – и программы индивидуальной работы с представителями таких групп населения, как учителя, подростки, студенты, мигранты и лица, страдающие ксенофобией.

Доклады проф.Асмолова и Г.В.Солдатовой вызвали многочисленные вопросы у аудитории, свидетельствовавшие о компетентности присутствовавших и заинтересованности в проблематике дискуссии.

Подготовила Лютова С.Н.,

доцент кафедры философии МГИМО.

 

 

 

Hosted by uCoz