Министерство иностранных дел
Российской Федерации

____________________________________________________________

Московский государственный институт международных отношений (Университет)

УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
МГИМО (У) МИД РФ

____________ В. Б. КИРИЛЛОВ
«____» ______________ 2004 г.

Кафедра философии

Программа по дисциплине
«ЛОГИКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва
2004


 

 

 

 

Цели и задачи курса

Содержание курса

   Тематика лекций

   Тематика семинарских занятий

Распределение часов курса

Примерный перечень вопросов к экзамену

Список литературы

 

 

 

 

Составители программы:

д. филос. н., профессор кафедры философии Глаголев В. С.

ст. преподаватель кафедры философии Мальков Г. М.

 

 

 

 

Программа рассмотрена
на заседании кафедры философии МГИМО (У)
от 28.10.2004 г.
(протокол № 2)


Цели и задачи курса

1.       Цель курса.

Цель курса – формирование у студентов логической культуры работы с юридическими документами и обоснование государственных позиций в юридических коллизиях с частными лицами, частными хозяйственными и иными объединениями и организациями, в смешанных структурах, а также в деловых отношениях с иностранными государствами.

Реализация этой цели предполагает:

   ознакомление студентов с основными понятиями, законами и операциями логики и с логическим аппаратом информатики, с их использованием в устной и письменной аргументации, в политико-юридических дискуссиях и в современной политической и юридической литературе;

   формирование у студентов навыков практической работы с логическими формами и структурами путем лекционного разбора логических задач, коллизий и способов их разрешения;

   развитие у студентов привычки и вкуса к логически корректному поиску информации, построению аналитических справок, рефератов, курсовых и дипломных работ, а также публичных выступлений на примерах мировой политико-государственной и правовой культуры.

2.       Задачи курса.

1)       Дать студенту основные знания по актуальным проблемам современной логики.

2)       Показать роль аргументации, доказательства и опровержения, правила и ошибки, различные уловки, применяемые в ходе полемики, дискуссий, диспутов и других форм диалога.

3)       Акцентировать внимание студентов на тех разделах логики, которые связаны с профилем их будущей профессии:

а)       роль логики в процессе формирования убеждения;

б)      использование логических законов в процессе диалога;

в)       использование дедукции и индукции в процессе формирования доверия собеседника к своим соображениям;

г)       использование гипотез в ходе диалога.

4)       Связать изучение логики с эристикой и риторикой.

5)       Ознакомить студентов с основными понятиями, законами и операциями логики и с логическим аппаратом информатики, с их использованием в устной и письменной аргументации.

6)       Сформировать у студентов навыки практической работы с логическими формами и структурами путем лекционного разбора логических задач, коллизий и способов их разрешения.

7)       Развить у студентов привычку и вкус к логически корректному поиску информации, построению аналитических справок, рефератов, курсовых и дипломных работ, а также публичных выступлений.

8)       Сформировать у студентов умение эффективно вести диалоги, критически воспринимать аргументацию оппонентов, умение находить свои нужные аргументы и логически грамотно опровергать ложные или недоказанные тезисы своих оппонентов.

3.       Курс логики

занимает ключевое место в и профессиональной подготовке специалистов юридического профиля, обеспечивая выявление внутренних связей и структурирование обширного информационного и законодательного материала, всесторонность анализа и оценки тех многочисленных противоречивых казусов, которые требуют анализа и соответствующих санкций с позиций права.

4.       Требования к освоению студентами курса:

1)       знание теоретического материала;

2)       умение решать логические задачи;

3)       умение отыскивать в изучаемой по другим дисциплинам литературе логические формы, законы, выявлять логическую структуру рассуждения авторов и давать им логическую оценку;

4)       умение корректно, логически грамотно вести диспуты, полемику, дискуссии, в том числе при работе на семинарах.


Содержание курса

ЛОГИКА

Курс включает чтение лекций и проведение семинарских занятий, закрепляющих материал лекций и содержащих решение задач и выполнение других практических заданий.

 

 

Тематика лекций

Тема 1.      Предмет логики.

Основные этапы становления логики как науки. Философские основы логики. Логика и язык. Логика в организации информационного процесса. Логические аспекты информатики. Логическое и психологическое: сходство и различия. Соотношение логики и психологии в общении и политической деятельности. Значение логических принципов в государственно-управленческой деятельности. Понятие логической формы. Основные типы логических форм. Отношение логического следования. Подмены и нарушения логической формы: их последствия. Необходимость соблюдения требований логической формы в организации информационных процессов. Требования к логической форме в политических, юридических и управленческих высказываниях.

 Тема 2.     Основные логические законы.

Истинность и правильность. Требования закона тождества. Последствия их нарушения в политической деятельности и в управлении. Закон непротиворечия и его требования, последствия их нарушений. Закон исключительного третьего: его проявления в политических и юридических дискуссиях. Закон достаточного основания, значение его требований для политологии и практики политической, юридической и управленческой деятельности.

Тема 3.      Классическая логика высказываний и предикатов.

Пропозициональные связки. Язык классической логики высказываний. Таблицы истинности. Тождественно-истинные, тождественно-ложные и выполнимые формулы. Логические отношения между формулами. Способы правильных рассуждений логики высказываний. Значение формализации высказываний при анализе политических, юридических и управленческих текстов и выступлений Язык логики предикатов. Интерпретации и модели. Общезначимые формулы и логические отношения в логике предикатов. Метод аналитических таблиц. Функции формализации операций с предикатами в политических и юридических дискуссиях, при обсуждении ситуаций управленческого процесса.

Тема 4.      Теория дедуктивных рассуждений.

Основные этапы становления теории дедуктивных рассуждений. Проблема источника общих положений в дедукции. Соотношение дедукции и индукции. Классическое исчисление высказываний. Классическое исчисление предикатов первого порядка. Проявление односторонностей дедукции в построениях политологии и в рассуждениях современных политиков и работников сферы государственного управления.

Тема 5.      Простой категорический силлогизм.

Понятие и структура простого категорического силлогизма. Обозначение терминов. Правила терминов и правила посылок; последствия их нарушения. Преимущества и недостатки простого категорического силлогизма при участии в политико-юридических дискуссиях и при составлении политических и правовых текстов.

Тема 6.      Сложные силлогизмы.

Разделительно-категорический силлогизм и его модусы. Типичные ошибки при использовании разделительно-категорического силлогизма. Условно-категорический силлогизм; его модусы. Типичные ошибки при использовании модусов условно-категорического силлогизма. Структура условно-разделительного силлогизма. Энтимемы и эпихейремы; характерные ошибки при их использовании. Полные и сокращенные полисиллогизмы; их варианты. Преимущества и недостатки сложных и сложносокращенных силлогизмов в построении политических и юридических рассуждений.

Тема 7.      Общая характеристика понятий.

Особенности понятий как логической формы. Виды понятий; критерии их классификации. Значение классификации понятий в политологической и политико-правовой деятельности. Типичные ошибки классификации понятий; их проявления в политологии, юриспруденции и в управленческой деятельности.

Тема 8.      Ограничение, обобщение и деление понятий

Операция ограничения; логические требования к ней. Обобщение в соотношении с ограничением. Функции обобщения и ограничения при работе с понятиями политологии и юриспруденции. Деление понятий и его виды. Деление по видообразующему признаку; его логические преимущества и недостатки. Дихотомическое деление; его роль в логике и информатике. Функции дихотомии в политической деятельности и в построении политических и юридических рассуждений. Классификация как разновидность деления. Типы классификации политологических и юридических понятий; их сравнительные достоинства и недостатки.

Тема 9.      Определение.

Виды явных определений и правила их построения. Типичные ошибки при проведении явных определений. Типы явных определений в политологии и юриспруденции. Неявные определения; их классификация. Роль неявных определений в политологии и юриспруденции. Типичные нарушения требований к неявным определениям в политических и правовых теориях и в практической деятельности государственного управления.

Тема 10.    Правдоподобные рассуждения.

Общие сведения о правдоподобных рассуждениях. Обобщающая индукция. Особенности полной и неполной индукции. Типичные ошибки в индуктивных умозаключениях; их проявления в политических и юридических дискуссиях. Способы повышения степени вероятности вывода по полной и неполной индукции.

Тема 11.    Методы установления причинных связей.

Понятие причинной зависимости и пути ее установления. Метод сходства. Метод различия. Соединенный метод сходства и различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков. Преимущества и недостатки каждого из методов. Особенности и трудности их применения при анализе причин политических событий.

Тема 12.    Аналогия.

Понятие аналогии. Аналогия свойств и аналогия отношений; их различия. Аналогия как логическая основа моделирования. Своеобразие политологического моделирования. Преимущества и недостатки логического моделирования политических процессов. Опасности использования аналогий в подготовке и осуществлении ответственных политических решений и в процессах управления конкретными ситуациями.

Тема 13.    Гипотеза.

Понятие предположения. Логическая классификация типов предположений. Предположение и гипотеза. Виды гипотез в политологии и юриспруденции. Логические правила построения гипотезы. Гипотезы и версии. Правила работы с версиями в политической жизни и в управленческой деятельности.

Тема 14.    Доказательство и опровержение.

Понятие доказательства. Тезис, аргументы и демонстрация как основные компоненты доказательства; требования к ним. Их взаимодействие в ходе доказательства. Апагогическое и разделительное доказательства. Функции доказательства в политической и юридической полемике. Понятие опровержения и его виды. Преимущества опровержения аргументов и демонстрации. Роль опровержения в политических процессах и в юридических дискуссиях.

Тема 15.    Типичные ошибки в доказательстве и опровержении.

Понятие паралогизма и софизма; их сходство и различия. Паралогизмы и софизмы в политической идеологии и аргументации. Природа ошибок «К личности» и «К публике». «Предвосхищение основания» и «ошибка многих вопросов». Классификация ошибок доказательства и опровержения, их логические причины. Роль ошибок доказательства и опровержения в политической и юридической полемике.

Тема 16.    Логические основы научной теории.

Понятие научной теории. Основные типы научных теорий. Теоретические и эмпирические понятия в научных теориях. Особенности научных теорий в политологии и юриспруденции. Типы взаимосвязей научных теорий. Проверка, подтверждение и оценка теорий. Понятие научного объяснения и предвидения. Основные формы теоретических предсказаний. Предсказания в политике и в управлении; логические условия их реализации. Логические требования к политическим и правовым теориям; условия их соблюдения в общественной жизни. Логические основы современных теорий организации и управления.


Тематика семинарских занятий по курсу логики

Тема 1.      Основные логические законы.

1.     Понятия законов логики.

2.     Закон тождества: теория и практика применения.

3.     Закон непротиворечия: теория и способы использования.

4.     Закон исключенного третьего.

5.     Закон достаточного основания.

Тема 2.      Простой категорический силлогизм.

1.     Понятие и структура простого категорического силлогизма.

2.     Правила терминов.

3.     Правила посылок.

4.     Типичные ошибки при использовании простого категорического силлогизма.

Тема 3.      Сложные силлогизмы.

1.     Разделительные силлогизмы.

2.     Условные силлогизмы.

3.     Энтимемы и эпихейремы.

4.     Полисиллогизмы.

Тема 4.      Операции с понятиями.

1.     Основные логические приемы формирования понятия.

2.     Деление понятий.

3.     Определение понятий.

4.     Приемы, заменяющие определения.

Тема 5.      Типичные ошибки в доказательстве и в опровержении.

1.     Полисиллогизмы и софизмы.

2.     Психологические основы ошибок.

3.     Нарушение законов логики в ошибках доказательства и опровержения.

4.     Оптимальные пути опровержения.

Тема 6.      Логические требования к научной теории.

1.     Понятие и виды научной теории.

2.     Виды научных теорий.

3.     Полнота, последовательность и непротиворечивость гипотетико-аксиоматических теорий.

4.     Логико-познавательные функции теории.


Распределение часов курса

ЛОГИКА


п/п

Наименование темы

Всего

Аудиторные занятия

Самост.
работа

Лекции

Семинары

1

Предмет логики

8

2

2

4

2

Понятие

16

4

4

8

3

Суждение

8

2

2

4

4

Простые силлогизмы

8

2

2

4

5

Сложные силлогизмы

8

2

2

4

6

Индукция и аналогия

8

2

2

4

7

Доказательство и опровержение

8

2

2

4

8

Гипотеза

8

2

2

4

 

Итого:

72

18

18

36

Форма итогового контроля – экзамен.

 


Список литературы по ЛОГИКЕ

Базовые учебники

1.                 Багаров В. А., Маркин В. И. Основы логики. – М., 1998.

2.                 Гетманова А. Д. Логика. – М.,1999.

3.                 Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. – М., 2001.

Дополнительные учебники и учебные пособия

4.                 Брюшинкин В. Н. Практический курс логики для гуманитариев. – М., 1996.

5.                 Войшвилло Е. К., Дегтярев М. Г. Логика с элементами эпистемологии и научной методологии. – М., 1994.

6.                 Дегтярев М. Г., Хмелевская С. А. Логика. – М.: «ПЕРсэ», 2003.

7.                 Ивин А. А. Логика для журналистов (учебное пособие для вузов). – М.: «Аскент Пресс», 2002.

8.                 Ивин А. А. Основания логики оценок. – М., 1970.

9.                 Ивлев Ю. В. Логика. – М., 1992.

10.             Кириллов В. И. Логика: Учебник для юридических вузов – 5-ое изд. – М.: Юристъ, 2003.

11.             Малахов В. П. Логика для юристов. – М.-Екатеринбург, 2002.

12.             Никифоров А. Л. Логика. – М.: Весь мир, 2001.

13.             Сарычев Е.В. Современная логика и основы речевого общения: Учеб. пособие ГАУ. –М.,1995.

14.             Скорик Е. Д. Логика в схемах. – М:. Прометей, 2004.

15.             Упражнения по логике / Под ред. проф. В.И. Кириллова. – М., 1993.

Дополнительная литература

16.             Алексеев А. П. Аргументация. Познание. Общение. – М., 1991.

17.             Жоль А. А. Логика в лицах и символах. – М., 1993.

18.             Клини С. Математическая логика. – М., 1973.

19.             Кэррол Л. Логическая игра. – М.: Наука, 1991.

20.             Мельников В. Н. Логические задачи. – М.: Высшая Школа, 1989.

21.             Поварнин С. И. Спор. О теории и практике спора // Вопросы философии. – 1990 – № 3.

22.             Уолтон Д. Аргументы ad hominem = Ad Hominem Arguments. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002.

23.             Шуман А. Н. Философская логика: Истоки и эволюция. – Минск: Экономпресс, 2001 (Философский лексикон: Семиотика и логика).

Справочная литература

24.             Горский Д. П., Ивин А. А., Никифоров А. А. Краткий словарь по логике. – М., 2000.

25.             Ивин А.А., Никифоров А.Л. Словарь по логике. – М.: ВЛАДОС, 1998.

26.             Кондаков Н. И. Словарь-справочник по логике. – М., 1975.

27.             Краткий словарь по логике / Под ред. Д. П. Горского. – М., 1993.

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz