Министерство иностранных дел
Российской Федерации

____________________________________________________________

Московский государственный институт международных отношений (Университет)

УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
МГИМО (У) МИД РФ

____________ В. Б. КИРИЛЛОВ
«____» ______________ 2004 г.

Кафедра философии

Программа по дисциплине
«РИТОРИКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва
2004


 

 

 

 

Программа дисциплины «Риторика» составлена в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «общие профессиональные дисциплины государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения. Программа ориентирована на студентов и слушателей МГИМО (У) МИД России.

 

 

 

 

Цели и задачи курса

Содержание курса

Распределение часов курса

Перечень вопросов к зачёту по курсу и заданий для самостоятельной работы

   Практические методики коммуникативного тренинга

Список литературы

 

 

 

 

Составители программы:

к. филол. н., доцент Лютова С. Н.

 

 

 

 

Программа рассмотрена
на заседании кафедры философии МГИМО (У)
от 28.10.2004 г.
(протокол № 2)


Цели и задачи курса

Настоящий курс предназначен для студентов, обучающихся по специальностям факультетов МО и ФП МГИМО (У) МИД РФ.

Определить место риторики в политической, общественной и академической сферах жизни Европы и России в исторической перспективе, на примере классических и современных образцов ораторского искусства продемонстрировать эффективность конкретных приёмов красноречия.

Сформировать у студентов представление об уровнях и общих закономерностях речевого и невербального воздействия. Способствовать ориентации слушателей курса в новейших теориях стилистики, структурной и трансформационной лингвистики, социальной и глубинной психологии.

Научить студентов применять эти теории в собственной коммуникативной практике. Выработать навыки компетентного поведения в ситуациях публичного выступления, диалогического взаимодействия и конфликта.

В результате освоения курса студенты должны получить общее представление об истории развития, теории и практических методах риторики, осознать возможности применения приобретённых знаний в своей будущей профессиональной деятельности, овладеть в определённом настоящей программой объёме конкретными риторическими приёмами.


Содержание курса

РИТОРИКА

Раздел 1
ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ. ИСТОРИЯ РИТОРИКИ.

Тема 1.     Риторика в общественной жизни и в системе гуманитарного образования.

Основные определения риторики. Теоретическая и практическая риторика. Понимание предмета и задач риторики в различные исторические эпохи. Сопоставление логики и риторики. Риторика как целостное единство самостоятельных дисциплин.

Цели и методы преподавания ораторского искусства от античности до наших дней. Ораторское искусство лектора как условие формирования профессиональной идентичности студентов. Красноречие и процесс социального становления. Красноречие и общее развитие личности.

Тема 2.     Античное ораторское искусство: теория и практика.

Архаические традиции. Первая систематизация опыта публичной речи в Древней Греции. Относительность истины в риторике софистов. Протагор. Горгий. Продик. Майевтика Сократа и трансформация софистики. Критика её Платоном. «Риторика» Аристотеля. Ораторское искусство Демосфена.

Риторика в Древнем Риме. Риторический идеал Цицерона. Наставления Квинтилиана. Дальнейшие перспективы общественной потребности в ораторском искусстве и в формах его теоретического осмысления.

Тема 3.     Общеевропейский Ренессанс и красноречие в Древней Руси.

Духовное красноречие. Гомилетика – искусство проповеди. Развитие жанров светского красноречия. Возрождение языческой образности. Деятельность гуманистов. Культурный идеал «светлой античности» в Европе XII-XVI вв.

Проповеди митрополита Илариона. Жанры красноречия в Древней Руси. Риторический фокус процессов русского Возрождения в общественных дискуссиях XII в. Полемика иерархов христианской церкви и волхвов. Системы аргументации в «Повести временных лет» и в «Молении Даниила Заточника».

Тема 4.     Отечественная риторика XVIII-XX вв.

Влияние М. В. Ломоносова на формирование стилистики литературного русского языка. Западноевропейские и национальные истоки особенностей красноречия в России XIX в. Академическая риторика. М. Сперанский, А. Мерзляков, Н. Кошанский. Судебная риторика в исследованиях П. Пороховщикова. Речи исторических деятелей как образец красноречия. Анализ фрагментов аудиозаписи выступления лекторов, политиков, публицистов.

 

 

 

Раздел 2
СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РИТОРИКА

Тема 5.     Красноречие и нормативная стилистика.

Учение о стилях речи. Проблема формализации теории Аристотеля. Цели и виды ораторских выступлений. Структура речи. Этапы построения ораторского действия. Инвенция, композиция, элокуция, мемория, акция (изобретение, расположение, выражение, запоминание, действие /произнесение/). Фигуры и тропы как средства передачи внутренней экспрессии. Индивидуальный стиль оратора.

Тема 6.     Теория аргументации и «Новая риторика».

Лакановский психоанализ и структурализм как источники концепции «новой риторики» во Франции и в Бельгии. Философия словесности А. Потебни. Отказ от формализма и возвращение к духу античной риторики. Значение и смысл. Бессознательные структуры языка и формальная логика.

Классификация метабол «группой μ». Понятие «нулевой ступени» и процесс редукции отклонения. Свобода как условие возникновения этоса. Разновидности этоса и убедительность выступления.

Тема 7.     Социально-психологический подход к коммуникативной компетентности.

Различие подходов в психологии к природе коммуникативной компетентности и к возможностям её развития. Бихевиоризм, когнитивная психология, психоанализ, гуманистическая психология. Методы социального научения. Способы расширения осознания. структура компетентности в общении и диагностика компетентности. «Конструктивный альтернативизм» Дж. Келли. «Теория исходов» Тибо и Келли.

 

 

 

Раздел 3
МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ

Тема 8.     Искусство публичного выступления.

Адаптация идей «новой риторики» в отечественной социальной психологии. Смысловая структура публичного выступления, по А. Харашу. Сообщение и текст: понятие смысловой дистанции. Ораторское действо как субъект-субъектные отношения. Коррекция модели коммуникативного процесса Лассуэлла. Имидж оратора. Формирование имиджа политического и общественного деятеля его командой.

Типы аудитории. Особенности взаимодействия с ней. Лингвистическая компетентность и речевой этикет. Типичные недостатки публичной речи. Психологические эффекты несоблюдения орфоэпических норм. Невербальные средства общения: знаковые системы и их функции.

Тема 9.     Ведение диалога. Нейро-лингвистическое программирование (НЛП).

Диалог как целостный речевой феномен. Типы диалога: командный, информационный, обучающий, соревновательный, диалектический, совещательный. Общие параметры конструктивности диалога: неинтерпретативность, неоценочность, аргументированность. Понятия обратной связи и каузальной атрибуции. Метод эмпатического слушания К. Роджерса. Позиции сторон в диалоге, по П. Ершову. Трансактный анализ Э. Бёрна. Теория конфликта.

История возникновения НЛП. Модели создания алгоритмов эффективной коммуникации. Задачи и основные разделы НЛП. Пределы НЛП.


Распределение часов курса

РИТОРИКА


п/п

Наименование тем разделов

Всего

Аудиторные занятия

Самост.
работа

Лекции

Семинары

Раздел I.

Иведение в предмет. История риторики.

16

8

8

Тема 1.

Риторика в общественной жизни и в системе гуманитарного образования.

4

2

2

Тема 2.

Античное ораторское искусство: теория и практика

4

2

2

Тема 3.

Общеевропейский Ренессанс и красноречие в Древней Руси

4

2

2

Тема 4.

Отечественная риторика XVIII-XX вв.

4

2

2

Раздел II.

Современная теоретическая риторика

6

6

6

Тема 5.

Красноречие и нормативная стилистика

4

2

2

Тема 6.

Теория аргументации и «Новая риторика»

4

2

2

Тема 7.

Социально-психологический подход к коммуникативной компетентности

4

2

2

Раздел III.

Методы практической риторики

8

4

 

4

Тема 8.

Искусство публичного выступления

4

2

2

Тема 9.

Ведение диалога. НЛП.

4

2

2

 

Итого:

36

18

18

Форма итогового контроля – зачёт.

 

 

 

Практические методики коммуникативного тренинга:

1.                 Эмпатическое слушание. Использование сигналов доступа.

2.                 Присоединение, вхождение в раппорт, ведение.

3.                 Перефраз.

4.                 Рефрейминг (контекста, содержания).

5.                 Трансактные реакции (дополнительная, пересекающаяся).

6.                 Комплимент, критический комментарий.

7.                 Обратная связь в форме «Я-сообщения».

8.                 Имитация стиля поведения (уверенное, неуверенное, агрессивное).

9.                 Использование метаболы в речи-экспромте.

10.             Привлечение (удержание) внимания (аудитории, собеседника, оператора).

11.             Введение в «даунтайм».

12.             Суггестивная техника (по выбору студента).

13.             Составление матрицы исходов.

14.             Решение задачи культурного ассимилятора (известной).


Список литературы по РИТОРИКЕ

Базовые учебники

1.                 Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации / Под ред. А. П. Садохина. – М., 2002.

2.                 Ивин А. А. Основы теории аргументации. – М.,1997.

Дополнительные учебники и учебные пособия

3.                 Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. – М., 2003.

4.                 Логика и риторика: Хрестоматия. – Минск: ТетраСистемс, 1997.

5.                 Социальная психология: Хрестоматия // Сост. Белинская. – М.,1999.

Основная научная литература

6.                 Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. – М., 1990.

7.                 Марченко О. И. Риторика как норма гуманитарной культуры. – М.,1994.

8.                 Общая риторика [Группа μ] / Ж. Дюбуа, Ф. Пир, А. Тринон и др.; Общ. ред. А. К. Авеличева. – М.: Прогресс, 1986; 1999.

9.                 Предмет риторики и проблемы ее преподавания: Материалы Первой Всероссийской конференции по риторике: Москва 1997 г. 28-30 января.

10.             Рождественский Ю. В. Принципы современной риторики. – М.,2000.

11.             Рождественский Ю. В. Теория риторики. – М.,1999.

12.             Язык и моделирование социального взаимодействия / Составители - В. М. Сергеев, П. Б. Паршин. – М.: Прогресс, 1987.

Классическая философская литература

13.             Аристотель. Риторика // Аристотель. Этика. Политика. Риторика. – Минск, 1998.

14.             Ораторы Греции / Сост. М. Л. Гаспаров. – М.: Художественная литература, 1985 (Библиотека античной литературы).

15.             Платон. Горгий. // Платон. Собр. соч. в 4-х тт. – Т. 1. – М.: Мысль, 1994 (Философское наследие). – С. 477-574.

16.             Платон. Менон. // Платон. Собр. соч. в 4-х тт. – Т. 1. – М.: Мысль, 1994 (Философское наследие). – С. 575-612.

17.             Платон. Протагор // Платон. Собр. соч. в 4-х тт. – Т. 1. – М.: Мысль, 1994 (Философское наследие). – С. 418-476.

18.             Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. – М., 1972; то же: М.: Ладомир, 1994 (Античная классика).

Дополнительная литература

19.             Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. – СПб.,1995.

20.             Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио, и телевидения. М.,1991.

21.             Викентьев И. Л. Приёмы рекламы и PR. – Ч. 1. – СПб.,1995.

22.             Каррас Ч. Л. Искусство ведения переговоров. – М.,1997..

23.             Келли Дж. Психология личности. – СПб.,2000.

24.             Красноречие Древней Руси (XI-XVII вв.): Сборник / Сост. Черторицкая. – М.,1987.

25.             Кузнецова Т. И. и др. Ораторское искусство в Древнем Риме. – М., 1976.

26.             О’Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в НЛП. – Челябинск, 1997.

27.             Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.,1989.

28.             Потебня А. А. Собрание трудов: Мысль и язык. – М., 1999.

29.             Сергеич П. Искусство речи на суде. – Тула, 1998.

30.             Сопер П. Основы искусства речи. – М., 1992.

31.             Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. – М., 1999.

32.             Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. – СПб.,1999.

33.             Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.,1997.

34.             Юри У. Преодолевая «нет», или переговоры с трудными людьми. –М.,1994.

 

 

Hosted by uCoz