Министерство иностранных дел
Российской Федерации

____________________________________________________________

Московский государственный институт международных отношений (Университет)

УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
МГИМО (У) МИД РФ

____________ В. Б. КИРИЛЛОВ
«____» ______________ 2004 г.

Кафедра философии

Программа по дисциплине
«История и методология науки»»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва
2004


 

 

 

 

   Целевая установка программы

   Содержание спецкурса

   Распределение часов спецкурса

   Список литературы

 

 

 

 

Составитель программы:

профессор кафедры философии Хрустов Г.Ф.

 

 

 

 

Программа рассмотрена
на заседании кафедры философии МГИМО (У)
от 11.11.2004 г.
(протокол № 
3)


Целевая установка программы

   Выработать у студентов представление об основных методах научного познания, их месте в духовной деятельности эпохи.

   Сформировать у студентов принципы использования этих методов в учебной и научной работе.

   Раскрыть общие закономерности возникновения и развития науки, показать соотношение гносеологических и ценностных подходов в прогрессе научного знания, роль гипотезы, фактов и интерпретаций в структуре научного исследования.


Содержание курса

ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

Раздел I.
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Тема 1. Основные стороны бытия науки. Наука как система знаний, как процесс получения нового знания, как социальный институт и как особая область культуры. Перспективы цивилизации и развития научного знания.

Характерные черты и многообразие форм научного знания. Эмпирические и теоретические знания в различных науках. Особенности языка науки. Взаимодействие науки с другими формами познания. Индивидуальное познание и личностное знание.

Общая характеристика основных методов научного познания. Средства и методы эмпирического познания. Наблюдение и эксперимент. Роль приборов  в современном научном познании.  Проблемы измерения. Средства и методы теоретического познания. Анализ и синтез, индукция и дедукция.  Формализация. Роль математики в развитии науки. Проблема сциентизма и антисциентизма. Мысленный эксперимент и теоретическое моделирование. Роль моделей в познании, их классификация.

Тема 2. Формы организации науки. Научное сообщество. Научные школы и коллективы.

Наука в системе культуры. Наука и производство.

Взаимосвязь философии и науки. Основные исторические типы отношения философии и науки. Функции философии в научном познании. Науковедение. Философия и мировоззрение ученого. Этика научной деятельности.

 

 

 

Раздел II.
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУКИ.

Тема 3. Общекультурное значение истории науки и её роль в понимании сущности науки. Эмпирическое и теоретическое объяснение истории науки. Критика европоцентризма и антиисторизма в понимании сущности и происхождения науки.

Общие модели историографии науки. Неопозитивистская модель развития науки. Концепция развития научного знания К. Поппера. Концепция смены парадигм Т. Куна. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Реконструкция истории науки П. Фейерабендом. Эволюционистская модель.

Тема 4. Традиции и новации в развитии науки. Научные школы как формы зарождения и воспроизведения традиций. Традиции, стиль мышления, творчество. Новые методологические идеи и смена стилей мышления.

Научные революции как коренные преобразования основных научных понятий, концепций, теорий. Многообразие и многосторонность научных революций. Преемственность в развитии знания и проблема соотношений научных теорий друг с другом. Взаимосвязь научных и технических революций.

Дифференциация и интеграция в науке. Неравномерность развития различных научных областей и дисциплин. Проблема классификации наук. Взаимодействие наук как фактор их развития. Теоретическое знание как интегрирующий фактор в развитии науки.

 

 

 

Раздел II.
ЛОГИКО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ.

Тема 5. Проблема факта и теории. Фактуальное знание в науке. Структура факта. Формирование интерпретаций. Редукция интерпретаций в структуре научного исследования. Гипотеза, данные опыта  и теория. Описательные и теоретические дисциплины. Особенности исторических дисциплин. Качественные и количественные, математизированные и нематематизированные теории. Генетические и систематические теории. Структура теории. Многообразие функций теорий.

Понимание, объяснение, описание и предсказание (прогнозирование). Эмпирические и теоретические описания. Описание и реконструкция. Особенности прогнозирования социальных явлений. Прогнозирование и глобальные проблемы современной цивилизации.

Тема 6. Проблема математизации науки. Место математики в системе наук. Математизация и идеал научности.

Компьютеризация науки. Машинное моделирование. Компьютеризация как основа новых информационных технологий, обеспечивающих совершенствование форм взаимодействия в научном сообществе. Компьютеризация и перспективы образования.

Тема 7. Проблема истины в научном познании. Принцип верификации. Фальсификационизм. Научность знания и психология человека. Эстетические критерии выбора теорий.

Тема 8. Проблема единства науки. Многообразие научных дисциплин и связей между ними. Общее и особенное в развитии науки. Научные картины мира и их значение.

Проблема редукционизма. Самостоятельность наук. Эффективность и ограниченность редукционистских программ и истории науки.

Тема 9. Проблема аксиологической суверенности науки и непредсказуемость последствий научно-технического прогресса. Гражданская ответственность ученых. Идеалы научности и целевые установки в области фундаментальных и прикладных исследований. Проблема идеала в технике. Специфика целевых установок в естественнонаучном, гуманитарном, социальном познании и инженерном творчестве.


Распределение часов курса

ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ


п/п

Наименование тем разделов

Всего

Аудиторные занятия

Самост.
работа

Лекции

Семинары

Раздел I.

Философия науки

16

4

4

8

Тема 1

Основные стороны бытия науки. Характерные черты и многообра-зие форм научного знания. Общая характеристика основных методов научного познания.

8

2

2

4

Тема 2

Формы организации науки. Наука в системе культуры. Взаимосвязь философии и науки.

8

2

2

4

Раздел II.

Общие закономерности возни-кновения и развития науки

16

4

4

8

Тема 3

Общекультурное значение исто-рии науки и её роль в понимании сущности науки. Общие модели историографии науки.

8

2

2

4

Тема 4

Традиции и новации в развитии науки. Научные революции как коренные преобразования основных научных понятий, концепций, теорий. Дифференциация и интеграция в науке.

8

2

2

4

Раздел III.

Логико-гносеологические и аксиологические проблемы науки

40

10

10

20

Тема 5

Проблема факта и теории. Понимание, объяснение, описание и предсказание (прогнозирование).

8

2

2

4

Тема 6

Проблема математизации науки. Компьютеризация науки.

8

2

2

4

Тема 7

Проблема истины в научном познании.

8

2

2

4

Тема 8

Проблема единства науки. Проблема редукционизма.

8

2

2

4

Тема 9

Проблема аксиологической суверенности науки.

8

2

2

4

 

Итого:

72

18

18

36

Форма итогового контроля:
первый семестр – зачёт;
второй семестр – экзамен по всему курсу.


Список литературы по ИСТОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ

Базовые учебники

1.                  Войшвилло Е. К., Дегтярев М. Г. Логика как часть теории познания и научная методология: Учебное пособие. – Кн. 1. – М.: Наука, 1994.

Дополнительные учебники и учебные пособия

2.                  Гайденко П. П. История греческой философии в её связи с наукой. – М: Per Se - СПб.: Университетская книга, 2000 (Humanitas).

3.                  Гайденко П. П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. – М: Per Se - СПб.: Университетская книга, 2000 (Humanitas).

4.                  Введение в логику и методологию науки: [Учеб. пособие] / С. C. Гончаров, Ю. Л. Ершов, К. Ф. Самохвалов. — М., Новосибирск: Интерпракс? Ин-т математики СО РАН, 1994 (Программа “Обновление гуманитарного образования в России”.)

5.                  Лешкевич Т. Г. Философия науки: Традиции и новации. Учебное пособие для вузов. – М.: ПРИОР, 2001.

Классическая и современная философская литература

6.                  Аналитическая философия: Избранные тексты. – М.: Издательство Московского университета, 1993.

7.                  Башляр Г. Новый рационализм. – М.: Прогресс, 1987.

8.                  Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1985; то же: М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1956.

9.                  Бердяев Н.А. Дух и машина // Судьба России. – М.: Советский писатель, 1990. – С. 216-223; М.: АСТ, 2004 (Философия. Психология) – С. 321-332.

10.             Бунге М. Философия физики. – М.: Прогресс, 1975.

11.             Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990 (Социологическая мысль Запада).

12.             Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988.

13.             Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. – М.: Искусство, 1991 (История эстетики в памятниках и документах).

14.             Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени // Собрание сочинений. – Т. 1. – М.: Логос - Гнозис, 1994.

15.             Карнап Р. Философские основания физики: Введение в философию науки. – М.: Прогресс, 1971.

16.             Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс,1977 (Логика и методология науки); то же: М.: АСТ - Ермак, 2003 (Философия. Психология).

17.             Лакатос И. Доказательства и опровержения. – М., 1967.

18.             Леви-Строс К. Структурная антропология. – М.: Наука, 1983 (Этнографическая библиотека).

19.             Поппер К. Р. Логика и рост научного знания: Избранные работы. – М.: Прогресс, 1983.

20.             Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. – М.: Прогресс, 1986.

21.             Пуанкаре А. О науке. – М.: Наука, 1983.

22.             Рассел Б. Введение в математическую философию. – М.: Гнозис, 1996 (Пирамида. Вып. 7).

23.             Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы. – М., 1957; Киев: Ника-Центр, Вист-С, 1997.

24.             Рьюз М. Философия биологии. – М.: Прогресс, 1977 (Общественные науки за рубежом: Философия и социология).

25.             Структура и развитие науки: Из Бостонских исследований по философии науки. – М.: Прогресс, 1978 (Логика и методология науки).

26.             Тарский А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук. – М.: Тривиум, 2000; то же: М., 1948.

27.             Тарский А. Истина и доказательство // Вопросы философии. – 1978. – № 8.

28.             Тулмин С. Человеческое понимание. – М., 1984.

29.             Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М.: Прогресс, 1986.

30.             Философия и методология истории: Сборник статей. – М.: Прогресс, 1977 (Логика и методология науки).

31.             Хокинг С. Краткая история времени. – СПб., 2000.

32.             Холтон Дж. Тематический анализ науки. – М.: Прогресс, 1981 (Логика и методология науки).

Дополнительная литература

33.             Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. – М., 1978.

34.             Берка К. Измерение: понятия, теории, проблемы. – М., 1987.

35.             Блауберг И. В. Проблема целостности и системны подход. М., 1997.

36.             Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. – М., 1961.

37.             Бранский В. П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология: Теория самоорганизации индивидуума и социума. СПб, 2002.

38.             Горский Д. П. Обобщение и познание. – М.: Мысль, 1985.

39.             Загадка человеческого понимания. – М.: Политиздат, 1991 (Над чем работают, о чём спорят философы).

40.             Кайберг Г. Вероятность и индуктивная логика. – М.: Прогресс, 1978 (Логика и методология науки).

41.             Капица П. Л. Эксперимент, теория, практика. Статьи, выступления. – М., 1974.

42.             Лазар М. Этика науки. – Л.,1985.

43.             Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. – М.,1980.

44.             Мулуд Н. Анализ и смысл: Очерк семантических предпосылок логики и эпистемологии. – М.: Прогресс, 1979 (Логика и методология науки).

45.             Синергетическая парадигма / Под ред. В .С. Степина и др. – М., 2000.

46.             Фролов И. Т., Юдин Б. Г. Этика науки: Проблемы и дискуссии. М., 1987.

47.             Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования: Сборник избранных статей. – М.: Прогресс, 1980 (Логика и методология науки).

48.             Швырев В.А. Анализ научного познания. М., 1988.

Справочная литература

49.             Бохеньский Ю. Сто суеверий: Краткий философский словарь предрассудков. – М.: Прогресс, 1993 (Библиотека журнала “Путь”).

50.             Новая философская энциклопедия. В 4-х т. / Под ред. В. С. Стёпина и др. – М.: Мысль, 2000.

51.             Современная западная философия: Словарь. – М.: Политиздат, 1991.

52.             Философская энциклопедия. В 5-ти т. – М.: Советская энциклопедия, 1960‑1970.

53.             Философский энциклопедический словарь. – 2-ое изд. – М.: Советская энциклопедия, 1989.

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz