Министерство иностранных дел
Российской Федерации

____________________________________________________________

Московский государственный институт международных отношений (Университет)

УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
МГИМО (У) МИД РФ

____________ В. Б. КИРИЛЛОВ
«____» ______________ 2004 г.

Кафедра философии

Программа по дисциплине
«ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва
2004


 

 

 

 

Цели и задачи спецкурса

Содержание спецкурса

Распределение часов спецкурса

Примерный перечень вопросов к зачёту

Список литературы

 

 

 

 

Составитель программы:

к. филос. н., профессор кафедры философии Додельцев Р. Ф.

 

 

 

 

Программа рассмотрена
на заседании кафедры философии МГИМО (У)
от 11.11.2004 г.
(протокол № 3)


Цели и задачи спецкурса

*   Сформировать у студентов общие представления об основных теоретических подходах к личности потребителя.

*   Показать зависимость потребительских решений от восприятия, мотивации, личностных качеств потребителя, а также от его групповой, социальной и культурной принадлежности.

*   Научить студентов основным методикам социально-психологического исследования (анкетирование, социограммы и т.д.).


Содержание спецкурса

ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Предмет и объект логики. Логика и естественные языки. Логические законы. Язык логики предикатов. Силлогистика. Понятие, виды понятий. Общие сведения о правдоподобных рассуждениях.

 

 

Введение.

Тема 1.     Люди как потребители.

Основные подходы к исследованию людей как потребителей. Покупатели и потребители. Индивидуальные и социальные факторы потребительского выбора. Процесс совершения покупки. Сегментация рыночного пространства – географическая, демографическая, возрастная, статусная и т.д.

 

 

 

Раздел 1.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ.

Тема 2.     Восприятие и запоминание как факторы потребительского решения.

Общие свойства ощущений и восприятий. Восприятие товара и марки. Восприятие универмага. Восприятие цены. Способы привлечения внимания. Потребительское поведение как обучение. Темпы обучения и подкрепление.

Тема 3.     Потребительская мотивация.

Общие представления о мотивации. Потребности и иерархия потребностей по Маслоу. Множественность мотивов, приближение и избежание, сила инерции, вовлечение. Когнитивный диссонанс как мотив. Бессознательная мотивация.

Тема 4.     Личность и потребительский выбор.

Определение личности. Основные подходы к теории личности - психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология, теория черт. Типы личности и потребление. Самосознание потребителя. Установки и поведение потребителя. Взаимосвязь установок и поведения. Количественные оценки установок. Изменение установок и поведения. Некоторые другие факторы изменения установок.

 

 

 

Раздел 2.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМУ ПОВЕДЕНИЮ.

Тема 5.     Семья и социализация потребителя.

Влияние воспитания на потребительское поведение. Формы семьи и изменения в нем. Семейные решения о покупке и распределении ролей в семье. Дети и процесс их потребительской социализации. Несемейные домохозяйства.

Тема 6.     Влияние малой социальной группы и межличностных коммуникаций на потребителя.

Виды групп: первичные и вторичные, формальные и неформальные, членские и референтные. Особенности жизни группы – непроизвольное влияние группы, групповые нормы и сила конформизма. Референтные группы и потребительское поведение. Социометрия. Межличностная коммуникация: двухуровневая модель, многофазовая коммуникация. Социальное влияние и ситуационные переменные.

Тема 7.     Социальная стратификация и принятие потребительских решений.

Определение социального класса, страты и статуса. Социальный статус и символы. Жизненные возможности и стили жизни. Измерение принадлежности к социальному классу. Класс и потребитель. Изменения в классах и потребительское поведение.

Тема 8.     Культуры и субкультуры.

Общие черты всех культур и различия между ними. Субкультура: этническая, возрастная и религиозная принадлежность. Культура и потребительское поведение: влияние культуры и субкультуры на восприятие, антропология в маркетинге субкультуры и потребительские предпочтения.

Тема 9.     Модели принятия потребительских решений.

Как мы принимаем решения: рациональность, эвристика и её виды. Процесс принятия потребительских решений: 1) осознание проблемы, 2) поиск информации, 3) оценка альтернатив, 4) процессы, следующие за покупкой, 5) процессы, следующие за покупкой. Рекламы, убеждения и манипуляции.

Рекомендации к дальнейшему изучению потребительского поведения.


Распределение часов спецкурса

ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ


п/п

Наименование тем разделов

Всего

Аудиторные занятия

Самост.
работа

Лекции

Семинары

Тема 1.

Люди как потребители

4

2

2

Раздел I.

Индивидуальное поведение потребителя

4

2

2

Тема 2.

Восприятие и запоминание как факторы потребительского решения

4

2

2

Тема 3.

Потребительская мотивация

4

2

2

Тема 4.

Личность и потребительский выбор

4

2

2

Раздел II.

Социально-психологический и социологические подходы к потребительскому поведению

4

2

2

Тема 5.

Семья и социализация потребителя

4

2

2

Тема 6.

Влияние малой социальной группы и межличностных коммуникаций на потребителя

4

2

2

Тема 7.

Социальная стратификация и принятие потребительских решений

4

2

2

Тема 8.

Культуры и субкультуры

4

2

2

Тема 9.

Модели принятия потребительских решений

4

2

2

 

Итого:

36

18

18

Форма итогового контроля – зачёт.

 

 


Список литературы по ПОВЕДЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Базовые учебники

1.                Фоксолл Г. Поведение потребителя. – М.: МГИМО, 2000.

Дополнительные учебники и учебные пособия

2.                Статт Д. Психология потребителя. – СПб.: Питер, 2003.

Дополнительная литература

3.                Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб.: Питер, 2000.

4.                Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999.

5.                Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000.

6.                Квинн В. Прикладная психология. СПб., Питер, 2000.

7.                Майерс Д. Психология. – Минск: Попурри, 2001.

8.                Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1997.

9.                Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2003.

10.           Первин Л., Джон О. Психология личности. – М.: Аспект пресс, 2000.

 

 

 

Hosted by uCoz