Министерство иностранных дел
Российской Федерации

____________________________________________________________

Московский государственный институт международных отношений (Университет)

УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
МГИМО (У) МИД РФ

____________ В. Б. КИРИЛЛОВ
«____» ______________ 2004 г.

Кафедра философии

Программа спецкурса по выбору
«ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА
ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва
2004


 

 

 

 

Программа разработана в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов по следующим направлениям и специальностям высшего профессионального образования:

   Связи с общественностью

   Международный туризм

 

 

 

 

Цели и задачи спецкурса

Содержание спецкурса

Распределение часов спецкурса

Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы, вопросы к зачёту по всему курсу

Список литературы

 

 

 

 

Составители программы:

к. ф. н., профессор кафедры философии Володин В. М.

д. ф. н., профессор кафедры философии Глаголев B. C.

 

 

 

 

Программа рассмотрена
на заседании кафедры философии МГИМО (У)
от 11.11.2004 г.
(протокол № 3)


Цели и задачи спецкурса «Психология и этика деловых отношений»

1.      Цель курса.

На основе предшествующего изучения учебных курсов по общей и социальной психологии и философским основам этических учений обеспечить освоение студентами отделений PR и международного туризма ф-та МЖ ключевых принципов психолого-этических аспектов делового общения, приобретение навыков оптимального поведения в разнообразных ситуациях, оптимизации необходимых психологических условий в служебной обстановке, особенно при осуществлении деловых межэтнических и межнациональных контактов.

2.      Задачи курса.

Анализ вербальных и невербальных способов общения и специфики их проявлений в связях с общественностью и при организации международных туристических поездок, раскрытие особенностей публичных выступлений и этику деловых встреч, проведения семинаров и презентаций.

3.      Требования к освоению студентами курса:

Студент должен знать:

   специфику взаимодействия с партнерами, клиентами и аудиторией на основе современных технических средств общения;

   требования к оформлению визитных карточек и использованию их в ходе деловых контактов;

   этико-психологические правила организации и проведения международных конференций, семинаров, симпозиумов, неофициальных встреч (включая этикет фуршета, официального обеда и т.д.).

Студент должен иметь навыки:

   использования психолого-этических норм взаимодействия в коллективе на разных уровнях служебной иерархии (начальство и подчиненные, руководители, подчиненные в отношениях между собою, этикет общения с посетителями и клиентами и т.д.);

   соблюдения правил встречи и приема гостей, организации их деловых и культурных программ, их личного времени, этикета проводов и дистантного поддержания и закрепления сложившихся контактов;

   применения знания характерных стереотипов, представленных в ситуациях межэтнического и межнационального общения и деловых переговоров представителей разных конфессий и культур, и способов преодоления типичных конфликтов в ходе переговоров и достижения делового взаимопонимания и консенсуса.


Содержание спецкурса

ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Тема 1.      Средства и возможности делового общения.

Цели и задачи курса. Понятия и виды делового общения; соотношение его профессионального, психологического и этического компонентов. Вербальное и невербальное общение; условия их взаимодействия; речь, позы и жесты. Психолого-этические нормы общения по телефону и другим средствам связи. Правила ведения делового телефонного разговора в роли инициатора и в роли абонента. Использование технических средств офиса в организации и осуществлении дистантных форм делового общения.

Тема 2.      Визитная карточка и почтовые отправления в деловом общении.

Визитная карточка, её назначение и функции в деловой жизни. Виды визитных карточек. Приёмы вручения и опыт использования визитных карточек для поддержания деловых связей. Требования к оформлению визитных карточек.

Роль письменного делового общения в системе деловых отношений.

Формы и виды письменного делового общения. Требования делового этикета к: а) резюме, б) рекомендательному письму, в) письму-отказу; г) письму-уведомлению и т.д.

Тема 3.      Приветствие, представление и закрепление знакомства.

Правила приветствия в деловой сфере. Представление и титулование; виды титулов. Знаки внимания в современной деловой практике; их функции и дифференциация. Назначение подарков в современной деловой практике; их рациональное использование. Правила делового этикета, действующие при получении и вручении подарков.

Тема 4.      Представительское общение.

Понятие представительского общения как особой формы делового общения. Це­ли представительского общения и формы его организации. Имидж: особенности и технология его создания. Функции правдивой и уклончивей информации о представительских интересах и целях. Обман и кризис доверия в отношениях ме­жду возможными или реальными партнерами по представительскому общению. Основные требования к личным качествам, манерам и внешнему облику личности представителя. Способы формирования заинтересованности потенциальных партнеров. Роль вербальной, наглядной, цифровой и графической информации в представительском общении. Требования неукоснительного выполнения обязательств, предупредитель­ности в отношениях с партнерами. Психологические особенности представительских отношений в формах международно-политического и межнационального общения.

Тема 5.      Нормы делового этикета на презентациях, выставках, ярмарках.

Цели и задачи презентации, её виды. Содержание презентации, методы её проведения. Требования делового этикета для фирмы, организующей презентацию, и для приглашённых. Рекомендации выступающему на презентации. Роль и место выставок и ярмарок в развитии деловых отношений. Задачи выставок и ярмарок. Формы и виды деловых отношений, складывающихся на выставке (ярмарке). Морально-психологический фон ярмарочных, выставочных и презентационных мероприятий.

Тема 6.      Этико-психологические аспекты организации встреч, симпозиумов, совещаний.

Психологические нормы деловой встречи гостя. Обеспечение доставки в автомобиле, расчет маршрута движения, порядок встречи официальными представителями принимающей стороны. Условия обеспечения психологического комфорта при организации деловых совещаний, симпозиумов, конференций; этические аспекты формального и неформального общения на деловых встречах. Ведение деловой беседы и её этапы: начало, информирование присутствующих и обоснование выдвигаемых положений, завершение. Подготовка и проведение делового совещания; функции и роль ведущего: организация и ведение дискуссий; этапы принятия решений. Рассмотрение пожеланий другой стороны; завершение делового совещания и составление его протокола, коммюнике и т.п.

Тема 7.      Психологические особенности переговоров как формы делового общения.

Специфика переговоров как формы делового общения. Предметная, организационная и субъектная сторона переговоров. Психологическое значение субъектной стороны переговоров. Определение реальной специфики переговорного процесса.

Критерии классификации видов переговоров: целевая ориентация, характер предмета, сфера социальной деятельности. Деление переговоров по типу целевой установки: конструктивно-организующие, деструктивные, выжидательные. Деление по особенностям видов социальной деятельности: политические, административно-организационные, переговоры в сфере гражданских отношений, торговые переговоры. Психологические особенности каждого из видов переговоров.

Основные функции переговоров: информативная, коммуникативная, регулятивно-координационная, контрольная. Особенности этапов переговорного процесса. Подготовка к переговорам, ее организационные аспекты: формирование делегации на переговорах. Проблемы содержательной подготовки: определение проблем по месту и целям, выработка общего подхода с элементами стратегии и тактики, определение возможных вариантов решения. Идентификация интересов сторон, целостной и промежуточных позиций. Использование при подготовке методов «балансных листов» и «мозгового штурма», их содержание. Индивидуальные и коллективные формы подготовки переговоров.

Решения как главный итог переговоров. Основные типы решений: компромиссные, «принципиально новые» и «асимметричные». Способы их достижения.

Технология ведения переговоров. Этапы переговорного процесса. Способы представления позиции на переговорах. Тактические приемы процесса: «уход», «выжидание», «салями», «пакетирование», «выдвижение требований в последний момент», «упреждающая аргументация» и т.п. Использование посредников: позитивные и негативные аспекты приёма. Учет национально психологических особенностей партнера по переговорам, его личностных качеств, приемов доверительности и ограничения информации об интере­сах и т.д.

Тема 8.      Психология делового общения с аудиторией.

Аудиторное деловое общение, его организации. Асимметрия субъектной ответственности и прерогатив сторон в аудиторном общении. Подготовка к аудиторному общению со стороны активного субъекта процесса: изучение особенно­стей аудитории, определение основной установки на этот вид общения, отбор средств формирования элементов самостоятельности аудитории, обратной связи, средств коммуникации. Элементы «субъект-объектной» и «субъект-субъектной» связи в аудитории, их психологические особенно­сти и последствия.

Типы аудиторий и критерии их выделения: учебная аудитория, науч­но-дискуссионная, официально-деловая, аудитория агитационно-пропагандистского и нравственно-воспитательного воздействия. Другие объективные и психологические характеристики типов аудиторий.

Подготовка к аудиторному общению. Понятие «аудирования», мотивы аудирования: интеллектуально-информационные, нравственно-воспитательные, агитатационно-пропагандистские, эстетические, организационные. Их характеристика и психологические особенности.

Аудиторное общение как процесс. Роль устной речи и других коммуникативных средств в аудиторном общении. Приемы устного общения, типичные ошибки такого общения в различных аудиториях и их организационно-пси­хологические причины. Понимание и объяснение. Аргументированность и ее источники. Соотношение информации и убеждения. Системы ценностей и требования их однозначности и непротиворечивости. Типичные психологические ошибки выбора систем ценностей и оперирования ценностными аргументами. Неречевые средства коммуникации. Их целевое назначение и функциональная роль: средства запоминания; функция экономии аудиторного времени и увеличения его содержательной емкости; средство создания стереотипа; средство добавочной коммуникации; средства персонализации аудитории и предлагаемых идей и т.п. Средства активизации аудитории, особенности их применения для разных видов аудиторий. Специфика заочного общения с аудиторией, в том числе выступлений по радио и телевидению. Психологические особенности других сторон технологии аудиторного общения. Проявление высокой культуры и бескультурья в аудиторном общении, их влияние на уровень эффективности.

Тема 9.      Этико-психологические аспекты работы переводчика.

Роль переводчика в деловых отношениях международного уровня. Функции и обязанности переводчика. Типичные злоупотребления услугами переводчика стороны-организатора перевода и гостей. Типичные ошибки поведения переводчика в официальных и неофициальных встречах с членами иностранных делегаций. Работа и поведение переводчика в условиях застолья. Оценка работы переводчика его руководителями.

Тема 10.    Психология и этика межнационального делового общения.

Психологическое и этикетное взаимодействие представителей разных этно-национальных культур в деловом общении. Российские и зарубежные особенности делового этикета. Религиозная компонента в деловом межнациональном общении: её проявления в разных социокультурных ситуациях. Разнообразие национальных стилей ведения переговоров и поведения делегаций на них. Необходимость учёта национально-культурных особенностей каждого из участников межнационального диалога; варианты достижения компромиссов и уклонения от конфликтов и случайных недоразумений. Проблема преодоления в межнациональном деловом общении стереотипных представлений, подходов и оценок. Психология и тактика толерантности в межнациональном общении; её лимиты; способы сохранения национального достоинства при возникновении недоразумений и конфликтных ситуаций в официальном и неофициальном общении международного уровня.

Тема 11.    Этико-психологические аспекты делового общения в коллективе.

Организационная структура коллектива: формальная и неформальная. Рассмотрение «структуры» как существование в данном коллективе относительно постоянного образца взаимосвязей его членов и их связей с этим коллективом в целом. Факторы, влияющие на организационную структуру первичного коллектива: характер задач, стоящих перед коллективом; особенности организации труда; социально-демографические, социальные и психологические особенности членов коллектива; особенности взаимоотношений между руководителями и подчиненными – их роль в поддержании стабильности в коллективе.

Морально-психологический климат коллектива как показатель успешного ра­звития этой социально-психологической общности. Компоненты морально-психологического климата: социальный оптимизм, нравственная воспитанность, психологическая совместимость и товарищеская взаимопомощь членов коллектива. Формирование ценностных установок коллектива.

Социально-психологический анализ конфликтов в производственном коллективе. Межличностные и межгрупповые конфликты. Типы социально-психологических производственных конфликтов: препятствие достижению основных целей совместной трудовой деятельности; препятствие достижению личных целей совместной трудовой деятельности; действия, противоречащие принятым нормам; личные конфликты.

Роль лидера коллектива. Различие между ролями руководителя и лидера. Установление приоритета коллективности. Эффективный стиль руководства коллективом. Стиль руководства для рабочих групп разной социальной зрелости.

Функции критики как обязательной составляющей служебно-деловой деятельности. Этические требования к критике. Этические рекомендации: а) для критикующего; б) для критикуемого. Зависимость результативности критики от степени её аргументированности и формы изложения.

Тема 12.    Гендерные аспекты деловых отношений.

Одежда и внешний вид делового мужчины: консерватизм, умеренность, аккуратность и пр. Требования к деловой одежде и обуви, к причёске и аксессуарам и т.д. Ошибки и промахи в формировании облика делового мужчины. Особенности деловой одежды женщины. Роль причёски, украшений, макияжа и пр. во внешнем облике деловой женщины.

Мужской и женский стили повседневных деловых отношений: их плюсы и минусы в межгендерных конфликтах и позициях в офисах. Феномен «служебного романа», его влияние на деловое общение в коллективе. Пути совершенствования психологического климата в деловом коллективе.


Распределение часов спецкурса

ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ


п/п

Наименование темы

Всего

Аудиторные занятия

Самост.
работа

Лекции

Семинары

1

Предмет и задачи курса. Правила использования оргтехники в деловом общении

4

2

2

2

Формирование установок на содержательное деловое общение: общие требования

4

2

2

3

Правила общения с клиентами системы PR

4

2

2

4

Нормы и правила общения с коллегами

4

2

2

5

Психологические основы взаимодействия подчинённых с начальством

4

2

2

6

Заочное общение в системе PR

4

2

2

7

Подготовка к публичному выступлению

4

2

2

8

Типичные психологические ошибки публичных выступлений

4

2

2

9

Оценка деловых качеств при опросах и анкетировании

4

2

2

10

Психологические основы подготовки деловых совещаний и конференций

4

2

2

11

Этикет во взаимодействии делового и приватного общения

4

2

2

12

Этно-национальные особенности делового общения

12

6

6

13

Правила предотвращения конфликтов в межнациональном деловом общении

4

2

2

14

Письменный зачёт по курсу. Разбор типичных ошибок.

2

2

 

Итого:

62

32

 

30

Форма итогового контроля – зачёт.

 

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПСИХОЛОГИИ И ЭТИКЕ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Базовые учебники

1.                Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебное пособие. – М., Инфра-М., 1988.

2.                Кузин Ф. А. Культура делового общения: Практическое пособие. – М., 1996.

3.                Розанова В. А. Психология управления: Учебное пособие. –2-ое изд., перераб., доп. – М., 2000

Дополнительные учебники и учебные пособия

4.                Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе: От столкновения к взаимопониманию. – М.: Дело, 1999.

5.                Психология и этика делового общения / Под ред. проф. В. И. Лавриненко. – М., 1977.

Дополнительная литература

6.                Ботавина Р. Н. Этика деловых отношений. – М.: Финансы и статистика, 2001.

7.                Ваш зарубежный партнёр: переписка, документация, контакты. – М.: МП «Технология», 1992.

8.                Вудвок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. – М., 1992.

9.                Деловой протокол этикета. – М.: ИЦ Коринф, 1992.

10.           Иванов А.С. Штрихи к национальным стилям (страны Запада) // Деловой визит. –1998. – № 7. – С. 35-37.

11.           Иванов А.С. Штрихи к национальным стилям (страны Востока) // Деловой визит. –1998. – № 9. – С. 43-45.

12.           Лебедева М. М. Вам предстоят переговоры. – М.: Экономика, 1993.

13.           Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам. – Нижний Новгород: Ай-Кью, 1992.

14.           Попов В. И. Современная дипломатия: Теория и практика. – М., Научная книга, 2000.

15.           Сафронов В. И. Культура общения: Конспект лекций. – М.: Мир книги, 1992.

16.           Холопова Т. Н., Лебедева М. М. Протокол и этикет для деловых людей. – М.: ИНФРА – М; АНКИЛ, 1994.

17.           Фишер Ю. У. На пути к согласию. - М., 1992.

18.           Шихирев П. Н. Этические принципы ведения дел в России. – М.: Финансы и статистика, 1999.

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz