МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЕКТЫ ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ:
НА ПУТИ К ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ.
Под таким названием 16 марта 2002 г. в МГИМО(у) МИД РФ
состоялся круглый стол, подготовленный кафедрой философии МГИМО совместно с
Центром международных проектов (ЦМП) и Управлением международного
сотрудничества в области охраны окружающей среды Министерства природных
ресурсов России. Круглый стол состоялся при поддержке Федеральной целевой
программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма
в Российском обществе (2001-2005 годы)» (Государственный грант №441 от 19
декабря 2001 г. Министерства образования РФ).
С докладами по проблематике круглого стола выступили Тверитинов
С.Б., начальник Управления международного сотрудничества в области охраны
окружающей среды Министерства природных ресурсов России, Бутылина Т.П., зам.
директора ЦМП Министерства природных ресурсов России, и Морозов Б.Н.,
координатор проекта ЦМП.
Зав. кафедрой философии МГИМО проф. Шестопал А.В. и аспирантка
кафедры Кауфман К.В. представили доклад «Экополитика на рубеже веков: традиции
и современность». Орловец В.М., магистрант факультета МЭО МГИМО, сделал
сообщение на тему «Теоретические основы концепции устойчивого развития».
Состоялась дискуссия, в которой приняли участие специалисты Министерства
природных ресурсов России, преподаватели, аспиранты и студенты МГИМО.
В ходе выступлений и дискуссии отмечалось, что теоретики,
представляющие экологическую – философскую и политическую - мысль Востока и
Юга, всё более обоснованно утверждают, что модели мирового порядка, связанные с
европейской традицией Ренессанса и Просвещения, завели мировое сообщество в
тупик, поставили всю планету на грань ресурсной, демографической и
экологической катастроф.
Позитивная часть критических заявлений сводится к предложению
альтернативных многополюсных моделей мировой экополитики, учитывающих влияние
новых глобальных и региональных центров технологической, финансовой и
политической мощи. Однако многие концепции христианского, исламского, индуистского,
буддистского и конфуцианского мирового порядка основываются не на требовании
учёта меняющегося баланса сил, а на требовании переоценки общекультурных
оснований современной философии экополитики.
На рубеже XXI века глобальное общество вступило в новую фазу
экополитики. Менее значима становится роль индустриальных и информационных
технологий. На первый план выступают духовно-нравственные проблемы. Гибкость и
открытость культуры, сохранность её конфессионального ядра становятся в
современной ситуации основными национальными, региональными и глобальными
ресурсами экополитики.
Кризис конвенционализма, лежащего в основе современной
международной системы, и подъём мировых культурообразующих религий создают
(наряду со многими трудностями и опасностями переходного периода) основу для
нового мирового экологического порядка, базирующегося на взаимном доверии и
сотрудничестве, отвергающего баланс силы и страха как условие международных
отношений.
Подготовила Кауфман К.В.,
аспирантка кафедры философии МГИМО.