Глаголев В.С. (Москва)
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОСНОВАНИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мониторинг внешнеполитических процессов складывается из многоплановых и частично пересекающихся потоков информации, включающей фиксацию событий, отношения к ним официальных лиц, оппозиционных партий и движений,”декларации о намерениях” (действительные и имитационные) и т.д. Дозированная и полная дезинформация давно стала тем фоном, на котором развертываются внешнеполитические драмы, затрагивающие, даже после отказа от “холодной войны” судьбы десятков миллионов людей. Нельзя исключать личные качества и интересы организаторов и участников информационного обеспечения (сенсации, ориентация на базовые установки реципиентов-высших руководителей, нежелание стать "опальным гонцом", партийно-групповая ангажированность и т.д. Наконец, "добросовестнее заблуждение" честного фиксатора конкретного события часто подпадает под известную ситуацию судоговорения: "Врет как свидетель".
Аналитико-интерпретационная деятельность является той системой фильтров, которые призваны концептуально систематизировать разноголосицу и взаимоисключение значимых сигналов. Однако в рутинных ситуациях этот процесс подчинен достаточно общим установкам и требованиям, часто устраняющим многие существенно новые элементы первоначальных информационных потоков. Как следствие, осознание действительного значения этих элементов происходит в автоаналогетической
(а поэтому полемической) мемуаристике и в изысканиях историков, допущенных к дипломатическим архивам.
Структурные реорганизации информационного обеспечения внешней политики рискуют оказаться неэффективными, если не следуют двум условиям:
1) постоянному функционированию в ее недрах "взаимодополнительных" групп квалифицированных экспертов, самостоятельно работающих над осмысливанием оперативной информации параллельно с должностными лицами и имеющих свой канал "наверху";
2) готовности лиц, принимающих внешнеполитические решения, руководствоваться долгосрочными и достижимыми целями.
Невнимание к оценкам независимой экспертизы и систематическая зависимость принимаемых решений от сиюминутных соображений (тем более личного и партийно-группового характера) способствуют лишь правдоподобному объяснению внешнеполитической стратегии. Следствие этой практики - неудовлетворительное обеспечение фундаментальных интерес России.