Додельцев Р.Ф.

 

Античная философия как система (Тезисы)

 

1.0 Философия определенного периода - не простое собрание имен, идей, концепций, а целостная, развивающаяся система, сплоченная   решением   сходных   проблем,   едиными методологическими    принципами,     сосуществованием различных мнений.

2.0 Превращение философии в систему.

2.1 Нарождающаяся    философия -   между    мифологией, концептуализирующей мир на эмоциональной основе, и здравомыслием, нацеленным на практическое преобразование действительности.

2.2 Движение   философии  к  «самодостаточности»  и  к «самоорганизации» путем укрепления рациональности, ее стремления   к   доказательности,   проверяемости   и согласованности философских утверждений: от панлогизма элеатов через платоновскую теорию идей к логической аналитике Аристотеля.

2.3 Автономизация философии (появление философии для философов) у Гераклита и элеатов. Компромиссное объединение предшествующих воззрений у Эмпедокла и Анаксагора. Интерес софистов и Сократа к духовности как импульс для появления философской рефлексии. Аристотель: «понимающая критика», разработка логики и новое понимание диалектики.

2.4. Некоторые   механизмы   философского   развития,   его необратимость, которая как бы заменяет накопление знаний. Примеры     механизмов     «эстафеты»,     «антитезы», «компромисса», «синтеза».

3.0 Системные свойства философии.

 

3.1 Усиление антиномичности подходов в античной философии:

«первовещество» милетцев - «первопринцип» пифагорейцев;

«текучий» Гераклит - «недвижимые» элеаты; монизм-дуализм; единственное начало - множество начал и под. (см. таблицу). Вместе с тем эти подходы, конфликт которых достигает пика в системах Демокрита и Платона, связаны отношением «дополнительности» (Бор Н.). Философский синтез Аристотеля как попытка «дополнить» идеализм Анаксагора, Платона реализмом Эмпедокла, Демокрита.

3.2 Целостность: смысл системы не сводим к сумме смыслов отдельных идей или концепций. Эмплицитное (явное) и имплицитное (скрытое) содержание философской системы. Зависимость ее понимания и интерпретация от особенностей текстового оформления, социального контекста и личности философа. Амбивалентность мировоззренческих ориентации отдельных    философов.    Необходимость    учитывать «одержимость новатора».

4.0 Конец античного философствования и его причины.

4.1 «Обратная связь» в философии: согласованность внутренней организации философской системы с социокультурной средой и естественно-научными знаниями. Накопление «флуктуации» в системе и несогласованность философии с условиями общественной жизни приводит к «моменту бифуркации», после чего следует непредсказуемый «поворот» философии или смена ее парадигмы.

4.2 Причины упадка античной рациональности:

1) кризис демократических институтов сосредоточивает интересы личности на проблемах индивидуального существования;

2) этому же способствовал сократовский поворот от космологии к антропологии;

3) углубляющийся разрыв  между умозрительным философствованием и эмпиризмом нарождающейся науки;

4) подъем религиозных настроений, встречное движение философии и религии друг к другу в конце эллинистической эпохи.

 

Hosted by uCoz