Неиссякаемый источник активности духа
Б.И. Коваль. Смыслы жизни (мнения и со-мнения) М.: ООО
«Северо-Принт», 2001 - 493с.
Наблюдения за публикациями и биографиями авторов, писавших и пишущих о смысле жизни, позволяют с уверенностью назвать, по крайней мере, одну из трех особенностей, регулярно воспроизводимых в литературе по этой проблеме. Во-первых, часто явственно видны следы личного кризиса фундаментальных ценностей, мучительно пережитого автором. Аврелий Августин, Пьер Абеляр, Блез Паскаль, Жан Жак Руссо, Серен Кьеркегор, Лев Николаевич Толстой в своих исповедальных сочинениях дали классические отображения своих духовных состояний.
Во-вторых, в книгах о смысле жизни часто присутствует воодушевление, обусловленное осознанием наконец-то открывшегося автору окончательного смысла жизни. Проявления этого состояния в чем-то созвучны архимедовскому восклицанию «Эврика»!
В-третьих, в большинстве сочинений о смысле жизни более или менее явственно представлена морализаторская готовность научить «непонятливое» человечество.
Лишь немногие отечественные авторы с начала 1960-х гг. сумели избежать следования одной (а то и всем трём!) из отмеченных позиций. К счастливым исключениям относятся, на наш взгляд, некоторые, по крайней мере, книги покойного Евг. Богата. Наконец, если оставить в стороне титанов философской мысли и профессиональных журналистов, отечественные сочинения о смысле жизни братьев-философов отличались, на наш вкус, сочетанием «правильности» (как сейчас говорят, «политкорректности») с неодолимой скукой, навеваемой на читателя. Осилить их до конца можно было только перед лицом суровой необходимости: отвечать наутро автору как дотошному экзаменатору, требующему от студентов и аспирантов досконального воспроизведения положений своей последней публикации.
Благодаря счастливому сочетанию особенностей личного характера, неиссякаемой любознательности, несомненной литературной способности просто, ясно и содержательно писать о сложном и противоречивом, монография Б.И. Коваля преодолела эти пороги. Думается, главным образом, - за счет последовательного сочетания мнений с со-мнениями. Постоянное подключение последних позволило автору, с одной стороны, критически оценивать рассматриваемые концепции смысла жизни, а с другой, ненавязчиво вводить в свое повествование ситуацию «дополнительности», исключающей однозначные приговоры морального ригоризма.
Рассмотрев около восьмидесяти концепций смысла жизни и подходов, представленных историей мировой культуры к решениям этой проблемы, Б.И. Коваль справедливо заключает, что «подлинный смысл смысла человеческой жизни по-прежнему остался загадкой», «что жизнь богаче её собственного смысла» (с. 474).
По существу, получилось пособие, раскрывающее последовательный ход противостояния и взаимного обогащения ответов на один из трёх вечных вопросов человечества: «Зачем я ?». В этом качестве монография Б.И. Коваля - не просто источник самообразования, апология самодостаточной ценности неослабевающего духовного поиска, но и новый, оригинальный и доступный уму-разуму студента учебник по важнейшему разделу философии.
В этом качестве рекомендуем его преподавателям философии и их любознательным студентам и аспирантам.
В.С. Глаголев, д. филос. н.,
профессор
кафедры философии
МГИМО (У) МИД РФ