СОЦИОГНОЗИС
SOCIOGNOSIS
Самарин
А.Н.,
ведущий научный сотрудник
Института социологии РАН,
член-корреспондент Всемирной Академии
наук комплексной безопасности (ВАНКБ)
На духовно-культурной ситуации в России глубочайшим и самым драматичным образом сказались неблагоприятные макросоциальные процессы, которые в течение последних двух десятилетий развертывались в нашей стране, доведя ее до крайней степени деградации [1; 35-45]. Эти процессы протекали и могут быть поняты лишь в непосредственной связи с натиском глобализации извне, которая на практике слишком напоминает империалистическую экспансию, а также в связи с деструктивной активностью компрадорской клиентуры глобализма. Сочетание жесточайшего внутреннего системного кризиса, который до предела ослабил нашу страну, с упомянутым натиском извне ставит ныне под угрозу существование нашего народа, его государственности, культуры, словом, всего того, что составляет нашу самобытную цивилизацию.
Так называемый «демократический транзит», как и предполагали наиболее проницательные наблюдатели, оказывается переходной формой от одной разновидности подавления масс – к другой, еще более реакционной и изощренной, о чем гласит и полуофициально утвердившийся за годы «реформ» культ насилия. И, что не менее важно, содержание этого «транзита» в России, начиная с 1991 г., заключается в поэтапном ослаблении государственности – этого щита нашей культуры – вплоть до нового расчленения страны в уже просматривающемся финале. Духовно-культурная колонизация общества на американский лад составляет центральное звено подобного «транзита» в небытие. Временщики, управлявшие и управляющие Российской Федерацией, создали ее как ампутированное государство-времянку, политического инвалида, обреченного по их замыслу на скорую кончину. Силы, организовавшие Беловежский государственный переворот 1991 года, продолжают свою разрушительную деятельность доныне, укрепляя свои позиции и рассчитывая повторить почти тот же сценарий для окончательной дезинтеграции страны (но на этот раз – при более активном вмешательстве извне). Нужна ли им национальная культура, имманентно враждебная разрушению Отечества и составляющая его главный «имунный» ресурс? Конечно, нет! Вот потому и сбрасывают ее с корабля истории противники России, замещая убогим комиксом американского масскульта.
Нам кажется справедливым утверждение некоторых авторов о том,
что международная холодная война сменилась ныне гражданской холодной войной,
которая ныне идет в самой России, пронизывая и повседневное бытие людей, и
толщу народного сознания, и культурную жизнь [2]. Это война правящей элиты против собственного народа на стороне его давних
противников, которые не отказались от своих прежних целей, состоящих в
уничтожении нашего Отечества. Об этом блестяще и с предельной остротой писал
покойный А.С. Панарин в своих выдающихся работах, среди которых непревзойденной
по глубине анализа остается книга «Искушение глобализмом». Иначе говоря,
основной фронт продолжающейся холодной войны переместился в народную душу и
сердце [3]. Идет прямое столкновение
несовместимых ценностей, культур и образов жизни. И от того, какие ценности
одержат верх на этот раз, зависит сама возможность продолжения нашей
коллективной национальной истории.
Мы видим плоды этой войны на уничтожение: нарастающую массовую физическую, психическую, интеллектуальную деградацию и вымирание населения, которые уже достигли критического уровня. Мы видим ускоренную маргинализацию, люмпенизацию и «раскультуривание» многочисленных групп, утрату ими национальной и социальной идентичности. Вполне целенаправленно разрушается русская культура, цементирующая культурно-историческую общность наших народов, чем пролагается дорога к грядущему взрыву сепаратизма. Появление примерно 10 миллионов «новых неграмотных» из числа молодежи говорит также о стремительной демодернизации преобладающей части нашего общества, о надвигающемся его культурном провале в первобытность.
Особую тревогу вызывают обоснованные прогнозы о том, что к концу нашего столетия произойдет многократное сокращение численности нашего народа. От недавно еще великого народа может остаться чуть более десятой его части [4]. Задолго до ухода русских с исторической сцены неизбежно последуют утрата ими национальной территории и государственности. С потерей своей веками складывавшейся цивилизационной идеи, самобытного культурного кода вымирающий наш народ как будто одновременно «уходит» из истории и из географии, отказываясь жить с навязанными ему чуждыми бездуховными ориентирами и сверх того в античеловечных материальных обстоятельствах.
И хотя духовно-культурный надлом людей, преданных институтами и вождями, велик, тем не менее, ресурсы для сопротивления все же не исчерпаны, и можно ожидать в самом недалеком будущем порыва масс к солидарности, их мобилизации на коллективную самозащиту. Близящееся саморазрушение больших технологических систем, созданных в советский период, на которых держится все жизнеобеспечение граждан, неизбежно выведет их из анабиоза, побуждая и к духовно-коллективному самоутверждению, к возрождению совместных смыслов бытия.
Сам
по себе тотальный кризис общественной системы и усиливающаяся деградация России
имеют в ряду важнейших корней, как раз, кардинальные духовно-ценностные сдвиги
негативного свойства, которые произошли в сознании наших псевдоэлит в течение
последних десятилетий [5; 20]. Криминализация состава лжеэлит (и сознательно
избранная ими роль разрушителей и расхитителей Отечества) возвела асоциальные и
деструктивные ориентации в ранг мировоззренческой доминанты. И это было подобно
идейно-нравственному перевороту, опрокинувшему всю ценностную пирамиду.
Их психологию неплохо раскрывает заслуживающая внимания публикация А. Минкина «Молодые людоеды», в которой речь идет о новом поколении «элиты», грезящем о вымирании 80 миллионов своих сограждан. «Они, конечно, стараются обойтись без грубых слов, - пишет журналист, - Вместо "люди сдохнут" говорят "население сожмется". Вместо "умрут люди" - "умрут профессии". И все же за красотой своих выражений они, видимо, чувствуют что-то людоедское. И потому иногда оговариваются, мол, "мои рассуждения жестоки, но ничего не поделаешь, другого выхода нет"[1]. Вступило в активную жизнь целое поколение новоявленных каннибалов «в белых воротничках», способное к радикальному уничтожению и собственного народа, который своим они не считают, и страны, от которой мечтают избавиться. Не победил ли Гитлер в России посмертно?! Цели «молодых людоедов» те же самые, что были у него: от сокращения населения и предельной его дезинтеллектуализации до ликвидации самостоятельности страны. И основные методы те же – искусственное сокращение потребления, свертывание образования, социального и медицинского обслуживания. Борьба против подобного антинационального фашиствующего шовинизма властвующей «элиты» является одной из наиболее актуальных задач.
Как
при тяжкой эпидемической болезни продукты «элитного» идейного распада поражают
один за другим целые пласты российского общества, глубоко изменяя духовные
основания их жизни. Хотя очевидно, что у кризиса есть и другие причины
глобального порядка, тем не менее, именно ценностные деформации в
ментальности властных группировок,
коррозия их духа препятствуют всякому разумному выходу из кризисной ситуации,
усугубляя ее с каждым днем. Как раз усилиями этих групп на наших глазах
завершается радикальная ломка культурно-исторической матрицы российской
цивилизации, которая развернулась формально под флагом преодоления
тоталитаризма. На деле она сопровождалась отказом не столько от
антидемократического наследия прошлого, сколько разрывом с национальной
культурной традицией в целом и с ее подлинно демократическими элементами в
особенности. Примитивная апология алчности, насилия, расхищения и
гедонистический ажиотаж заменили собой великое наследие нашей русской культуры.
Далеко зашедший «контрнормативный» переворот в общественном сознании повлек за собой утрату интегрирующей смысловой перспективы для нашего коллективного государственного «бытия в мире», распад тех предельных ценностей культуры, которые только и делают население народом. На долю последнего остается тогда в лучшем случае жалкий удел обитателей «банановых» республик, а в худшем – дальнейшее расчленение национального тела. Россия с утратой объединяющих идейных энергий стала, поистине, беззащитной. Испанский мыслитель Х.Ортега-и-Гассет (в своем «Восстании масс»), проронил глубокую мысль о важной консолидирующей роли в политической жизни духовного начала, наличия у сограждан общих терминальных ценностей: «Не то, чем мы были вчера, а то, что мы собираемся делать завтра, объединяет нас в государство». Завтрашний день в современной России предполагается уже не для всех, да и совместные цели на будущее утрачены. Миллионы наших сограждан сначала были уничтожены нравственно девальвацией их прежнего коллективного созидания, присвоением национального достояния паразитическими группами, лишь потом они оказались добиты нищетой, голодом и вымерзанием.
То, что появляется у нас под фальшивым именем «приобщения к мировой цивилизации», навязывая свои стандарты искусству, науке, образованию, журналистике, повседневному быту, есть уродливый синтез худших черт, почерпнутых из двух социальных систем, которые соединяются ныне с самыми первобытными архетипами. А по сути – это “новое варварство”, по справедливой оценке, А. А. Кара-Мурзы [6], облаченное временами в мнимо современные западные одежды. Оно разрушает материальный и духовный капитал, созданный тысячелетней историей нашего народа, уничтожая последний и нравственно, и физически.
Отсюда многочисленные черты духовно-культурного безвременья, социально-нравственного гниения, крушения всех богов и кумиров. Эти черты в немалой степени коренятся в упомянутых обстоятельствах распада нашей страны, в «антиценностях», которыми руководствовались клики и кланы, рвавшие на части нашу Родину, в том национальном предательстве, на какое они пошли с такой готовностью. Их девиантные представления о должном и дозволенном, достойном и недостойном, их коллективное социально-нравственное падение стали определять тенденции грядущего, превратившись в «меру вещей», эталон моральности и критерий эстетической оценки в удивительно быстро одичавшей культуре постсоветского периода.
Смердяковщина, предельное убожество вседозволенности были возведены в ранг величайших добродетелей, отныне определяющих духовную ситуацию. Как только начался процесс целенаправленного изживания основополагающих интегративных начал, которые скрепляют солидарностью национальное целое, культурная ткань, как и следовало ожидать, «поползла». Принесением в жертву «патриотического инстинкта» и чувства социальной справедливости, с которых началось «сокрушение кумиров», дело не ограничилось. По обычной логике самооправдания радикальных девиантов и ренегатов программа их культурной контрреволюции носила чисто негативный характер и состояла в универсальном разрушении всяческих табу. Благодаря З. Фрейду мы давно знаем, что реализация подобной программы в полном объеме означает упразднение культуры. Именно подобный процесс массовой культурной деградации, которая перечеркивает итоги тысячелетнего созидания, ускоренно развивается в России, лишая тем самым наше общество будущего [7].
Сплочение вокруг идей расхищения, которое популяризирует олигархическая пропаганда, возможно лишь для ограниченного круга его участников и то на непродолжительный срок. Агрессивное отвержение идеи общего блага, которое сеет нынешний агитпроп, атомизирует человеческое существование, разрушает все коллективные связи, обесценивая в свою очередь и нашу национально-государственную общность, которая становится в подобной идеологической логике излишней. Недаром борцы с нравственностью из электронных СМИ так не любят понятие «патриотизм»! Культура и либеральные «реформы» в нашей стране оказались вещами, несовместными, как гений и злодейство. Как никогда, общество нуждается в активном противлении злу.
Список литературы:
1. Подробнее об этих процессах в цифрах и фактах см. нашу публикацию: Самарин А.Н. «Реформаторские элиты» у власти: углубляющаяся деградация России.//Конфликтология, № 1(2), 2004, с.35-45. Электронная версия статьи помещена по адресу: http://www.conflictolog1.narod.ru/docs/journal/1_04/samarin.htm
2. Одним из первых об этом заговорил И. Дискин, хотя он не решился сделать из своего верного наблюдения напрашивающиеся коренные выводы.
3. На эту особенность ситуации многократно обращал внимание А. С. Панарин: «…Наши элиты, они давно уже говорят о России и о нас с вами: "Этот народ, эта страна…" Они себя с ней не идентифицируют. Мало того, сегодня много говорят о поражении СССР в холодной войне. Но, знаете, немецкая и японская элиты переживали в 1945 году национальное поражение как свое собственное поражение. А наши западники ликуют! Получается как бы так: они вместе с Америкой победили «эту страну» и «этот народ». //Радонеж, № 17-18, 2001 г. См. также: Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., ЭКСМО-пресс, 2002.
4. Уже начальные стадии глобализации позволяют утверждать, что по своим антигуманным последствиям она определенно превзойдет результаты классического империализма. Во имя процветания «золотого миллиарда» на карту поставлены жизни всех остальных обитателей планеты. От нашего народа, согласно «либеральному» глобалистскому проекту, который поочередно огласили М.Тэтчер и Дж. Мейджор, должно остаться не больше, чем 15-20 миллионов человек. Учитывая подобные планы и еще в большей степени чудовищную российскую практику, которая неумолимо движется именно в этом направлении, преждевременно говорить об окончании холодной войны, как о том твердили долгое время.
5. В этой связи академик Р. Шафаревич заметил: «Глубинной причиной теперешнего кризиса является то, что мы лишены правящего слоя, который свою цель видел бы в защите народа. А как следствие – он не может, да и не хочет укрепления такого средства защиты, как государство». (Шафаревич Р. Появится ли в России русское государство. //Русский дом, № 4, 2004, с.20.
6. Кара-Мурза А. А. “Новое варварство” как проблема российской цивилизации. М., 1995.
7. Подробнее см.: Самарин А.Н. Элиты и образование в современной России. //Философия образования XXI века, № 2, 2002, с. 40-54.
Данная статья впервые опубликована в журнале
«Конфликтология», №3, 2004, с. 64-68.
[1] Минкин А. Молодые людоеды//Носорог, № 1, 2004. (http://nosorog.org/cgi-bin/statyipk.pl?nm=1089173837).