Спецкурс "Деконструкция в философии"

 

Современную философию в значительной мере характеризует  стремление «заново» прочитать философскую традицию, не прибегая в этом чтении  к тому понятийному и системному языку, который был выработан в ходе исторического развития философии и который поэтому, одновременно принадлежа  самой этой традиции, ее составляя,  ее же и репрезентирует. Такое переосмысливающее чтение не только нарушает сложившиеся границы между «онтологией», «гносеологией» или «аксиологией». При этом исчезает само традиционное «содержание» философии как области знания, чья значимость гарантирована определенными границами, позволяющими установить особые правила чтения для всего того, что принадлежит этой области, отделить философию от не-философии, философствовать. Эти правила М.Хайдеггер называл «метафизикой», или тем, что всегда оставалось наиболее «не-помыленным», сокрытым в истории Запада. Они не могут быть описаны в существующем философском, «метафизическом» языке, будучи ему причастными, но являются некоторым способом понимания «бытия», определенным «смыслом». Поэтому для многих современных философских стратегий исчезновение или «смерть» философии является важным конституирующим событием, позволяющем заново помыслить «смысл» через нарушение невидимой для философского зрения границы философии, выявляющей ее парадоксальную сопричастность чему-то другому – изначальной метафоре, правилам письма, телесности, неустранимому фантазму.

Рассмотрение проекта «деконструкции» в философии в рамках курса предполагает  анализ истоков деконструктивной мысли, восходящей не только к феноменологии, но и к герменевтике Da-Sain, а также обращение к  собственно деконструктивным мотивам переосмысления философских и литературных текстов, основанных на различении „следа“.  В таком чтении основной рассматриваемой проблемой оказывается соотношение текстуальности и письма, которое,  по сути, выступает бесконечно решаемой метафизической проблемой.

Литература: Основная

Деррида Ж.: -  «О грамматологии» М.2000

«Письмо и различие» М.2001

«Голос и феномен» С.П-б.1999

«Эссе об имени» С.П-б.1998

 «Введение. Гуссерль «Начало геометрии»» М.1996

Дополнительная

Гадамер Х.Г.: «Истина и метод» М.1988

Гуссерль Э.: - «Идеи к чистой феноменологии» М.1994

          -  «Начало геометрии» М.1996

 

 Кристева Ю. «К семиологии парадигм» («Французская семиотика» М.2000)

 М.Хайдеггер: - «Бытие и время» М.1997  

                          - «Введение в метафизику» С.П-б.1997

                               

 

 

 

 

                                            

Hosted by uCoz