К.В. Сергеев
1. Обращение к философии креативности как характерная черта ренессансной культуры.
2. Принципы типологии креативности: различные источники творческой силы, место носителя этой силы в социальном ландшафте.
Специфика флорентийского типа креативности: рефлексия индивидуальной творческой силы. Два примера такой рефлексии: Данте и Леонардо.
3. Данте: теория «вынужденной креативности». «Божественная комедия» как фиксация опыта обретения творческих способностей.
Модель креативности Данте:
А. Субъект изначально обладает творческим потенциалом, который астрологически детерминирован. Этот потенциал может актуализироваться лишь в ситуации метального кризиса, когда «аномальная» творческая способность оказывается единственным средством выживания, ментального и физического.
Б. Эта актуализация происходит через явление серии «внутренних образов», открывающих перед человеком структуру его сознания и тем самым позволяющих найти выход из ранее казавшейся безвыходной ситуации.
В. В кризисной ситуации в человеке запускается механизм супер-рефлексии. Результатом этого является не только «нахождение правильного решения», но и создания текста, описывающего процесс вынужденной актуализации творческого потенциала.
4. Леонардо как феномен социально-обусловленной креативности.
А. Леонардо и его миф. Миф о Леонардо как метафора креативности Высокого Ренессанса. Возникновение этой метафоры и её первичное осмысление.
Б. Вазари как создатель мифа ренессансной креативности. Концепция творчества у Вазари. Креативность как «коллективная собственность» художественного сообщества. Три уровня креативности: ремесло и «наука» как попытка приближения к природе; дарованные самой природой способности; дарованное Богом универсальное знание. Место «мифа Леонардо» в этой модели.
В. Феномен «чистой креативности» как ничем не ограниченной способности решать интеллектуальные задачи и его социальная обусловленность. Флорентийский социум как создатель «универсального человека» Ренессанса. Эволюция феномена «чистой креативности» в культуре Нового времени.
Г. Философия живописи Леонардо как философия креативности. Художник следует природе, учась у неё создавать бесконечное количество разнообразных форм. Живопись как средство создания мыслительных объектов, и лишь затем – физических. Мыслительный опыт как основа творческой способности человека. Универсальность и разнообразие творений «универсального человека» как отражение в нём творческой силы природы. Человеческая креативность как наследование творческой силы природы. Картина как способ передачи «вируса креативности» не только своего создателя, так и самой природы.
5. Путь флорентийской философии креативности: от пробуждения индивидуальной рефлексии творческого потенциала – к созданию «науки», познающей креативность.