Арманд А.Д.
Реален ли путь к мировой
гармонии?
Существует
такая пространственная закономерность, обнаруженная немецким географом А.
Кристаллером. Населенные пункты одинакового размера располагаются на
поверхности земли не случайно, а стремятся выстроиться в правильный
геометрический рисунок. Сеть городов составляется из треугольников, которые
стихийно складываются в шестиугольники, а те, без конца повторяясь, образуют
гексагональную решетку. У деревень – своя решетка, у малых городов – своя, у
средних – своя. Решетка каждого следующего уровня закономерно вписывается в
предыдущий. Кристаллограф сказал бы, что населенные пункты тяготеют к структуре
плотнейшей упаковки элементарных единиц в двумерном пространстве земной
поверхности.
Структура
шестиугольников – идеальная модель размещения поселений. Модель отражает
результат процесса самоорганизации коллектива городов или деревень, когда в
ходе возникновения они «отталкиваются» друг от друга и «ищут» позицию, в
которой нейтрализуются противоположно направленные силы. В реальной
действительности на положение каждого населенного пункта влияет еще ряд
факторов, таких как рисунок гидросети, морские берега, неровности рельефа,
состав почв, ранее сложившаяся сеть дорог, близость мегаполиса. Поэтому
регулярность кристаллеровского типа обычно невооруженным глазом не видна, а
выявляется лишь как статистическая тенденция.
Регулярность
закладывается на этапе закладки населенных пунктов и впоследствии автоматически
контролируется дальнейшим развитием сети расселения. Работает принцип «давления
места» (Родоман, 1999) и механизм положительной и отрицательной обратной связи
(Арманд, 1988). Система расселения постоянно развивается. Ее эволюция
приводится в движение двумя «моторами»: количественным ростом населения и
качественными изменениями стандартов жизни, производными от прогресса
материальной ветви культуры. Сначала увеличение числа жителей приводит к тому,
что сеть населенных пунктов смыкается, заполняя все ранее свободное
пространство. Смыкание происходит не непосредственно зонами застройки, а
границами «питающей территории». Для деревень это освоенные селянами
сельскохозяйственные угодья, для делового городского центра – территория,
охваченная его торговыми связями и сферой обслуживания, для центра
административного – управляемый им район.
Ресурс дальнейшего роста оказывается исчерпанным, но население
продолжает увеличиваться, создает местное демографическое напряжение. Если есть
куда переселиться избыточному числу людей, оно может разрядиться путем «исхода». Другой выход – в следующий ярус
иерархии поселений. Когда земля перестает кормить досыта, возникают
дополнительные заработки: ремесла, промышленное производство потребительских
товаров, затем все более крупные фабрики и заводы, растет сфера обслуживания.
Соответственно с занятиями населения меняется статус населенного пункта.
Деревня превращается в торговое село. Не любая деревня, а одна из нескольких,
наиболее «продвинутая» или наиболее «везучая». Сеть торговых или ремесленных
сел, в свою очередь, незримо делит территорию на «питающие районы» второго
уровня, которые после смыкания границ так же начинают «толкаться боками», отыскивая
структуру плотнейшей упаковки. Дальше из второго яруса так же автоматически
«выталкиваются» поселения третьего уровня иерархии, ремесленные городки, и с
ними все повторяется в том же порядке. Процесс нарастания иерархической
пирамиды выливается в создание лестницы все более крупных индустриальных
центров. С каждым шагом растет количество и важность выполняемых городом
функций. Он превращается в транспортный узел, добавляются административные
учреждения, развлекательные, учебные заведения. Деньги тянутся к деньгам,
власть к власти, знания к знаниям – по закону развития диссипативных структур
(Пригожин, Стенгерс, 1986). «Питающая провинция» города каждого уровня снабжает
его сырьем для производства, трудовыми ресурсами, высасывая их из нижних этажей,
в конечном счете из сельскохозяйственного «подвала».
Имеются, несомненно, серьезные отклонения от
этой модели. На ранних этапах создания городов-крепостей, в современных
условиях на площади сырьевых добывающих государств, на приморских территориях
есть свои особенности, но общая схема самоорганизации сохраняется. Процесс идет
с ускорением по нелинейному закону (Князева, Курдюмов, 2002) до тех пор, пока в
дело не вмешивается политика. Иерархическая пирамида разрастается до размеров
целого государства и своим основанием упирается в государственные границы. Если
это границы «жесткие», едва проходимые из-за политических (в СССР, в Северной
Корее) или природных (Австралия) причин, то рост пирамиды может затормозиться.
Проницаемые границы, такие как в Европейском союзе, большого препятствия не
составляют и растущая пирамида городов может занять всю территорию континента.
Саморазвитие системы городских фокусов роста не только зависит, но и само
составляет существенную часть становления политических и экономических структур
государств.
На настоящем этапе (начало XXI в) можно говорить о завершении
периода внутригосударственного развития. И о переходе к преодолению
государственных границ продолжающей победный рост урбанистической системой.
Политики как правило не склонны делить свою власть с соседями, делиться
суверенитетом. Но интересы экономики оказываются сильнее. Барьеры взламываются
транснациональными компаниями, международными банками и, с другого конца,
рядовыми контрабандистами и спекулянтами. Политики оказываются в роли трех
поросят, удерживающих запертую дверь, когда волк уже сдул соломенные стены и
крышу вокруг. Усиливается международное разделение труда, усиливается
конкуренция государственных столиц – международных фокусов роста. Иерархия городов перерастает в иерархию
государств.
Колесо
истории далеко укатилось по сравнению с периодом построения первых этажей
иерархии. Сейчас в пределах развитых государств специалисты обнаруживают до
семи ярусов населенных пунктов. Ярусы в значительной мере условны, так как в
многомерной системе соподчинения нет четких количественных критериев
превосходства одного города над другим. Ступени пирамиды размываются, переходя
в непрерывную «очередь», что, однако, не меняет логики самоорганизации системы.
Один из мегаполисов государства может обгонять другие по числу жителей или по
военно-стратегической роли, а те идти впереди по сумме денежного оборота, по
концентрации административных управленческих функций и т.д.. В наше время
«весовой индекс» города, особенно если это город столичного ранга, все больше
начинает включать в себя контроль над ценными природными ресурсами, над
человеческим ресурсом, куда входит профессионализм, образованность населения в
области передовых технологий и пр.. Просматривается возрастание значимости и таких
пока еще мало осознанных факторов как пассионарный потенциал населения и
уровень духовной культуры.
Пассионарность (термин Л.Н.Гумилева, 1990),
отражает возрастную фазу в цикле этногенеза. От «юности» к «дряхлости» этноса
запас психической пассионарной энергии постепенно расходуется. О важности этого
фактора может свидетельствовать, например, неожиданный для социологов и
экономистов промышленный рывок Японии и четырех азиатских малых «тигров»:
Кореи, Тайваня, Гонконга и Сингапура после второй мировой войны. Лишь «молодая»
или «проснувшаяся» после векового сна этническая целостность способна на
подобный прорыв
Для
глубокого обсуждения роли духовной культуры в общем «весовом коэффициенте»
городов и государств история пока дала не слишком много материала. Однако,
относительно Венеции, Рима, Парижа можно определенно утверждать, что их рейтинг
основывается не только и не столько на современных успехах в области
вооружений, политики, технологии, сколько на древней и современной культуре.
В
Российской истории можно заметить, как выросло ее международное влияние, когда
страна провозгласила своим идеалом построение справедливого общества. Свыше
двух десятков стран заявило о своем желании следовать по пути коммунизма. Даже
вопреки ужасу, который внушал цивилизованным народам вооруженный колосс с
непонятной ментальностью. Еще рано подводить итоги эксперименту, неудачно
закончившемуся у нас, но давшему заметные положительные сдвиги в Китае. В
настоящий момент мы лишь можем констатировать, что и там и тут сыграли решающую
роль не столько политические удачи и промахи, не природный потенциал стран, а
скорее влияние древних азиатской и евразийской культур двух великих народов.
Возвращаясь
к теме географической самоорганизации населения Земли, мы, по-видимому, можем
извлечь из предыдущих рассуждений два вывода. Во-первых, общей тенденцией
истории, просматриваемой сквозь все извилины и возвраты, является объединение
все большего числа людей, земель, населенных пунктов в иерархические
политико-экономические структуры. Нет оснований предполагать, что процесс этот
остановился в настоящий момент. Наоборот, научно-технический прогресс дал
объединению народов новые возможности и дополнительные стимулы. Во-вторых,
принципы выстраивания иерархии незаметно меняются. Доминирование критерия силы
во времена феодальной раздробленности заметно уступает место критерию
материального богатства. И уже стучатся в дверь такие нематериальные показатели
как запас психической энергии и наработанная за века культура.
Все
сказанное дает нам основание для оценки сегодняшней динамики народов Земли и
осторожного прогноза на будущее.
Два
«мотора» социальной эволюции продолжают работать, не обращая внимания на наше к
ним отношение. Рост человечества по прогнозам продолжится еще с полвека и успеет
удвоить число жителей планеты (Капица, Курдюмов, Малинецкий, 1997). Технический
прогресс создает все новые возможности демонстрации человеческого превосходства
над природой, друг над другом и над собственным рассудком. Автомат работает
бесперебойно. Принципиально новая ситуация возникла лишь в связи с замыканием
земного пространства. Политическая карта мира превратила в разноцветное
лоскутное одеяло всю доступную освоению сушу и продолжает раскрашивать дно
морей и океанов. Улизнуть от тесноты путем бегства на неосвоенную территорию
стало невозможно. Остался только путь наверх, в надстраивание новых этажей
иерархии. Но и здесь до «крыши» у нас всего один шаг. Это шаг к созданию
всемирной иерархии человечества.
Тут
вступает в игру антиглобализм. Не только на уровне мелких товаропроизводителей
и футбольных фанатов. Отчаянное сопротивление объединению оказывают религиозные
конфессии. Наоборот, к слиянию под единой крышей рвутся кандидаты в будущие
лидеры. Сегодня это США и Китай. За ними – страны мусульманской лиги. Мы уже не
рвемся. Мы перешли в разряд сил второго эшелона, которым для сохранения своего
суверенитета выгоднее «многополюсный» мир.
Представляется, что объединение неотвратимо.
Антиглобалистам удастся лишь отыграть какие-то разумно сформулированные
привилегии. А вот в какой форме произойдет слияние, очевидно, зависит и от нас,
членов будущего сообщества. Очевидно, открыты два пути: насильственный и
добровольный. Насилие в наши дни
включает не только политическую игру, угрозы и военные действия. Экономическое
насилие так же ведет к закабалению и эксплуатации отставших народов. Средства
иные, идеология господства – одна и та же.
Однако, плохо выученные уроки истории
свидетельствуют, что насильственное
объединение социальных групп с различающейся ментальностью неизменно поднимает
со дна силы противодействия. Империи типа государства Александра Македонского,
Чингисхана, Карла Великого, Британской империи, империи Наполеона оказываются
недолговечными. Пример Советского Союза
не составляет исключения. С этих позиций современная политическая линия
Соединенных Штатов также представляется тупиковой. Не на этом пути надо искать
гармонию.
Путь
добровольного объединения, который прокладывает современная Европа, пожалуй, не
имеет прецедентов в истории. Безусловно, Европе помогла объединиться угроза
ядерного гриба, оказавшегося в руках Советской России и Соединенных Штатов. Тем
не менее, пример Европейских стран в наибольшей степени отвечает назревшей
исторической необходимости цивилизованного объединения народов мира. Вопрос в
том, как сохранить этот опыт и распространить на другие государства.
Решающими
игроками в деле предстоящего объединения окажутся страны-гиганты: США, Китай,
Россия, Индия. Как монолитные единицы могут выступить Европа и, если сумеют не
рассориться между собой, – страны
мусульманской ориентации. При такой конфигурации некоторой моделью глобального добровольного
объединения может оказаться союз Азиатских государств, идея которого, поданная
Махатмами Белого Братства, разрабатывалась Н.К.Рерихом (Росов, 2002). Здесь
могли бы оказаться уместными конфуцианская традиция и модернизованная
коммунистическая идеология современного Китая, ориентация Монголии и Тибета на
буддизм, в глубине родственный коммунизму Маркса, индийская религиозная терпимость,
ставшая национальной чертой характера. Россия могла бы внести в этот альянс
интернациональную евразийскую традицию, остатки общинно-коммунистического
сознания, открытость к разностороннему сотрудничеству. Естественно, наибольшим
богатством в таком союзе следовало бы считать возможность взаимодействия и
взаимного обогащения национальных культур.
Дело за
небольшим: понять народам наших государств, что нет другого пути построить на
Земле мирное мировое сообщество. Если первый опыт добровольного альянса
окажется успешным, к ядру неизбежно присоединятся остальные государства,
оставив за дверью неперспективную политику агрессии.
Новая
утопия? Или единственный шанс?
Литература
1.
Арманд
А.Д. Самоорганизация и саморегулирование географических систем. М.; Наука,
1988. 261 с.
2.
Гумилев
Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. 526 с.
3.
Капица
С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.:
Наука, 1997. 285 с.
4.
Князева
Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Режимы с обострением,
самоорганизация, темпомиры. СПб: «Алетейя», 2002. 414 с.
5.
Пригожин
И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М.:
Прогресс, 1986.432 с.
6.
Родоман
Б.Б. Территориальные ареалы и сети. Смоленск: Ойкумена, 1999. 256 с.
7.
Росов
В. А. Николай Рерих: Вестник Звенигорода. Экспедиции Н.К.Рериха по окраинам пустыни Гоби. Книга 1: Великий План . –
СПб.: Алетейя; М.: Ариаварта-Пресс,