Яковлева Е.Г.

 

ДУХОВНОСТЬ И НАУКА: НЕОБХОДИМОСТЬ СБЛИЖЕНИЯ.

 

Наука вынуждена будет

направить свои исследования

в сторону духовности.

Истинно загорается заря

новой эпохи признания духа.

Е.И.Рерих.

 

Что же это такое духовность? Вопрос достаточно  сложный и, конечно, в коротком докладе его не возможно полностью осветить. Но все-таки попробуем. Сначала заглянем в словари. Толковый словарь русского языка Ожегова дает определение духовности, как свойству души, состоящему в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. (1) С религиозной точки зрения духовность - это присутствие в человеке Духа Божьего. В бытовом понимании духовный человек - это религиозный или эстетически развитый человек.

Теперь обратимся к высказываниям тех, кто  действительно знает, что же такое духовность, духовным подвижникам.

Великий духовный подвижник Индии, философ Шри Ауробиндо говорил: «Духовность не есть интеллектуальность, не идеализм, не поворот ума к этике, к чистой морали или к аскетизму; это не религиозность или страстный эмоциональный подъем духа, даже не смесь этих превосходных вещей. Умственная вера, эмоциональное устремление, регулирование поведения соответственно религиозному или этическому предписанию – это не духовные достижения и не опыт. Все это представляет большую ценность для ментального сознания и жизни, а также и для самой духовной эволюции, но только как подготовительные действия для дисциплины и очищения человеческой природы.

Духовность в своей сущности есть пробуждение внутренней реальности нашего существа – нашей души; внутреннее стремление познать, почувствовать и отождествить себя с ней; войти в контакт с высшей действительностью, имманентной космосу, или существующей вне космоса, а также нашему существу; быть с ней в связи, соединиться с ней и, в результате этого контакта и соединения, преобразить, все наше существо, превращая в новое существо, в новую личность, в новую природу».  (2 )

Другой великий духовный подвижник Индии Шри Рамакришна часто повторял: «Духовность может быть передаваема и принимаема более осязательно, более действительно, чем  чтобы  то ни было другое в мире. Духовность  не в воздвижении храмов, не в посещении церковных служб, не в книгах, не в словах, не в лекциях, не в организациях. Духовность в связи между душой человека и Богом, в осуществлении этой связи. Как бы мы не рассуждали, как бы много рассуждений других мы не слушали, удовлетворит нас только одно – личный опыт, личное осуществление, и опыт этот доступен каждому, если мы только захотим попытаться».   (3) Из приведенных высказываний можно понять, что духовность это связь между душой человека и Богом. Как осуществить эту связь, объяснено в мировых духовных учениях и религиях,  каждый может выбрать свой путь. Но на всех путях необходимым, но не достаточным условием для достижения духовности является нравственная чистота и отсутствие вражды и ненависти к  окружающим людям.

Ученым  приведенные высказывания  может быть не очень близки, т.к. понятия души и Бога являются не научными. Более близкое к научному пониманию определение духовности как высшей психической энергии дается в Живой Этике. (4) Исходя из этого определения, относительно человека можно сказать, что человек духовный - это носитель психической энергии высшего качества. ( Это определение попробуем разобрать чуть ниже.)

Европейский способ мышления склонен создавать явно приниженный образ духовности, полагая ее скорее свойством человеческого характера, нежели самого разума, - своего рода бледной немощной набожностью, рожденной привычкою к выполнению религиозных церемониалов и приливами благочестивого настроения, вызываемыми теми или иными представлениями о Божестве и Небесах. Но в понимании Восточной  философии духовность слабо связана или не имеет ничего общего с благочестивыми эмоциями;  она относится, прежде всего, к способности человеческого разума воспринимать знание – абсолютное знание – непосредственно из первоисточника, минуя долгий и утомительный процесс логических рассуждений, т.е. интуицию, а при дальнейшем развитии чувствознание и  духознание.

Человек творческий не может творить без интуиции, без вдохновения. Если говорить о художественном творчестве, то художника или поэта перед созданием действительно талантливого произведения посещает вдохновение – момент соединения с Высшим миром. Великие композиторы просто слышат музыку, которую они в дальнейшем перелагают на ноты, художники видят образы своих будущих картин, так творил, например Н.К.Рерих. Великие научные открытия, так же связаны с моментами подъема духа, что выражается в синтетическом понимании той проблемы, которую необходимо решить. Так математик, может открыть новую теорему, которая приходит к нему посредством мгновенного озарения и  затем с помощью интеллекта, логики он ее доказывает,  бывает, что своего доказательства теорема ждет десятилетия. Часто открытия совершаются во сне, когда человек соприкасается с Тонким Миром. Классическим примером здесь является открытие периодической таблицы элементов, сделанное Менделеевым.

Значит именно связь с Высшим Миром является основой творчества, в частности научного, а эта способность появляется через развитие духовности в человеке, поэтому  это одна из причин по которой нам хочется рассмотреть эту тему подробнее.

Духовность – это мышление высшего порядка, познающее деятельность природы посредством непосредственного слияния разума с ее высшими принципами, или как сейчас говорят более высокими порядками измерения или Тонкими Мирами. Духовное восприятие, в отличие от всех обычных способов приобретения человеком знания, является великой и возвышенной возможностью человеческой природы. Оно накапливается постепенно, поэтому так важно для человечества в настоящее время развивать стремления, способствующие как можно большему числу людей выйти на путь, который обеспечит рост и развитие их духовности. (6)

Почему это так важно именно сейчас?  Вспоминая катаклизмы, которые нас все чаще посещают  можно предположить, что Земля больна, потому что тяжело больно, живущее на ней человечество.  У всех еще на памяти декабрьские скачки температуры от 0 до 25 и обратно. Климатологи подтверждают, что такие скачки происходят не только в нашей стране, и что они уже стали практически нормой. В медицине скачкообразный характер температуры у больного свидетельствует о неблагоприятном прогнозе исхода заболевания. Духовные деятели прошлого и настоящего говорили и говорят о том, что техногенная цивилизация может привести человечество к гибели, если оно не вспомнит о развитии духовности.

«Теперь человечество подошло к поворотному пункту, когда духовность должна восторжествовать, в противном случае планете грозит гибель», - писала Е.И.Рерих еще в 1934 году.  «Хочу сказать, что механизация настолько поработила сейчас человечество, что большинство превратилось сознательно и бессознательно в роботов. Необходимо раскрепощение от этого бедствия, грозящего разрушением многих тонких способностей человека при замирании в нем  духовности». (5)

 Вряд ли кто-либо станет отрицать, что именно на ученых лежит большая ответственность за тот техногенный тупик, в котором оказалось сейчас человечество, и поэтому нашим долгом является попытаться вывести человечество из этого тупика. Одним из путей такого выхода является осознание значения духовности для дальнейшего пути развития человечества.

По свидетельству духовных учений развитие духовности является главной целью эволюции человечества, но духовность не в коей мере не должна противопоставляться интеллекту. Бездумное и раболепное принятие духовных учений и религий не способствует развитию подлинной духовности. Только стремление отыскать истину, изучая и проверяя все, что претендует на статус божественных установлений, позволяет достичь желаемого результата. Однако, в настоящее время нам едва ли следует рассчитывать на то, что период быстрого развития разума, который мы наблюдаем сейчас, способен принести человечеству богатый урожай в сфере  духовности. Поэтому в данный момент задачей ученых является убедить самих себя, а затем и окружающих в необходимости духовного совершенствования при помощи интеллектуальных доводов, т. е. с помощью сбора и распространения тех научных данных, проведения экспериментов, которые подтверждают жизненную необходимость следования морально-нравственным нормам, а также важность духовности для человека и всего человечества в целом.

Целая программа научных исследований в этом направлении была предложена в Учении Живой Этики  еще в 30 годах ХХ века. (4)  Причем важным является то, что эти знания не остались высказанными чисто теоретически, но были реализованы в определенной своей части в созданном в 1928 году Гималайском институте научных исследований «Урусвати».  Хочу отметить, что в Учении предложены не только направления исследований, но и конкретные эксперименты по этим направлениям, и не только по этим.

1.     Доказать реальность Тонких миров и продолжения жизни после смерти.

2.     Доказать жизненную важность духовности и нравственности для человека и человечества в целом. (Своими исследованиями ученые должны вывести нравственные понятия из категории абстрактных.)

3. Особое место в Учении отводится изучению Мысли, как основы Мироздания и в частности влиянию качества человеческого мышления  на состояние окружающей среды.

Многое из того, что предложено исследователям в Живой Этике было реализовано учеными ХХ столетия, но большая часть ждет своего исследователя. К сожалению, результаты уже проведенных исследований не приняты основной массой людей и даже основной массой ученых..

Теперь хотелось бы возвратиться к определению духовности, данному в Живой Этике, как психической энергии высшего качества. Это определение ближе к научному сознанию. Разберем это определение с различных сторон. Что же такое психическая энергия? В Учении это понятие представлено очень широко. Психическая Энергия есть всеначальная энергия, это та энергия, которая лежит в основании проявленния мира, она включает в себя все остальные энергии, которые являются ее дифференциациями. Теперь уже знакомые многим восточные названия: Прана, Кундалини, энергия огненная, мыслительная это лишь различные аспекты всеначальной энергии. Дух и сознание так же неотделимы от энергии психической. Наши тела (кроме физического тела и эфирного двойника, которые рассеиваются после смерти) это аспекты или состояния нашего сознания или психической энергии.

Резюмируем. Психическая энергия  имеет много аспектов – это  энергия мысли, сознания, психики, это наша душа и наш дух  в наивысшем аспекте этой энергии.

Теперь заглянем в современные словари и справочники.

Что такое энергия? Справочник по физике Яворского и Детлаф определяет это понятие как единую меру различных форм движения материи. В системе физической теории энергия выражается в различных формах: механическая, тепловая, электромагнитная, ядерная и т.д. (8) Аналогично это понятие определяет и философский словарь. Этот же словарь дает определение понятия ”психика”. Оно происходит от греческого “psyche” - душа и непосредственно отождествляется с гносеологическими понятиями “сознание”, “мышление”, “познание”, “разум”. (9)

Значит, мы сможем сделать вывод, что психическая энергия - это энергия движения психики, движения сознания, мысли, разума. Можно сказать, что определения совпали.

Современные науки, в основном парапсихология, психофизика, биоэкстрасенсорика фактически подошли к изучению различных аспектов психической энергии, давая ей разные названия: пси-энергия, биоэнергия и т.д. Некоторые физики считают, что физическим носителем психической энергии являются торсионные поля. Психологии - науке, которая изучает психику, понятие психической энергии тоже не чуждо. Знаменитый психолог Фрейд считал, что  либидо - это  реальная, потенциально измеримая  психическая энергия, которая обладает всеми характеристиками количества, способностью возрастания, уменьшения, перемещения; оно распространяется  по каналам идей памяти как электрический заряд распространяется по поверхности тела. Известный психолог, физик и биолог Вильгельм Райх в 1950 году  основал институт  оргона, как базу своих  исследований по оргонической энергии (так он ее назвал), или энергии жизни. В своих лабораторных экспериментах он пришел  к выводу, что существует  фундаментальная жизненная энергия, присутствующая во всех живых организмах, и что эта энергия является биологической силой, лежащей в основе фрейдовской концепции либидо. В  результате различных  физических и биологических исследований он пришел  к убеждению, что биоэнергия в индивидуальных  организмах - лишь один из аспектов универсальной энергии, присутствующей во всех вещах.

Рерихи говорили о том,  что психическая энергия это энергия и может быть изучаема, как и другие  виды энергии, то значит и понятие духовности из отвлеченного, эфемерного становится ощутимым, измеряемым. В Живой Этике по этому поводу сказано следующее: «Материальность психической энергии может быть  установлена физическим способом. Духовные проявления вовсе не отвлеченны и могут быть измерены. Пусть  они не очевидны для всех, но грубые действия могут попадать даже под глаза среднего человека... Обратите  внимание на материальность духовности».  Так же учение направляет на нахождение отложений психической энергии, так как каждая энергия дает свой  рисунок и имеет физический кристалл. И современная биохимия вполне способна уже исследовать отложения психической энергии в человеческом организме. (4)

Теперь  хотелось бы заострить  внимание на слове качество, которое мы имеем в  определении духовности - как психической энергии высокого качества. Что означает качество ПЭ?

Учение Живой Этики выделяет в человеке три степени развития психической энергии:  медиумизм, психизм, духовность. "Вы знаете, что слово "psyche" - слово греческого  происхождения и первоначально оно означало лишь жизненное дыхание и животную душу (именно, как нечто принадлежащее миру животному). В следующем  своем превращении оно стало означать уже душу  рациональную (душу человеческую) и в третьем, конечном, высшую духовную синтетическую сущность (венец человека). Так вот под психизмом Учение подразумевает, именно, проявления низших степеней этой  энергии, так ярко выявляющиеся в медиумах или же в  психиках, как называют их на западе, когда степень этих манифестаций немного выше обычного медиумизма. Но как в том, так и в другом случае высокая психическая энергия отсутствует». (5) 

К сожалению очень часто люди, имеющие  психические способности, сами того не понимая, начинают заниматься черной магией.

Вот что пишет по поводу наша  замечательная соотечественница философ Елена Петровна Блаватская. "Относительно легко выучить приемы заклинаний и способы использования более тонких, но все же материальных  сил физической природы, легко пробуждаются в человеке силы животной души,  охотно развиваются силы, приводящие в действие  его любовь, ненависть, страсть. Но это черная магия - колдовство. Важен мотив и только мотив, который превращает любое использование силы или  в черную, вредоносную, или в белую, полезную магию. Невозможно использовать духовные силы, если в операторе имеется малейший оттенок эгоизма, ибо пока намерение не является полностью  чистым, духовное будет  трансформироваться в психическое, действовать в астральном плане, и может произвести ужасный  результат. Силы  животной природы одинаково могут использоваться как эгоистичным и мстительным, так и  бескорыстным и всепрощающим; силы духа представляются лишь совершенно чистому сердцу - и это есть Божественная Магия”. (10)

Перечислим некоторые признаки духовности, данные в Учении Живой Этики:

- Утончение и духовность неотделимы. Изнеженность и роскошь не есть утончение  и духовность не являет собою.

- Внешний блеск прикрывает внутреннюю пустоту. Чем духовнее, тем проще. Отсутствие простоты - явный признак отсутствия духовности.

- Преданность - первое качество, определяющее  духовность.

- Духовность и эгоизм личности - явления, исключающие одно другое и не совместимые друг  с другом.

- Духовность всегда сопровождается уравновешенностью и прирожденной мудростью.

- Духовность не имеет ничего общего с явлением интеллекта. Даже  блестящий интеллект выдающегося ученого и философа может быть очень далек от духовности.

- Никакие теоретические знания, никакие философии не дадут Вам духовности, тем более  магические насилия. Лишь в жизненном опыте, в испитии яда жизни, всех иллюзий ее при сохранении великого устремления к служению Общему Благу идем мы к этому достижению.

- При определении степени духовности человека не  имеет значение ни воспитание, ни образование, ни  происхождение, ни все то внешнее, что накладывается на него временем, эпохой, народностью. Признаки духовности скрыты глубже и остаются с человеком всегда, порою выявленными, порою скрытыми! Духовность есть свойство перевоплощающейся сущности.

Венцом Мироздания является мысль, ибо лишь сознательная мысль может творить. Потому  мыслящий человек, озаренный светом духовности, и  назван венцом Мироздания и Творцом. (11)

 

Литература

1.     С.И.Ожегов, Н.И.Шведова «Толковый словарь русского языка», М.,1996.

2.     2.А.М.Шустова, Неоведантистский синтез Шри Ауробиндо, «Дельфис», №4(24)2000.

3.     Свами Вивекананда. Философия йога. Магнитогорск, «Амрита», 1992.

4.     Учение Живой Этики, МЦР, Москва, 1994-1997

5.     Письма Елены Рерих. т 1, 2, ПРАМЕБ, Минск, 1992.

6.     А.П.Синнет. Эзотерический буддизм. М. «Сфера», 2001.

7.     Письма Елены Рерих. Новосибирск: Вико,1993.

8.     Б.М.Яворский, А.А.Детлаф «Справочник по физике»,М.,1979

9.  Философский словарь, М., 1975.

10. Е.П.Блаватская. Теософия и практический оккультизм. М. «Сфера», 1993.

11. Грани Агни Йоги, т.т.6,10. , Новосибирск, «Алгим»,1993-1996.

Hosted by uCoz