Круглый стол «Мировые
религии и диалог культур» на III Российском философском
конгрессе, сентябрь
2002 г., Ростов-на-Дону.
Панфилова
Т.В.,
д.ф.н., профессор МГИМО (У) МИД РФ
Почему вопрос о
диалоге культур связывается с мировыми религиями? Обычно предполагается, что в
основе диалога лежит духовность. Но на каком основании духовность приравнивается
к религиозности?
Вместо
обоснования такого отождествления встречается ссылка на то, что человека можно
рассматривать либо как чисто природное существо, либо как существо духовное,
т.е. сверхприродное, а значит и религиозное. Здесь мы имеем дело с ложной
альтернативой, методологически восходящей к метафизике XVIII в. В диалектической традиции сверхприродное
означает общественное, а вовсе не религиозное.
Духовная
культура воспроизводится только в общении, которое, в свою очередь, восходит к
практической деятельности. Понятие духовности охватывает все проявления,
связанные с осознанием и осмыслением деятельности, существенными моментами
которых являются целеполагание и выработка подходящих средств для реализации
цели.
Духовность
вырабатывается благодаря организации общения ребёнка с взрослым через предметы,
что было доказано в работе со слепо-глухими детьми. Оказывается, духовность
«рукотворна».
Религиозность
представляет собой одну из разновидностей духовной деятельности, складывающуюся
в определённых исторических условиях. Нет никаких оснований для отождествления
религиозности и духовности.
В диалоге
культур религиозность скорее помеха, чем помощник. Диалог предполагает наличие
общего языка, каковым является универсальный язык разума (науки в широком
смысле слова), но не религии.