НА ПУТИ К
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ.
Под таким названием 16
марта 2002 г. в МГИМО(у) МИД РФ состоялся круглый стол, подготовленный кафедрой
философии МГИМО совместно с Центром международных проектов (ЦМП) и Управлением
международного сотрудничества в области охраны окружающей среды Министерства
природных ресурсов России. Круглый стол состоялся при поддержке Федеральной
целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика
экстремизма в Российском обществе (2001-2005 годы)» (Государственный грант №441
от 19 декабря 2001 г. Министерства образования РФ).
С докладами по
проблематике круглого стола выступили Тверитинов С.Б., начальник Управления
международного сотрудничества в области охраны окружающей среды Министерства
природных ресурсов России, Бутылина Т.П., зам. директора ЦМП Министерства
природных ресурсов России, и Морозов Б.Н., координатор проекта ЦМП.
Зав. кафедрой
философии МГИМО проф. Шестопал А.В. и аспирантка кафедры Кауфман К.В. представили
доклад «Экополитика на рубеже веков: традиции и современность». Орловец В.М.,
магистрант факультета МЭО МГИМО, сделал сообщение на тему «Теоретические основы
концепции устойчивого развития». Состоялась дискуссия, в которой приняли
участие специалисты Министерства природных ресурсов России, преподаватели,
аспиранты и студенты МГИМО.
В ходе
выступлений и дискуссии отмечалось, что теоретики, представляющие экологическую
– философскую и политическую - мысль Востока и Юга, всё более обоснованно
утверждают, что модели мирового порядка, связанные с европейской традицией
Ренессанса и Просвещения, завели мировое сообщество в тупик, поставили всю
планету на грань ресурсной, демографической и экологической катастроф.
Позитивная часть
критических заявлений сводится к предложению альтернативных многополюсных
моделей мировой экополитики, учитывающих влияние новых глобальных и
региональных центров технологической, финансовой и политической мощи. Однако
многие концепции христианского, исламского, индуистского, буддистского и
конфуцианского мирового порядка основываются не на требовании учёта меняющегося
баланса сил, а на требовании переоценки общекультурных оснований современной
философии экополитики.
На рубеже XXI
века глобальное общество вступило в новую фазу экополитики. Менее значима
становится роль индустриальных и информационных технологий. На первый план
выступают духовно-нравственные проблемы. Гибкость и открытость культуры,
сохранность её конфессионального ядра становятся в современной ситуации
основными национальными, региональными и глобальными ресурсами экополитики.
Кризис
конвенционализма, лежащего в основе современной международной системы, и подъём
мировых культурообразующих религий создают (наряду со многими трудностями и
опасностями переходного периода) основу для нового мирового экологического
порядка, базирующегося на взаимном доверии и сотрудничестве, отвергающего
баланс силы и страха как условие международных отношений.
Подготовила
Кауфман К.В.,
аспирантка
кафедры философии МГИМО.