В течение последнего десятилетия многие из нас
стали свидетелями или участниками становления двух нарождающихся научных
дисциплин, каждая из которых со временем могла бы оказать благотворное
воздействие на события, происходящие в нашей стране. Одна из них получила имя элитологии
(как метко окрестил ее отечественный прародитель, наш профессор Г.
К. Ашин). Название в России прижилось, несмотря на то, что, как заметил другой
известнейший российский философ А. С. Панарин, элиты в наших краях не водятся,
а к тому, что у нас присутствует, слово «элита» прилагается с огромным трудом.
И, таким образом, практическая миссия отечественной элитологии (помимо
адекватного теоретического анализа), как раз и должна состоять в
научно-обоснованном выращивании высококачественных профессионалов и подлинных
общественных деятелей. Конечно, ни одна
наука, сколь бы ни была она результативной, сама по себе не может этого
сделать. Здесь необходима система воспитательных и образовательных учреждений.
Кроме того, несомненно возникает потребность и в политической воле, и в реальном
общественном заказе, который никак не может быть сведен лишь к рыночному
регулированию.
Ценностно-нормативные
методологические, социокультурные и институциональные проблемы образования с
недавних пор исследуются другой новорожденной дисциплиной – философией
образования, которая тоже утвердилась довольно быстро ввиду назревшей
потребности в осмыслении нарастающего образовательного кризиса. Она активно ищет выходы из того провала, в
котором оказалась отечественная школа едва ли не на всех ее уровнях (будь-то
средняя или высшая). Скорее всего, именно при участии этих новых научных
направлений может быть продуктивной
современная практика высококачественного образования. Как раз, на стыке
указанных отраслей, при столкновении их с практическими запросами и возникает проблематика так называемого элитного
образования. Над ней уже в течение нескольких лет трудятся коллективы
кафедр философии и социологии нашего вуза. При финансовой поддержке
Министерства образования России (грант № 441, 2002) был разработан пилотный
проект по этой тематике, который увенчался изданием томика под
названием «Элитное образование: мировой опыт и модель МГИМО», М., МГИМО,
2002, а также публикацией участниками авторского коллектива целой серии
статей, в которых
обсуждаются наиболее назревшие проблемы*.
Для людей
работающих в МГИМО тема элитного образования представляет собой не только
рефлексию их личного педагогического опыта, но и поучительный урок из
коллективной истории вуза и тех кадров, которые он готовил. Более того, история
страны во многом складывается из биографий его выпускников. Глядя на реалии
сегодняшнего дня и на нынешние элиты, есть основания не только для гордости, но
и для подлинно критического переосмысления прошлого. «И пораженья от победы нам
научиться отличать» давно пора приспела. Вышеупомянутая книга, как и ряд
монографий Г. К. Ашина, которые можно найти по электронному адресу: www.mgimo.ru/kf/science.htm вносят
свой вклад в такую переоценку.
САМАРИН А. Н.,
доцент
кафедры философии
МГИМО - университета
ВВЕДЕНИЕ
Насколько
элитно образование в МГИМО (университете)?
Ашин Г.К. Элитное образование в меняющемся мире.
Самарин А. Н. Становление элит и элитное образование в России.
Кравченко С. А. Проблемы российской ментальности: границы возможного для элиты.
Бутенко И. А. Элитное образование: контуры процесса (наиболее привлекательные для
студентов аспекты учебы).
Глаголев В. С. США: современные проблемы развития интеллектуально-психологического
потенциала.
Темницкий А. Л. Социологический мониторинг процесса получения элитного образования (на
примере студентов МГИМО).