Элитное образование

 

 

 В течение последнего десятилетия многие из нас стали свидетелями или участниками становления двух нарождающихся научных дисциплин, каждая из которых со временем могла бы оказать благотворное воздействие на события, происходящие в нашей стране. Одна из них получила имя элитологии (как метко окрестил ее отечественный прародитель, наш профессор Г. К. Ашин). Название в России прижилось, несмотря на то, что, как заметил другой известнейший российский философ А. С. Панарин, элиты в наших краях не водятся, а к тому, что у нас присутствует, слово «элита» прилагается с огромным трудом. И, таким образом, практическая миссия отечественной элитологии (помимо адекватного теоретического анализа), как раз и должна состоять в научно-обоснованном выращивании высококачественных профессионалов и подлинных общественных деятелей.  Конечно, ни одна наука, сколь бы ни была она результативной, сама по себе не может этого сделать. Здесь необходима система воспитательных и образовательных учреждений. Кроме того, несомненно возникает потребность и в политической воле, и в реальном общественном заказе, который никак не может быть сведен лишь к рыночному регулированию.

Ценностно-нормативные методологические, социокультурные и институциональные проблемы образования с недавних пор исследуются другой новорожденной дисциплиной – философией образования, которая тоже утвердилась довольно быстро ввиду назревшей потребности в осмыслении нарастающего образовательного кризиса.  Она активно ищет выходы из того провала, в котором оказалась отечественная школа едва ли не на всех ее уровнях (будь-то средняя или высшая). Скорее всего, именно при участии этих новых научных направлений может быть продуктивной  современная практика высококачественного образования. Как раз, на стыке указанных отраслей, при столкновении их с практическими запросами и возникает  проблематика так называемого элитного образования. Над ней уже в течение нескольких лет трудятся коллективы кафедр философии и социологии нашего вуза. При финансовой поддержке Министерства образования России (грант № 441, 2002) был разработан пилотный проект по этой тематике, который увенчался изданием томика под названием «Элитное образование: мировой опыт и модель МГИМО», М., МГИМО, 2002, а также публикацией участниками авторского коллектива целой серии статей, в которых

 обсуждаются наиболее назревшие проблемы*.

Для людей работающих в МГИМО тема элитного образования представляет собой не только рефлексию их личного педагогического опыта, но и поучительный урок из коллективной истории вуза и тех кадров, которые он готовил. Более того, история страны во многом складывается из биографий его выпускников. Глядя на реалии сегодняшнего дня и на нынешние элиты, есть основания не только для гордости, но и для подлинно критического переосмысления прошлого. «И пораженья от победы нам научиться отличать» давно пора приспела. Вышеупомянутая книга, как и ряд монографий Г. К. Ашина, которые можно найти по электронному адресу: www.mgimo.ru/kf/science.htm вносят свой вклад в такую переоценку.

 

   САМАРИН А. Н.,

доцент кафедры философии

 МГИМО - университета

 



Некоторое представление о содержании упомянутой книги дает ее оглавление, которое мы   здесь и приведем:

 

ВВЕДЕНИЕ

Насколько элитно образование в МГИМО (университете)?  

Ашин Г.К. Элитное образование в меняющемся мире.

Самарин А. Н. Становление элит и элитное образование в России.

Кравченко С. А. Проблемы российской ментальности: границы возможного для элиты.

Бутенко И. А. Элитное образование: контуры процесса (наиболее привлекательные для студентов аспекты учебы).

Глаголев В. С. США: современные проблемы развития интеллектуально-психологического потенциала.

Темницкий А. Л. Социологический мониторинг процесса получения элитного образования (на примере студентов МГИМО).

 

Hosted by uCoz