Исаков
Виктор Трофимович
с.н.с.
Федеральный научный клинико-экспериментальный Центр
традиционных
методов диагностики и терапии
Некоторые
рекомендации по исследованию
проблемы
традиционного народного целительства
До сих пор в медицине не утихают споры
и дискуссии о проблеме народного целительства. При этом обсуждаются вопросы,
начиная от полного непризнания факта целительства и признания его как
криминального явления на уровне обычного обмана и шарлатанства, до попыток
научного обоснования целительства как одного из видов оказания медицинской
помощи. Но, к сожалению, дальше обсуждения и формулировки общих фраз проблема
признания целительства все еще остается под вопросом.
С моей точки зрения народное
целительство следует рассматривать как один из состоявшихся традиционных
природных феноменов человеческой психики. Более того, феномен этот возник и
развивается не на пустом месте. Считаю, что для обоснования права на его
существование имеются довольно веские аргументы. Одним из основных таких
аргументов следует считать хорошо известную в медицинской практике способность
человеческого организма к самоизлечению, то есть излечение пациента без оказания какой-либо медицинской
помощи. Явление это хотя и не очень широко распространено, но в медицине признанно
реально существующим фактом и наблюдается практически при любых заболеваниях, в
том числе и в онкологии (Л.17). К
сожалению, явление самоизлечения никем
не исследуется, возможности этого явления совершенно не изучены и в медицинской
практике не используются. В основе этого явления, по-видимому, лежит
способность организма в критических ситуациях вырабатывать особые специфические
защитные реакции на внешние воздействия, угрожающие его здоровью. Эти защитные
реакции, как показывают отдельные наблюдения, имеют довольно значительные скрытые
возможности. Но проявляются они довольно
редко и, как правило, спонтанно (Л.11,12,13). Процесс этот не контролируется и
не управляется ни пациентом, ни лечащим
врачом. Иногда процесс самоизлечения именуется как плацебо (Л.16). Никому не
известно, кто, как и когда включает в человеческом организме этот механизм
самоизлечения. Было бы заманчиво овладеть таким механизмом и научиться
использовать его в медицинской практике. Перспективы использования этого метода
всем очевидны.
Исходя из вышеизложенного и опираясь
на свой собственный многолетний опыт наблюдения и исследования феноменов
человеческой психики, в том числе и феномена целительства, я пришел к выводу,
что феномен народного целительства есть ничто иное, как природная способность некоторой определенной категории
людей управлять механизмом самоизлечения (Л.5,9,11,12,13). Способность эта
проявляется довольно редко, спонтанно, а людей наделенных таким феноменом в народе
называют целителями.
На протяжении многих веков народные целители совершенствовали
свое целительское искусство, накапливали и ревниво сохраняли свои целительские
традиции, оберегая их от посягательства непосвященных. Поэтому многие
традиционные целительские знания до сих пор остаются для нас тайной непонятной
загадкой. Целительство является удивительным природным явлением. Люди,
обладающие целительством, способны оказывать лечебное воздействие на других
людей (и на животных) без использования лекарственных средств и медицинской
техники. При этом свое лечебное воздействие они оказывают только своим
присутствием или посредством простейших манипуляций, типа, наговаривания
некоторых определенных слов, фраз, молитв, заклинаний, неконтактные пассы
руками. Издавна такие люди выделялись
среди остальной части населения, почитались и пользовались особым уважением. В
разных местах таких людей называли по-разному:
целители, лекари, знахари, колдуны, ворожеи, шаманы и
пр.
В наше время чаще всего их называют, экстрасенсами,
биоэнерготерапевтами или просто целителями.
Иногда встречаются целители, которые
используют в своей практике различные народные травные средства. И хотя это
случается не так часто, все же следует четко отличать целителя, который оказывает
лечебную помощь только благодаря своим природным данным, от целителя-травника,
который лечит травами. Различие это следует считать принципиальным и потому в
данном контексте речь пойдет только
о целителе, а не о травнике. Тем более
что методы лечения травами довольно широко используются в официальной медицине,
а лекарственные травы серьезно исследуются медицинскими специалистами. Народное
целительство, к сожалению, в медицине не используется и научные исследования в
этой области в настоящее время не ведутся.
Явление проявлять целительские способности уходит в далекое
историческое прошлое практически всего населения Земли. Особенно ярко это
выражено в древних религиозных писаниях, легендах, распространено повсеместно и
по сегодняшний день пользуется определенным спросом значительной части
населения в любой стране. Но, несмотря на широкую известность и на
признательность среди общей массы населения, целительство так и не стало выделенным направлением
официальной (научной, нетрадиционной) медицины. И объясняется это тем, что,
несмотря на богатую историческую традицию и простую очевидность факта наличия
целительских эффектов, все еще не удается подвести под целительскую практику
какую-либо научную базу. До сих пор нет ни одного вразумительного научного толкования
наблюдаемых целительских эффектов. Нет ни одного серьезного научного исследования
с привлечением видных ученых специалистов. Нет ни одной академической программы
или темы по изучению теории и практики народного целительства. Отсутствует даже
простая обычная статистика распространенности и эффективности целительства, без
которой трудно представить себе какие-либо суждения о практической
эффективности этого явления и об организации научных исследований.
Несмотря на вековую традицию и опыт
целительства, на огромное наличие неопровержимых фактов, в официальной научной
медицине все еще идут споры о наличии самого факта целительства. А наблюдаемые
факты лечения пытаются объяснить либо простым обманом, либо что-то вроде
плацебо, внушения и других, якобы ничего не значащих, приемов. К этому следует
добавить и то, что народные целители в основной своей массе не являются
медицинскими специалистами, то есть, не имеют специального медицинского
образования и потому свою практику осуществляют, по сути, вне закона. Необходимо
отметить, что в современной медицинской практике наблюдаются отдельные случаи,
когда врачи, имеющие медицинское образование, одновременно обладают собственной
целительской способностью и используют целительские приемы в своей официальной законной
медицинской деятельности (есть и такие!). Но они стараются не афишировать свои
необычные способности, чтобы не навлекать на себя неприязни со стороны администрации и своих менее
удачливых коллег.
Отсутствие официального признания или
хотя бы научного исследования народного целительства приводит к постепенному
снижению потенциальных возможностей целителей в силу снижения значимости и
преемственности их наследственных традиций, популяризации их практических
возможностей. Очень многие целители осуществляют свою практику нелегально, при
отсутствии элементарного медицинского контроля, при полном отсутствии каких бы
то ни было гарантий качества оказываемых ими целительских услуг. На фоне такого
положения начинает процветать обычный обман пациентов недобросовестными целителями-шарлатанами
(Л.18.19). Все это еще более усугубляет и без того незавидное состояние вопроса
практической деятельности народных целителей.
Изначально существовали природные
целители, которые свое целительское ремесло приобретали, как правило, путем
наследования тайн целительского искусства от своих ближайших родственников
целителей. То есть, целительство в основном передавалось по наследству. Имели
место и, так называемые, спонтанные целители, которые проявляли свое целительское
мастерство не путем наследования, а путем, как правило, неожиданного спонтанного
проявления у них этого свойства. Но таких целителей было немного.
Была известна и другая категория
целителей - это специально обученные для этих целей целители. Процедура обучения
искусству целения возникала в случае, когда по тем или иным причинам у опытного
старого целителя отсутствовали молодые наследники, которым бы он мог передать
свое искусство. Но такие случаи встречались не так часто.
В результате постоянного негативного
отношения официальных правящих органов и особенно представителей официальной
медицины к народным целителям (в противовес доброжелательного отношения со
стороны народных масс), роль целителя постепенно снижалась и в настоящее время
целитель представляет собой, скорее всего нечто экзотическое, нежели что-то
жизненно необходимое. В связи с этим постепенно изменялся и видовой состав
целителей. Если раньше основной контингент целителей составляли наследственные
целители, незначительную часть - спонтанные и совсем небольшую часть обученные,
то в настоящее время эта картина принципиально изменилась. Основную массу
современных целителей составляют обученные экстрасенсы и биоэнерготерапевты,
которые в силу скоротечного и довольно примитивного обучения не обязательно
хорошо владеют искусством целения, но зато довольно успешно устраивают и решают
свои организационно-комерческие целительские мероприятия. Срок обучения
современных биоэнерготерапевтов составляет от нескольких дней до нескольких
месяцев, в то время как на обучение традиционных целителей затрачивались годы.
Среди современных практикующих
целителей совсем немного спонтанных. Эти целители должны представлять особый
научный интерес, поскольку явление целительства у них проявлено спонтанно, в
силу каких-то неизвестных нам природных закономерностей (Л.12).
Настоящих наследственных целителей на
сегодня осталось совсем немного. Это, практически, остатки от прежних традиционных
целительских мудрецов. Именно наследственные целители являются хранителями
вековых тайн и традиций уникального настоящего искусства народного врачевания.
Нужно учесть, что традиционные приемы народного врачевания передавались
наследственным ученикам только в устной форме и под большим секретом. Под
угрозой свершения великого греха и потери целительских способностей запрещалось
сообщать кому бы то ни было любые сведения по приемам целительства. Эти
наследственные запреты стали традицией, которые сохраняются до наших дней.
С одной стороны такие запреты
сохраняют народное целительское искусство в своем чистом первозданном виде. С
другой стороны, в связи со снижением числа настоящих народных традиционных
целителей и засильем современных, наспех обученных
экстрасенсов-биоэнерготерапевтов, мы безвозвратно теряем накопленный
вековой целительский опыт, а взамен
получаем некий суррогат из восточно-индуистко-китайских догматов и полу научных
домыслов, выдаваемых в качестве современных онаученных целительских откровений.
В результате мы не имеем ни настоящего традиционного целительства, ни
современной, так называемой, биоэнерготерапии.
В связи с изложенным, предлагается
вариант программы научной работы. Целью ее является проведение ряда мероприятий
для выяснения современного состояния истинно традиционного народного
целительства и состояния действующих экстрасенсов и энерготерапевтов.
Собственные научные наблюдения над работой целителей дают основание выделить наиболее
важные направления таких исследований:
1)
Разработка методов классификации и терминологических характеристик
(определений) для обеспечения организации базы данных, реестра, справочных
материалов и прочих нормативных документов (Л.15).
2)
Сбор сведений о наличии и распространенности по регионам традиционных народных
целителей, экстрасенсов, энерготерапевтов.
3)
Организация компьютерной базы данных по результатам сбора сведений о наличии и
распространенности по регионам традиционных целителей, экстрасенсов,
энерготерапевтов.
4)
Исследование практики и методологии народного целительства.
5)
Обоснование факта наличия целительских эффектов.
6)
Исследование биологической и физической природы целительства.
7)
Разработка нормативной документации и законодательных предложений по решению юридического
статуса и организации официальной деятельности целительства.
Предложенная программа
предусматривает решение вопросов научного обоснования и юридического статуса народного целительства.
В окончательном варианте решение проблемы целительства должно предусматривать и
вопросы официальной организации службы
целительства как одного из видов оказания лечебной помощи населению.
Решение этой организационной проблемы может быть реализовано, например, по
программе, являющейся продолжением научных работ, приведенных выше:
8)
Организация медицинских центров традиционного народного целительства.
9)
Организация школ, училищ, факультетов, курсов повышения квалификации,
усовершенствования, обмена опытом и т.д.
10)
Организация службы контроля, тестирования, аттестации, лицензирования,
страхования, юридической помощи и пр.
11)
Информационно-издательская, рекламная деятельность.
Выполнение предлагаемой программы
может быть возложено как на официальные государственные службы медицинской
помощи населению, так и на существующие в настоящее время общественные
организации, объединяющие сторонников традиционной народной медицины.
Литература
1.Исаков
В.Т. Вопросы психотроники. Информационный
бюллетень N131ДСП, НИИ "Медстатистика", Москва, 1982.
2.Исаков
В.Т. Вопросы психотроники, основные феномены и методы их исследования. Инф.
Бюл. N132ДСП, НИИ "Медстатистика", Москва, 1982г.
3.Исаков
В.Т. О парапсихологических явлениях. Сборник сообщений N9-69ДСП, НИИ
"Медстатистика", Москва, 1984.
4.Исаков
В.Т. Информационные взаимодействия в биологических системах. Вопросы медицинской
электроники. Таганрогский радиотехнический институт, 1986г. Вып.6, г. Таганрог.
5.Исаков
В.Т. Исследование особенностей управления и взаимодействия сложных биологических
систем. Отчет N43(4), ОТП АНСССР, Москва, 1985.
6.Исаков
В.Т. Психофизическая модель полтергейста. Материалы региональной
Научно-технической конференции, г. Таганрог, 1987.
7.V.Isakov.
Biomotor Mechanism of Dowsing. Материалы международного Конгресса по проблеме
психотроники, США, шт. Колумбия, 1987.
8.V.Isakov.
A Psychological Model of Poltergeist. Материалы международного Конгресса по
проблеме психотроники, США, шт. Колумбия, 1987.
9.Исаков
В.Т. Концептуальная модель интуитивного предвидения НС АН СССР "Статистическая
радиофизика", Всесоюзный симпозиум "Прогнозирование экстремальных и
катастрофических ситуаций с учетом нетривиальных подходов”, Москва, 1991.
10.Исаков
В.Т. Полтергейст-особый случай измененного состояния человека. Парапсихология и
психофизика, N1, 1994, Фонд парапсихологии им. Л.Л. Васильева, Москва.
11.Исаков
В.Т. Экологические аспекты формирования психофизических феноменов. Научная
конференция "ИНФОРМЭНЕРГО-94", МВТУ им. Н.Э. Баумана, Москва,
4-6.04.94г.
12.Исаков
В.Т. Проявление спонтанных психофизических феноменов как фактор компенсации
стрессового состояния. Сборник докладов Международного научного конгресса, НИИ
ТМЛ МЗ РФ, Москва, 1994г.
13.Исаков
В.Т. Мысль как формообразующее начало. Парапсихология и психофизика, N4, 1995,
Фонд парапсихологии им. Л.Л. Васильева, Москва.
14.Исаков
В.Т. Причинно следственный анализ прекогнитивных сновидений ("Вещие
сны"). Сборник материалов конгресса "Традиционная медицина-2000",
г. Элиста, МЗ РФ НПЦ ТМиГ, 27-29 сентября 2000г.
15.Исаков
В.Т. Терминология в биоэнергоинформатике. Сборник материалов конгресса
"Традиционная медицина-2000", г. Элиста, МЗ РФ НПЦ ТМиГ, 27-29
сентября 2000г.
16.Секрет
плацебо раскрыт. Газ. “Известия” (раздел “Наука-медицина”), 11 января 2002г.
17.Ю.Коваленко.
Жажда жизни или божественная алхимия. Газ. ”Русский курьер”, N174, 19 декабря
2003г., Москва.
18.Е.Семенова.
Целители: бесплатный только вход. Газ. АИФ, N9, 2002г.
19.Н.Савченко.
Чумаковый бизнес. Газ. АИФ, N43, 2002г.
Автор
Исаков Виктор Трофимович,
научный сотрудник Федерального научно-клинического центра традиционных методов
диагностики и лечения Минздрава Российской Федерации, г. Москва.
Реферат
До сих пор в медицине не утихают
споры и дискуссии о проблеме народного целительства. Автор считает, что народное
целительство следует рассматривать как один из состоявшихся традиционных
природных феноменов человеческой психики. В основе этого феномена, по-видимому,
лежит способность организма в критических ситуациях вырабатывать особые
специфические защитные реакции на внешние воздействия, угрожающие его здоровью.
Автор предлагает некоторую компромиссную программу научной работы, целью
которой является проведение ряда мероприятий для исследования современного
состояния истинно традиционного народного целительства и состояния действующих
экстрасенсов и энерготерапевтов.