д.м.н. Родштат Игорь
Вениаминович
Ведущий научный сотрудник
Фрязинское отделение Института радиотехники и
электроники РАН
ЭЗОТЕРИКА КАК СУБКУЛЬТУРА
СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
На наш взгляд спор о научности либо ненаучности эзотерики сегодня лишен всякого смысла, поскольку она, т.е. эзотерика, в ее современном виде является субкультурой, объединившей людей не по уровню научных знаний или успешности в исследовательской деятельности, а по степени одаренности сверхчувственным восприятием. Поэтому неудивительно, что вокруг эзотерики группируются люди художественных профессий либо представители мистических конфессиональных сообществ. Более того, вокруг эзотерики группируются представители маргинальных социальных групп, которые несомненно и составляют ядро этой субкультуры, имея в виду степень их одаренности сверхчувственным восприятием. Беда этих маргинальных социальных групп, по-видимому, в том, что сверхчувственное восприятие не является популяционным признаком современных людей, хотя данное полезное качество, а именно сверхчувственное восприятие, и востребовано обществом в форме успешного целительства, сбывающихся предсказаний, творческих интуитивных находок. Именно на уровне творческих интуитивных находок и может потенциально произойти стыковка эзотерики с современной фундаментальной наукой.
Одно из основных понятий
эзотерики – это понятие “посвященности”, которое должно придавать качество
исключительности адептам. На наш взгляд “посвященность” отражает форс-мажорный
вариант функционирования мозга. Форс-мажорный вариант функционирования мозга
может быть проиллюстрирован на примере феномена ВИТ, т.е. выхода из тела или Out-of-Body State, в основе которого лежит блокада 5-OT2-рецепторов (5-OT-окситриптамин
или серотонин) вентральной группы нейронов дыхательного центра и нейронов
зрительного пути, в частности 17 поля, т.е. первичной зрительной коры,
зашумляющих работу мозга, что сопровождается увеличением объема рецептируемой
информации. Нарастание же глубины осознания воспринятой информации коррелирует
с напряженностью аэробного метаболизма, инициированной произвольной
гипервентиляцией [1]. Напомним, что ВИТ, т.е. выход из тела или Out-of-Body State, определяется термином “внетелесные чувства”,
которые, в свою очередь, основаны на ощущениях выхода из собственного тела, видения
себя со стороны и иллюзорной способности проходить сквозь материальные объекты.
Люди в состоянии ВИТ якобы совершают длительные путешествия, но отнести их
переживания к галлюцинаторным не представляется возможным, так как информация,
почерпнутая ими в своих “странствиях”, отличается высокой достоверностью.
Заметим также, что ВИТ является одним из значимых элементов камлания у шаманов.
Слово “культура” происходит
от соответствующего латинизма, обозначавшего процесс возделывания и обработки.
В таком контексте “посвященность” в сакральное, реализуемое форс-мажорным
функционированием мозга, предстает как концентрированное проявление свернутой
на протяжении веков ценной информации. Однако это вовсе не исключает т.н.
“знака сверху”. По нашим предварительным оценкам, речь может идти о
внутрисуточной солнечной активности, генерируемой в относительно глубоко
расположенной области Солнца, а именно в зоне лучистого равновесия [2].
Существует ли перспектива в
обозримом будущем для сверхчувственного восприятия превратиться в популяционный
признак? Ответ на этот вопрос пока окончательно неясен. Дело в том, что в
форс-мажорном варианте функционирования мозга сочетается некоторая вероятность
расширения адаптивных возможностей и реальная угроза срыва ключевых механизмов
жизнедеятельности. Напомним, что произвольная гипервентиляция довольно
небезопасна для кровоснабжения тканей головного мозга, поскольку церебральный
кровоток может уменьшаться вдвое по сравнению с нормой. А это уже уровень
ишемического инсульта. Может быть поэтому врачебная эмпирика склонна
приписывать феномены сверхчувственного восприятия к разряду патологических. В
контексте клеточной энергетики гипервентиляцию можно рассматривать, в случае
инициации сверхчувственного восприятия, как произвольную попытку увеличить
интенсивность аэробного метаболизма в мозговой ткани. Объяснение этому состоит
в том, что аэробное расщепление одной молекулы глюкозы в цикле трикарбоновых
кислот (цикле Кребса) сопровождается образованием 38 молекул аденозинтрифосфата
(ATP), играющего роль универсальной метаболической валюты в тканях
человеческого организма. Расщепление же одной молекулы глюкозы при отсутствии
кислорода, т.е. при анаэробном метаболизме в тканях, реализуемом блоком
гликолиза, сопровождается выделением всего двух молекул ATP. И
вот здесь особенно четко проявляются ограниченные возможности тканевого
метаболизма, поскольку при высоком напряжении кислорода окислительный обмен в
клетках инактивируется в результате окисления кофактора альфа-липоидной кислоты
(сульфгидрильного соединения, обеспечивающего превращение пировиноградной
кислоты в ацетилкофермент А и альфа-кетоглутаровой кислоты в сукцинилкофермент
А). Поэтому можно предположить, что дальнейшее развитие человека, реализуемое в
русле увеличения удельного веса процессов осознания, будет сопровождаться
интенсификацией мозгового метаболизма, но чревато риском более частого развития
сосудистых катастроф [3].Нельзя однако исключить, что этот вариант
функционирования мозга, т.е. форс-мажорный вариант, отражает эволюционный путь
развития мозга современного человека.
Согласно расчетным данным
профессора Д.И. Дубровского (доктора философских наук), представленных им на
Международном конгрессе по проблеме неосознаваемых функций [4], феномен
осознания реализуется за счет снижения скорости информационных процессов. А
именно, осознание замедляет скорость переработки информации за единицу времени
в десять миллионов раз, т.е. на семь порядков. Автор этих расчетных данных
предположительно связывает такое замедление с большими энергетическими
затратами при осознании воспринятого. И не исключает, что резкое расширение
диапазона сознательных процессов могло бы привести человеческий организм к
энергетическому банкротству.
И действительно,
энергетический эквивалент метаболизма головного мозга у современного человека
оценивается всего в 20 ватт [5]. Дело в том, что энергетически выгодной
является реакция гидролиза, в которой молекула воды разрушает ковалентно
связанное соединение. Гидролиз одной молекулы ATP до аденозиндифосфата (ADP) и неорганического
фосфата (P) всегда сопровождается выделением т.н. свободной энергии, величина которой при обычных
для клетки условиях лежит в пределах от –11 до –13 ккал/моль. Напомним, что
один моль вещества содержит 6´1023 молекул.
Однако для многих реакций биосинтеза указанного уровня энергии оказывается
недостаточно, и тогда путь гидролиза ATP сначала состоит из
образования аденозинмонофосфата (AMP) и пирофосфата (PP1), а затем сводится к
гидролизу пирофосфата с образованием свободной энергии в –26 ккал/моль [6].
Напомним также, что в объеме внутриклеточного пространства типичной клетки
находится около миллиарда молекул ATP, т.е. 109 этих
энергетически важных молекул. С учетом общего числа нейронов в ткани
человеческого мозга, которое составляет 1011, можно предположить,
что суммарное количество ATP в мозге достигает
значительной величины, но уровень свободной энергии с учетом числа молекул в
одном моле вещества все же оказывается существенно меньше упомянутого уровня
свободной энергии.
Теперь попытаемся проиллюстрировать
реальную значимость эзотерики для Европейской культуры на примере Иоганна
Вольфганга Гете, который был не чужд эзотерики как в своем творчестве, так и в
сфере личных переживаний. Напомним, что в возрасте 22 лет Иоганн Вольфганг
пережил очень яркий эпизод ВИТ, т.е. выхода из тела или Out-of-Body State [7]. Особенностью этого эпизода была его
проскопическая форма, которая состояла в том, что Гете увидел себя со стороны в
необычном одеянии и в ситуации, которую было нельзя заранее спрогнозировать. Но
через восемь лет эта непрогнозируемая ситуация состоялась, причем Гете был одет
именно так, как увидел себя тогда, т.е. восемь лет назад. Но этим не
ограничились значимые личные переживания поэта. Он с необъяснимой тревогой
встречал 22 марта каждого года своей жизни и именно 22 марта он умер в возрасте
83 лет [8]. Свой ужас перед таинственным, тем, что кажется необъяснимым, Гете
выразил в своей знаменитой балладе “Erlkonig” (“Лесной царь”) [9]. Гете
был поклонником древнегреческого религиозно-мистического учения орфиков,
названного так по имени мифического певца Орфея, посетившего подземный мир в
поисках своей умершей жены Эвридики. Однако из символического набора орфиков он
выбрал лишь понятия, близкие ему по духу. Так, “священные слова” он переименовал
в “первоглаголы”, лишив их религиозного смысла. В философском по звучанию
поэтическом сборнике “Urworte. Orphisch” он использует и слово “Damon”
как проявление особой духовной силы, свойственной выдающимся людям. Здесь
нелишне сказать, что индекс интеллекта Гете до сих пор остается непревзойденным
и составляет 210 IQ, т.е. более чем в два раза выше IQ
условного человека. Широко известно и авторство Иоганна Вольфганга Гете в
стихотворной трагедии “Фауст”, в которой поэтически представлена история средневекового
чернокнижника и алхимика доктора Фауста, продавшего душу дьяволу-искусителю
Мефистофелю.
Гете повезло в том смысле,
что он не был причислен за свою гениальность к категории душевнобольных. А вот
другому Европейскому поэту Перси Биши Шелли повезло меньше. Он также, как и
Иоганн Вольфганг Гете, пережил яркий эпизод ВИТ, т.е. выхода из тела или Out-of-Body State. Но поплатился за свой атеизм и демократичность,
несмотря на аристократическое происхождение, диагнозом шизофрения [10]. Помимо
него в этот скорбный список попали поэт Бодлер, писатели Свифт и Стриндберг,
композиторы Шуман и Доницетти, философ Кант, физики Ньютон и Фарадей, астроном
Коперник, биолог Линней.
Среди мистических
конфессиональных сообществ наиболее эзотеричным считается Гаитянская секта Вуду
[11]. Ее адептами являются потомки чернокожих африканцев, насильно вывезенных
из родных мест и обращенных в рабство. Вслед за этим последовало насильственное
обращение в католическую веру. Как видим, обстоятельств для форс-мажорного
функционирования мозга предостаточно. Специфика религии Вуду состоит в том, что
в ней отражена мифология целого народа, а именно народа африканского
государства Дагомея. По-видимому, именно с этим связана популяционная
распространенность религии Вуду на Гаити, число адептов которой достигает пяти
миллионов, причем среди них около одного миллиона посвященных. Религия Вуду,
как ни странно, проникла, по данным из [11], и в Россию, потому напрашивается
интересное сравнение, поскольку в нашей стране это религиозное движение не
приобрело популяционной значимости. Эзотеричность Вуду проявляется, прежде
всего, многоступенчатой процедурой посвящения, обычно проводимой в ночное время
и в отдаленных, малодоступных местах. Экзотичным также является ритуал
зомбирования под названием “оживление мертвеца”. Он осуществляется с помощью
приема т.н. огурца зомби человеком, которому предварительно в кожу втирали
порошок из яда рыбы-иглобрюха, содержащего тетродотоксин. Тетродотоксин
избирательно блокирует регенеративные каналы натриевой проводимости в нейронах
и мышечных волокнах [12]. После втирания порошка человек производит впечатление
умершего из-за обездвиженности и значительного ослабления дыхательных движений,
хотя и сохраняет некоторую ясность сознания. Прием огурца зомби, по-видимому,
оказывает детоксицирующий эффект, появляются движения и человек “оживает”, но
для окружающих он теперь навсегда остается зомби. Тем более, что после мнимой
смерти обычно совершается обряд погребения с последующей эксгумацией мнимого
трупа.
Представляет интерес
концептуальная база, на которую опираются люди науки, исповедывающие эзотерику
как самодостаточную научную область. Обратимся к недавно опубликованному обзору
доктора философских наук С.Р. Аблеева [13] под названием “Космоэволюционная
гипотеза антропогенеза”. Автор обзора полагает, что эта гипотеза появилась
достаточно давно, конкретные авторы ее неизвестны, но она является “…достоянием
Школы Адептов Сокровенной Мудрости, в которой кульминировала и сотни лет
сохранялась эзотерическая традиция познания”. Согласитесь, что форма
представления гипотезы необычна для современной Европейской науки, хотя С.Р.
Аблеев и поставил перед собой задачу “…разъяснить терминологию восточной
метафизики и сакрально-символической антропологии в понятиях современной науки…”.
Далее речь идет о Коренных Расах, причем появление двуполого разумного
существа, именуемого Homo sapiens и обладавшего огромным
ростом, отнесено к Третьей Коренной Расе. И это якобы случилось 18 миллионов
лет назад. Однако подчеркивается, что Архаты и Махатмы составляют отдельную
ветвь, появившуюся в ранней Третьей Расе, но еще до полного разделения полов, с
помощью некой духовной силы (энергии), проявленной “Сущностями иных сфер
бытия”. При этом автор обзора ссылается на письма Махатм своим английским корреспондентам,
хранящиеся в Британском музее, но еще не исследованные криминалистами
(поскольку они якобы написаны неизвестным науке способом). Сейчас, согласно
Космоэволюционной гипотезе антропогенеза, начинает зарождаться Шестая Коренная
Раса и отдельные ее предвестники – весьма необычные по своим способностям дети.
По-видимому, представленные в обзоре соображения можно назвать суждениями
человека науки, причем науки гуманитарной, но у естественника это вызывает ряд
недоуменных вопросов, главный из которых – где основания, позволяющие говорить
о науке?
Однако нужно отдать должное
и самому С.Р. Аблееву, поскольку он задается вопросом “…откуда Адепты черпают
подробности о народах, существовавших миллионы лет назад?” Но ответ на этот
вопрос доктора философских наук явно неутешителен, а именно: “Нам отвечают
(по-видимому, С.Р. Аблееву), что эзотерическая традиция сохранила немало
исторических документов, которые пока недоступны академической науке”. Все же
автор обзора о “Космоэволюционной гипотезе антропогенеза” как истинный адепт
пытается подкрепить откровения эзотерической традиции рядом, как ему кажется,
научных соображений. Мы не станем рассматривать те из них, которые сами
нуждаются в доказанности, например, положение о всеобщей оживотворенности
Космоса или тезис о полевых (эфирных) формах жизни. Обратимся только к
конкретным фактам, которые приведены С.Р. Аблеевым в поддержку эзотерической
традиции как научной идеологии. Например, он говорит об останках гигантского
человека, челюсть которого в два раза больше челюсти современного человека. На
наш взгляд в этом нет ничего удивительного, поскольку, например, по данным СМИ,
нашим современником является житель Мозамбика Габриэль Эставао Монжани, рост
которого составляет 245,7 см при весе 189,6 кг. Чрезмерный, по современным
меркам, рост обусловлен избыточной продукцией соматотропного гормона гипофизом
и если причиной тому является опухоль гипофиза, то развивается акромегалия с
массивной нижней челюстью. То есть, возможна совершенно иная интерпретация
факта. Далее С.Р. Аблеев в обоснование научности эзотерики приводит довольно
распространенное представление о шишковидной железе головного мозга
современного человека, т.е. эпифизе, как о рудименте третьего глаза.
Удивительное заключается не в этом, а только в том, что у нашей современницы
Эми Хансон, скромной учительницы из американского города Колумбус без очевидных
мозговых расстройств, что предполагает сохранность шишковидной железы, на
темени имеет место быть не рудимент, а видящий глаз (при наличии еще двух обычных
для человека глаз) [14]. Атрофированный третий глаз имеется у ящериц, о чем
С.Р. Аблеев упоминает без попытки установить родство по этому признаку между Homo sapiens и чешуйчатыми позвоночными, куда помимо ящериц
входят и змеи. На этом примере хорошо просматривается масштаб произвольности
суждений, когда высокий уровень желаемых философских обобщений входит в
противоречие с неоднозначностью конкретных фактов. Выскажем и свое отношение по
этому поводу. А именно, человек науки нередко высказывается по вопросам, не
имеющим отношения к науке, однако имеющим отношение, например, к таким
животрепещущим темам как культура или религия, однако должен это делать без
подмены понятий. Ведь наука до сих пор остается сферой профессиональной
активности человека, использующего объективные методы исследования природы.
Человеку свойственно
стремление в своем познании окружающего мира выйти за пределы реального бытия.
И это вполне объяснимо. Дело в том, что разница между объемами воспринятой и
осознанной информации достигает 4-6 порядков. Хорошо известно, что 90% от всего
объема воспринятой информации человек получает с помощью функции зрения.
Суммарная пропускная способность зрительного канала передачи информации
оценивается как 107 бит/с. Однако до нашего сознания, по данным
психофизических экспериментов, доходит лишь 40 бит/с [15]. И на путях
осознанной реализации этих 4-6 порядков недостающей современному человеку
информации лежат объективные ограничения, в частности ограничения энергетики
мозгового метаболизма, за пределы которых можно выйти только с риском для
самого существования человека. Весьма образно сформулировал эту мысль Булат
Окуджава:
“Почему мы исчезаем
так внезапно, так жестоко,
даже слишком может быть?
Потому что притязаем,
докопавшись до истока,
миру истину открыть.”
“Вот она в руках как будто,
можно, кажется, потрогать,
свет ее слепит глаза…
В ту же самую минуту
некто нас берет под локоть
и уводит в небеса”.
1)
Родштат
И.В. Клиническая физиология некоторых оккультных представлений. – Парапсихология
и психофизика, 1997, N 2, c. 3-13.
2)
Родштат
И.В. Физиологическая оценка “потусторонней” (иррациональной) подсказки мозгу
современного человека – Вестник новых медицинских технологий, 2001, т. VIII, N 1, c.
93-94.
3)
Родштат
И.В. Человек и некоторые прогнозы возможных тенденций его развития. – Вестник
новых медицинских технологий, 1999, т. VI, N 2, c. 161-163.
4)
Дубровский
Д.И. Информационный подход к проблеме бессознательного – Бессознательное:
Природа, функции, методы исследования. – Тбилиси: Мецниереба, 1978, т. 3, с.
68-77.
5)
Иверсен
Л. Химия мозга. – Мозг. – M: Мир, 1982, с. 140-165.
6)
Альбертс
Б., Брей Д., Льюис Дж. и др. Молекулярная биология клетки. – M: Мир,
1994, т. 1, 516 с.
7)
Смит
Ф., Стемман Р. Тайны загробной жизни. – M: Ренессанс, 1993, 252 с.
8)
Бутромеев
В. Всемирная история в лицах: Новое время. – M: Олма-Пресс, 1999, 319 с.
9) Johann Wolfgang Goethe Gedichte. – Moskau: Progreb, 1980, 503 S.
10)Prentky R.A. Creativity and psychopathology: A
neurocognitive perspective. New York: Praeger, 1980, 264 p.
11)Таевский Д.А. Христианские
ереси и секты I-XXI веков: Словарь. – M: Intrada,
2003, 320 c.
12)Никколс Дж.Г., Мартин А.Р.,
Валлас Б.Дж., Фукс П.А. От нейрона к мозгу. – M: Едиториал УРСС, 2003, 671
с.
13)Аблеев С.Р.
Космоэволюционная гипотеза антропогенеза. – Дельфис, 2003, N 3, с.
19-27; N 4, c. 25-32.
14)Правдивцев В. Эти загадочные
зеркала. – M: РИЦМДК, 2002, 580 с.
15)Циммерман М. Нервная система
с точки зрения теории информации. – Физиология человека. ─ M: Мир,
1996,т. 1, с. 171-177.