КОРОЛЕВ С.И.
доктор исторических наук
ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО
в циклах Китайской Классической Книги Перемен (И Цзин)
Историографический экскурс
"Существует дилемма: либо свидетельства прежних веков
являются для нас вполне
ясными, мир остался неизменным,
и ни о чем другом они не
могут нам сказать, либо же эти
документы являются для нас
непонятными, и мы ничего
не узнаем из них, не узнаем
даже, что законы изменились.
Мы прекрасно понимаем, что
требуется не очень много,
чтобы эти документы
превратились для нас в мертвую букву".
А. Пуанкаре (1911 год)
Идея предпринимаемого экскурса.
В политических суждениях восемнадцатого-двадцатого
столетий превалирует представление о том, что человек волен самостоятельно,
определять пути общественного развития. О всесторонней связи человека и
природы существует большая литература, но эта литература декларирует наличие
связи, все более ограничивая такую связь вопросами экологии. Почти никто не
готов возразить против такой ограниченной и некорректной констатации, несмотря
на постоянные признаки и свидетельства иного порядка. Есть свидетельства того, что искусственные общественные
конструкции, разрушаются исторически
очень быстро, несмотря на необычайные усилия для их сохранения. Преставление о
произволе в общественной организации из абстракции превратилось в мнения, в особый разряд политической энергетики.
Мнения изменяются часто, изменяются даже там, где они не оказывают особого воздействия
на общественное существование.
Искажение представлений о
связи природы и человеческого общества были необычайно сужены в пользу
произвола мысли и действий. Наиболее действенен произвол в закреплении представлений предубежденности в учебниках,
в художественной литературе и в юридических документах. Были созданы отчетливые
оценочные рамки применения терминов и выражений, допустимых в одном случае и
недопустимых в другом. В любом из этих случаев, никто не защищен от произвола и
от всемирной рекламы такого произвола теми, кто располагает средствами для
этого и убедительной военной силой.
Люди давно задавали вопрос о
том, как преодолеть сопротивление человеческих страстей, как, на основании
каких принципов интегрировать, как построить гармоничное соотношение,
совместить человеческие дела с законами природы. Об этом писал Заратустра, Ману,
Будда, Лаоцзы, Платон и апостолы Конфуция и Христа. В Китае существовала общественная
идея, направленная на вспомоществование природе вещей, упорядочивание общины и
помощи бесправным. Дэн Сяопин называл такого рода деятельность
природосообразной деятельностью, которая включает благо знания, единение
управляющих и управляемых и содействие естественной природе вещей. Таким
образом, современность признает постоянства, найденные в прошлом.
В семнадцатом, а особенно в восемнадцатом столетии, китайские
мысли постоянно оплодотворяли воззрения Паскаля, Вольтера, Монтескье и Руссо.
Они постоянно предлагали своим "просвещенным правителям" следовать
примерам тысячелетних цивилизаций Китая и Персии. Значит, законы общества, в их
древней интерпретации были поняты не как мертвая буква, а как постоянство. Они
по-своему интерпретировали китайский литературный жанр "Планы и
суждения", "Цзин Цзи",
который составил огромную библиотеку. Эта литература из антологий лучших
экзаменационных работ соискателей официальных государственных должностей,
производила, да и производит большое впечатление. Соискатели должностей в индийской
административной службе, как и соискатели тех же возможностей в Британской
империи, тоже сдавали сходные экзамены и тесты на лояльность.
Главный тезис китайских
экзаменационных работ звучал так: "Сохранение принципа при различении
особенностей, которые исходят из самих себя без насилия". Сохранение постоянств,
т.е. элементов, которые позволяют интегрировать вновь возникающие частные перемены,
в гармоничное состояние было самым главным требованием. Это не случайно. Даже в
технике такое требование остается важнейшим. Н.Е. Жуковский писал о том, что
хороших инженеров, которые умеют прекрасно дифференцировать, можно обнаружить
достаточно. Однако таких инженеров, которые умеют хорошо интегрировать - очень
мало. Выделение и различение блоков особенностей из массы их частных
проявлений, т.е. из конечных уравнений, называют дифференцированием, а
объединение различимых частностей согласно принципу называют интегрированием по
этому принципу или по инварианту, т.е. по избранному свойству или признаку.
Постепенно мода на "восточную мудрость" прошла. Кант
выражал радость по тому, что "восточная мудрость его миновала", а
Гегель прямо написал, что "азиаты не имеют права претендовать на
философское мышление". Это элемент отрицания отрицания. Городская
цивилизация Европы, которой А.И. Герцен напророчил "пройти
мещанством", не восприняла теории управления, которые были в ходу на Востоке,
несмотря на их относительную устойчивость. Это было значимым проявления
различий между крестьянским обществом и городской культурой. Даже О. Бальзак,
описывая методы астрологических предсказаний периода Екатерины Медичи и
Нострадамуса, отмечал, что возможны предсказания в определении состояния
только на уровне индивидов, но не обществ.
Нейтральное когда-то слово
"фатализм" было переосмыслено в качестве безвольной обреченности. Но
судьба - фатум (которая фигурировала как первая единица прогнозирования), дао
(естественный путь, как гармония выживания), ом (следование своему предназначению),
указывают лишь на то, что все они предназначены к обеспечению животворности
вида. Прогнозы и суждения о перспективах на будущее не следует принимать
всерьез: они превратились в набор удобных эвфемизмов, в набор слов - заменителей,
слов, не имеющих реального содержания или искажающих содержание. С таким
языком, с таким средством международного
общения современный человек встречает самую банальную реакцию природы на свои
устремления: катастрофу и бытовую неожиданность.
Девятнадцатый век
подготовил и внедрил в сознание мнение о том, что "раньше философы только объясняли мир, сейчас необходимо не
столько объяснять, но и переделывать его". Искажение представлений
о связи природы и человеческого общества были необычайно сужены такой
постановкой цели в пользу произвола мысли и действий.
Перечислить всех писателей,
которым присвоен ранг философов или политических мыслителей, невозможно. Число
тщеславных претендентов на должность Проведения гораздо больше, чем число
святых в любых святцах и в канонах. В этом хоре проповедников не слышны голоса
и не тиражируются мысли далеких предшественников, которые видели наше время и
подробно рассказывали о путях к нему. Просмотреть заново некоторые суждения
древних о фундаментальной природе событий и процессов, ведущих к переменам в
судьбах, представляется не только заманчивым, но и актуальным.
Если претендентов в пророки много и их имена
перечисляют во всех учебниках, то реальных мудрецов едва наберется человек
двадцать - двадцать пять. Было много умных ученых на всей земле, но некоторые
из них были заняты важными деталями бытия, другие создавали материальные
средства будущего. Каждая культура была, плохо ли, хорошо ли, обеспечена общим представлением о мире и
космосе, о единстве в разнообразии, о неземном происхождении многих земных
событий и действий. У А.Л. Чижевского они перечислены подробнее и более
односторонне, чем в работах древних мыслителей. Автор соотносил событийный ряд
истории землян с активностью солнца; пульсацию событий на земле он выразил, как
некоторую функцию солнечной активности. В Индии считался важным цикл
совмещенной активности луны и солнца. Исторический контекст наблюдений
Чижевского был ограничен только Европой. Кроме того, во внимание принято
только время, зарегистрированное
писаной историей.
Историософия Л.Н. Гумилева
построена на понимании абсолютности времени как самостоятельной силы в
истории. Он предложил даже способы определения средних сроков существования
этнических объединений. Он хорошо знал китайскую историю, поэтому странно его
стремление построить историософию на метеорологических основаниях и возвести
этнос в разряд единиц философского измерения. Когда в его историософии заходит
речь о времени существования этнических общностей, этнические единицы
подменяются политическими единицами, т.е. государствами, что ведет к
некорректным выводам.
Глубокое знание при тиражировании
быстро изнашивается или используются в игре пристрастий. Русский философ и
юрист К. Победоносцев именно по этой причине называл излишними, например,
публичные богословские дискуссии, он считал достаточным наличие веры. Старые
учения кодировались для посвященных,
передавались изустно или в форме малых письменных пособий. Обсуждению
подвергались сомнительные сущности или детали, востребованные циклом
существования, или иначе, "духом времени". На анонимную мощь этого
духа жаловался, например, отец Сергий Булгаков. Для всех, кого принято считать
пассивом человеческого общежития, однако, были доступны притчи, рассказы и
поучения. Но главным, что управляло их представлениями, осталась природа и
интуитивно понимаемые законы природы.
Л.Н. Толстой издал многие из первоисточников по индуизму, буддизму, конфуцианству. Это была не только просветительская акция. Наш великий соотечественник считал, что число публикаций, которое в период его жизни росло в геометрической прогрессии, значительно уменьшило плотность мысли на значительной части земной поверхности. Он соглашался с Махатмой Ганди в том, что официальная публицистика бьет, как горячий гейзер, но охлаждается еще в воздухе. Не она, не эта разреженная атмосфера словесной пустоты, определяет события. Эту мысль он передавал в романе "Война и мир" и в публичных выступлениях. В беседе с американским корреспондентом он подчеркнул, что дебаты по общественным делам только мешают реальным действиям.
Среди работ восточных
мыслителей, которые редактировал Толстой, не было древнего китайского канона
"Книги перемен" - "Ицзин". Тогда не было перевода полного
текста "Книги", однако Толстой знал о ней из работ Бичурина и от старцев
Оптиной пустыни. Сейчас существуют прекрасные работы русских китаистов на
темы древней мудрости. Однако эти работы рассчитаны на специалистов, а потому
утопают в частностях. В них предлагаются конечные уравнения и проводится поиск
способов их обобщения. Однако эти труды доступны и очень полезны для
сопоставления представлений ученых древности с теми частными открытиями,
которыми богата современность.
Возьмем за основу текст
"Книги", приводимый А.Е. Лукьяновым в работе 1993 года "Дао
"Книги перемен". Оставим на время глубокие философские и источниковедческие
суждения, а возьмем только текст, даже не текст перевода, а его смысловую
структуру и детерминистические суждения. Великие ученые мира утверждают, что
наука по своей природе детерминистична.
То знание, которое не
предлагает определенности законов
природы и общества, - не научно. В этом смысле, выступлений от имени науки
стало больше, чем науки. Поэтому тиражирование политической и научной мысли
древних китайцев уместно в обстановке видимого преимущества насильственной
европейской философской рекламы. Именно поэтому следует вернуться к работе,
которую проводили наши и зарубежные мыслители раньше. Кроме того, рассмотрение
этого относительно ограниченного вопроса, вопроса о естественности и цикличности
внешне несходных обстоятельств и процессов, на основании инвариантного интегрирования - путь к пониманию некоторых важных
элементов политической этики Востока.
Пересказ "Книги перемен".
Принято выносить примечания
в конец работ, но в данном случае, нужны предварительные сведения, без которых
не будет ясно, о чем идет речь. Книга состоит из двух неравных разделов:
1.Верхнего представления и 2.Нижнего представления. В первом содержится 30
символов, тридцать определений и тридцать притч для пояснения. Во втором - 34
сходных символов, пояснений и т.п. Все параграфы, кроме первого, в обоих
разделах, или все гексограмма (символы из сочетаний шести линий в двух
различимых начертаниях), увязаны следующим способом: нечетные номера - передают
небесные постоянства как процесс, а четные - передают действия и события, в
их земном обличии, как состояния. Верхняя часть книги распространена на всю
природу и её взаимозависимости. Нижняя часть выделяет из Верхней интегральные
(совокупные) особенности, нужные для понимания человеческого общежития.
Только в европейской
традиции принято говорить о глубине веков, о нарастании человеческой мудрости
в процессе исторического движения и т.п. Такое мнение вызывает сомнение. Даже в
быту пожилые люди не могут с уверенностью говорить о том, что они поумнели с
возрастом. Они приобрели опыт и стали осторожнее, но одновременно потеряли способность
применить свой опыт без помощи молодых поколений. Значит, жизнь циклична, как
и жизнь растений, но цикличность не предполагает обязательного
интеллектуального продвижения. Прошлое не утопает в глубине времени. Абсолютного
времени никогда не существовало и не существует сейчас. Во многих цивилизациях
со-бытийный ряд располагается на объемной голографической плоскости, подобной
стереометрическому киноэкрану. Общий ландшафт мыслей, действий, событий и
перемен в едином для всех эпох и династий масштабе, постоянно высвечен на этом
экране. Так легче умирать, не умирая.
На периферию уходят, и будут
уходить какие-нибудь бытовые удобства и средства; постоянно ярче высвечиваются
страсти, которыми живут сегодня. Главной сокровенной линией жизни обозначена
только та непонятая часть реальности, которая стихийно, неожиданным способом
корректирует действия "Свободного человеческого общества",
"свободной воли", "раскрепощенного разума", пользуясь
средствами природы. Это фатализм, в пределах которого много свободы. Нет только
системных допусков свободы затухания и прекращения существования. Природа сама
защищает себя. Это закон и он детерминирует обстоятельства. При таком
понимании функций природы, экологические истерики выглядят как обычная
патология. Гегель понимал, что "существующее, существует разумно". По
многим выдержкам из "Энциклопедии философских наук" этого автора,
можно предположить, что речь идет о "вселенском разуме", а не об
осознанности на уровне обществ и цивилизаций.
Для этого сообщения был
привлечен авторитет великого французского математика и астронома А. Пуанкаре,
чьи слова приведены в эпиграфе. В этом месте текста приведем другую выдержку из
его знаменитой работы "Последние мысли". "Прибегнем, - пишет
автор, к языку математики: закон - это постоянная связь между предыдущим и
последующим, между современным состоянием мира и непосредственно наступающим
миром…Совокупность законов равносильна системе дифференциальных уравнений,
которые связывают скорости изменения различных элементов Вселенной с их
величинами в настоящий момент цикла времени".
"Такая система имеет бесконечное множество решений, но при
задании начальных значений всех элементов, то есть значений в t = 0 (в
настоящем, проще говоря), решение становится вполне определенным, так что мы
можем вычислить значения всех элементов в любой момент, как для t >
0, что соответствует будущему, так и для
t > 0, т.е. для прошлого".
"Книга перемен"
констатирует, что было начало, был нижний предел, момент импульса и перехода
небытия в иное состояние. Образовались Земля и Небо, и хаос телесных и бестелесных
вещей. Хаос сам упорядочивает вещи - это процесс, то есть некоторое
последование составляющих бытия. И. Кеплер в конце шестнадцатого века написал
работу о "шестигранной снежинке", где также рассматривал вопрос о
самоупорядочении вещей. В настоящее время такую взаимозависимую
последовательность предлагают в виде законов термодинамики, равновесной и
неравновесной термодинамики. У Пуанкаре написано по этому поводу следующее:
"Принцип Карно учит
нас, что энергия, которую ничто не может уничтожить, стремится рассеяться.
Температуры выравниваются, и мир стремится к однородности, то есть к смерти.
Стало быть, значительные различия в причинах приводят к малым различиям в
следствиях… Но именно благодаря тому, что все стремится к смерти, жизнь
составляет исключение, которое нуждается в объяснении". Это один из
выводов Пуанкаре, к которому он приходит с тем большим основанием, чем
исключительнее случай и чем меньше его вероятность. Астрономы утверждают, что
пока они не нашли развитых форм жизни за пределами собственной планеты. Иные
формы существования описаны законами физики, включая термодинамику и принцип
Карно.
Предметом термодинамики
является рассмотрение общих закономерностей превращения энергии при её
переносе в форме теплоты и работы между телами. В зависимости от характера
обмена энергии и массы с окружающей средой через границы системы различают три
группы систем. Изолированные системы не обмениваются с внешней средой ни энергией,
ни массой, они полностью изолированы от влияния окружающей среды. Системы, которые
через свои границы обмениваются энергией с окружающей средой, но не могут обмениваться
массой (веществом), относятся к закрытым системам. Это один из интегральных инвариантов.
Открытые системы обмениваются с окружающей средой и энергией, и массой. Другими
словами, имеют два интегральных инварианта. Здесь об этих различиях упоминается
потому, что каждый вариант имеет свою систему измеримых соотношений, но соотношения
различны и гармония между всеми вариантами периодична, т.е. циклична.
Всякая система
характеризуется определенными свойствами, или термодинамическими параметрами.
Их совокупность определяет термодинамическое состояние системы, поэтому
изменение хотя бы одного из параметров приводит к изменению термодинамического
состояния системы в целом. Определенность термодинамических параметров каждой
отдельной системы, открытой или закрытой, элемента, который может быть выделен
в отдельную единицу, одновременно может быть определена как интегральный
инвариант.
Процессы, протекающие в
системе и изменяющие ее состояние, могут быть равновесными или неравновесными.
Равновесные, или обратимые, процессы протекают в системе таким образом, что
вызванные ими изменения в состоянии системы могут произойти в обратной
последовательности без дополнительных изменений в окружающей среде. Наоборот, неравновесные,
или необратимые, процессы, к которым относятся реальные превращения в природе,
не обладают этими свойствами, и их протекание в обратном направлении сопровождается
остаточными изменениями в окружающей среде. В классической термодинамике
рассматриваются, главным образом, равновесные состояния системы, при которых
ее параметры сохраняют свое значение во всех точках системы и не изменяются
самопроизвольно в циклах времени.
Первый закон термодинамики.
Этот закон — обобщение многовекового опыта человечества, он является законом
сохранения энергии в применении к процессам преобразования теплоты. Обычная
запись первого закона термодинамики имеет вид dQ=dU+dA, и
означает, что теплота dQ,
поглощенная системой из внешней среды, идет на увеличение внутренней энергии dU
системы и совершение работы dA против внешних сил. В общем случае dA включает работу против сил
внешнего давления pdv и максимальную полезную работу, сопровождающую
химические превращения: dA=dA'max+pdv. Первая гексограмма и в названии, и в афоризме,
как и гексограмма 30, передает в своей словесной оболочке именно этот закон в
действии.
Природа формирует "Тьму" вещей из хаоса по разрядам. Внутри единого разряда размещается
некоторое множество, ("тьма" - значит предельное множество),
тождественное по свойствам, состояниям, действиям. Всё вместе размещается по
степени взаимной зависимости. Это
познали и описали предки. Нужны слова, символы и число, чтобы навести порядок
в Поднебесной. Нужное возникло. За этим следует познание постоянств (очевидно,
законов), которыми руководствуется все в естественной среде. Изменения наступают
в результате импульсов. Разряд потенциала импульса цикличен. Чижевский, как
уже было сказано, связал импульсы с воздействием солнца, но это выглядит
излишне прямолинейно. Импульсу предшествуют последовательные нарушения
гармоний отношений. Китайцы определили восемь переходных состояний и восемь
частных переменных.
"По мере своего
развития науки приближаются к тому состоянию, в котором законы допускают
математическую формулировку" - писал Пуанкаре. Возможно, здесь уместно напомнить, что видимое движение неба идет
по часовой стрелке, если смотреть с юга на север, а относительное изменение
положения земли смещается против часовой стрелки. Географический взгляд
изменяет физические представления о полюсных координатах в движении. Для
отдельных цивилизаций - это существенное отличие в понимании и рефлексии. В
книге Лукьянова на 144 странице приведена схема. Автор назвал эту схему
"генетической картой спирали 64 гексаграмм". На этой карте также
видна разная направленность и обратное расположение исходных точек начала
движения. Это проблема линейных координат и соотношений, но они только часть
того, что предлагает "Книга перемен".
Несколько особняком стоит
математическая биофизика. Математическая биофизика связана со многими
областями биологии и описывает в математической форме количественные
закономерности многих явлений. Идет поиск отражения количественных и
арифметических данных в определении невралгических, физиологических и
психологических качеств и их характеристик. Через рост, деление клеток,
возбуждение, угасание и старение, через поиск функций, через поиск
биологических зависимостей процесса развития организма, как частностей, сделана
заявка на обобщения более высокого порядка. Число состояний множества (с
предложенным набором параметров и свойств множества) ограничены суммой
интегральных частностей (относительных вероятностей). Очевидно, китайцы
располагали достаточной статистикой для математического расчета конечного
числа из 64-x членной таблицы интегральных состояний, или
сочетаемых вероятностей, А~
= n - 1 (13 x 5 = 65; 65 - 1 =64).
Для своих расчетов древние учёные
предложили принять как данное, принять за аксиому, критерий трех идеальных
арбитров, которые выступают от имени земли и неба, с достаточной
снисходительностью к природе человека. "Совершенномудрые" стали
земными наместниками небесных арбитров. Астрономия, математика и язык стали
треногой, простейшей объемной фигурой, системой соподчиненностей, которая
может иметь устойчивую опору на плоскости. Для большего числа опор требуется
более подготовленная площадь. Индивидуальные расчеты вероятностей требовали
знания года, месяца, дня и часа рождения. Итак, начальные условия "Книги
перемен" и самих изменений равны начальным условиям развития цивилизации.
Она представлена в терминах термодинамики и кристаллографии в современной
терминологии. Пояснения единства исходных взглядов и их непротиворечивости
содержатся в афоризмах. Наиболее наглядным выражением этой идеи является сорок
восьмая гексограмма. Она находится в нижнем разделе Книги и названа
"Цзин" в значении "колодец". Данное китайское слово имеет
около шести значений, большая часть которых означает философские категории.
Сказано: Колодец не может
оставаться в одинаковом состоянии. Но колодец - это не место жительства,
которое можно с легкостью изменить. В любых случаях, пользуются им или нет, колодец
остаётся. Человек забросил колодец, затем вернулся. Ничего хорошего не
жди, если прогнила бадья или веревка не достает до влаги. Колодец символически
представляет постоянство, действие которого зависит от переменных: от досягаемости
и от способности воспринять достигаемое. Каждая из расположенных одна над другой шести линий (Инь из двух черточек -
-; ян - из одной сплошной черты ян) обретает свой смысл. Прерывистая полоска
имеет числовое выражение - 6, а непрерывная- 9. Первой выступает шестерка:
"берут - не закрывай; истина в руках - начало пути к доброму".
Девятка подтверждает, но и ограничивает: "Колодец чист - пей".
Земное начало, шестерка, добавляет: "Облицуешь колодец керамикой - никто
не осудит".
Небесные силы, девятка, предупреждают:
"Есть колодец, он чист, но им не пользуются. Огорчительно".
Последующая черта девятки отмечает перемену: "Видно дно, снуют рабы,
сгнила бадья, ею не зачерпнешь". Последующая шестерка говорит: "Ил
есть нельзя, запущенный колодец не поддерживает жизнь". Напомним, что
сорок восьмая шестиграмма - четная. Этот символ относится к человеку в
обществе и к обществу. К их состояниям. Утверждается, что пренебрежение к
истокам имеет следствие. Такое следствие есть постоянство, постоянство потому
постоянно, что оно повторяется циклично. Не надо определять причины, потому
что причины и следствия постоянно меняются местами. Так же меняются местами
цели и средства. То, что сегодня стремишься достичь, сегодняшняя цель, завтра
станет средством достижения новой вершины.
Дальше, для ознакомления
будут перечислены все гексаграммы, но в этом месте можно напомнить, что, по
крайней мере, русское общество, несмотря на попытки монополизировать
патриотизм, не стремится обновить сруб собственного колодца и какое-то время
не пользуется его влагой. "Огорчительно!" Мы успокаиваем себя тем, что и сами китайцы, и, не менее умудренные
постоянствами, индусы таскают влагу из чужих, таких же неухоженных родников.
Индийцы возразят: "состязание пуруши и буддхи, мирового сознания и
сознания обремененного страстями своего времени, такое же постоянство".
Существует поразительная
сила, которая психологически защищает уникальную единичность народа, пока эта
единичность не исчерпала себя переходом в новое уникальное состояние
единичности. Еще Нагарджуна на Кашмирском конгрессе
"совершенномудрых" в 1-м столетии новой эры утверждал, что любая
операция с единицей, её сложение, вычитание, деление и умножение, вызывается
необходимостью или потребностью в новой единице.
"Книга перемен"
предполагает, что это один из неизбежных циклов в процессе изменений. Она
напоминает, что сам элемент цикла и его развитие, есть последствие постоянного
и естественного разрушения гармонии отношений движущихся переменных. Гармония
строится из элементов с разным сроком бытия и нарушение их соотношений
неизбежно. Это происходит на какой-то ступени иерархии зависимостей. И
предупреждает, что на этой же ступени, на том же уровне, на котором происходит
перкаляция, то есть постепенный переход и проникновение прошлого в будущее,
следует ожидать реакции естественности на искусственность человеческих
действий. В.И. Вернадский говорил о ноосфере, как о целостном факторе в
единой природной среде. Раньше были видимы некоторые региональные "ноосферные"
процессы. Остальные события, такие как мировые войны и эпидемии, землетрясения,
смены династий… замечали обычно только те, кто нес больший ущерб.
№1 - гексограмма первая:
"Образовались Небо и Земля", возникла уникальная единичность. Цифра
один не причислена к разряду нечетных и четных чисел. Её прибавление или
изъятие, меняет качество. Сама она изменится как целостность. Она не может
быть плоской (12)), она не может быть объемной (13). Она
троична, то есть, как единичное целое, она включает свойства и функции того и
другого, и третьего. Это и есть знаменитый квадрат круга, который не требует
иного символа для своего выражения. Однако, для других потребностей,
единичность Земли обозначена квадратом, а единичность Неба для Земли -
обозначается как круг. Эта гексограмма, пожалуй, самая философичная. Для нужд
приводимого сообщения она не очень уместна. Но нельзя выкинуть "слово из
песни", нельзя сразу и произвольно нарушать её гармоничность или тональность.
Вторая гексограмма, или
шестиграмма, констатирует возникновение вещей, телесных вещей, и их
первоначальное состояние в пространстве между небом и землей. Третья, то есть
первая нечетная цифра в наборе гексограмм, утверждает возникновение плотного
скопления, первопричины зарождения изначальных молодых элементарных вещей
внутри нового единичного целого. Они кристаллизуются в единичности
определенного порядка. Выше приведены соответственные сведения из
термодинамики. Одновременно, это
процесс создания первичной двойственности, как китайцы пишут в других работах,
"созидание само по себе, без приказа извне". Здесь полюсные
обозначения, мужское и женское, плюс и минус, официально включаются в набор
базовых категорий энергетики жизни.
Г.В. Воронин из Института
неврологии (Москва) установил, что приведенные отношения в шкале точностей соотносимы с частотами
мозгового биопотенциала и мышечно-суставного тремора. Автор приводит также
подробный разбор цикличности биологических процессов разных уровней и
предлагает наложить на частотные характеристики биопотенциалов показатели
музыкальных и цветовых колебаний в сравнимых частотных величинах.
Автор – невролог исходит из
ряда экспериментально выведенных посылок.
1. Свойства периодов
колебаний, длительностей разных фаз развития организма и различных уровней,
периодически повторяются.
2. Процесс жизнедеятельности
образует непрерывную цепочку циклов, где значения начала и конца каждого
нового цикла соотносятся как 1:2, а конец каждого цикла есть и точка начала
нового.
3. Цепь внутренней
организации каждого цикла подразделяется на 4 зоны, обозначенных в терминах
невралгии: 1-экстравертность; 2 – устойчивость и сбалансированность психологических
функций; 3 – интравертность и 4 – зона неустойчивости.
4. Граница циклов, зон и
периодов повторения автор передает в единицах времени. Эквивалентные формы
ЭЭГ, тремора и тонов музыки представлены им в частотах: 1\у=1\10гц; греческими
буквами обозначены: у –частота, л – длина волны, с – скорость света, Н – номер
цикла, Т – период повторения.
Стартовый всплеск первого цикла
передается формулой:
Тф,о = 1,296 х 10.-15 (л=с.Т
=388,4 ммк) ммк = 10.-9 метра; цвет фиолетовый, начало цикла первой зоны. Малые
буквы в этой формуле (Тф,о) означают положение выделяемой зоны в цветовом спектре
и номер цикла. Отметим попутно, что географические координаты и цикличности
сопровождаются цветовыми соответствиями в работах ученых Китая и Индии.
Тз,о = 1,701.10.-15;
л = 510 ммк – конец первой, начало второй зоны, цвет зеленый.
Т*з,о = 1, 868.10.-15;
л = 560 ммк – конец второй, начало третьей зоны, цвет зеленый.
Ткр,о = 2,407.10.-15;
л = 721,6 ммк – конец третьей, начало 4 зоны, цвет красный.
Т**ф,о = 2Тфо =2,591.10.-15;
л = 776,8 ммк – конец четвертой зоны и цикла; цвет фиолетовый; переход к
следующему циклу и его начало.
Физиологически возможный
естественный период жизни человека, приводимый в работе Воронина, определен в
185 лет или в 82 цикла различной уровневой длительности. Циклы функционального
времени Н нумеруются от 0,1,2,3,…
Серьезных противоречий частных исследований, проведенных сегодня, тем сведениям и мерностям, которые
содержатся в "книге перемен" отметить не удалось.
Четвертая гексограмма. Цикл
состояния молодости, возможно, дисфункциональности вещей. Выше он обозначен
Г.В. Ворониным зеленым цветом и диапазоном в до 560 миллимикрон. Пятый элемент
цикла регистрирует зарождение потребности в поддержании бытия оформленной
молодости бытия. Потребность есть двигательный импульс.
Потребность есть процесс и
начало состояния потребления. Элемент шестой, состояние потребления вызывает
соревновательность. Это процесс, который, в седьмом элементе, приводит к
действию: объединению сходных и тождественных. Гексограмма семь называет единение
тождеств "войском". Восьмой цикл есть состояние естественных
столкновений, состояние "мерения силами". Столкновение масс требует
дисциплины, так девятый цикл фиксирует действие: "малое воспитание" и становление "ритуала",
то есть выработки средства, которое создает единое психическое или
энергетическое состояние подготовленной группы, создание природного, или
натурального, множества с заданным свойством и способом внутренней регуляции.
Трудно отличить
представленную картину эволюции от всех последующих теорий, которые приобрели
своих авторов и свои наименования, которые различаются только степенями
остроумия авторов, но не существом идеи. Несмотря на шестиричность двоичного
символа, на восьмиричность постоянств и числа переменных, этот цикл ограничен
квадратичной матрицей трех рядов и трех столбцов. Такое матричное построение предполагает наличие
некоторого целеустремленного решения. Цифровое решение любопытно, но оно
увело бы от темы.
Новый порядок элементов,
гексограмма десятая регистрирует как цикл состояние умиротворения путем
установления гармоничного баланса, достигаемого поступком, то есть осознанным
действием. Одиннадцатый элемент утверждает временную ограниченность цикла
гармоничного состояния. Гармония - это лишь состояние равновесия, она имеет
предел в действии, иначе она приведет к затуханию. В гексограмме 12 гармония
природного умиротворения впервые встречает преграду во внутренней природе
вещей. Для сравнения интересно привести некоторые наблюдения ленинградского
музыковеда относительно времени периодических изменений в восприятии
музыкальных раздражителей.
В работе Н. Малки (Ленинградская консерватория) приведены формальные
данные по высотам тонов в октаве европейского музыковедения. Семь чистых
интервалов имеют свои названия:
у\ре : у\до = 9\8; - секунда
у\фа : у\до =4\3; - кварта
у\ля : удо = 5\3; - секста
у\до : у\до = 2\1; - октава
у\ми : у\до = 5\4; -терция
у\соль : у\до = 3\2; -
квинта
у\си : у\до =15/8; - септима
Композитор и педагог Б.В.
Асафьев писал, что «место, время, эпоха и средства воспроизводства создают
акустические особенности и предпочтения», которые опираются на общественную
память. По утверждению Малки, в европейской музыке 9 век считают «временем
возникновения предпосылок смены многоголосья гармонической функциональностью».
Пелестрина (16 век) перешел к гармонии, а Гайдн, Моцарт и Бетховен (с середины
18 века до конца первой трети 19 столетия) – считаются представителями периода апофеоза гармонической
функциональности.
Кризис гармонической
функциональности, или внутренних гармонических отношений мелодики, тонов и
т.п. отнесен ко времени написания Р. Вагнером оперы «Тристан и Изольда» (1865
г.). Малка считает, что замкнутый цикл «тяготение – повторение» совершается за
7 веков. Он считает, что от начала замкнутого цикла, когда «гармоническое
тяготение» (музыковедческий термин) еще слабое, до наиболее эффективного
восприятия и воздействия функциональности гармонии, проходит до полутора
столетий. От замеченного кризиса до афункциональности (наиболее выраженной
афункциональностью автор считает «Поэму экстаза» Скрябина) проходит 50 лет.
Итого: 700 лет – 150 лет –
100 и 50 лет составляют зоны единого цикла музыкальных «тяготений». Одна тысяча
лет! Здесь такие факты упоминаются, но не рассматриваются. Это только один
пример цикличности времени. Но не только цикличность важна в этом частном
примере. Здесь, выражаясь математически, взяты только конечные уравнения, т.е.
только результаты непосредственного наблюдения. Главное, что может
иллюстрировать приведенный материал, - это качество времени, качество
определенного цикла времени. Чтобы не заниматься попутными разъяснениями,
приведем авторитетное суждение избранного нами авторитетного источника.
Время, как абсолютная
длительность, как чистое количество, лишенное всякого качества, возможно
только в таком же дистиллированном сознании. Пуанкаре допускал, что длительность
должна быть самим качеством.
"Важно, чтобы она была измеримой. То, что недоступно измерению, не
может быть объектом науки. Но измеримое время по содержанию относительно. Если
бы все процессы в природе замедлились, то мы бы ничего не заметили. Таким
образом, свойство времени - только свойство часов"… Точность вычислений
действия долгосрочной и оперативной
общественной памяти может быть такой, какой она приведена в данной
работе, а может быть уточнена другими авторами. Важно, что эталоны различных
установок в восприятии музыкального воздействия не могут быть вопросом только
индивидуального вкуса и только музыкальных предпочтений. Это качество времени в
частном проявлении. Существует не произвольная, а детерминированная цивилизацией
и эпохой, «духом времени», звуковая система воздействия и восприятия. Музыкальная
составляющая быта есть часть функциональных связей, наряду с цветовыми
«тяготеньями».
Еще раз вернемся к работе Г.В. Воронина. В этой работе содержатся
более концентрированные сведения о музыке и ее связи с физиологией и
неврологией. Автор, в частности отметил, что в становлении музыкальных систем
менялось все: абсолютная высота тонов, соотношения между ними, число ступеней
гаммы ( 5 – 7 – 12 – 17 – 22), однако, эти различия умещались в пределах
октавы. «Октава – единственный интервал, абсолютный консонанс…»- пишет автор.
Октава располагает «известной инвариантностью». Частоты, разнесенные на октаву,
близки биологической родственности состояний. «Биологическая» октава, все же,
имеет, по-видимому, несколько иную функциональность частот, чем их частное проявление
в музыке, в звуке, в цвете. Интересно было бы рассмотреть всю предложенную идею
сопоставлений в формулах функций комплексной переменной.
Естественность октавы, как
самостоятельной единицы цикличности, подтверждается возможностью переноса
мелодий в октавы разного уровня без их искажения. Музыкальная вертикаль
соотносит начало первой октавы с началом второй как один к двум. В частотном,
световом и цветовом тон - варианте до = 262 гц, 520ммк, зеленая зона; ре = 294
гц, 464ммк, синяя зона; ми = 330гц, 413ммк, фиолетовая зона; фа = 349гц,
391ммк, фиолетовая зона; соль = 392гц, 695ммк, красная зона; ля = 440гц,
620ммк, оранжевая зона; си = 494гц, 552ммк, зеленая зона. Бемоль – диез(хотя
они всегда приблизительны для каждого тона),
имеют свои полутона в ммк и в цвете. Для сравнений с
электроэнцифалограммами важны также и пять тоновых интервалов: до-ре; ре-ми;
фа-соль; соль-ля и ля-си.
Высказанные Ворониным предположения
интересны. Однако, корректность утверждений требует дополнительных сведений о
некоторых особенностях «пифагоровой» октавы, «волчьей квинты» и «волчьей
кварты». Пять октав приближает понимание шестидесятиричности численных
представлений в Вавилоне, Китае и в ряде более поздних цивилизаций. В китайских
медицинских трактатах нет обозначений в герцах и микронах, но соотношения
цвета, гаммы, физиологии и неврологии зафиксировано. Эту фиксацию производили
по начальному инварианту длительности мгновения мысли, эти размеры затем
размешались в длительности вдоха, вдох размещался в скорости пульса в разных
точках тела. Каждый элемент переводился
в гаммы цветов и в свойства природных элементов. Все это включается в понятие
качества времени.
Почти половина второго свитка математического трактата древнего китайского автора Чжэньлуаня посвящена гармонии. Этот автор комментирует книгу «Лицзи» (4-1 века до н.э.), в частности, «Записки о музыке». В этом источнике приведены некоторые размерности, сравнимые с темперированной октавой 16 столетия в Европе. Китайская октава содержала 12 тонов. Исходный тон, хуан чжун, был исчислен из длины свирели в 9 цуней ( 3,2 см. - вершок, или цунь, усредненная длина верхней фаланги большого пальца). Следующие тона определены путем умножения 9 цуней на 2:3 = 6 цуней. Следующая длина равна умножению 9 на удвоенную долю, 4:3 = 8 цуней. Общая шкала получается в виде арифметической прогрессии с разностью 5, с модулем 12. Тона в абсолютном значении равны: 12, 7, 2; 9, 4; 11, 6, 1; 8, 3; 10, 5. Такой счет проводился на круге, разбитом на 12 частей через каждые 5 делений, в направлении против часовой стрелки. Здесь привлекает внимание вопрос о направленности. Сходная система встречается в трудах аль – Бируни и в календарных расчетах Омара Хайяма. В трудах по гармонии есть сведения о пяти октавах, при возможности построения десяти октав, воспринимаемых ухом человека. В текстах встречается термин времени «чан» – миг, мгновение. Этот термин, возможно, взят из санскрита, где он имеет сходное значение.
№ 13 сообщает , что природа вещей, которая преграждает путь
гармонии, тождественна природе человека. Новое тождество объединяется. № 14 -
возникает великая потребность, потребность обладания излишне большим. Такую
потребность нельзя удовлетворить. Элемент 15 трактует необходимость
сдержанности или воздержания в форме скромности.
Сдержанность или скромность
в 16 элементе дополняется понятием предусмотрительности с многими смысловыми
потенциями. Сюда же относятся начала предвидения. Поэтому в № 17 говорится о
необходимости регулярности и последовательности, а в следующем элементе, 18,
утверждается, что последовательность в предусмотрительности и сдержанности
прельщает. Этот матричный набор из девяти элементов завершается возникновением
знания. "Вещи обретают размер и становятся различимыми". Третья
матричная группа верхнего раздела начинается с описания отношения мужского и
женского в природе, где они вначале распознают друг друга (20),
совокупляются(21), обретают новое состояние (22). Это состояние описано как
процесс расцвета и истощения.
Истощение и ущербность,
восполняются, становятся собственной противоположностью (23). Всё возвращается
к началу, но возвращается к нему упорядоченно (24). Возникает институт воспитания
как возможность (25). Воспитание научает вскармливать (26). Питание и
существование поставлены в неразрывную зависимость (27). Наступает
"великое прохождение" всех циклов бытия, но великий цикл они не
проходят индивидуально (28). Следует выход из связей (29) и разрыв (30).
"Мы не наблюдаем
непосредственно дифференциальных уравнений. Мы наблюдаем лишь конечные
уравнения, которые являются непосредственными выражениями наблюдаемых явлений
и из которых дифференциальные уравнения получаются дифференцированием".
Для того, чтобы составить представление о соотношении вещей и явлений мы должны
их различить и обособить по какому-то принципу или по инварианту. Физическая
относительность намного уже, чем психологическая относительность. Мы можем
умножить весь мир вещей на одну величину и ничего не изменится. "Но если
мы умножим все координаты на одну и ту же величину, то, возможно, что наши
дифференциальные уравнения изменятся. Они изменятся, например, если мы введем
подвижные вращающиеся оси, потому что в таком случае придется ввести в
уравнения самую простую и составную центробежные силы".
Так завершается верхний
раздел Великой книги бытия, которая хранится в колодце цивилизации Китая.
Нельзя завершить раздел только сухим перечнем элементов и обрывочными выводами
из канона. Эта небольшая книга и каждый из элементов, каждая гексограмма, имеет
пышное оперение из великого числа сказок, рассказов, повестей и романов,
преданий, поговорок и притч. В этом её могущество. Она по-прежнему остаётся
главным предрассудком, то есть исходной платформой для всех суждений. Однако,
пока приведены только элементы первого раздела. Вторая часть, несмотря на
видимые повторы, как говорится в "заклятии даоса", даст и добрый сон
на фоне бедственного бодрствования, то есть некоторое состояние и его
отрицание, его симметричное перевернутое отражение.
31-я гексограмма дает
развернутое описание единичности земного существования. Его перевод без
сокращений выглядит следующим образом.
"Образовались земля и небо. Возникло скопление вещей. Вещи
обретают образ или форму. Потом возникает
мужское и женское разделение. Оформляются "супруги, мужи и
жены". Они создают новую двоичность: отцов и детей. Возникает
соподчиненность правителей и управляемых. Закрепляется верх и возникает низ.
Создается средство скрепления отношений: ритуал и справедливость. Недолговечными
остаются лишь мужчины и женщины".
Это ведущая мысль второй
части "Книги". Происходит разделение единичности Вселенной и
разнообразии решений уравнений жизни. Позволим французскому математику отнести
свои соображения к работе, о которой он только слышал, но не читал. "Но
как перейти от конечных уравнений к тем дифференциальным уравнениям,
интегралами которых они являются? Необходимо знать несколько частных
интегралов, отличающихся друг от друга величинами постоянных интегрирования. И
исключить эти постоянные дифференцированием. Только одно из этих решений
осуществлено в природе, хотя их возможно бесчисленное множество. Чтобы
построить дифференцированное уравнение, необходимо знать не только то решение,
которое осуществлено, но также и все остальные возможные". Решение в таких
случаях есть интеграл определенного порядка"
№ 32 - "возникает
долговечное, постоянное, но оно не телесная вещь. Телесная вещь непостоянна и
непоседлива". То же самое говорит Пуанкаре: "Но если мы имеем лишь
одну систему законов, применимую ко всей Вселенной, то опыт может дать нам
только одно решение, единственный интеграл, одно-единственное решение, то
самое, которое фактически осуществлено, ведь Вселенная существует в одном
экземпляре". Следующий элемент (33), стремление к покою, бегству назад,
не может быть удовлетворено. Вещь телесная обретает силу (34), и начинает
продвижение вперед (35). Движение вперед болезненно, наносит ущерб, вызывает
утраты. Ущерб (36) нанесен просветленности. Внешнее поражение отдается внутри.
Возникает "домашний (37) разлад" Внутренний разлад (38) создает
состояние трудности. Наличие трудности, т.е. реактивной потенции, не вечно
(39).
Предлагается новая
квадратная матрица. Она динамична, но она же создает основание стабильности.
наши дифференциальные уравнения изменятся. Они изменятся, например, если мы
введем подвижные вращающиеся оси, потому что в таком случае придется ввести в
уравнения самую простую и составную центробежные силы. Это и делают составители
"Книги перемен"
Возникает примирение (40); примирение стоит рядом с утратой. Но
долгие утраты или лишения ведут к приумножению (41). Приумножение вызывает
состояние изобилия (42). Изобилие имеет свой предел (43). Изобилие в пределе
имеет встречное изобилие, где наступает состояние скопления (44). Скопление
(45) ведет к движению вверх, к подъему. Постоянный подъем (46) непременно
истощается. То, что служило на подъеме (47), оседает в основании. Здесь
отведено место "колодцу", который не может не менять свое состояние и
свою значимость (48). Поэтому познается состояние изменения (49) телесным
изменением вещи. Здесь вводится понятие треножника, с ритуальными сосудами,
которые начнут завершающую матрицу книги бытия. Если матрица с 30 по 39-ю
гексограмму дает характеристику состояния ущербности движения вперед, то номера
с 40 по 49, предлагают процесс, характеризующий накопление во всех областях
жизни.
С пятидесятой гексограммы
начинается описание динамики и её ограничений. "Картина мира может быть
разложена: её можно разбить на элементы и отличить в ней один от другого разные
внешние признаки, независимые части. Однако упрощение элементов и сокращение их числа - это вопрос сложности, такое
сокращение не влияло ни на природу, ни на содержание суждений"- так
написано в статье Пуанкаре "Последние мысли". (51) - гром, гром это
движение, движение не беспредельно. Оно прерывается. Покой в остановке (52)
непродолжителен. Существует неторопливое продвижение вперед (53), которое
сохраняет пути к возврату. "Возвращение младшей сестры" - так назван
54 элемент. "Тот, кто имеет место для возвращения, становится
великим". Пункт 55 именуется "щедростью. Тот, кто истощает свою
щедрость, утрачивает свою обитель". Странствие (56) - это отсутствие
пристанища. Их принимает "ветер", он принимает странника радостью
(57); радость есть "водоем"(58), где она расходится кругами.
Возникает разобщение (59), разделение возможно, но она не бесконечно. Есть
ограничение (60) мерой, которую признают все. Эту меру назвали "срединным
доверием", тем, кто таким доверием располагает (61), тот его не нарушит.
Тот, кто был в телесной
оболочке обручен "с малым прохождением"(62), непременно кончится.
Окончание признают, но телесное не все, что-то не истощается (63). Поэтому
окончание не есть еще конец(64). Здесь каждая пара элементов говорит о тех
составляющих бытия, о координатах которые определяют личность. Индивидуальная
жизнь телесно конечна, но телесная конечность индивида, не есть окончание бытия и не
есть окончание энергетики и памяти. Каждый элемент имеет собственную ось
координат. Для того, чтобы это понять, достаточно самостоятельно разобрать небольшой раздел из исторических записок
Сыма Цяня, который работал вод сильным воздействием Ицзин и Лунь Юй. На языке
20-го века это звучит так: "Предположим, что изменение мира можно
представить аналитической кривой. Каждый из нас видит лишь очень малую долю
дуги этой кривой. Если бы кто-то обладал точным знанием кривой, то он смог бы
составить её уравнение и неограниченно продолжать её. Но он имеет только
приближенное знание дуги и может ошибаться в уравнении кривой. Если он попытается
продолжить кривую, то линия, которую он проведет, будет отклоняться от действительной
кривой и тем сильнее, чем меньше протяжение известной ему дуги и чем дальше он
будет продолжать эту дугу". Это геометрический вариант изложения идеи. Многие
люди со школы испуганы понятием "уравнение", идеей приведения в
равные по величине или по значимости величины или количества. Российское
телевидение, правда, обещает "превратить мечту в недвижимость", но
это уже не уравнение, а смерть.
Общества по виду
экономических отношений подразделяют на родовое общество, рабовладельческое,
феодальное, буржуазное и социалистическое общества. К этому классу обозначений
добавляют принципы организации общества: республиканское, монархическое,
тираническое, теперь переименованное в тоталитаризм. Это очень убогое и
линейное определение форм общественного существования выдается за определение
качества избираемого времени. Общество может быть капиталистическим или
буржуазным и сохранять все черты рабовладения, феодализма и социализма; быть
демократическим по способу организации и тиранией по методу принятия решений.
Все понятия, которые приводятся в подобных контекстах, не имеют отношения к
принципам или постоянствам.
Для разговора на эти темы создан особый "научный" клан
политологов и экономистов, Вмешиваться в их работы по существу не интересно.
Однако на них приходится наибольшая нагрузка в деле создания новейших образцов шумов и искажений. Поэтому
требуется некоторое историческое приложение
к этой теме. Любой новый закон, в том числе, в теории управления,
возникает тогда, когда предыдущий закон обретает черты временного, как большинство
законов в формулировке нынешних политологов. "…когда закон низводится до
степени временного закона, он заменяется другим законом, более общим и более
универсальным".
"Своим разжалованием
всякий закон обязан именно воцарению нового закона. Здесь не может наступить
междуцарствие, и принципы остаются неприкосновенными. Только для них и
совершаются перемены, и сами перевороты служат лишь блестящим подтверждением
принципов". Вместе с Пуанкаре
можно допустить, что многие не подготовлены к излишней символике в его работах.
Однако он вынужден к этому самой природой вопросов, как были вынуждены
китайские авторы древности к символизации суждений. После слова первым в
истории возникает символ, а за ним число. "Когда говорят, что природа
подчиняется законам, под этим подразумевают, что такой портрет обладает достаточной
степенью сходства. О нем и только о нем мы можем размышлять, не опасаясь, что
сама идея закона, составляющая предмет нашего изучения, обратится в
ничто".
Главное, что делает
"Книгу перемен" современной, это подтверждение авторитетом древности
ряда положений. Во-первых, того, что соотношение и взаимная зависимость телесных
и бестелесных сущностей, постоянна. Во вторых, того, что изменение в одном множестве,
меняет конфигурацию отношений. Органическая и неорганическая жизнь Земли имеет
сходство с индивидуальными процессами, которые принято описывать при анализе
органической жизни. Абсолютного времени и абсолютного пространства не
существует. Пространство упорядоченно только в отношении предметов и расстояний
между собой, в определенном соотношении. Время есть отражение качества цикла
существования в относительных, количественно выражаемых, длительностях.
Прошлое, как и будущее - познаваемы.
Материал, заимствованный из интеллектуальной коллекции древнего Китая,
имеет постоянное продолжение в работах ученых, или в "умном делании",
как говорили в старой России. Наши суждения не выпадают из этого ряда. Они
сводились и сводятся к тому, чтобы разобраться, насколько обязателен для
Вселенной, тот ход событий, которым отмечена описанная история населения Земли.
Возможно, прав Пуанкаре в
том, что единственный экземпляр Вселенной, хранит некоторые инварианты будущего
развития, на некоторой новой дуге развития. Перемены, которые записаны в разных
матрицах, не так твердо увязаны, как детали "Теории оптимальных систем
Л.С. Пантрягина. Наверное, можно, в приближении, построить математическую матрицу
дифференциалов и интегрировать оптимальные для природных законов модели существования.
Из "Книги перемен" мы видим, что допускаются мутации и
альтернативность в сопряжениях и в соотношениях.
Самый значимый проповедник
русского космизма, Н.Ф. Федоров, ровесник Л.Н. Толстого, в 1901 году, писал в
сборнике «Философия общего дела»:
"…история: «прямой, непосредственный каннибализм», «период скрытого
людоедства будет продолжаться пока не найдет человек выхода из своего
заключения на земле». "Человек как
природное существо, потребляет природу, как потребитель мирового сознания,
может стать ее регулятором и восстановителем". Китайское понимание
ритуала и добродетели не исключает федоровского подхода во взгляде на
относительное будущее.