Доклад публикуется в порядке дискуссии
Петрусинский
Вячеслав Вячеславович,
доктор педагогических наук, профессор,
академик Международной академии
информатизации,
лауреат премии Президента РФ в области образования
E-Mail: intensiv@narod.ru
КОСМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГРЕССА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
ЦИВИЛИЗАЦИИ
Представления человека о его месте в системе
мироздания на протяжении веков претерпевали изменения, главным образом из-за зависимости
человека от сил природы и постепенно возрастающей возможности противостояния
этим силам. При этом, на каких-то этапах возможности человека недооценивались и
тогда человек больше взывал к сверхестественным силам. Сегодня они явно
переоцениваются - человек выступает в роли довольно варварского губителя
природы. Какие же современные представления о месте человека в
мироздании? Каков смысл и перспективы прогресса человеческой цивилизации?
Чтобы ответить на эти вопросы, обратим внимание на некоторые общие
принципы существования всего живого на Земле. Основной из них: все живое себя
воспроизводит, т.е. в программу существования всего живого заложена возможность
воспроизводства потомства. По-видимому, такая программа не может
появиться в результате эволюции - ведь она может возникнуть только в результате
некоторого внешнего фактора. В процессе эволюции невозможно такое громадное
количество случайных мутаций за столь небольшое количество поколений. А
учитывая многообразие видов живого на Земле, а также то обстоятельства, что
ежедневно на Земле исчезает многие виды живых организмов, а взамен ничего
не появляется, следует вывод о том, что такая программа может быть
заложена разово с помощью очень разумного начала. Эволюция в лучшем случае помогает
виду только приспособиться к меняющимся природным условиям. О разумном
начале говорит высокое совершенство и единообразие устройства многих
органов живых организмов, например, конструкция мозга или глаз.
Если считать, что программа воспроизводства живыми организмами себе
подобных - правило, а человеческое общество и человеческая цивилизация - такой
же живой организм, то цивилизация не может представлять исключение из правила -
воспроизводить себя на новом витке развития. Если процесс воссоздания всем живым
своего потомства неотвратим, также неотвратим процесс воссоздания развитой
цивилизацией своей дочерней цивилизации. Так же, как любая живая система,
способна воспроизводить потомство при достижении уровня зрелости,
возможность воспроизводства цивилизацией своей дочерней цивилизации может
появиться к периоду расцвета цивилизации - периоду «акме». Но для этого
периода требуется пройти солидный путь развития и
совершенствования. По-видимому,
человеческая цивилизация в программе своего развития должна содержать этап, на
котором информационно-энергетический заряд, выработанный этой цивилизацией,
достигает такого уровня, при котором становится возможным воссоздание
новой дочерней цивилизации. Путь к этому этапу у нашей цивилизации
уже вполне определился: уже существует генная инженерия, клонирование,
искусственный интеллект, моделирующий некоторые механизма мозга, искусственные
спутники Земли, уже создаются искусственные материалы и пр.
Рост информационно-энергетического потенциала нашей цивилизации вполне
очевиден. Если объем информации, накопленный человечеством, удваивается в
течение нескольких лет, далее этот процесс станет совсем лавинообразным. А
энергетический потенциал, например, ядерный, к сожалению, пока измеряется
людьми числом возможностей полностью уничтожить все живое на Земле. Но когда-то
человечество должно задуматься не только о возможностях разрушения, а о
создании нового пространства, пространственно-временных структур, планетарных
систем и соответственно цивилизаций с улучшенными характеристиками. И когда
человек в критический момент взывает к Творцу или Создателю, он, видимо, не
вполне осознает, что Творцом может быть не божественная личность, а целая
цивилизация, создавшая на гребне своего развития «акме» нашу дочернюю
цивилизацию. Это может быть даже творческий коллектив типа КБ по созданию новых
цивилизаций, использующий все достижения своей Цивилизации.
Отсюда вытекает, что смысл жизни человека на Земле - в его
самосовершенствовании с целью создания гармоничного общества, способного
образовать такой информационно-энергетический заряд, который позволил бы
воссоздать новую цивилизацию, может быть в других пространственно-временных
структурах и других формах бытия.
Что касается формы бытия, то человеку проще всего наблюдать бытие в
физической форме существования. Но кроме физической материи, каждое живое
существо представляет и более тонкие материи типа биополя, которые составляют
неотъемлемое единство с его физической материей. Человек может творить, как
правило, при определенном эмоционально-чувственном состоянии. И эта тонкая
духовная субстанция, создающая это состояние, и отличает человека от
компьютера, умеющего осуществлять также сложные логические операции, однако, не
имея "души" в виде тонкой материи, компьютер не обладает качествами
личности. Последние научные исследования говорят о том, что информация,
записанная даже в генетическом коде, имеет составляющую в виде тонкой материи
на уровне поля. Такое же биополе окружает живую материю, сопровождая всю
мыслительную и эмоциональную деятельность. Эту тонкую материю сферы мысли и
чувств можно объективно наблюдать, фотографировать в виде ауры и других
проявлений поля. И особенно эти проявления бывают ощутимы в момент
эмоциональных реакций человека, особенно у лидеров, экстрасенсов и великих
мастеров искусства. Без такого биоэнергетического взаимодействия невозможно
развитие общества и становление каждой личности.
Прогресс биологически-мыслящей системы, представителем которой является
человек, возможен только при условии гармоничного развития его основных
жизненных сил. Если проанализировать все науки о человеке и процессе его
эволюции, то все многогранное выражение личности человека можно свести всего к трем
основным силам, определяющим его сущность. Также, как белый цвет и все другие
тона цветовой гаммы можно составить дозировкой всего трех цветовых
составляющих, так и все многообразие характеристик личности можно выразить
проявлением трех сил: силы разума, силы духа и силы любви. Триединство
этих сил в гармоничном сочетании характеризует личность, творящую добро. При
отсутствии гармонии развития силы разума, силы духа и силы любви эта
дисгармония воспринимается нами как проявление зла. Несмотря на кажущийся
парадокс, будто зло затрудняет прогресс, любое развитие невозможно без
внутренней борьбы противоположностей, которые и представляют собой борьбу добра
со злом. Победившее в борьбе добро способствует прогрессу личности,
общества и цивилизации в целом. А учитывая, что зло заложено не в
физической материи, а в более тонких духовных структурах, его уничтожить
принципиально невозможно, можно только преодолеть. Есть, правда, серьезное
опасение, что развитие цивилизации пойдет по пути значительного преобладания
сил зла. Когда такая цивилизации достигнет своего наивысшего расцвета и будет
готова к воссозданию своей дочерней цивилизации, видимо, такая цивилизация не
имеет право на существование и будет уничтожена этими же силами зла. Следы
погибших цивилизаций сохранились даже на Земле. Поэтому, когда общество
допускает безудержную гонку вооружений, массовую аморальность, беззаконие и
беспредел, есть большая опасность, что цивилизация идет к своей гибели. С точки
зрения высшей экологии Вселенной, гибель несовершенной цивилизации даже
оправдана - в живой природе выживают наиболее совершенные виды. Направить
усилия цивилизации на самосовершенствовании его носителей - наиболее важная
задача современного общества. И речь идет не столько о физическом самосовершенствовании
человека, сколько о духовном, заложенном не в физической матери, а
именно в тонкой материи сферы мысли и чувств, отличающихся, по-видимому,
от физической спектром и видом излучающих и поглощающих энергий.
Так детьми какой Цивилизации являемся мы? Хотелось бы знать, кто является нашим
Творцом? Надо только учесть, что понять нам всю систему мироздания и принципы
ее построения весьма сложно, ибо, согласно законам кибернетики, нельзя описать
систему в терминах самой системы - для этого нужен язык метасистемы. Уровень
идеологии Цивилизации-творца нам пока недосягаем, только сама программа
воспроизводства живых организмов, в том числе Цивилизаций, по-видимому,
является предметом описания еще более высокой Сверхсистемы, и эта цепь
бесконечна. И если жизнь нашей цивилизации подразумевает наличие понятия
"пространство" и "время", то Сверхсистема должна
существовать вне этих категорий. Ведь процесс воссоздания цивилизаций
может быть только бесконечным как в сторону «до», так и в сторону «после», а
также во всех измерениях. Такая Сверхсистема из бесконечного количества звеньев
и может быть создателем программы существования и развития цивилизаций. В
различной литературе, от религиозных учений до последних научных воззрений,
субстанция вне пространства и вне времени ассоциируется с Высшим Разумом,
Господом, Творцом, Абсолютом, Богом - в зависимости от воображения и уровня
осмысления человеком этих понятий. Проявлений деятельности высших
цивилизаций на Земле замечено множество - это подтверждают факты, изложенные в
уфологической литературе. Интересно, что и в разные времена и на разных
континентах наблюдаются одни и те же явления. По-видимому, отношение высших
цивилизаций к нашей цивилизации напоминает аналогичное отношение человека к
природе в заповедниках. Но известны факты, когда делалась попытка активного
сопоставления и взаимодействия представителей разных цивилизаций. Похоже,
пришествие Христа как Спасителя нашей цивилизации и является попыткой активной
корректировки представителем высшей цивилизации процесса развития нашей
цивилизации. Наверное, это было практическое сопоставление исходного и
искусственно воссозданных генотипов разных
цивилизаций. Если в плане физических материй такое сопоставление можно
бы считать соизмеримым, то в плане тонких духовных возможностей такое
сопоставление для человека пока является явно проигрышным. Пока идея
самосовершенствования человека и на уровне личности и на уровне социума
не овладела полностью массами и развитие человечества все-таки идет далеко не в
полном соответствии с заповедями Спасителя. Тем не менее, попытки понять и
сформулировать словом духовные идеалы человечеством активно предпринимаются. И если человек был создан по образцу и подобию
Создателя, экстросенсорные возможности в
него заложены изначально, но пока они
проявляются весьма редко и как правило только в экстремальных ситуациях.
Есть подозрение, что человечество сегодня по своему духовному развитию не
готово пользоваться такими возможностями регулярно, как и не готово реально
осуществить библейские заповеди коммунизма. Массовое владение экстрасенсорными
возможностями сейчас может пойти во вред всей цивилизации. Как только
человечество сможет достичь высокого уровня
духовного развития, эти экстрасенсорные каналы сами откроются для всех и
не будет необходимости в их объективизации. Но для этого надо проникнуться идеей
саморазвития нашей цивилизации, сформулированной в форме Слова, понятного
только мыслящим системам. Это Слово описывает всю систему мироздания в
категориях религии. По-видимому, частные интерпретации разных религий
являются плодом человеческого интеллекта и характеризуют уровень
развития конкретных индивидуумов и развития разных ветвей человечества.
При определенном уровне развития цивилизации, когда человечество сможет познать
непознанное, относящееся пока к категории «других измерений», религия
станет всеобъемлющей и сможет доступно объяснить нам всю систему
мироздания. Тогда пропадет основа существующего разногласия разных религиозных
направлений. Ведь человеческое слово - это только интерпретация системы
мироздания на уровне менталитета конкретных представителей нашей цивилизации.
Словом сегодня могут быть выражены и общие законы мироздания и
законы человеческого социума. Путь к прогрессу цивилизации и достижения
ею состояния высшего развития "акме" укладывается в форму
выполнения цивилизацией универсальных законов Космоса, без которых
невозможен прогресс цивилизаций. Только следуя универсальным законам
Космоса наша цивилизация может двигаться к совершенству. Познать и
выполнять законы мироздания - насущная задача нашей цивилизации. Такие
общие законы, по-видимому, должны быть проводником единства нашего
интеллектуального множества, помогать нам видеть взаимозависимость,
взаимопроникаемость и пересекаемость всего в жизни, осмыслить
единообразие высшего и низшего, понять необходимость безусловного
соподчинения множества Единому, осмыслить необходимость сохранения
достигнутого при дальнейшем развитии и совершенствования при объединении,
а также призывают каждому оставить свой духовный след в жизни.
Только познание и выполнения законов, по которым осуществляется процесс
воссоздания цивилизаций, может быть предпосылкой прогресса нашей цивилизации и
достижение ею вершин расцвета и совершенства "акме". Конечно, эти
законы потребуют еще более подробной интерпретации и динамичного
осмысления, пока станут нормой жизни нашей цивилизации.
Любое совершенствование подразумевает биоэнергетическое взаимодействие и
совместную деятельность. Но совместная сотворческая деятельность может быть не
только в реальной жизни, она может быть реализована на модели - в форме
игрового тренинга. Ведь неспроста молодое живое существо инстинктивно
пытается познать жизнь, используя различные игровые формы. Нами создана специальная
система игрового психотренинга, которая позволяет на модели, без явных жертв на
уровне физической материи, совершенствовать каждому человеку в себе триединство
основных жизненных сил. В частности, на модели игры, обращаясь к своему
"Я" разных уровней осознавания и развития, задавая в процессе общения
различные формы искушений и ситуации борьбы добра со злом, отрабатывается
характер личностной реакции на преодоление этих искушений и приемы
совершенствования в себе триединства основных жизненных сил.
В заключение хотелось бы отметить, что гармоничное развитие личности в процессе
образования, интегрирующего разные виды и этапы обучения, имеет самое решающее
значение не только для прогресса человеческого общества, но и вообще для
выживания всей нашей цивилизации. Ведь выживет только наиболее совершенная
система. А совершенной может сделать ее только система образования в
триединстве процессов обучения, развития и воспитания каждой личности и
общества в целом. Поэтому значимость системы образования трудно переоценить: на
систему образования возлагается громадная ответственность по формированию
духовной составляющей личности каждого члена общества и формирование духовных
устоев всего человеческого общества, а следовательно и перспективам
выживания и будущей жизнеспособности всей нашей цивилизации.
Литература:
Игры - обучение, тренинг, досуг. В семи книгах.
Под ред. В.В.Петрусинского -М.: Новая школа,1998 г.