в.и.Самохвалова,
доктор философских наук
Фрактальный подход к объяснению эзотерических феноменов
Тема статьи обозначает намерение автора рассмотреть возможность использования парадигмальных понятий современной науки для объяснения явлений, которые считаются выходящими за пределы науки в классическом ее понимании и традиционно определяются как принадлежащие сфере эзотерики. Этим автор ставит также и вопрос об отношении эзотерики к науке, о возможности (или невозможности, а может быть, нежелательности или ненужности) «переформатировать» совокупность эзотерических знаний в традиционно понимаемую науку.
Причиной существования стойкого интереса к эзотерике выступает то, что человек часто оказывается неудовлетворен существующим знанием, а сама традиционная система наук представляется ему слишком механистической, формальной, слишком увлеченной поверхностной стороной явлений; она просто «выносит за скобки» всё, что не вписывается в существующую на данный момент научную парадигму. Человек же по глубинной натуре своей — идеалист и максималист. Он всегда — явно или неявно, сознательно или бессознательно — стремится к полноте, совершенству, идеалу. И в знании он также хочет полноты и изначальности, хочет изначального, самого верного, неискаженного, идущего от первоистока знания, единого в своей основе и сущности. Того единого, которое еще не распалось на отдельные отрасли, начавшие специализироваться на каком-то отдельном предмете, какой-то выделенной области знания; позже эти области разовьются в отдельные, специализированные науки.
Человек же ищет того знания, которое лежит в основе всего. То есть знания, которое скрыто в глубине и которое традиционно называют эзотерическим. Ибо оно о том, что составляет сущность и основу самого мира и бытия. Это знание, разделившись на достоверное, проверяемое, с одной стороны, и интуитивно постигаемое и касающееся невидимой основы видимого, с другой, положило основание, соответственно, наукам и религиям. Разные религии — это, по сути, всего лишь разные культурно-исторические способы прочтения единого эзотерического знания и разные культурно-психо-идеологические опредмечивания единого религиозного чувства, а также разные формы конкретного существования единого поиска смысла. В разных религиях разными культурно-духовными языками –– исходя из разных духовных и социально-исторических потребностей, в разных культурных традициях –– «пересказывается» общий миф о возникновении мира, его порядке, о появлении в нем и порядке жизни человека. И науки также в истоке своем имеют предметом неделимую единую действительность. Но поскольку знание проверяется на адекватность порядку мира независимо от социокультурных обусловленностей, идеологическая сторона наук полностью затеняется гносеологическими их характеристиками, и различия их определяются сторонами единой действительности.
Идеалисты, ищущие единого знания о том, что лежит в основе видимого мира, единого корня в поисках своих приходят к эзотерическим учениям. Здесь наряду с теми, кто хочет именно единого, совершенного, полного знания, есть и те, кто просто нетерпелив и хочет не столько знания, сколько готового ответа сразу на все вопросы. Одни докапываются до знания, другие ищут авторитета, который бы им открыл — сразу и всё. Это своеобразные максималисты, психопортрет которых может содержать истерические или иждивенческие оттенки.
Всякое знание, если и когда оно хочет быть знанием, должно быть достоверным, проверяемым, иметь прецедент ссылки или само ссылаться на уже известное. Иначе это будут в лучшем случае гипотезы, но чаще — домыслы, утопии, фантазии. Можно, конечно, согласиться с тем, что и фантазий не бывает на пустом месте, и если нечто представилось или привиделось, значит это или где-то есть (было), или может (могло бы с вероятностью) быть. Однако если мы хотим не просто пребывать в некоем подобии виртуальной реальности, творимой нашими иллюзиями, а хотим быть, насколько это вообще возможно, уверенными в своем знании, мы должны и добывать, и развивать эзотерическое знание, как всякое знание. Иначе говоря, эзотерическое знание должно иметь свою идеологию и свою методологию, т.е. при всём своем специфическом предмете и особом инструментарии иметь логику и структуру, каковые характерны для всякой науки.
Те, кто немедленно хочет знания (а чаще всего просто предъявляет свои мечты или амбиции, выдавая индивидуальный виртуал за реальность-для-всех), дискредитирует всю область эзотерического знания. Необоснованность фантазий на основе недостаточности знаний, неряшливость мышления, необязательность, необъективность толкования, претенциозность — всё это, в конечном счете, и вызвало к жизни появление Комиссии по лженауке, ибо у ложных посылок и практики есть и нежелательные последствия…
Эзотерика, как известно, не доказала ни однозначности и достоверности своих положений, ни эффективности своих методов. Конечно, тут же многие вспомнят генетику с кибернетикой, у которых тоже первоначально были трудности с признанием и которые в свое время даже были у нас объявлены лженауками. Потом, тем не менее, эти науки доказали — всем своим развитием, его результатами и т.п., — что они-таки науки. Эзотерика же, несмотря на вроде бы некоторые успехи и некоторые доказательства, а также вполне достаточное число своих сторонников во все времена, так и не была, однако, признана в качестве науки, хотя и существует не 50 лет, как генетика с кибернетикой, а уже тысячелетия. В чем же дело? Почему она, ее знания и ее достижения как бы растворяются при научном их рассмотрении, рассасываются при сближении с научными методами верификации?
Для объяснения этого существует несколько причин. Во-первых, сама специфика материала исследования такова, что явления из этой области трудно поддаются типизации или обобщению. Это настолько тонкая область, что здесь трудно не только создать одинаковые условия для повторения (воспроизведения) нужного опыта, но и просто организовать наблюдение явления. Утвердившееся в современной постнеклассической науке положение, что наблюдатель оказывает влияние на характер наблюдаемого и даже на его результат, здесь применимо в полной мере, и это затрудняет саму идентификацию явления или строгое признание его повторившимся (повторимым).
Во-вторых, это специфика предмета эзотерики как специфического знания. Что можно было бы считать предметом эзотерики в случае признания ее наукой? Сфера эзотерических явлений не только чрезвычайно широка, но и содержание ее весьма многообразно (и расплывчато). Часто к этой сфере относятся явления как разных уровней общности, так и разной феноменологической и гносеологической природы. Большое значение имеет при этом сама компетентность наблюдателя или исследователя. При нечеткости определения предмета эзотерики невозможно исключить издержки свободы или даже произвольности толкования процесса и содержания наблюдаемого. Нередко вместо реального предмета конструируется своеобразный миф, где реальные связи и объяснения подменяются вымышленными. Если в науке, например, для построения какой-либо концепции используются гипотезы, то они основываются либо на аксиомах, либо на точных фактах. В эзотерике, как правило, гипотезы основываются на других столь же гипотезах, либо на допущениях или непроверяемых учениях древних авторитетов, т.е. содержание знания здесь воспринимается «на веру», что характерно, как правило, для религии, но отнюдь не науки.
В-третьих, это специфика тех людей, которые представляют данную область. Исторические свидетельства за всё время существования эзотерики, а также тексты самих ее представителей, показывают, что контингент приверженцев эзотерики достаточно постоянен и характеризуется определенными особенностями. Прежде всего, эти люди часто отрицают саму возможность научного объяснения данных явлений и с недоверием и превентивно отвергают всякую попытку обычного, рационального их истолкования. Это могут быть некритически настроенные мечтатели и фантазеры, реализующие себя в сотворенном их вымыслами мире. Их часто характеризует определенная инфантильность, когда человек не в состоянии принять реальный мир, каков он есть, и приспособиться к нему; неудовлетворенность миром, его действительное несовершенство и дисгармонии во многих существенно важных его проявлениях заставляют их либо строить утопии, либо удаляться в области, где, по их мнению, всё устроено гармонично и совершенно. Для этих людей пространство эзотерических знаний становится прибежищем в их эскапизме из действительности.
Это могут быть также люди с повышенной волевой составляющей личности. Им нравится власть, внимание окружающих; однако в силу идеалистичности, свойственной им, власти они ищут не в сфере богатства или силы, а в обладании знанием, которое окрашено ореолом тайны. Такие люди бывают амбициозны, нетерпеливы, претендуют на избранность и, как правило, не желают утруждать себя черным и неблагодарным трудом ежедневного исследования и поиска, на который обречен всякий серьезный работник науки, изо дня в день (в одиночестве и безвестности) собирающий и анализирующий изучаемые факты. Астрологи, маги, прорицатели и др. часто бывают высокомерны и всегда хотят немедленного успеха и признания. Кроме того, сама деликатность предмета и известная неуловимость его проявлений способны служить «оправданием» недобросовестным людям, готовым пойти на обман и подтасовку фактов ради доказательства своей сомнительной правоты или своих сомнительных способностей. Непроверяемость как данных, так и результатов (вследствие возможности весьма произвольной интерпретации) становится лазейкой для не слишком щепетильных людей.
Вследствие этого область паранауки и эзотерики может стать прибежищем для тех, кто в общем мало знает, но часто на многое претендует, недостаток же знания, как правило, «компенсируется» самоуверенностью и сочетается с избытком самомнения. В силу этого эзотерика –– в вырожденном ее варианте –– вполне может представиться как некий особый род интеллектуальной игры или даже сплетни, а эзотерическое сообщество –– как многозначительные «посиделки» людей, которых объединяет некое подразумеваемое единство — в «призванности», в избранности, в обладании неким знанием, которое скрыто от всех остальных непосвященных. Но почему оно скрыто?
Считается, что известная закрытость эзотерики (парапсихологии, психоэнергетики, экстрасенсорики) определяется тем, что особое знание может быть опасно для неподготовленных людей. Но разве физика, например, с ее открытиями менее опасна для мира? Или медицина с ее клонированием и воздействием на генный аппарат человека? Однако почему-то именно эзотерики считают, что должны скрывать свое знание. Можно, конечно, на всякий случай скрывать, но почему не надо его развивать, им заниматься? Почему нынешний маг не удаляется от шума и суеты мира в башню из слоновой кости, а наоборот — не сходит с экрана ТВ, появляется на самых многолюдных тусовках?
Поэтому, конечно, необходима критическая оценка существующей ситуации. Если, например, вдруг объявить, что эзотерика имеет статус самой обычной науки, то очень скоро из нее многие уйдут. Ибо останется труд, поиск и ответственность, а поза загадочности, таинственности и всезнания может оказаться неадекватной. Возможно, Комиссии по лженауке как раз и стоит сделать парадоксальный шаг, официально признав эзотерику в качестве особой науки со всеми вытекающими отсюда последствиями, тем самым естественно будет ускорен отход от нее тех, кого можно назвать псевдоучеными.
В то же время следует отметить, что действительно трудно говорить о проверяемости данных эзотерического знания, ибо для проверки единого знания о едином мире нужна в принципе вся вселенная, однако мы ее не только не можем видеть и не знаем, но даже не можем с уверенностью представить или построить соответствующий целостный образ. Не зная объекта в целом, трудно судить о его смысле, цели, трудно судить о его истинном порядке или представить действительное соотношение в нем составных элементов, действие и связь причин и следствий. Иными словами, приходится оперировать выстроенной определенным образом конструкцией, доверяя откровениям мистиков, собственной интуиции, учениям «продвинутых людей» и посвященных. Таким образом, приходится примириться со специфичностью того особого знания, которое дает эзотерика, что не препятствует, конечно, использованию научных методов, подходов и инструментария там, где это возможно, конечно, без спекуляций на «научности» и при грамотном подходе к взаимодействию научного и эзотерического знания. Представляется, что с развитием науки зона применения научных методов в эзотерике имеет тенденцию расширяться, ибо методы и инструменты науки становятся всё более тонкими и точными, а методы всё более приближенными к возможности субъективного восприятия.
Однако в общем эзотерика интересна не только своими знаниями, но прежде всего своей идеологией единого мира и единого знания о нем. Это как бы возврат к первоначально нерасчлененному знанию древности, но каждый раз на новом витке научных знаний о мире. Современная эзотерика — это не дорациональная, донаучная форма первоначального знания, а в известном смысле «пострациональное», «постнаучное» состояние знания. В то же время эта наука постоянно находится как бы в стадии реконструкции. Она всё время не столько развивается, сколько именно реконструируется, заново выстраиваясь и дополняясь. Это понятно, ибо она, как уже говорилось, есть наиболее общая наука о мире как целом, взятом в его видимом облике и невидимой основе и сущности, в совокупности действующих в нем сил и составляющих его измерений, и мы постоянно, в своем поступательном движении познания, раздвигаем эти рамки целого в нашем постижении мира. Постоянная реконструкция и модификация могут быть признаны отличительными чертами эзотерики.
Эзотерическое знание можно определить как своего рода космологический структурализм. В нем определены законы организации мира, порядок его построения и функционирования. Естественно, что понятие организации есть одно из наиболее основных первопонятий эзотерики. В этом проявляется явное сходство эзотерики с наукой и в общем-то единство их задач по упорядочиванию и мира, и его познания. Современная наука исходит из ставшего безусловным признания того, что мир един. Это является общим убеждением и физиков, и биологов, и художников. Многоликая и неисчерпаемая на уровне явлений природа на самом деле не столь уж многообразна в законах и общих принципах своей организации. Об этом в частности говорит биолог А.А.Любищев, утверждая, что, по мнению биологов, в природе существуют законы, ограничивающие многообразие форм и регулирующие развитие, обеспечивая этим определенную устойчивость существования; иными словами, немногие отобранные самим временем формы препятствует разбеганию проявлений форм жизни, одновременно усиливая ее потоки[1]. О том же говорит и П.Тейяр де Шарден, объясняющий структурное единство жизни ее моногенизмом, т.е. единственной волной возникновения жизни, которая затем и распространилась по Земле во всём эволюционно объяснимом многообразии ее видов и форм. Единственность импульса жизни объясняет и единство фундаментальных законов организации ее проявлений.
К понятиям, объясняющим и описывающим способ, порядок и характер построения мира относится и понятие фрактала.
Предпринимаемая нами попытка оперировать понятием фрактала на материале эзотерических представлений о структуре человека, не выступает искусственной акцией, своего рода искусством ради искусства. Фрактальный подход имеет здесь силу объяснительного принципа, позволяет понять то, что было бы необъяснимо без привлечения разного рода мистификаций; применение этого подхода показывает потенциал принципа фрактальности для построения качественного своеобразия рассматриваемых в эзотерике феноменов. Фрактал показывает единство мира через единство его организации, принципы которой оказываются едины в разных средах и разных материалах, на разных уровнях и в разных масштабах. С помощью этого понятия, позволяющего понять логику и феноменологию сложноорганизованного подобия структур, составляющих «плоть» мира, эзотерические построения естественно вписываются в общую картину и общее понимание мира. Это означает закономерность их пребывания на своем месте, ибо они подчинены общим законам существования и разворачивания бытия, а также открывает правомерность и неслучайность их выделения в эзотерике как способов структурирования живого, узаконенного для мира.
В самом деле, в сложноиерархическом порядке Вселенной при рассмотрении разных ее уровней мы наблюдаем последовательное проведение принципа подобия. Подобие есть один из главных принципов построения и существования Вселенной, этот принцип проводится в разных формах; и специфической формой организации подобия и выступает фрактал. Двигаясь в направлении понижения уровня строения (проявления), мы наблюдаем (можем выделить) общий, единый порядок, состоящий из разномасштабных, как бы вложенных друг в друга систем (структур), которые повторяют общий рисунок организации и функционирования. Условно этот общий рисунок и можно назвать фракталом.
Фрактал истолковывается нами как способ понимания через представление (организации чего-то) в неких законченных формальных квантах построения. Через тип организации мы проникаем в понимание причинной сути и качественной специфики.
Фрактальный подход способен многое прояснить в сфере таких явлений, как, например, целительство или любовь. Нетрудно видеть, что несмотря на всё разнообразие явлений того и другого, можно выделить некие общие типы в характеристике любви: любовь-дружба, любовь-покровительство, любовь-страсть, любовь-поединок и т.д. То же самое можно сказать и о типах целителей. Иначе говоря, через кванты единой организационной формулы на разных уровнях организации или в разных сферах можно достичь более полного понимания и более адекватного определения сути явления и качественной специфики разных его форм.
Человек, как известно из эзотерической анатомии, в основе своей организации имеет некую многоуровневую структуру, и составляющие ее уровни связаны с соответствующими уровнями общего порядка мира и характерными для них уровнями проявления всеобщей космической энергии, выполняя в теле человеке специальные функции. Эти уровни его организации в эзотерической литературе связывают с так называемыми чакрами, каждая из которых соотносима с особой сферой организации мира, собирает и трансмутирует (адаптирует) для внутреннего пользования определенный вид космической энергии и обеспечивает ею, переработанной в человеческом теле, разные сферы необходимой деятельности человека. Через иерархию чакр манифестирован весь порядок универсального проявления мира.
Так, семь чакр человека располагаются вдоль позвоночного столба, который образует ось человеческого тела, соответствующую оси мира; это означает и структурное соответствие двух порядков проявления[2] микро- и макрокосма (символическое отражение этой оси можно усмотреть и в брахмановском жезле, и в египетском кадуцее, на которых узлы пересечения нитей или змей соответствуют энергетическим центрам человека). Каждая чакра энергетически обеспечивает определенный уровень структуры человека, соответствующий тому же уровню Космоса и вибрирующий в унисон с ним.
Иначе говоря, чакры выступают подобно своеобразным органам, соответствующим различным «модальностям» энергетического плана проявления бытия. Они же представляют и различные «формы сознания», соответствующие разным формам жизни, т.е. разным «мирам», или уровням бытия. Так, первые три чакры являются у человека общими с растениями, первые четыре — общими с животными и укореняют человека в физическом мире. Три верхние чакры являются принадлежностью собственно человека и свидетельствуют о его высшей природе и особом качестве свойственной ему формы сознания (работающей на энергиях высокого плана). Именно на этих чакрах всеобщая энергия отчетливее всего проявляется в человеке как психическая; так, основой физического зрения его является психический глаз, основой физического слуха — психическое ухо и т.д.
Совокупность чакр образует невидимый энергетический каркас, который остается если вычленить материально-физические, физиолого-анатомические и другие слагаемые, определяющие родо-видовую и социокультурную специфику. Это характеристика человека как волнового объекта, который в качестве микрокосма структурно-энергетически изоморфен миру как макрокосму.
Чакровая характеристика человека не обусловлена ни культурной, ни генетической информацией. Она не зависит от его предков, от условий социокультурного контекста или воспитания; это то место, которое данный человек энергетически занимает в структуре мира, в общем суперволновом космическом мультиплете. Изменение чакровой характеристики человека может стать результатом его личных сознательных усилий по энергетическому восхождению, т.е. направленному (специальному) подключению к энергии более высокого качества (соответствующие психотренинги, в частности по «открытию чакр», были разработаны и довольно широко практикуются на Востоке; кроме того, в современной западной трансперсональной психологии применяются с этой целью специальные химические препараты).
Как правило, выделяют 7 основных чакр[3], связанных с семью уровнями движения энергии, с семью ее типами: мистическое число 7 традиционно — и не только в эзотерике — связывается с числом этапов, уровней, фаз того или иного процесса движения или развития. Так, мир как развивающееся целое условно содержит 7 сфер в своем качественном развертывании (как и радуга, в своих 7 цветах исчерпывающая основные типы «цвета»). Весьма приблизительное и крайне схематичное изображение чакрового столба см. на рис. 1 а).
Самая нижняя чакра муладхара, располагающаяся в основании позвоночника, «отвечает» за жизненные силы человека, за его физическое выживание и утверждение в природе, она энергетически подпитывает «тело действий» человека, его упорство и при необходимости способна энергетически обеспечивать проявления агрессии. Следующая чакра — свадхистана — «отвечает» за его физическое «распространение» в мире и подпитывает его собственно сексуальное поведение, усиливая сексуальную привлекательность, а также обеспечивая соответствующие чувства удовольствия, наслаждения. Третья чакра — манипура — располагается в области солнечного сплетения; это орган управления равновесием сил в организме, она отвечает также за социальное самочувствие и позиционирование человека, подпитывая его желания власти, способности и воли к управлению. Четвертая — анахата — располагается на уровне сердца, отвечает за чувство любви и гармонии, но эта любовь имеет не столько сексуальную, сколько именно «общечеловеческую» окраску и определяет способность человека сочувствовать, помогать другому; на этой чакре реализуются учителя, врачеватели. Пятая — вишудха — (в основании шеи) ответственна за творческое проявление человека, за его способность выражать, создавать, на этой чакре реализуются люди искусства; эта чакра ответственна также за развитие памяти, поэтому на ней реализуются полиглоты. Шестая — аджна — (третий глаз) отвечает за рождение новых идей и систем, за способность определять цели; реализующиеся на этой чакре отличаются способностью глубинного понимания мира, духовной интуицией; это чакра философов. Это также область форм: эзотерики утверждают, что грамотным сосредоточением на этой чакре можно исправить физические недостатки собственного тела. Седьмая, самая высокая чакра — сахасрара (область темени) — орган восприятия сигналов из Высших сфер, она помогает человеку ощутить свою связь с Богом, свое человеческое призвание как гармонителя мира; на этой чакре реализуются духовные лица, пророки, высшие святые. Именно преобладание в человеке энергии того или иного качества определяет в целом его способ жизни, связанный с модусом и глубиной понимания им мира, общую направленность его интересов, характер деятельности, тип отношений с другими людьми.
В свою очередь, каждая из чакр имеет такое строение, в котором представлены, манифестированы все остальные чакры — в том порядке, как они располагаются в энергетическом каркасе по позвоночному столбу (см. рис 1 б). Иными словами, в чакре, «отвечающей», например, за половую любовь, манифестированы, в качестве подпланов, и все остальные чакры, присутствие которых окрашено «духом» чакры, представляющей данный план. Это обеспечивает необыкновенное разнообразие человеческих проявлений, в том числе чувства любви, в котором — в разном порядке — сочетаются энергии всех других проявлений, свойств и характеристик человека. Поскольку известно, что «в любви участвуют двое», то эту сложность следует умножить по крайней мере на два, ибо взаимодействие идет между качественно разными подпланами соответствующих чакр двух разных человек.
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
7 |
сахасрара аджна вишудха анахата манипура свадхистана муладхара |
7 |
6 |
6 |
|
5 |
5 |
|
4 |
4 |
|
3 |
3 |
|
2 |
2 |
|
1 |
1 |
|
а) б)
в)
Рис. 1. а) строение чакрового столба; б) строение отдельной чакры повторяет строение всего столба в ином масштабе; в) пример взаимодействия между двумя чакрами (двух людей) через подплан свадхистаны в каждой из них.
Так, например, если в энергетике женщины доминирует муладхара, что означает ее ориентацию на обычную жизнь, на ведение домашнего хозяйства, то это может быть хорошо дополнено взаимодействием с доминирующей мужской аджной; однако, будучи прекрасным дополнением в реальном энергетическом плане, это будет чревато несхождением и отчуждением в идеальном энергетическом плане (см. рис. 1 в).
Как уже говорилось, половая любовь представлена энергетикой чакры свадхистаны. Однако ведущей чакрой у того или иного человека может быть и любая другая, например, анахата. Если у партнера ведущей чакрой является, например, муладхара, тогда взаимодействие будет происходить между свадхистаной в анахате у одного человека и свадхистаной в муладхаре у другого (партнера). Качество подпланов накладывается на качество ведущих чакр и активизирует обе свадхистаны. При этом сама свадхистана как специально сексуальная чакра также имеет в себе в качестве своих подпланов все остальные чакры, активность которых индивидуальна. Очевидно, что характер этого сложного сочетания энергий будет окрашивать проявления чувства и в известной степени определять поведенческие формы.
Кстати, тот же самый фрактальный подход применим и к анализу разнообразия целительских способностей представителей получившей в последнее время широкое распространение нетрадиционной медицины. Известно, что одни целители теряют с возрастом свой дар, у других, напротив, он становится полнее, точнее, совершеннее. Как любовь реализуется на свадхистане, так целительские способности реализуются на анахате. Эта чакра также манифестирована в качестве подплана на всех остальных. Если у данного человека ведущей чакрой является анахата (как у Иисуса Христа), то анахата (как подплан) в анахате (как плане) дает совершенный и безусловный целительский дар и большую человечность. Если человек обладает отменным физическим здоровьем и лечит за счет собственных физических сил, то это анахата (как подплан) в муладхаре (как плане); с убыванием физических сил, с болезнью или с возрастом, целительская сила носителя энергии данного типа утрачивается. Волевые колдуны, подавляющие волю больного (анахата в манипуре, как, например, у целителя из книги В.Маканина «Предтеча»), с возрастом, с ослаблением волевой составляющей личности и характера (воля с возрастом нередко может подменяться непродуктивным упрямством или капризом), также утрачивают целительские способности. Не утрачивают их те, кто лечит духовно — на аджне или даже сахасраре (это вообще Божий дар).
Аналогичным образом на разных чакрах может реализоваться и деятельность ученого. В зависимости от побудительной причины, мотивации и цели его занятий наукой, он будет обеспечиваться в своей деятельности соответствующим видом энергии и, следовательно, работать, например, и (или) на муладхаре, и (или) на аджне.
Подобный подход, обычно называемый эзотерическим, позволяет совместить то, что на первый взгляд представляется несовместимым. С одной стороны, четко обозначить единство феномена, взятого в целом, с другой стороны, увидеть его «архитектонику» — через понятие фрактала как способа понимания целого через представление его в неких законченных формальных «квантах» организации. Фрактал является ритмо-организационной единицей циклического конструирования пространства, означая возврат на разных уровнях (и масштабах) его организации к некоторой наиболее характерной для него, постоянной и устойчивой, как бы опорной модели структурирования. Полученный тип организации, когда повторяемое структурное подобие дает «повторение без повторения», позволяет понять причину качества явления через узор фрактала в «конкретном материале» на каждом из уровней организации и тем самым объяснить неисчерпаемое содержательное своеобразие явлений мира при «фиксированном» числе и исходных элементов, и структурообразующих принципов. В данном случае фрактальный подход позволяет понять специфику проявления феномена через соотнесение энергетического каркаса человека, связанного со структурой мира, с тем способом культурной реализации энергий, который складывается в социуме, и в результате совокупности биосоциальных резонансов той или иной (в том числе состоящей из двух человек) социальной группы.
Представляется, что используемый фрактальный подход позволяет в подобных случаях объединить несколько структурных планов. Сначала человек рассматривается как объект, уподобленный миру через структуру чакр, когда глобальная структура отражается в структуре человека; затем структурный принцип организации человека отражается уже в строении каждой отдельной чакры. Таким образом, единый фрактальный принцип проходит по разным масштабам бытия, связывая мир воедино устойчивой организационной «единицей» его структурирования. Именно действие подобного принципа наряду с устойчивостью мира сообщает и многообразие формам его проявления. Единая модель, повторенная по лестнице масштабов, образует бесконечное многообразие проявлений.
Возможность создавать из ограниченного числа элементов неограниченное число конкретных проявлений является важнейшим условием сохранения, развития и выживания мира. Ибо для выживания, как известно, необходима, с одной стороны, возможность выбора наилучших вариантов, эффективный же выбор, в свою очередь, может быть обеспечен лишь наличием множества таких вариантов, т.е. многообразием. С другой стороны, выживаемость обеспечивается устойчивостью организации, для которой необходимы постоянство и сила. Сохранение организации обеспечивается воспроизводством одной для всей системы наиболее устойчивой, т.е. целесообразной, лаконичной, энергоемкой, доказавшей свою жизненность организационной модели. Эта наиболее устойчивая модель организации и воспроизводится в разных видах и масштабах, скрепляя бытие мира. Система последовательных фрактальных конструкций образована ее единицами, каждая из которых служит передатчиком, транслятором и модификатором пространственных энергий для структур нижележащего плана. Фрактал выступает как своего рода код для развертывания сложноорганизованной, иерархически выстроенной конструкции мира, образованного бесконечностью вложенных друг в друга систем.
Анализ фрактального узора (в организации вещества, силы, энергии и т.д.), который задействован для реализации той или иной задачи, позволяет понять, чем, какими уровнями обусловлено поведение той или иной системы, определить качественную характеристику ее деятельности и с известной долей вероятности предвидеть ее результаты.
[1] А.А.Любищев вообще считал, что именно поскольку мир един, а количество целесообразных, устойчивых и жизнеспособных форм ограничено, то разумные существа даже на других планетах будут иметь сходство с человеком, ибо едины законы организации (см.: Любищев А.А. Проблемы форм систематики и эволюции организмов. М., 1982. С. 80.
[2] Этот порядок соответствия человека и мира является одной из основ восточного мировосприятия и специально прорабатывается в буддистских и дзн-будистских психотехниках; достижение его становится показателем «правильной дзэнской личности». Концепцию соответствия макро- и микрокосма разрабатывали и русские космисты, в том числе см.: Флоренский П.А. Макрокосм и микрокосм // Богословские труды. Сб. 24. М., 1983. С. 233.
[3] В разных традициях или подходах называют и другое число основных чакр, однако мы используем наиболее распространенный вариант их выделения.