семинар по
шаманизму в рамках спецкурса А.Б. Зубова
Во вторник, 16 марта,
состоялся очередной семинар в рамках спецкурса Андрея Борисовича Зубова
«Сравнительная история религиозных идей». На этот раз разговор касался
шаманизма – особого религиозного мировоззрения и опыта неписьменных народов,
почти забывших об «ушедшем» Боге-Творце и обратившихся в своей духовной
практике к реальности духов. Доклад Светланы Артемьевой (4 МЖ) был посвящен
представлениям шаманов о Вселенной, разделенной на множество уровней - «сфер
влияния» подземных и надземных духов, и способам проникновения шаманов в эти
сферы в процессе камлания. Во второй части доклада было представлено
традиционное рациональное объяснение «полетов души» как результат изменения
сознания шаманов под воздействием психотропных средств.
Федор Хрущев (4
МИУ) подробнее остановился на работе шаманов с человеческими душами – их
возвращении в тело умирающего или обеспечении благополучия в мире мертвых,
рассказал о заключении шаманами договоров с духами, о некоторых неотъемлемых
атрибутах камлания (специальном костюме, бубне), о способности шаманов влиять
на погоду.
В сообщении Ильи
Морозова (4 МО) была показана актуальность шаманизма для народов современной
России, социо-политический контекст проблемы (на примере интереснейших фактов
из истории и современной жизни Якутии).
После
выступлений докладчиков наметилось несколько тем для дискуссии. Так, пытаясь
объяснить возросшую сегодня популярность шаманских практик на Западе (особенно
в США) в рамках течения «Нью-Эйдж», Максим Николаев (3 ФП) обратил внимание на
то, что иррациональность действительности постмодерна неизбежно ведет к попытке
рационализировать религию, сделать ее технологичной. Действительно, шаманизм по
существу есть не что иное, как магизм, то есть использование сферы духовного
исключительно в утилитарных целях, приложимых главным образом к земному
существованию человека.
А.Б. Зубов,
подводя итоги, указал на то, что современной науке приходится признавать некую
реальность, стоящую за описанием шаманских путешествий. Основной же в этом
случае является «проблема собственности», ибо – вопреки расхожему убеждению – не шаман владеет духом, но дух
использует тело шамана как инструмент для собственной «реализации». В этом одно
из главных отличий шаманизма от религии, которая всегда добровольна. Более
того, «необходим большой духовный опыт, чтобы почувствовать реальность веры». В
шаманизме же «контакт» устанавливается
гораздо быстрее, но зато результат его «более амбивалентный». И в качестве
напутствия Андрей Борисович настоятельно попросил всех собравшихся не
экспериментировать – даже под наставничеством умудренных опытом шаманов!