Забродинa Екатеринa

ВСТРЕЧА С ОТЦОМ ГЕОРГИЕМ БРЕЕВЫМ

«Когда человек перестает смотреть внутрь себя, его природа переходит в состояние неведения».

 

            Во вторник, 28 октября, на семинаре в рамках спецкурса Андрея Борисовича Зубова «История религиозных идей» состоялась встреча с протоиереем отцом Георгием Бреевым, настоятелем двух московских храмов Рождества Богородицы в Крылатском и Иконы Богородицы «Живоносный источник» в Царицыно. Аудитория была до основания заполнена студентами и преподавателями – несмотря на позднее время пятой пары. Впрочем, она незаметно для всех вылилась в несколько часов оживленного разговора, который плавно перетек в ставшее уже традиционным чаепитие на кафедре философии (на этот раз оно сопровождалось поеданием байкальского омуля!). В беседе приняли участие заведующий кафедрой философии Алексей Викторович Шестопал и заведующий кафедрой международной журналистики Сергей Владиславович Чугров.

         Тема семинара была изначально заявлена как «Смысл жизни в христианстве». Важно, что «доклад» гостя отнюдь не выглядел заранее выверенной речью, но был органичными, от души идущими словами о Боге, человеке и его бытовании, каким оно заповедано в Откровении. В частности, отец Георгий затронул проблему человеческой природы. Так уже в самом способе ее сотворения заложены определенные цели, а именно – достижение подобия Божьего, сопряжение миров физического и духовного. Изначальное совершенство существа человека позволяло ему в своей надмирности прозревать и отражать сущность вещей, нарекать имена всем явлениям. Его предназначение заключалось в хранении и возделывании созданного Богом мира. Трагедия грехопадения привела к тому, что человек в своей самости утратил прежние отношения с Богом. И более того, сам восстановить их уже не способен. Религиозный опыт начинается именно с осознания этой пропасти. И готовности принять жертву Христа, совершившего через Богочеловеческое воплощение обожение, оправдание, очищение падшей природы. Неслучайно понятие покаяния – означающее в древнегреческом языке «изменение ума» – указывает на

челом-обращение-в-век, то есть истину, о нас задуманную.

В связи с этим отец Георгий сказал чрезвычайно важные слова о сущности атеизма. Он проявляется не просто в отрицании Бога, но в сознательном, парадоксальном обращении к Нему: «Я не дам Тебе места в жизни моей…».

В связи с этим отец Георгий сказал чрезвычайно важные слова о сущности атеизма. Он проявляется не просто в отрицании Бога, но в сознательном, парадоксальном обращении к Нему: «Я не дам Тебе места в жизни моей…». Потому опыт познания духовных глубин всегда неотделим от страшного прозревания того, чем может стать человеческая природа без Бога. Которая переходит в состояние неведения, когда человек перестает смотреть внутрь себя.

                                            О ценности курса А.Б. Зубова

 

От спецкурса Андрея Борисовича Зубова сохранилось ощущение цельности. Лекции, которые мы слушали эти четыре семестра, были прочитаны буквально «на одном дыхании». Так же, как мне показалось, они были и восприняты. На меня с первой же лекции же произвела впечатление основательность, фундаментальность подхода, глубина изложения материала и неизменная готовность лектора к диалогу. В этом смысле во время нашего еженедельного общения наметилась некая «точка встречности», создавшая атмосферу курса.

На лекциях были расставлены все точки над «i» по поводу псевдонаучных спекуляций относительно самого феномена религии, его возникновения. Нам предоставлялась возможность увидеть духовные основания той или иной религиозной системы изнутри, глазами исповедовавших ее людей. И проникнуться внутренней красотой всякого религиозного опыта. Ведь до сих пор широко распространено представление о том, что ранние религиозные идеи были примитивны «за давностию лет», а то и вовсе лишены смысла. Я помню, меня поразил факт наличия глубоких религиозных представлений у представителей так называемых «тупиковых ветвей человечества». По неизвестной нам причине эти люди исчезли с лица земли. И, вероятно, мы сейчас тоже имеем какое-то отношение к их трагедии. Мне кажется, здесь есть над чем подумать. Вообще во время встреч было поднято столько вопросов, что возвращение к ним может только открывать новые грани в необъятной теме спецкурса (я, например, собираюсь вновь посещать его по мере сил и возможностей). В связи с этим практика семинаров, дополнительных встреч кажется очень удачной и востребованной.

Сейчас принято говорить, что «современная международная ситуация требует от образованного человека понимания происходящих в мире религиозных процессов». Все это, безусловно, верно, причем не только относительно сегодняшней действительности, но истории вообще. И все-таки невозможно, чтобы такое количество людей два года ходило на спецкурс «Всеобщая история религиозных идей» только из прагматических соображений, что, как мне кажется, очень важно. И еще хотелось бы сказать о такой вещи: я считаю необыкновенным везением, что за это время мне довелось узнать много новых и очень интересных людей.

 

 

 

Hosted by uCoz