Министерство
иностранных дел
Российской Федерации
____________________________________________________________
Московский
государственный институт международных отношений (Университет)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
МГИМО (У) МИД РФ
____________ В. Б. КИРИЛЛОВ
«____» ______________ 2004 г.
Кафедра
философии
Программа
по дисциплине
«Логика и методология науки»»
Москва
2004
Составитель программы:
профессор
кафедры философии Хрустов Г.Ф.
Программа
рассмотрена
на заседании кафедры философии МГИМО (У)
от 28.10.2004 г.
(протокол № 2)
ЛОГИКА
И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
Раздел
I.
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Тема 1. Основные стороны бытия науки.
Наука как система знаний, как процесс получения нового знания, как социальный
институт и как особая область культуры. Перспективы цивилизации и развития
научного знания.
Характерные черты и многообразие форм научного знания. Эмпирические и
теоретические знания в различных науках. Особенности языка науки.
Взаимодействие науки с другими формами познания. Индивидуальное познание и
личностное знание.
Общая характеристика основных методов научного познания. Средства и методы
эмпирического познания. Наблюдение и эксперимент. Роль приборов в современном научном познании. Проблемы измерения. Средства и методы
теоретического познания. Анализ и синтез, индукция и дедукция. Формализация. Роль математики в развитии
науки. Проблема сциентизма и антисциентизма. Мысленный эксперимент и
теоретическое моделирование. Роль моделей в познании, их классификация.
Тема 2. Формы организации науки.
Научное сообщество. Научные школы и коллективы.
Наука в системе культуры. Наука и производство.
Взаимосвязь философии и науки. Основные исторические типы отношения философии и
науки. Функции философии в научном познании. Науковедение. Философия и
мировоззрение ученого. Этика научной деятельности.
Раздел
II.
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И
РАЗВИТИЯ НАУКИ.
Тема 3. Общекультурное значение истории
науки и её роль в понимании сущности науки. Эмпирическое и теоретическое
объяснение истории науки. Критика европоцентризма и антиисторизма в понимании
сущности и происхождения науки.
Общие модели историографии науки. Неопозитивистская модель развития науки. Концепция
развития научного знания К. Поппера. Концепция смены парадигм Т. Куна.
Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Реконструкция
истории науки П. Фейерабендом. Эволюционистская модель.
Тема 4. Традиции и новации в развитии
науки. Научные школы как формы зарождения и воспроизведения традиций.
Традиции, стиль мышления, творчество. Новые методологические идеи и смена
стилей мышления.
Научные революции как коренные преобразования основных научных понятий,
концепций, теорий. Многообразие и многосторонность научных революций. Преемственность в
развитии знания и проблема соотношений научных теорий друг с другом.
Взаимосвязь научных и технических революций.
Дифференциация и интеграция в науке. Неравномерность развития различных научных
областей и дисциплин. Проблема классификации наук. Взаимодействие наук как
фактор их развития. Теоретическое знание как интегрирующий фактор в развитии
науки.
Раздел
II.
ЛОГИКО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ И
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ.
Тема 5. Проблема факта и теории.
Фактуальное знание в науке. Структура факта. Формирование интерпретаций.
Редукция интерпретаций в структуре научного исследования. Гипотеза, данные
опыта и теория. Описательные и
теоретические дисциплины. Особенности исторических дисциплин. Качественные и
количественные, математизированные и нематематизированные теории. Генетические
и систематические теории. Структура теории. Многообразие функций теорий.
Понимание, объяснение, описание и предсказание (прогнозирование). Эмпирические и теоретические
описания. Описание и реконструкция. Особенности прогнозирования социальных
явлений. Прогнозирование и глобальные проблемы современной цивилизации.
Тема 6. Проблема математизации науки.
Место математики в системе наук. Математизация и идеал научности.
Компьютеризация науки. Машинное моделирование. Компьютеризация как основа
новых информационных технологий, обеспечивающих совершенствование форм
взаимодействия в научном сообществе. Компьютеризация и перспективы образования.
Тема 7. Проблема истины в научном
познании. Принцип верификации. Фальсификационизм. Научность знания и
психология человека. Эстетические критерии выбора теорий.
Тема 8. Проблема единства науки.
Многообразие научных дисциплин и связей между ними. Общее и особенное в
развитии науки. Научные картины мира и их значение.
Проблема редукционизма. Самостоятельность наук. Эффективность и
ограниченность редукционистских программ и истории науки.
Тема 9. Проблема аксиологической
суверенности науки и непредсказуемость последствий научно-технического
прогресса. Гражданская ответственность ученых. Идеалы научности и целевые
установки в области фундаментальных и прикладных исследований. Проблема идеала
в технике. Специфика целевых установок в естественнонаучном, гуманитарном,
социальном познании и инженерном творчестве.
ФИЛОСОФИЯ
И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
№ |
Наименование тем разделов |
Всего |
Аудиторные занятия |
Самост. |
|
Лекции |
Семинары |
||||
Раздел I. |
Философия науки |
16 |
4 |
4 |
8 |
Тема
1 |
Основные
стороны бытия науки. Характерные черты и многообра-зие форм научного знания.
Общая характеристика основных методов научного познания. |
8 |
2 |
2 |
4 |
Тема
2 |
Формы
организации науки. Наука в системе культуры. Взаимосвязь философии и науки. |
8 |
2 |
2 |
4 |
Раздел II. |
Общие закономерности возни-кновения и
развития науки |
16 |
4 |
4 |
8 |
Тема
3 |
Общекультурное
значение исто-рии науки и её роль в понимании сущности науки. Общие модели историографии науки. |
8 |
2 |
2 |
4 |
Тема
4 |
Традиции
и новации в развитии науки. Научные революции как коренные преобразования
основных научных понятий, концепций, теорий. Дифференциация и интеграция в
науке. |
8 |
2 |
2 |
4 |
Раздел III. |
Логико-гносеологические и аксиологические
проблемы науки |
40 |
10 |
10 |
20 |
Тема
5 |
Проблема
факта и теории. Понимание, объяснение, описание и предсказание
(прогнозирование). |
8 |
2 |
2 |
4 |
Тема
6 |
Проблема
математизации науки. Компьютеризация науки. |
8 |
2 |
2 |
4 |
Тема
7 |
Проблема
истины в научном познании. |
8 |
2 |
2 |
4 |
Тема
8 |
Проблема
единства науки. Проблема редукционизма. |
8 |
2 |
2 |
4 |
Тема
9 |
Проблема
аксиологической суверенности науки. |
8 |
2 |
2 |
4 |
|
Итого: |
72 |
18 |
18 |
36 |
Форма итогового контроля:
первый
семестр – зачёт;
второй семестр – экзамен по всему курсу.
Список литературы по ЛОГИКЕ И
МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ
Базовые учебники
1.
Войшвилло
Е. К., Дегтярев М. Г. Логика как часть
теории познания и научная методология: Учебное пособие. – Кн. 1. –
М.: Наука, 1994.
Дополнительные учебники и учебные пособия
2.
Гайденко
П. П. История греческой философии в её связи с наукой. – М: Per Se - СПб.:
Университетская книга, 2000 (Humanitas).
3.
Гайденко П. П. История новоевропейской философии в её
связи с наукой. – М: Per Se - СПб.: Университетская книга, 2000 (Humanitas).
4.
Введение
в логику и методологию науки: [Учеб. пособие] / С. C. Гончаров,
Ю. Л. Ершов, К. Ф. Самохвалов.
— М., Новосибирск: Интерпракс? Ин-т математики СО РАН, 1994 (Программа “Обновление гуманитарного
образования в России”.)
5.
Лешкевич
Т. Г. Философия науки: Традиции и новации. Учебное пособие для вузов. –
М.: ПРИОР, 2001.
Классическая и современная философская
литература
6.
Аналитическая
философия: Избранные тексты. – М.: Издательство Московского университета, 1993.
7.
Башляр
Г. Новый рационализм. – М.: Прогресс, 1987.
8.
Бернал
Дж. Наука в истории общества. – М., 1985; то же: М.: Изд-во иностр.
лит-ры, 1956.
9.
Бердяев
Н.А. Дух и машина // Судьба России. – М.: Советский писатель, 1990. –
С. 216-223; М.: АСТ, 2004 (Философия.
Психология) – С. 321-332.
10.
Бунге
М. Философия физики. – М.: Прогресс, 1975.
11.
Вебер
М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990 (Социологическая мысль Запада).
12.
Вернадский
В.И. Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988.
13.
Гадамер
Х.-Г. Актуальность прекрасного. – М.: Искусство, 1991 (История эстетики в памятниках и документах).
14.
Гуссерль
Э. Феноменология внутреннего сознания времени // Собрание сочинений. –
Т. 1. – М.: Логос - Гнозис, 1994.
15.
Карнап
Р. Философские основания физики: Введение в философию науки. – М.: Прогресс,
1971.
16.
Кун
Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс,1977 (Логика и методология науки); то же: М.: АСТ - Ермак,
2003 (Философия. Психология).
17.
Лакатос
И. Доказательства и опровержения. – М., 1967.
18.
Леви-Строс
К. Структурная антропология. – М.: Наука, 1983 (Этнографическая библиотека).
19.
Поппер
К. Р. Логика и рост научного знания: Избранные работы. – М.: Прогресс,
1983.
20.
Пригожин
И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. – М.:
Прогресс, 1986.
21.
Пуанкаре
А. О науке. – М.: Наука, 1983.
22.
Рассел
Б. Введение в математическую философию. – М.: Гнозис, 1996 (Пирамида. Вып. 7).
23.
Рассел
Б. Человеческое познание: Его сфера и границы. – М., 1957; Киев: Ника-Центр,
Вист-С, 1997.
24.
Рьюз
М. Философия биологии. – М.: Прогресс, 1977 (Общественные
науки за рубежом: Философия и социология).
25.
Структура
и развитие науки: Из Бостонских исследований по философии науки. – М.:
Прогресс, 1978 (Логика и методология
науки).
26.
Тарский
А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук. – М.: Тривиум, 2000; то
же: М., 1948.
27.
Тарский
А. Истина и доказательство // Вопросы философии. – 1978. –
№ 8.
28.
Тулмин
С. Человеческое понимание. – М., 1984.
29.
Фейерабенд
П. Избранные труды по методологии науки. – М.: Прогресс, 1986.
30.
Философия
и методология истории: Сборник статей. – М.: Прогресс, 1977 (Логика и методология науки).
31.
Хокинг
С. Краткая история времени. – СПб., 2000.
32.
Холтон
Дж. Тематический анализ науки. – М.: Прогресс, 1981 (Логика и методология науки).
Дополнительная литература
33.
Баженов
Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. – М., 1978.
34.
Берка
К. Измерение: понятия, теории, проблемы. – М., 1987.
35.
Блауберг
И. В. Проблема целостности и системны подход. М., 1997.
36.
Бор
Н. Атомная физика и человеческое познание. – М., 1961.
37.
Бранский
В. П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология: Теория самоорганизации индивидуума и социума.
СПб, 2002.
38.
Горский
Д. П. Обобщение и познание. – М.: Мысль, 1985.
39.
Загадка
человеческого понимания. – М.: Политиздат, 1991 (Над чем работают, о чём спорят философы).
40.
Кайберг
Г. Вероятность и индуктивная логика. – М.: Прогресс, 1978 (Логика и методология науки).
41.
Капица
П. Л. Эксперимент, теория, практика. Статьи, выступления. – М., 1974.
42.
Лазар
М. Этика науки. – Л.,1985.
43.
Лекторский
В. А. Субъект, объект, познание. – М.,1980.
44.
Мулуд
Н. Анализ и смысл: Очерк семантических предпосылок логики и эпистемологии. –
М.: Прогресс, 1979 (Логика и методология
науки).
45.
Синергетическая
парадигма / Под ред. В .С. Степина и др. – М., 2000.
46.
Фролов
И. Т., Юдин Б. Г. Этика науки: Проблемы и дискуссии. М., 1987.
47.
Хинтикка
Я. Логико-эпистемологические исследования: Сборник избранных статей. – М.:
Прогресс, 1980 (Логика и методология
науки).
48.
Швырев
В.А. Анализ научного познания. М., 1988.
Справочная литература
49.
Бохеньский
Ю. Сто суеверий: Краткий философский словарь предрассудков. – М.: Прогресс,
1993 (Библиотека журнала “Путь”).
50.
Новая
философская энциклопедия. В 4-х т. / Под ред. В. С. Стёпина и
др. – М.: Мысль, 2000.
51.
Современная
западная философия: Словарь. – М.: Политиздат, 1991.
52.
Философская
энциклопедия. В 5-ти т. – М.: Советская энциклопедия, 1960‑1970/
53.
Философский
энциклопедический словарь. – 2-ое
изд. – М.: Советская энциклопедия, 1989.