Министерство иностранных дел
Российской Федерации

____________________________________________________________

Московский государственный институт международных отношений (Университет)

УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
МГИМО (У) МИД РФ

____________ В. Б. КИРИЛЛОВ
«____» ______________ 2004 г.

Кафедра философии

Программа по дисциплине
«ПСИХОЛОГия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва
2004


 

 

 

 

Программа разработана в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов по следующим направлениям и специальностям высшего профессионального образования:

   Психология

 

 

 

 

Цели и задачи курса

Содержание курса

Программа семинарских занятий

Распределение часов курса

Примерный перечень вопросов к зачёту

Список литературы

 

 

 

 

Составители программы:

к. филос. н., профессор кафедры философии Додельцев Р. Ф.

к. филол. н., доцент Лютова С. Н.

 

 

 

 

Программа рассмотрена
на заседании кафедры философии МГИМО (У)
от 28.10.2004 г.
(протокол № 2)


Цели и задачи курса

   Сформировать у студентов общие представления о фундаментальных понятиях общей психологии, теории личности, социальной психологии.

   Сориентировать студентов в основных современных течениях указанных дисциплин, опирающихся на психоанализ, бихевиоризм, гештальт-психологию, культурно-исторический подход и их последние модификации.

   Показать связь психологических подходов с общемировоззренческими проблемами свободы и ответственности личности, соотношения биологического и социального начал в человеке, рационального и иррационального в его деятельности, значение высших духовных ценностей и т.д.

   Раскрывая пути формирования (социологизации) личности создать у студентов предварительные знания о процессах воспитания и обучения.

   Научить студентов основным методикам психологического и социально-психологического исследования (анкетирование, опрос, контент-анализ, социограмма и т.п.)


Содержание курса

ПСИХОЛОГИЯ

Введение.

Тема 1.     Предмет, методы и основные понятия психологии.

Четыре подхода к определению предмета психологии: 1) наука о душе, 2) о сознании, 3) о бессознательном 4) о поведении.

Становление психологии как самостоятельной науки. Структурализм В. Вундта. Сознание как предмет экспериментального психологического исследования. Структура сознания, его свойства. Возможности и недостатки метода интроспекции. Контекстная теория значения Э. Титченера.

Функционализм. Функциональная направленность на предмет сознания по Ф. Брентано. Принципы интенциональности, активности, предметности и целостности сознания по У. Джемс. “Поток сознания”, его адаптационные функции. Теория эмоций. Рефлекторная концепция психики И. Сеченова. Функция сознания – регулирование взаимоотношения субъекта и предметного мира. Возможность объективного изучения действия.

Широкое определение предмета психологии в современной науке. Общие закономерности психической жизни и характеристики индивидуальных различий.

Современное представление о психике. Психика как идеальная реальность, как отражение внешнего мира. Основные функции психики – ориентация организма и управление его поведением. Основные этапы развития психики животных. Особенности человеческой психики. Психика человека – единство субъективного и объективного, природного и культурного. Центральная тема психологии - теория личности.

Выделение самостоятельных социально-психологических исследований. Три подхода к определению их предмета. Методы социальной психологии. Е` научность и связь с “житейской психологией”. Наблюдение как метод, его достоинства и недостатки. Изучение документов, контентный анализ. Опрос - интервью, анкетирование, тестирование. Принципы составления анкет. Основные личностные тесты. Социограмма. Эксперимент в социальной психологии, его возможности и границы.

Основные психологические и социально-психологические понятия. Поведение и этапы его развития. Грань между орудийной деятельностью животных и человеческим трудом. Взаимосвязь ступеней развития психики и содержания форм психического отражения и поведения.

Потенциальная универсальность и биологическая необеспеченность человека. Сущность человека в действовании. Биологическое и социальное в личности. Социальные отношения выражают своеобразие специфически человеческих форм жизнедеятельности. Культурный опыт, формы его сохранения, воспроизводства и развития. Социальные отношения, малые и большие социальные группы. “Значимый другой” и его характеристики (авторитет, аттракция, властные полномочия субъекта). Ролевая концепция поведения. Принцип деятельного опосредования межличностных отношений. Групповая сплоченность и совместимость. Психологические характеристики лидерства.

Действие – предметное и умственное, их взаимодействие. Познавательная, динамическая и инструментальная основа (знание, умение, навыки) действия. Обратное влияние внешних сторон действия на внутренние. Соотношение понятий “действие”, “поведение” и “деятельность”.

Информационная сторона психики. Чувственные и умственные образы. Свойства ощущений, восприятий, представлений. Память и е` индивидуальные отличия. Внимание. Мышление и интеллектуальные особенности человека. Речь и развитие мышления. Воображение (фантазия). Творчество и препятствия на его пути.

Мотивационная сторона психики. Влечение, потребности, желания - основа психической динамики. Соотношение мотива и цели. Эмоции и чувства - формы психической оценки. Разновидности эмоциональных состояний (настроение, аффект, стресс, фрустрация). Волевые особенности индивида. Темперамент и его проявления в поведении, речи, мимике.

Тема 2.     Основные направления психологии ХХ в.

Основные направления современной психологии: 1) бихевиоризм, 2) гештальт-психология, 3) психоанализ, 4) гуманистическая, 5) культурно-историческая и 6) когнитивная психология.

Бихевиоризм – наука о поведении. Поиск объективного метода в психологии. Общее представление о научении и его видах. Теория оперантного научения Б. Ф. Скиннера.

Гештальт-психология – изучение психики с точки зрения целостных структур. Экспериментальное изучение восприятия и его свойств. Роль сенсорного образа в организации двигательных реакций. Теория поля К. Левина.

Гуманистическая психология – наука о личности как уникальной целостной системе. Понятия эмпатии, креативности, самоактуализации. Представления А. Маслоу о природе человека и его мотивации. Феноменологическая теория личности К. Роджерса. Диспозициональное направления в теории личности (Г. Олпорт, Р. Кеттел, Г. А. Айзенк).

Культурно-исторический подход к психике в российской психологии. Л. С. Выготский о развитии психических функций, о культурных знаках, об интериоризации. Теория установки Д. Н. Узнадзе.

Психоанализ – концепция бессознательного и теория сексуальности. Методы исследования бессознательного. Структура личности по З. Фрейду. Эго-психология Э. Эриксона, Э. Фромма и К. Хорни.

Когнитивная психология – наука о познавательных детерминатах поведения человека. Когнитивная карта Э. Толмена. Исследования внимания, памяти распознавания образов и т.п. Теория личности Д. Келли и А. Бандуры.

 

 

 

Раздел I.
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.

Тема 3.     Личность как объект исследований в общей психологии.

Понятия “личность”, “индивид”, “индивидуальность”. Общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое в личности. Компоненты и основные подходы теории личности: черты и типы личности, развитие личности, психическое здоровье и психопатология. Свобода – детерминизм, рациональность – иррациональность, холизм-элементаризм, конституция – социальная среда, изменяемость – неизменность в теории личности.

Человек и мир: природа, общество, культура. Физическое, социальное и духовное “Я”. Видовой биологический опыт и его воспроизведение у животных и у человека. Социальная среда как необходимое условие развития личности. Личность как субъект самостоятельного и ответственного решения собственных проблем на основе культурных норм.

Характер личности – устойчивая система деятельности человека, особое отношение человека к обществу, к труду, другим людям и к самому себе. Типологии характера К. Г. Юнга, А. Ф. Лазурского. Э. Фромм о классификации социальных характеров. Задатки и способности личности, их особенности и место в деятельности.

Самопознание личности: Я – концепции, зависимость самосознания от культуры, результативность личности, локус контроля, приобретенная беспомощность, коллективная эффективность. Предрасположенность в пользу своего Я. Мотивация самоуважения. “Отраженное Я” (“зеркальное”). Ложная скромность. Пути достижения адекватной самопрезентации.

Тема 4.     Социальная психология личности.

Социальная регуляция деятельности. Человек как социальный индивид, изъяны “биологизации” личности. Социальные позиции личности, ее нормы и ожидания. Социальные роли и их усвоение. Ролевое поведения и общение. Характеристики индивидуального сознания. Социальные установки. Деятельность как самореализация и самоутверждение личности.

Социализация человека. Роль обучения и воспитания в формировании личности. Игра, е` роль в освоении предметного мира и место в социализации. Психоистория – форма исследования, связывающая этапы развития человека с его биографическими событиями и обстоятельствами. Исследования эго -идентичности у Э. Эриксона. Его представление об основных этапах социализации. Факторы и механизмы социализации.

Структура личности. Психоанализ о структуре психики, о генетическом, динамическом, экономическом и адаптационном подходе к ней (плюсы и минусы). Влечения, самосознание и идеалы (совесть) личности, их взаимодействие и развитие. Представление о личности в гуманистической психологии (самоактуализация, реальное и идеальное Я).

Основные методы изучения личности. Тест – измеритель различий между индивидами или свойств отдельного человека. Интеллектуальные тесты и ограниченность области их применений. Тесты достижений (успехов в школе, спорте, профессии). Опросники-анкеты (личностный опросник Кеттела). Проективные методы изучения личности. Метод отраженной субъективности.

Тема 5.     Психология межличностных отношений.

Понятие “общение”. Структура и основные виды общения. Непосредственное и опосредованное общение. Функции и формы общения. Роль общения в развитии личности. “Обезличивание” общения. Диалогичность – основа полноценного общения. Коммуникативные барьеры и их преодоление. Психологические способы воздействия в процессе общения. Наши интерпретации других. Каузальная атрибуция. Сознательное и бессознательное в атрибуции. Атрибуции здравого смысла. Ошибки в интерпретации поведения “других” (“предубеждение соответствия”). Причины этих ошибок. Границы и возможности  интуитивного суждения о других людях. Восприятие и интерпретация событий. Конструирование воспоминаний. Самонадеянность в суждениях. Развитие критической способности. Иллюзорное мышление. Настроение и суждения.

 

 

 

Раздел II.
ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ.

Тема 6.     Психологические процессы в малой социальной группе.

Определение группы. Характеристика группы: интересы, потребности, нормы, ценности, цели, мнения. Размер и структура группы. Изучение групповых процессов и групповой деятельности. “Групповой” и “индивидуальный” подходы в изучении функций социальной группы. Социальная группа как механизм связи личности и общества. Функциональная и эмоциональная структура группы. Положение индивида в группе: статус, роль, групповые ожидания. Групповые санкции. Соотношение социальных и личностных норм.

Определения малой группы по Бэйлзу, Кеттелу и Миллсу. Основания для классификации малой группы. Виды малых групп. Функции малых групп. Методологические принципы изучения групп: деятельность, системность, развитие. Психологические детерминаты образования малых групп. Динамика развития группы: “двухфакторая модель” Такмена, “нормативно-ролевая” модель Обера, “инструментальная” модель Мабри, “экспрессивная” модель Волкова, “стратометрическая модель коллективообразования” Петровского. Модели группового развития Уманского. Разрешение внутригрупповых противоречий, психологический обмен как механизм групповой структуры. Статистические и процессуальные модели групповой структуры Характеристики нормативного поведения в группе. Проблема “большинства” – “меньшинства”, девиантного поведения. Факторы конформного поведения: по З. Фрейду, “Феномен влиятельного меньшинства” по С. Московичи. Эффект групповой сплоченности, противоречивая связь сплоченности с продуктивностью. Пять стилей лидерств в малой группе. Конкуренция и солидарность. Процесс обмена “наградами” и “наказаниями”. Основы групповой терапии “группы встреч” и гештальт-группы.

Тема 7.     Психология больших социальных групп.

Разновидности больших социальных групп. Специфические регуляторы социального поведения в больших группах. Специфические характеристики: образ жизни, язык. Психический склад и эмоциональная сфера в структуре психологии больших социальных групп. Соотношение “индивидуального” и “типичного”. Феномен “удвоения среды” по А. Валлону. Понятие “менталитета”. Межкультурные исследования.

Особенности психологии социальных классов. Различные подходы к определению класса. Связь между психологическими характеристикам класса и поведением его представителей. Три линии исследования психологии классов в марксистской традиции. Неофрейдистское направление исследований социального характера (Э. Фромм) и эмоциональная сфера классовой психологии. Классовые потребности, интересы, “социальные чувства”, социальная ориентация личности. Художественная литература как монографических тип социально-психологического исследования. Психический склад класса в его привычках, обычаях, традициях.

Этнические группы как объект исследования этнопсихологии. Разновидности этнических групп. Социальные регуляторы поведения: традиции, обычаи, ценности, нормы. Сравнительно-культурное изучение социальных установок и конформности. Ориентированность культур на коллектив или на личность. Социализация и инкультурация. Архивные, полевые и экспериментальные исследования. Обряды инициации – от архаических до современных их эквивалентов: функции и личностный смысл, Подходы к изучению национального характера. Социальная категоризация, межэтническая дифференциация и этническая идентификация. Отношения межэтнические и межличностные. Этнические стереотипы. Социальная каузальная атрибуция и психоаналитический  феномен “трансфера” в межэтнических конфликтах.

 

 

 

ПРОГРАММА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1.         Психология межличностного общения.

Природа и структура общения. Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе. Структура и уровни коммуникативного акта. Средства коммуникации. Массовая коммуникация: функции, модели.

Структура и типы взаимодействия. Символический интеракционизм. Транзактный анализ. Роли. Конфликт: функции, структура, динамика, типология. Кооперативное взаимодействие. Семейные отношения.

Понятие и типы социальной перцепции. Эффекты, феномены и механизмы межличностного восприятия .Каузальная атрибуция. Виды и ошибки каузальной атрибуции. Формирование первого впечатления. Аттракция в межличностном общении. Тренинг сензитивности.

Занятие 2.         Психология любви.

Аспекты понятия “любовь”: биологический, социальный, личностный. Проблема выбора партнера: теория психологов-эволюционистов, психоаналитический подход (“Эдипов комплекс”, “комплекс Электры”), трансфер, архетипическая пара Анима/Анимус по К.-Г. Юнгу). Динамика и амбивалетность любви, ее стили и компоненты по Р. Стернбергу. Проблемы атрибуции, доверия, цена взаимности.

Двухфакторная теория эмоций. Разновидности эмоциональной близости: страсть, дружба, привязанность. Любовь как измененное состояния сознания.

Проблема любви в гуманистической психологии. “Бытийная” и “дефицитарная” любовь по А. Маслоу. Любовь и власть. Любовь: выход за пределы личностного смысла (по Франклу).

Занятие 3.         Психология семейных отношений.

Социально-психологический подход в определении семьи как особой общности людей. Различные подходы к изучению семейных отношений: эмоциональный, пространственно-временной, мифологический. Транзактный анализ семейных отношений и системный подход.

Мотивы создания семейного союза. Семейные роли и механизмы их формирования. Семейные маски и стереотипы. семейные мифы, семейный сценарий и семейный театр. Диады и Триады. Классификация и динамика семейных систем. Общение и ролевая свобода.

Семья как институт социализации. Воспитание и личностный рост. Дисгармонии в супружеских и детско-родительских отношениях, их преодоление.

Занятие 4.         Психология конфликта.

Понятие конфликта. Виды и функции, структура и динамика конфликта. Основные подходы к межличностному конфликту: мотивационный, когнитивный, деятельностный, организационный. Способы разрешения межличностных конфликтов.

Анализ теории “фрустрации-агрессии” и тенденций ее развития (Миллер, Доллард, Бандура).

Понятие этноцентризма. Стереотипы и предубеждения в межэтнических конфликтах. Психологические модели урегулирования межэтнических конфликтов: информационная модель, контакта, решение.

Занятие 5.         Психология коммуникативного воздействия.

Феномен политического лидерства. Детерминация успеха предвыборной компании. Психологические механизмы диктатуры.

Диапазон представлений о возможностях воздействия СМИ (средств массовой информации) от ее всесилия до модели “минимальных эффектов” (Клэппер). Психологические средства воздействия в массовой коммуникации: заражение, подражание, внушение, убеждение. Понятия “лидер мнения” и “референтная группа”, их роль в оказании воздействия. Мотивационные и когнитивные факторы рекламного воздействия.

Основные концепции мотивации и стимулирования труда персонала организации (средства психологического воздействия).

Убеждающее воздействие в межличностном общении. Суггестивные аспекты вербальной и невербальной коммуникации в практике НЛП (нейролингвистического программирования). Понятия репрезентативных систем и сигналов доступа. Раппорт, “подстройка”, рефрейминг. Генерирование нового поведения. Использование метафоры как механизма воздействия на подсознание. Понятие коммуникативной компетентности.


Распределение часов курса

ПСИХОЛОГИЯ


п/п

Наименование тем разделов

Всего

Аудиторные занятия

Самост.
работа

Лекции

Семинары

Введение

 

8

4

4

Тема 1.

Предмет, методы и основные понятия психологии

4

2

2

Тема 2.

Основные направления психологии ХХ в.

4

2

2

Раздел I.

Психология личности

24

6

6

12

Тема 3.

Личность как объект исследований в общей психологии

8

2

2

4

Тема 4.

Социальная психология личности

8

2

2

4

Тема 5.

Психология межличностных отношений

8

2

2

4

Раздел II.

Психология социальной группы

16

4

4

8

Тема 6.

Психологические процессы в малой социальной группе

8

2

2

4

Тема 7.

Психология больших социальных групп

8

2

2

4

 

Итого:

48

14

10

24

Форма итогового контроля: зачёт.

 


Список литературы по ПСИХОЛОГии

Базовые учебники

1.                 Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. – М., 1996.

2.                 Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1992.

Дополнительные учебники и учебные пособия

3.                 Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 1994.

4.                 Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). - М.: Изд-во МГУ, 1978.

5.                 Введение в практическую социальную психологию. – М., 1996; то же: [1-ое изд.] – М., 1994.

6.                 Гозман Л. Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. – Ростов-на-Дону, 1996.

7.                 Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. – М., 1991.

8.                 Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997.

9.                 Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. – Л., 1977.

10.             Петровский А., Ярошевский М. История психологии. – М., 1994.

11.             Психология и психоанализ характера: Хрестоматия. – Самара, 1997.

12.             Современная зарубежная социальная психология: Тексты. – М.: Изд-во МГУ, 1984.

13.             Хрестоматия по социальной психологии / Сост. Т. В. Кутасова. – М., 1994.

Классическая психологическая литература

14.             Вундт В. Введение в психологию. – М., 1912.

15.             Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.

16.             Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М.: М.: Педагогика-Пресс, 1994 (Психология: Классические труды).

17.             Леви-Строс К. Первобытное мышление. – М.: Республика, 1994 (Мыслители XX века).

18.             Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

19.             Маслоу А. Г.Дальние пределы человеческой психики. – СПб.: Евразия, 1997.

20.             Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. – М.: Наука, 1988 (Этнографическая библиотека).

21.             Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1991 (Классики науки).

22.             Фрейд З. “Я” и “Оно”: Труды разных лет. В 2-х кн.. – Т. 1. – Тбилиси: Мерани, 1991.

23.             Юнг К.-Г. Психологические типы. – СПб.: Ювента - М.: Прогресс, 1995 (Библиотека зарубежной психологии).

24.             Юнг К.-Г. Психология бессознательного. – М.: Канон, 1994 (История психологии в памятниках).

25.             Юнг К.-Г. Тэвистокские лекции. – Киев, 1995.

Дополнительная литература

26.             Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. – М., 1990.

27.             Берн Э.Секс в человеческой любви. – М., 1990.

28.             Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. – СПБ., 1994..

29.             Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. – М., 1991.

30.             Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982.

31.             Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! – Новосибирск, 1988.

32.             Бэрон Р., Ричардсон Д.Агрессия. – СПб., 1997.

33.             Василев К.Любовь. – М., 1982.

34.             Витек К.Проблемы супружеского благополучия. – М., 1988.

35.             Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком – КАК? – М., 1995

36.             Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1997.

37.             Джайнотт Х. Дж. Родители и дети. – М., 1986.

38.             Дружинин В. В. Введение в теорию конфликта – М., 1989.

39.             Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. – М., 1990.

40.             Зазыкин В. Г. Психология в рекламе. – М., 1992.

41.             Мей Р.Любовь и воля. – М., 1997.

42.             О’Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в НЛП. – Челябинск, 1997.

43.             Рудестам К. Групповая психотерапия. – М., 1990.

44.             Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.,1992.

45.             Семья в психологической консультации / Бодалев А. А. и др. – М., 1989.

46.             Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности. – М., 1987.

47.             Философия любви. – В 2-х т. / Сост. А. А. Ивин. – М.: Политизидат, 1990.

48.             Фишер Р., Юрии У. Путь к согласию или Переговоры без поражения. – М., 1992; то же: [1-ое изд.] – М., 1990.

49.             Франкл В.Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990 (Библиотека зарубежной психологии).

50.             Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М., 1986.

51.             Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997.

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz