Министерство
иностранных дел
Российской Федерации
____________________________________________________________
Московский
государственный институт международных отношений (Университет)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
МГИМО (У) МИД РФ
____________ В. Б. КИРИЛЛОВ
«____» ______________ 2004 г.
Кафедра философии
Программа по дисциплине
«РИТОРИКА»
Москва
2004
Программа дисциплины «Риторика» составлена
в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов к обязательному
минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу
«общие профессиональные дисциплины государственного образовательного стандарта
высшего профессионального образования второго поколения. Программа
ориентирована на студентов и слушателей МГИМО (У) МИД России.
Перечень
вопросов к зачёту по курсу и заданий для самостоятельной работы
Составители программы:
к. филол. н., доцент Лютова С. Н.
Программа
рассмотрена
на заседании кафедры философии МГИМО (У)
от 28.10.2004 г.
(протокол № 2)
Настоящий курс предназначен для студентов, обучающихся
по специальностям факультетов МО и ФП МГИМО (У) МИД РФ.
Определить место риторики в политической, общественной
и академической сферах жизни Европы и России в исторической перспективе, на
примере классических и современных образцов ораторского искусства продемонстрировать
эффективность конкретных приёмов красноречия.
Сформировать у студентов представление об уровнях и
общих закономерностях речевого и невербального воздействия. Способствовать
ориентации слушателей курса в новейших теориях стилистики, структурной и
трансформационной лингвистики, социальной и глубинной психологии.
Научить студентов применять эти теории в собственной
коммуникативной практике. Выработать навыки компетентного поведения в ситуациях
публичного выступления, диалогического взаимодействия и конфликта.
В результате освоения курса студенты должны получить
общее представление об истории развития, теории и практических методах
риторики, осознать возможности применения приобретённых знаний в своей будущей
профессиональной деятельности, овладеть в определённом настоящей программой
объёме конкретными риторическими приёмами.
РИТОРИКА
Раздел 1
ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ. ИСТОРИЯ РИТОРИКИ.
Тема 1. Риторика в общественной жизни и в
системе гуманитарного образования.
Основные определения риторики.
Теоретическая и практическая риторика. Понимание предмета и задач риторики в
различные исторические эпохи. Сопоставление логики и риторики. Риторика как
целостное единство самостоятельных дисциплин.
Цели и методы преподавания
ораторского искусства от античности до наших дней. Ораторское искусство лектора
как условие формирования профессиональной идентичности студентов. Красноречие и
процесс социального становления. Красноречие и общее развитие личности.
Тема 2. Античное ораторское искусство: теория и
практика.
Архаические традиции. Первая
систематизация опыта публичной речи в Древней Греции. Относительность истины в
риторике софистов. Протагор. Горгий. Продик. Майевтика Сократа и трансформация
софистики. Критика её Платоном. «Риторика» Аристотеля. Ораторское искусство
Демосфена.
Риторика в Древнем Риме.
Риторический идеал Цицерона. Наставления Квинтилиана. Дальнейшие перспективы
общественной потребности в ораторском искусстве и в формах его теоретического
осмысления.
Тема 3. Общеевропейский Ренессанс и красноречие в
Древней Руси.
Духовное красноречие. Гомилетика
– искусство проповеди. Развитие жанров светского красноречия. Возрождение
языческой образности. Деятельность гуманистов. Культурный идеал «светлой
античности» в Европе XII-XVI вв.
Проповеди митрополита Илариона.
Жанры красноречия в Древней Руси. Риторический фокус процессов русского
Возрождения в общественных дискуссиях XII в.
Полемика иерархов христианской церкви и волхвов. Системы аргументации в
«Повести временных лет» и в «Молении Даниила Заточника».
Тема 4. Отечественная риторика
XVIII-XX вв.
Влияние
М. В. Ломоносова на формирование стилистики литературного русского
языка. Западноевропейские и национальные истоки особенностей красноречия в
России XIX в. Академическая риторика. М. Сперанский,
А. Мерзляков, Н. Кошанский. Судебная риторика в исследованиях
П. Пороховщикова. Речи исторических деятелей как образец красноречия.
Анализ фрагментов аудиозаписи выступления лекторов, политиков, публицистов.
Раздел 2
СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РИТОРИКА
Тема 5. Красноречие и нормативная стилистика.
Учение о стилях речи. Проблема
формализации теории Аристотеля. Цели и виды ораторских выступлений. Структура
речи. Этапы построения ораторского действия. Инвенция, композиция, элокуция,
мемория, акция (изобретение, расположение, выражение, запоминание,
действие /произнесение/). Фигуры и тропы как средства передачи внутренней
экспрессии. Индивидуальный стиль оратора.
Тема 6. Теория аргументации и «Новая риторика».
Лакановский психоанализ и
структурализм как источники концепции «новой риторики» во Франции и в Бельгии.
Философия словесности А. Потебни. Отказ от формализма и возвращение к духу
античной риторики. Значение и смысл. Бессознательные структуры языка и формальная
логика.
Классификация метабол «группой μ». Понятие «нулевой ступени» и процесс редукции
отклонения. Свобода как условие возникновения этоса. Разновидности этоса и
убедительность выступления.
Тема 7. Социально-психологический подход к
коммуникативной компетентности.
Различие подходов в психологии к
природе коммуникативной компетентности и к возможностям её развития.
Бихевиоризм, когнитивная психология, психоанализ, гуманистическая психология.
Методы социального научения. Способы расширения осознания. структура
компетентности в общении и диагностика компетентности. «Конструктивный
альтернативизм» Дж. Келли. «Теория исходов» Тибо и Келли.
Раздел 3
МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ
Тема 8. Искусство публичного выступления.
Адаптация идей «новой риторики»
в отечественной социальной психологии. Смысловая структура публичного
выступления, по А. Харашу. Сообщение и текст: понятие смысловой дистанции.
Ораторское действо как субъект-субъектные отношения. Коррекция модели
коммуникативного процесса Лассуэлла. Имидж оратора. Формирование имиджа
политического и общественного деятеля его командой.
Типы аудитории. Особенности
взаимодействия с ней. Лингвистическая компетентность и речевой этикет. Типичные
недостатки публичной речи. Психологические эффекты несоблюдения орфоэпических
норм. Невербальные средства общения: знаковые системы и их функции.
Тема 9. Ведение диалога. Нейро-лингвистическое
программирование (НЛП).
Диалог как целостный речевой
феномен. Типы диалога: командный, информационный, обучающий, соревновательный,
диалектический, совещательный. Общие параметры конструктивности диалога:
неинтерпретативность, неоценочность, аргументированность. Понятия обратной
связи и каузальной атрибуции. Метод эмпатического слушания К. Роджерса.
Позиции сторон в диалоге, по П. Ершову. Трансактный анализ Э. Бёрна.
Теория конфликта.
История возникновения НЛП.
Модели создания алгоритмов эффективной коммуникации. Задачи и основные разделы
НЛП. Пределы НЛП.
РИТОРИКА
№ |
Наименование тем разделов |
Всего |
Аудиторные занятия |
Самост. |
|
Лекции |
Семинары |
||||
Раздел I. |
Иведение в предмет. История риторики. |
16 |
8 |
— |
8 |
Тема 1. |
Риторика в общественной жизни и в системе гуманитарного образования. |
4 |
2 |
— |
2 |
Тема 2. |
Античное ораторское искусство: теория и практика |
4 |
2 |
— |
2 |
Тема 3. |
Общеевропейский Ренессанс и красноречие в Древней Руси |
4 |
2 |
— |
2 |
Тема 4. |
Отечественная риторика XVIII-XX вв. |
4 |
2 |
— |
2 |
Раздел II. |
Современная теоретическая риторика |
6 |
6 |
— |
6 |
Тема 5. |
Красноречие и нормативная стилистика |
4 |
2 |
— |
2 |
Тема 6. |
Теория аргументации и «Новая риторика» |
4 |
2 |
— |
2 |
Тема 7. |
Социально-психологический подход к коммуникативной компетентности |
4 |
2 |
— |
2 |
Раздел III. |
Методы практической риторики |
8 |
4 |
|
4 |
Тема 8. |
Искусство публичного выступления |
4 |
2 |
— |
2 |
Тема 9. |
Ведение диалога. НЛП. |
4 |
2 |
— |
2 |
|
Итого: |
36 |
18 |
— |
18 |
Форма
итогового контроля – зачёт.
Практические методики
коммуникативного тренинга:
1.
Эмпатическое слушание.
Использование сигналов доступа.
2.
Присоединение, вхождение
в раппорт, ведение.
3.
Перефраз.
4.
Рефрейминг (контекста,
содержания).
5.
Трансактные реакции
(дополнительная, пересекающаяся).
6.
Комплимент, критический
комментарий.
7.
Обратная связь в форме
«Я-сообщения».
8.
Имитация стиля поведения
(уверенное, неуверенное, агрессивное).
9.
Использование метаболы в
речи-экспромте.
10.
Привлечение (удержание)
внимания (аудитории, собеседника, оператора).
11.
Введение в «даунтайм».
12.
Суггестивная техника (по
выбору студента).
13.
Составление матрицы
исходов.
14.
Решение задачи культурного
ассимилятора (известной).
Базовые учебники
1.
Грушевицкая Т. Г.,
Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации / Под
ред. А. П. Садохина. – М., 2002.
2.
Ивин А. А. Основы
теории аргументации. – М.,1997.
Дополнительные учебники и учебные пособия
3.
Гудков Д.Б. Теория и
практика межкультурной коммуникации. – М., 2003.
4.
Логика
и риторика: Хрестоматия. – Минск: ТетраСистемс, 1997.
5.
Социальная психология:
Хрестоматия // Сост. Белинская. – М.,1999.
Основная научная литература
6.
Жуков Ю.М., Петровская
Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. – М.,
1990.
7.
Марченко О. И.
Риторика как норма гуманитарной культуры. – М.,1994.
8.
Общая риторика [Группа μ] /
Ж. Дюбуа, Ф. Пир, А. Тринон и др.; Общ. ред. А. К. Авеличева.
– М.: Прогресс, 1986; 1999.
9.
Предмет риторики и
проблемы ее преподавания: Материалы Первой Всероссийской конференции по
риторике: Москва 1997 г. 28-30 января.
10.
Рождественский Ю. В. Принципы современной риторики. – М.,2000.
11.
Рождественский Ю. В. Теория риторики. – М.,1999.
12.
Язык и моделирование
социального взаимодействия / Составители - В. М. Сергеев,
П. Б. Паршин. – М.: Прогресс, 1987.
Классическая философская литература
13.
Аристотель. Риторика //
Аристотель. Этика. Политика. Риторика. – Минск, 1998.
14.
Ораторы Греции / Сост.
М. Л. Гаспаров. – М.:
Художественная литература, 1985 (Библиотека
античной литературы).
15.
Платон. Горгий. //
Платон. Собр. соч. в 4-х тт. – Т. 1. – М.: Мысль, 1994 (Философское наследие). –
С. 477-574.
16.
Платон. Менон. //
Платон. Собр. соч. в 4-х тт. – Т. 1. – М.: Мысль, 1994 (Философское наследие). –
С. 575-612.
17.
Платон. Протагор //
Платон. Собр. соч. в 4-х тт. – Т. 1. – М.: Мысль, 1994 (Философское наследие). –
С. 418-476.
18.
Цицерон. Три трактата об
ораторском искусстве. – М., 1972; то же: М.: Ладомир, 1994 (Античная классика).
Дополнительная литература
19.
Бёрн Э. Игры, в которые
играют люди. – СПб.,1995.
20.
Богомолова Н. Н.
Социальная психология печати, радио, и телевидения. М.,1991.
21.
Викентьев И. Л.
Приёмы рекламы и PR. – Ч. 1. – СПб.,1995.
22.
Каррас Ч. Л.
Искусство ведения переговоров. – М.,1997..
23.
Келли Дж. Психология
личности. – СПб.,2000.
24.
Красноречие Древней Руси
(XI-XVII вв.):
Сборник / Сост. Черторицкая. – М.,1987.
25.
Кузнецова Т. И. и др. Ораторское искусство в Древнем Риме. – М.,
1976.
26.
О’Коннор Дж., Сеймор Дж.
Введение в НЛП. – Челябинск, 1997.
27.
Петровская Л.А.
Компетентность в общении. – М.,1989.
28.
Потебня А. А.
Собрание трудов: Мысль и язык. – М., 1999.
29.
Сергеич П. Искусство
речи на суде. – Тула, 1998.
30.
Сопер П. Основы
искусства речи. – М., 1992.
31.
Стефаненко Т. Г.
Этнопсихология. – М., 1999.
32.
Фестингер Л. Теория
когнитивного диссонанса. – СПб.,1999.
33.
Хьелл Л., Зиглер Д.
Теории личности. – СПб.,1997.
34.
Юри У. Преодолевая
«нет», или переговоры с трудными людьми. –М.,1994.