Министерство
иностранных дел
Российской Федерации
____________________________________________________________
Московский
государственный институт международных отношений (Университет)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
МГИМО (У) МИД РФ
____________ В. Б. КИРИЛЛОВ
«____» ______________ 2004 г.
Кафедра
философии
Программа
по дисциплине
«ЛОГИКА»
Москва
2004
Примерный перечень вопросов к зачёту
Составители программы:
д.
филос. н., профессор кафедры философии Глаголев В. С.
к.
филос. н., доцент Силантьева М. В.
Программа
рассмотрена
на заседании кафедры философии МГИМО (У)
от 11.11.2004 г.
(протокол № 3)
1. Цель курса.
Цель
курса – формирование у студентов логической культуры работы с юридическими
документами и обоснование государственных позиций в юридических коллизиях с
частными лицами, частными хозяйственными и иными объединениями и организациями,
в смешанных структурах, а также в деловых отношениях с иностранными
государствами.
Реализация этой цели предполагает:
2. Задачи курса.
1)
Дать студенту основные знания по
актуальным проблемам современной логики.
2)
Показать роль аргументации,
доказательства и опровержения, правила и ошибки, различные уловки, применяемые
в ходе полемики, дискуссий, диспутов и других форм диалога.
3)
Акцентировать внимание студентов на
тех разделах логики, которые связаны с профилем их будущей профессии:
а)
роль логики в процессе формирования
убеждения;
б)
использование логических законов в
процессе диалога;
в)
использование дедукции и индукции в
процессе формирования доверия собеседника к своим соображениям;
г)
использование гипотез в ходе
диалога.
4)
Связать изучение логики с эристикой
и риторикой.
5) Ознакомить
студентов с основными понятиями, законами и операциями логики и с логическим
аппаратом информатики, с их использованием в устной и письменной аргументации.
6) Сформировать
у студентов навыки практической работы с логическими формами и структурами
путем лекционного разбора логических задач, коллизий и способов их разрешения.
7) Развить
у студентов привычку и вкус к логически корректному поиску информации,
построению аналитических справок, рефератов, курсовых и дипломных работ, а
также публичных выступлений.
8)
Сформировать у студентов умение
эффективно вести диалоги, критически воспринимать аргументацию оппонентов,
умение находить свои нужные аргументы и логически грамотно опровергать ложные
или недоказанные тезисы своих оппонентов.
3. Курс логики
занимает ключевое место в и
профессиональной подготовке специалистов юридического профиля, обеспечивая
выявление внутренних связей и структурирование обширного информационного и
законодательного материала, всесторонность анализа и оценки тех многочисленных
противоречивых казусов, которые требуют анализа и соответствующих санкций с
позиций права.
4. Требования к освоению студентами курса:
1)
знание теоретического материала;
2)
умение решать логические задачи;
3)
умение отыскивать в изучаемой по
другим дисциплинам литературе логические формы, законы, выявлять логическую
структуру рассуждения авторов и давать им логическую оценку;
4)
умение корректно, логически грамотно
вести диспуты, полемику, дискуссии, в том числе при работе на семинарах.
ЛОГИКА
Тема 1. Предмет логики. Основные
логические законы.
Основные этапы становления логики как науки.
Философские основы логики. Логика и язык. Логика в организации информационного
процесса. Логические аспекты информатики. Логическое и психологическое:
сходство и различия. Соотношение логики и психологии в общении и политической деятельности.
Значение логических принципов в государственно-управленческой деятельности.
Понятие логической формы. Основные типы логических форм. Отношение логического
следования. Подмены и нарушения логической формы: их последствия. Необходимость
соблюдения требований логической формы в организации информационных процессов.
Требования к логической форме в политических, юридических и управленческих
высказываниях.
Истинность и правильность. Требования закона тождества.
Последствия их нарушения в политической деятельности и в управлении. Закон
непротиворечия и его требования, последствия их нарушений. Закон
исключительного третьего: его проявления в политических и юридических
дискуссиях. Закон достаточного основания, значение его требований для
политологии и практики политической, юридической и управленческой деятельности.
Тема 2. Классическая
логика высказываний и предикатов.
Пропозициональные
связки. Язык классической логики высказываний. Таблицы истинности.
Тождественно-истинные, тождественно-ложные и выполнимые формулы. Логические
отношения между формулами. Способы правильных рассуждений логики высказываний.
Значение формализации высказываний при анализе политических, юридических и
управленческих текстов и выступлений Язык логики предикатов. Интерпретации и
модели. Общезначимые формулы и логические отношения в логике предикатов. Метод
аналитических таблиц. Функции формализации операций с предикатами в
политических и юридических дискуссиях, при обсуждении ситуаций управленческого
процесса.
Тема 3. Теория
дедуктивных рассуждений.
Основные этапы
становления теории дедуктивных рассуждений. Проблема источника общих положений
в дедукции. Соотношение дедукции и индукции. Классическое исчисление
высказываний. Классическое исчисление предикатов первого порядка. Проявление
односторонностей дедукции в построениях политологии и в рассуждениях
современных политиков и работников сферы государственного управления.
Понятие и структура
простого категорического силлогизма. Обозначение терминов. Правила терминов и
правила посылок; последствия их нарушения. Преимущества и недостатки простого
категорического силлогизма при участии в политико-юридических дискуссиях и при
составлении политических и правовых текстов.
Разделительно-категорический
силлогизм и его модусы. Типичные ошибки при использовании
разделительно-категорического силлогизма. Условно-категорический силлогизм; его
модусы. Типичные ошибки при использовании модусов условно-категорического
силлогизма. Структура условно-разделительного силлогизма. Энтимемы и эпихейремы;
характерные ошибки при их использовании. Полные и сокращенные полисиллогизмы;
их варианты. Преимущества и недостатки сложных и сложносокращенных силлогизмов
в построении политических и юридических рассуждений.
Тема 4. Понятие.
Особенности понятий как
логической формы. Виды понятий; критерии их классификации. Значение
классификации понятий в политологической и политико-правовой деятельности.
Типичные ошибки классификации понятий; их проявления в политологии,
юриспруденции и в управленческой деятельности.
Операция ограничения;
логические требования к ней. Обобщение в соотношении с ограничением. Функции
обобщения и ограничения при работе с понятиями политологии и юриспруденции.
Деление понятий и его виды. Деление по видообразующему признаку; его логические
преимущества и недостатки. Дихотомическое деление; его роль в логике и
информатике. Функции дихотомии в политической деятельности и в построении
политических и юридических рассуждений. Классификация как разновидность
деления. Типы классификации политологических и юридических понятий; их
сравнительные достоинства и недостатки.
Виды явных определений и
правила их построения. Типичные ошибки при проведении явных определений. Типы
явных определений в политологии и юриспруденции. Неявные определения; их
классификация. Роль неявных определений в политологии и юриспруденции. Типичные
нарушения требований к неявным определениям в политических и правовых теориях и
в практической деятельности государственного управления.
Тема 5. Правдоподобные
рассуждения.
Общие сведения о
правдоподобных рассуждениях. Обобщающая индукция. Особенности полной и неполной
индукции. Типичные ошибки в индуктивных умозаключениях; их проявления в
политических и юридических дискуссиях. Способы повышения степени вероятности
вывода по полной и неполной индукции.
Тема 6. Методы
установления причинных связей.
Понятие причинной
зависимости и пути ее установления. Метод сходства. Метод различия. Соединенный
метод сходства и различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков.
Преимущества и недостатки каждого из методов. Особенности и трудности их
применения при анализе причин политических событий.
Тема 7. Аналогия и
гипотеза.
Понятие аналогии.
Аналогия свойств и аналогия отношений; их различия. Аналогия как логическая
основа моделирования. Своеобразие политологического моделирования. Преимущества
и недостатки логического моделирования политических процессов. Опасности
использования аналогий в подготовке и осуществлении ответственных политических
решений и в процессах управления конкретными ситуациями.
Понятие предположения.
Логическая классификация типов предположений. Предположение и гипотеза. Виды
гипотез в политологии и юриспруденции. Логические правила построения гипотезы. Гипотезы
и версии. Правила работы с версиями в политической жизни и в управленческой
деятельности.
Тема 8. Доказательство
и опровержение.
Понятие доказательства.
Тезис, аргументы и демонстрация как основные компоненты доказательства;
требования к ним. Их взаимодействие в ходе доказательства. Апагогическое и разделительное
доказательства. Функции доказательства в политической и юридической полемике.
Понятие опровержения и его виды. Преимущества опровержения аргументов и
демонстрации. Роль опровержения в политических процессах и в юридических
дискуссиях.
Понятие паралогизма и
софизма; их сходство и различия. Паралогизмы и софизмы в политической идеологии
и аргументации. Природа ошибок «К личности» и «К публике». «Предвосхищение
основания» и «ошибка многих вопросов». Классификация ошибок доказательства и
опровержения, их логические причины. Роль ошибок доказательства и опровержения
в политической и юридической полемике.
Тема 9. Логические
основы научной теории.
Понятие научной теории.
Основные типы научных теорий. Теоретические и эмпирические понятия в научных
теориях. Особенности научных теорий в политологии и юриспруденции. Типы
взаимосвязей научных теорий. Проверка, подтверждение и оценка теорий. Понятие
научного объяснения и предвидения. Основные формы теоретических предсказаний.
Предсказания в политике и в управлении; логические условия их реализации.
Логические требования к политическим и правовым теориям; условия их соблюдения
в общественной жизни. Логические основы современных теорий организации и
управления.
ЛОГИКА
№ |
Наименование
темы |
Всего |
Аудиторные
занятия |
Самост. |
|
Лекции |
Семинары |
||||
Тема 1. |
Предмет
логики. Основные логические законы. |
4 |
2 |
— |
2 |
Тема 2. |
Классическая
логика высказываний и предикатов |
4 |
2 |
— |
2 |
Тема 3. |
Теория
дедуктивных рассуждений |
4 |
2 |
— |
2 |
Тема 4. |
Понятие |
4 |
2 |
— |
2 |
Тема 5. |
Правдоподобные
рассуждения |
4 |
2 |
— |
2 |
Тема 6. |
Методы
установления причинных связей |
4 |
2 |
— |
2 |
Тема 7. |
Аналогия
и гипотеза |
4 |
2 |
— |
2 |
Тема 8. |
Доказательство
и опровержение |
4 |
2 |
— |
2 |
Тема 9. |
Логические
основы научной теории |
4 |
2 |
— |
2 |
|
Итого: |
36 |
18 |
— |
18 |
Форма итогового
контроля – зачёт.
Базовые учебники
1.
Багаров
В. А., Маркин В. И. Основы логики. – М., 1998.
2.
Гетманова
А. Д. Логика. – М.,1999.
3.
Кириллов
В. И., Старченко А. А. Логика. – М., 2001.
Дополнительные учебники и учебные пособия
4.
Брюшинкин
В. Н. Практический курс логики для гуманитариев. – М., 1996.
5.
Войшвилло
Е. К., Дегтярев М. Г. Логика с элементами эпистемологии и научной
методологии. – М., 1994.
6.
Дегтярев
М. Г., Хмелевская С. А. Логика. – М.: «ПЕРсэ», 2003.
7.
Ивин
А. А. Логика для журналистов (учебное пособие для вузов). – М.: «Аскент
Пресс», 2002.
8.
Ивин
А. А. Основания логики оценок. – М., 1970.
9.
Ивлев
Ю. В. Логика. – М., 1992.
10.
Кириллов
В. И. Логика: Учебник для юридических вузов – 5-ое изд. – М.: Юристъ, 2003.
11.
Малахов
В. П. Логика для юристов. – М.-Екатеринбург, 2002.
12.
Никифоров
А. Л. Логика. – М.: Весь мир, 2001.
13.
Сарычев
Е.В. Современная логика и основы речевого общения: Учеб. пособие ГАУ. –М.,1995.
14.
Скорик
Е. Д. Логика в схемах. – М:. Прометей, 2004.
15.
Упражнения
по логике / Под ред. проф. В.И. Кириллова. – М., 1993.
Дополнительная литература
16.
Алексеев
А. П. Аргументация. Познание. Общение. – М., 1991.
17.
Жоль
А. А. Логика в лицах и символах. – М., 1993.
18.
Клини
С. Математическая логика. – М., 1973.
19.
Кэррол
Л. Логическая игра. – М.: Наука, 1991.
20.
Мельников
В. Н. Логические задачи. – М.: Высшая Школа, 1989.
21.
Поварнин
С. И. Спор. О теории и практике спора // Вопросы философии. –
1990 – № 3.
22.
Уолтон
Д. Аргументы ad hominem = Ad
Hominem Arguments. - М.: Институт Фонда
«Общественное мнение», 2002.
23.
Шуман
А. Н. Философская логика: Истоки и эволюция. – Минск: Экономпресс, 2001 (Философский лексикон: Семиотика и логика).
Справочная литература
24.
Горский
Д. П., Ивин А. А., Никифоров А. А. Краткий словарь по логике. –
М., 2000.
25.
Ивин
А.А., Никифоров А.Л. Словарь по логике. – М.: ВЛАДОС, 1998.
26.
Кондаков
Н. И. Словарь-справочник по логике. – М., 1975.
27.
Краткий
словарь по логике / Под ред. Д. П. Горского. – М., 1993.