Министерство иностранных дел
Российской Федерации
____________________________________________________________
Московский государственный институт
международных отношений (Университет)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
МГИМО (У) МИД РФ
____________ В. Б. КИРИЛЛОВ
«____» ______________ 2004 г.
Кафедра философии
Программа спецкурса по
выбору
«ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА
ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ»
Москва
2004
Программа разработана в соответствии с требованиями
государственных образовательных стандартов по следующим направлениям и
специальностям высшего профессионального образования:
Примерный
перечень вопросов для самостоятельной работы, вопросы к зачёту по всему курсу
Составители программы:
к. ф. н., профессор кафедры
философии Володин В. М.
д. ф. н., профессор кафедры
философии Глаголев B. C.
Программа рассмотрена
на заседании кафедры философии МГИМО (У)
от 11.11.2004 г.
(протокол № 3)
Цели и задачи спецкурса
«Психология и
этика деловых отношений»
1. Цель курса.
На основе предшествующего
изучения учебных курсов по общей и социальной психологии и философским основам
этических учений обеспечить освоение студентами отделений PR и международного
туризма ф-та МЖ ключевых принципов психолого-этических аспектов делового
общения, приобретение навыков оптимального поведения в разнообразных ситуациях,
оптимизации необходимых психологических условий в служебной обстановке,
особенно при осуществлении деловых межэтнических и межнациональных контактов.
2. Задачи курса.
Анализ вербальных и
невербальных способов общения и специфики их проявлений в связях с
общественностью и при организации международных туристических поездок,
раскрытие особенностей публичных выступлений и этику деловых встреч, проведения
семинаров и презентаций.
3. Требования к освоению студентами курса:
Студент должен знать:
Студент должен иметь навыки:
ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Тема 1. Средства и возможности делового общения.
Цели и задачи курса. Понятия и виды делового общения;
соотношение его профессионального, психологического и этического компонентов.
Вербальное и невербальное общение; условия их взаимодействия; речь, позы и
жесты. Психолого-этические нормы общения по телефону и другим средствам связи.
Правила ведения делового телефонного разговора в роли инициатора и в роли
абонента. Использование технических средств офиса в организации и осуществлении
дистантных форм делового общения.
Тема 2. Визитная карточка и почтовые отправления в
деловом общении.
Визитная карточка, её назначение и функции в деловой
жизни. Виды визитных карточек. Приёмы вручения и опыт использования визитных
карточек для поддержания деловых связей. Требования к оформлению визитных
карточек.
Роль письменного делового общения в системе деловых
отношений.
Формы и виды письменного делового общения. Требования
делового этикета к: а) резюме, б) рекомендательному письму, в) письму-отказу;
г) письму-уведомлению и т.д.
Тема 3. Приветствие, представление и закрепление
знакомства.
Правила приветствия в деловой сфере. Представление и
титулование; виды титулов. Знаки внимания в современной деловой практике; их
функции и дифференциация. Назначение подарков в современной деловой практике;
их рациональное использование. Правила делового этикета, действующие при
получении и вручении подарков.
Тема 4. Представительское общение.
Понятие представительского общения как особой формы
делового общения. Цели представительского общения и формы его организации.
Имидж: особенности и технология его создания. Функции правдивой и уклончивей
информации о представительских интересах и целях. Обман и кризис доверия в
отношениях между возможными или реальными партнерами по представительскому
общению. Основные требования к личным качествам, манерам и внешнему облику
личности представителя. Способы формирования заинтересованности потенциальных
партнеров. Роль вербальной, наглядной, цифровой и графической информации в
представительском общении. Требования неукоснительного выполнения обязательств,
предупредительности в отношениях с партнерами. Психологические особенности
представительских отношений в формах международно-политического и
межнационального общения.
Тема 5. Нормы делового этикета на презентациях,
выставках, ярмарках.
Цели и задачи презентации, её виды. Содержание
презентации, методы её проведения. Требования делового этикета для фирмы,
организующей презентацию, и для приглашённых. Рекомендации выступающему на
презентации. Роль и место выставок и ярмарок в развитии деловых отношений.
Задачи выставок и ярмарок. Формы и виды деловых отношений, складывающихся на
выставке (ярмарке). Морально-психологический фон ярмарочных, выставочных и
презентационных мероприятий.
Тема 6. Этико-психологические аспекты организации
встреч, симпозиумов, совещаний.
Психологические нормы деловой встречи гостя.
Обеспечение доставки в автомобиле, расчет маршрута движения, порядок встречи
официальными представителями принимающей стороны. Условия обеспечения
психологического комфорта при организации деловых совещаний, симпозиумов,
конференций; этические аспекты формального и неформального общения на деловых
встречах. Ведение деловой беседы и её этапы: начало, информирование
присутствующих и обоснование выдвигаемых положений, завершение. Подготовка и
проведение делового совещания; функции и роль ведущего: организация и ведение
дискуссий; этапы принятия решений. Рассмотрение пожеланий другой стороны;
завершение делового совещания и составление его протокола, коммюнике и т.п.
Тема 7. Психологические особенности переговоров как
формы делового общения.
Специфика переговоров как формы делового общения.
Предметная, организационная и субъектная сторона переговоров. Психологическое
значение субъектной стороны переговоров. Определение реальной специфики
переговорного процесса.
Критерии классификации видов переговоров: целевая
ориентация, характер предмета, сфера социальной деятельности. Деление переговоров
по типу целевой установки: конструктивно-организующие, деструктивные,
выжидательные. Деление по особенностям видов социальной деятельности:
политические, административно-организационные, переговоры в сфере гражданских
отношений, торговые переговоры. Психологические особенности каждого из видов
переговоров.
Основные функции переговоров: информативная,
коммуникативная, регулятивно-координационная, контрольная. Особенности этапов
переговорного процесса. Подготовка к переговорам, ее организационные аспекты:
формирование делегации на переговорах. Проблемы содержательной подготовки:
определение проблем по месту и целям, выработка общего подхода с элементами
стратегии и тактики, определение возможных вариантов решения. Идентификация
интересов сторон, целостной и промежуточных позиций. Использование при
подготовке методов «балансных листов» и «мозгового штурма», их содержание. Индивидуальные
и коллективные формы подготовки переговоров.
Решения как главный итог переговоров. Основные типы
решений: компромиссные, «принципиально новые» и «асимметричные». Способы их
достижения.
Технология ведения переговоров. Этапы переговорного
процесса. Способы представления позиции на переговорах. Тактические приемы
процесса: «уход», «выжидание», «салями», «пакетирование», «выдвижение
требований в последний момент», «упреждающая аргументация» и т.п. Использование
посредников: позитивные и негативные аспекты приёма. Учет национально
психологических особенностей партнера по переговорам, его личностных качеств,
приемов доверительности и ограничения информации об интересах и т.д.
Тема 8. Психология делового общения с аудиторией.
Аудиторное деловое общение, его организации.
Асимметрия субъектной ответственности и прерогатив сторон в аудиторном общении.
Подготовка к аудиторному общению со стороны активного субъекта процесса:
изучение особенностей аудитории, определение основной установки на этот вид
общения, отбор средств формирования элементов самостоятельности аудитории,
обратной связи, средств коммуникации. Элементы «субъект-объектной» и
«субъект-субъектной» связи в аудитории, их психологические особенности и
последствия.
Типы аудиторий и критерии их выделения: учебная аудитория,
научно-дискуссионная, официально-деловая, аудитория
агитационно-пропагандистского и нравственно-воспитательного воздействия. Другие
объективные и психологические характеристики типов аудиторий.
Подготовка к аудиторному общению. Понятие
«аудирования», мотивы аудирования: интеллектуально-информационные,
нравственно-воспитательные, агитатационно-пропагандистские, эстетические,
организационные. Их характеристика и психологические особенности.
Аудиторное общение как процесс. Роль устной речи и
других коммуникативных средств в аудиторном общении. Приемы устного общения,
типичные ошибки такого общения в различных аудиториях и их организационно-психологические
причины. Понимание и объяснение. Аргументированность и ее источники.
Соотношение информации и убеждения. Системы ценностей и требования их
однозначности и непротиворечивости. Типичные психологические ошибки выбора
систем ценностей и оперирования ценностными аргументами. Неречевые средства
коммуникации. Их целевое назначение и функциональная роль: средства запоминания;
функция экономии аудиторного времени и увеличения его содержательной емкости;
средство создания стереотипа; средство добавочной коммуникации; средства
персонализации аудитории и предлагаемых идей и т.п. Средства активизации аудитории,
особенности их применения для разных видов аудиторий. Специфика заочного
общения с аудиторией, в том числе выступлений по радио и телевидению.
Психологические особенности других сторон технологии аудиторного общения.
Проявление высокой культуры и бескультурья в аудиторном общении, их влияние на
уровень эффективности.
Тема 9. Этико-психологические аспекты работы
переводчика.
Роль переводчика в деловых отношениях международного
уровня. Функции и обязанности переводчика. Типичные злоупотребления услугами
переводчика стороны-организатора перевода и гостей. Типичные ошибки поведения
переводчика в официальных и неофициальных встречах с членами иностранных
делегаций. Работа и поведение переводчика в условиях застолья. Оценка работы
переводчика его руководителями.
Тема 10. Психология и этика межнационального делового
общения.
Психологическое и этикетное взаимодействие
представителей разных этно-национальных культур в деловом общении. Российские и
зарубежные особенности делового этикета. Религиозная компонента в деловом межнациональном
общении: её проявления в разных социокультурных ситуациях. Разнообразие
национальных стилей ведения переговоров и поведения делегаций на них.
Необходимость учёта национально-культурных особенностей каждого из участников
межнационального диалога; варианты достижения компромиссов и уклонения от
конфликтов и случайных недоразумений. Проблема преодоления в межнациональном
деловом общении стереотипных представлений, подходов и оценок. Психология и
тактика толерантности в межнациональном общении; её лимиты; способы сохранения
национального достоинства при возникновении недоразумений и конфликтных
ситуаций в официальном и неофициальном общении международного уровня.
Тема 11. Этико-психологические аспекты делового
общения в коллективе.
Организационная структура коллектива: формальная и
неформальная. Рассмотрение «структуры» как существование в данном коллективе
относительно постоянного образца взаимосвязей его членов и их связей с этим
коллективом в целом. Факторы, влияющие на организационную структуру первичного
коллектива: характер задач, стоящих перед коллективом; особенности организации
труда; социально-демографические, социальные и психологические особенности
членов коллектива; особенности взаимоотношений между руководителями и
подчиненными – их роль в поддержании стабильности в коллективе.
Морально-психологический климат коллектива как
показатель успешного развития этой социально-психологической общности.
Компоненты морально-психологического климата: социальный оптимизм, нравственная
воспитанность, психологическая совместимость и товарищеская взаимопомощь членов
коллектива. Формирование ценностных установок коллектива.
Социально-психологический анализ конфликтов в
производственном коллективе. Межличностные и межгрупповые конфликты. Типы
социально-психологических производственных конфликтов: препятствие достижению
основных целей совместной трудовой деятельности; препятствие достижению личных
целей совместной трудовой деятельности; действия, противоречащие принятым
нормам; личные конфликты.
Роль лидера коллектива. Различие между ролями
руководителя и лидера. Установление приоритета коллективности. Эффективный
стиль руководства коллективом. Стиль руководства для рабочих групп разной
социальной зрелости.
Функции критики как обязательной составляющей
служебно-деловой деятельности. Этические требования к критике. Этические
рекомендации: а) для критикующего; б) для критикуемого. Зависимость
результативности критики от степени её аргументированности и формы изложения.
Тема 12. Гендерные аспекты деловых отношений.
Одежда и внешний вид делового мужчины: консерватизм,
умеренность, аккуратность и пр. Требования к деловой одежде и обуви, к причёске
и аксессуарам и т.д. Ошибки и промахи в формировании облика делового мужчины.
Особенности деловой одежды женщины. Роль причёски, украшений, макияжа и пр. во
внешнем облике деловой женщины.
Мужской и женский стили повседневных деловых
отношений: их плюсы и минусы в межгендерных конфликтах и позициях в офисах.
Феномен «служебного романа», его влияние на деловое общение в коллективе. Пути
совершенствования психологического климата в деловом коллективе.
ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
№ |
Наименование темы |
Всего |
Аудиторные занятия |
Самост. |
|
Лекции |
Семинары |
||||
1 |
Предмет и задачи курса. Правила использования оргтехники в деловом общении |
4 |
2 |
— |
2 |
2 |
Формирование установок на содержательное деловое общение: общие требования |
4 |
2 |
— |
2 |
3 |
Правила общения с клиентами системы PR |
4 |
2 |
— |
2 |
4 |
Нормы и правила общения с коллегами |
4 |
2 |
— |
2 |
5 |
Психологические основы взаимодействия подчинённых с начальством |
4 |
2 |
— |
2 |
6 |
Заочное общение в системе PR |
4 |
2 |
— |
2 |
7 |
Подготовка к публичному выступлению |
4 |
2 |
— |
2 |
8 |
Типичные психологические ошибки публичных выступлений |
4 |
2 |
— |
2 |
9 |
Оценка деловых качеств при опросах и анкетировании |
4 |
2 |
— |
2 |
10 |
Психологические основы подготовки деловых совещаний и конференций |
4 |
2 |
— |
2 |
11 |
Этикет во взаимодействии делового и приватного общения |
4 |
2 |
— |
2 |
12 |
Этно-национальные особенности делового общения |
12 |
6 |
— |
6 |
13 |
Правила предотвращения конфликтов в межнациональном деловом общении |
4 |
2 |
— |
2 |
14 |
Письменный зачёт по курсу. Разбор типичных ошибок. |
2 |
2 |
— |
— |
|
Итого: |
62 |
32 |
|
30 |
Форма
итогового контроля – зачёт.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПСИХОЛОГИИ И ЭТИКЕ ДЕЛОВЫХ
ОТНОШЕНИЙ
Базовые
учебники
1.
Бороздина Г. В.
Психология делового общения: Учебное пособие. – М., Инфра-М., 1988.
2.
Кузин Ф. А.
Культура делового общения: Практическое пособие. – М., 1996.
3.
Розанова В. А.
Психология управления: Учебное пособие. –2-ое
изд., перераб., доп. – М., 2000
Дополнительные
учебники и учебные пособия
4.
Льюис
Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе: От столкновения к
взаимопониманию. – М.: Дело, 1999.
5.
Психология
и этика делового общения / Под ред. проф. В. И. Лавриненко. –
М., 1977.
Дополнительная
литература
6.
Ботавина Р. Н.
Этика деловых отношений. – М.: Финансы и статистика, 2001.
7.
Ваш зарубежный партнёр:
переписка, документация, контакты. – М.: МП «Технология», 1992.
8.
Вудвок М., Фрэнсис Д.
Раскрепощенный менеджер. – М., 1992.
9.
Деловой протокол этикета.
– М.: ИЦ Коринф, 1992.
10.
Иванов А.С. Штрихи к
национальным стилям (страны Запада) // Деловой визит. –1998. – № 7. –
С. 35-37.
11.
Иванов А.С. Штрихи к
национальным стилям (страны Востока) // Деловой визит. –1998. – № 9.
– С. 43-45.
12.
Лебедева М. М.
Вам предстоят переговоры. – М.: Экономика, 1993.
13.
Пиз А. Язык
телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам. – Нижний Новгород: Ай-Кью,
1992.
14.
Попов В. И.
Современная дипломатия: Теория и практика. – М., Научная книга, 2000.
15.
Сафронов В. И.
Культура общения: Конспект лекций. – М.: Мир книги, 1992.
16.
Холопова Т. Н.,
Лебедева М. М. Протокол и этикет для деловых людей. – М.: ИНФРА – М;
АНКИЛ, 1994.
17.
Фишер Ю. У. На
пути к согласию. - М., 1992.
18.
Шихирев П. Н.
Этические принципы ведения дел в России. – М.: Финансы и статистика, 1999.