Министерство иностранных дел
Российской Федерации

____________________________________________________________

Московский государственный институт международных отношений (Университет)

УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
МГИМО (У) МИД РФ

____________ В. Б. КИРИЛЛОВ
«____» ______________ 2004 г.

Кафедра философии

Программа спецкурса по выбору
«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва
2004


 

 

 

 

Цели и задачи курса

Содержание курса

Распределение часов курса

Примерный перечень вопросов к зачёту

Список литературы

 

 

 

 

Составитель программы:

к. филос. н., доцент Самарин А.Н.

 

 

 

 

Программа рассмотрена
на заседании кафедры философии МГИМО (У)
от 11.11.2004 г.
(протокол № 
3)

 


Цели и задачи спецкурса «Психология и педагогика»

Задачей курса является ознакомление студентов с особенностями  развития психологии и педагогики, с их основными концепциями, школами, воспитательно-образовательными парадигмами. Первостепенное место отводится наиболее значительным теориям личности, которые рассматриваются в педагогическом аспекте. Наибольшее внимание уделяется тем из классических подходов, которые внесли заметный вклад в становление детской и педагогической психологии. В этом контексте предполагается обсуждение с молодыми людьми и повседневных проблем воспитания и образования.


Содержание курса

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Тема 1.     Психология как наука. История развития психологических идей.

Тема 2.     Становление педагогики и педагогической психологии. Образовательно-воспитательные модели и педагогические категории.

Тема 3.     З. Фрейд: формирование классического психоанализа.

Тема 4.     «Топография» психической жизни и структура личности в психоанализе.

Тема 5.     Стадии развития личности ребенка, по Фрейду.

Тема 6.     Личность – в массе: Версия Г. Лебона и З. Фрейда.

Тема 7.     Вклад А. Адлера в психологию детства: комплекс неполноценности и социальный интерес.

Тема 8.     Э. Берн: трансакционный анализ психического развития детей. Поведенческие «сценарии» и их роль.

Тема 9.     Теория жизненных циклов Э. Эриксона: педагогический аспект.

Тема 10.   К. Хорни об общественной природе неврозов. Психологические проблемы подросткового возраста.

Тема 11.   Типологические модели личностных аномалий. Акцентуации в детском возрасте. (П. Ганнушкин, К. Леонгард, А. Личко).

Тема 12.   А. Маслоу и В. Франкл о поиске жизненных смыслов.

Тема 13.   Антропология и гуманистический психоанализ Э. Фромма. Концепция социального характера.

Тема 14.   К. Г. Юнг: учение о коллективном бессознательном.

Тема 15.   Использование психологической типологии Юнга в процессе воспитания.

Тема 16.   Трансперсональная психология С. Грофа. Базовые перинатальные матрицы, их влияние на личностное развитие.

Тема 17.   Нейро-лингвистическое программи-рование (НЛП) в педагогике.

Тема 18.   Работа с группой. Групповые процессы и конфликты.


Распределение часов курса

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА


п/п

Наименование тем разделов

Всего

Аудиторные занятия

Самост.
работа

Лекции

Семинары

Тема 1.

Психология как наука. История развития психологических идей.

4

2

2

Тема 2.

Становление педагогики и педагогической психологии. Образовательно-воспитательные модели и педагогические категории.

4

2

2

Тема 3.

З. Фрейд: формирование классического психоанализа.

4

2

2

Тема 4.

«Топография» психической жизни и структура личности в психоанализе.

4

2

2

Тема 5.

Стадии развития личности ребенка по Фрейду.

4

2

2

Тема 6.

Личность – в массе: Версия Г. Лебона и З. Фрейда.

4

2

2

Тема 7.

Вклад А. Адлера в психологию детства: комплекс неполноценности и социальный интерес.

4

2

2

Тема 8.

Э. Берн: трансакционный анализ психического развития детей. Пове-денческие «сценарии» и их роль.

4

2

2

Тема 9.

Теория жизненных циклов Э. Эриксона: педагогический аспект.

4

2

2

Тема 10.

К. Хорни об общественной природе неврозов. Психологические проблемы подросткового возраста.

4

2

2

Тема 11.

Типологические модели личностных аномалий. Акцентуации в детском возрасте. (П. Ганнушкин, К. Леонгард, А. Личко).

4

2

2

Тема 12.

А. Маслоу и В. Франкл о поиске жизненных смыслов.

4

2

2

Тема 13.

Антропология и гуманистический психоанализ Э. Фромма. Концепция социального характера.

4

2

2

Тема 14.

К. Г. Юнг: учение о коллективном бессознательном.

4

2

2

Тема 15.

Использование психологической типологии Юнга в процессе воспитания.

 

2

2

Тема 16.

Трансперсональная психология С. Грофа. Базовые перинатальные матрицы, их влияние на личностное развитие.

 

2

2

Тема 17.

Нейро-лингвистическое программи-рование (НЛП) в педагогике.

 

2

2

Тема 18.

Работа с группой. Групповые процессы и конфликты.

4

2

2

 

Итого:

72

36

36

Форма итогового контроля – зачёт.

 

 


Список литературы по психологии и педагогике

Базовые учебники

1.                Лютова С. Н. Социальная психология личности (теория и практика): Курс лекций: Учебное пособие. – М.: МГИМО, 2002.

2.                Радугин А. А. Психология и педагогика. – М., 1999.

3.                Самарин А. Н. Основы социальной психологии. – М., 1999.

4.                Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997.

Дополнительные учебники и учебные пособия

5.                Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 1996.

6.                Володин В. М., Панфилова Т. В. Психология. – М., 1997.

7.                Гозман Л., Шестопал Е.. Политическая психология. – М., 1996.

8.                История психологии: Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина и др. – М.: Изд-во МГУ, 1992.

9.                Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.

10.           Майерс Д.Социальная психология. – СПб., 1997.

11.           Петровский А., Ярошевский М. История психологии. – М., 1994.

12.           Психология и психоанализ характера: Хрестоматия. – Самара, 1997.

13.           Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000.

14.           Роджерс К. К науке о личности: История зарубежной психологии. – М., 1986.

15.           Холл К., Линдсей Г. Теории личности. – М., 1997.

16.           Шихирев П. Н. Современная социальная психология. – М, 1999.

17.           Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. – СПб., 1998.

18.           Элитное образование: мировой опыт и модель МГИМО. – М., 2002.

19.           Ярошевский М. Г. История психологии. – М., 1976.

20.           Ярошевский М. Г. Краткий курс истории психологии. М., 1995.

Дополнительная литература

21.           Адлер А. Наука жить. – Киев, 1997.

22.           Адлер А. Практика, теория индивидуальной психологии. М., 1995.

23.           Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. – М. 2000.

24.           Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Спб., 1991.

25.           Берн Э. Игры, в которые играют люди. Спб., 1992.

26.           Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб.: СОЮЗ, 1999.

27.           Выготский Л. С. Мышление и речь. – М.,1996.

28.           Гроф С. Холотропное сознание. – М.,1996.

29.           Дольто Ф. На стороне подростка. – М. 2001.

30.           Капра Ф. Уроки мудрости

31.           Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. – СПб.: Евразия, 1997.

32.           Маслоу А. Психология бытия. М., 1997.

33.           Мей Р. Любовь и воля. – М., 1997.

34.             Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. – М.: Наука, 1988 (Этнографическая библиотека).

35.           Морено Дж. Театр спонтанности. – Красноярск, 1993.

36.           Московичи С. Век толп. – М.1996.

37.           Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека. – М.: Прогресс, 1998.

38.           Снайдер Ди. [Ди Снайдер]. Курс выживания для подростков. – М., 1996; в Сети по адресу: www.biblioteka.agava.ru/kurs_vyzhivan-1.htm

39.           Снайдер Ди.[Ди Снайдер] Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. – М., 1999.

40.           Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. – М.: Прогресс, 1990 (Библиотека зарубежной психологии).

41.           Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1991 (Классики науки).

42.           Фрейд З. “Я” и “Оно”. Труды разных лет. – Кн. 1-2. – Тбилиси: Мерани, 1991.

43.           Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 1994 (Мыслители XX века).

44.           Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика, 1992 (Мыслители XX века).

45.           Фромм Э. Искусство любить. – М., 1990.

46.           Фомичева И.Г. Философия образования. Новосибирск, 2004.

47.           Хорни К. Психология женщины. – М., 1995, 1997; то же: Женская психология. – СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1993 (Библиотека психоаналитической литературы / Шедевры мировой науки).

48.           Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: Ленато, АСТ, Фонд “Университетская книга”, 1996.

49.           Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996 (Библиотека зарубежной психологии).

50.           Юнг К. Г. Психологические типы. – М., 1998; то же: СПб.: Ювента - М.: Прогресс, 1995 (Библиотека зарубежной психологии).

51.           Юнг К. Г. Психология бессознательного. – М.: Канон, 1994 (История психологии в памятниках).

52.           Юнг К. Г. Сознание и бессознательное. – М., 1997.

53.           Юнг К. Г. Человек и его символы. – М., 1998.

 

Справочная литература

54.           Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х тт. – М., 1992.

55.           Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского) – М., 1995.

56.           Психологический энциклопедический словарь. – М., 1997.

 

 

 

 

Hosted by uCoz