Министерство иностранных дел
Российской Федерации
____________________________________________________________
Московский государственный институт
международных отношений (Университет)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
МГИМО (У) МИД РФ
____________ В. Б. КИРИЛЛОВ
«____» ______________ 2004 г.
Кафедра философии
Программа спецкурса по
выбору
«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»
Москва
2004
Примерный
перечень вопросов к зачёту
Составитель программы:
к. филос. н., доцент Самарин
А.Н.
Программа рассмотрена
на заседании кафедры философии МГИМО (У)
от 11.11.2004 г.
(протокол № 3)
Цели и задачи
спецкурса «Психология и педагогика»
Задачей курса
является ознакомление студентов с особенностями развития психологии и педагогики, с их основными концепциями,
школами, воспитательно-образовательными парадигмами. Первостепенное место
отводится наиболее значительным теориям личности, которые рассматриваются в
педагогическом аспекте. Наибольшее внимание уделяется тем из классических
подходов, которые внесли заметный вклад в становление детской и педагогической
психологии. В этом контексте предполагается обсуждение с молодыми людьми и
повседневных проблем воспитания и образования.
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Тема 1. Психология как наука. История развития
психологических идей.
Тема 2. Становление педагогики и педагогической
психологии. Образовательно-воспитательные модели и педагогические категории.
Тема 3. З. Фрейд: формирование классического
психоанализа.
Тема 4. «Топография» психической жизни и структура
личности в психоанализе.
Тема 5. Стадии развития личности ребенка, по
Фрейду.
Тема 6. Личность – в массе: Версия Г. Лебона и
З. Фрейда.
Тема 7. Вклад А. Адлера в психологию детства:
комплекс неполноценности и социальный интерес.
Тема 8. Э. Берн: трансакционный анализ
психического развития детей. Поведенческие «сценарии» и их роль.
Тема 9. Теория жизненных циклов Э. Эриксона:
педагогический аспект.
Тема 10. К. Хорни об общественной природе неврозов.
Психологические проблемы подросткового возраста.
Тема 11. Типологические модели личностных аномалий.
Акцентуации в детском возрасте. (П. Ганнушкин, К. Леонгард, А. Личко).
Тема 12. А. Маслоу
и В. Франкл о поиске жизненных смыслов.
Тема 13. Антропология и гуманистический психоанализ Э. Фромма. Концепция социального характера.
Тема 14. К. Г. Юнг: учение о коллективном бессознательном.
Тема 15. Использование психологической типологии Юнга
в процессе воспитания.
Тема 16. Трансперсональная психология С. Грофа. Базовые перинатальные матрицы, их влияние на
личностное развитие.
Тема 17. Нейро-лингвистическое программи-рование (НЛП)
в педагогике.
Тема 18. Работа с группой. Групповые процессы и
конфликты.
№ |
Наименование
тем разделов |
Всего |
Аудиторные занятия |
Самост. |
|
Лекции |
Семинары |
||||
Тема 1. |
Психология как наука. История развития
психологических идей. |
4 |
2 |
— |
2 |
Тема 2. |
Становление педагогики и педагогической психологии.
Образовательно-воспитательные модели и педагогические категории. |
4 |
2 |
— |
2 |
Тема 3. |
З. Фрейд: формирование классического
психоанализа. |
4 |
2 |
— |
2 |
Тема 4. |
«Топография» психической жизни и структура личности
в психоанализе. |
4 |
2 |
— |
2 |
Тема 5. |
Стадии развития личности ребенка по Фрейду. |
4 |
2 |
— |
2 |
Тема 6. |
Личность – в массе: Версия Г. Лебона и
З. Фрейда. |
4 |
2 |
— |
2 |
Тема 7. |
Вклад А. Адлера в
психологию детства: комплекс неполноценности и социальный интерес. |
4 |
2 |
— |
2 |
Тема 8. |
Э. Берн: трансакционный анализ психического
развития детей. Пове-денческие «сценарии» и их роль. |
4 |
2 |
— |
2 |
Тема 9. |
Теория жизненных циклов Э. Эриксона:
педагогический аспект. |
4 |
2 |
— |
2 |
Тема 10. |
К. Хорни об общественной природе неврозов.
Психологические проблемы подросткового возраста. |
4 |
2 |
— |
2 |
Тема 11. |
Типологические модели личностных аномалий.
Акцентуации в детском возрасте. (П. Ганнушкин, К. Леонгард, А. Личко). |
4 |
2 |
— |
2 |
Тема 12. |
А. Маслоу и
В. Франкл о поиске жизненных смыслов. |
4 |
2 |
— |
2 |
Тема 13. |
Антропология и гуманистический
психоанализ Э. Фромма. Концепция
социального характера. |
4 |
2 |
— |
2 |
Тема 14. |
К. Г. Юнг: учение о коллективном бессознательном. |
4 |
2 |
— |
2 |
Тема 15. |
Использование психологической типологии Юнга в
процессе воспитания. |
|
2 |
— |
2 |
Тема 16. |
Трансперсональная
психология С. Грофа. Базовые
перинатальные матрицы, их влияние на личностное развитие. |
|
2 |
— |
2 |
Тема 17. |
Нейро-лингвистическое программи-рование (НЛП) в
педагогике. |
|
2 |
— |
2 |
Тема 18. |
Работа с группой. Групповые процессы и конфликты. |
4 |
2 |
— |
2 |
|
Итого: |
72 |
36 |
— |
36 |
Форма
итогового контроля – зачёт.
Список литературы по психологии и педагогике
Базовые учебники
1.
Лютова С. Н. Социальная психология личности (теория и
практика): Курс лекций: Учебное пособие. – М.: МГИМО, 2002.
2.
Радугин А. А.
Психология и педагогика. – М., 1999.
3.
Самарин А. Н. Основы
социальной психологии. – М., 1999.
4.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. –
СПб., 1997.
Дополнительные
учебники и учебные пособия
5.
Андреева Г. М. Социальная психология. –
М., 1996.
6.
Володин В. М.,
Панфилова Т. В. Психология. – М., 1997.
7.
Гозман Л.,
Шестопал Е.. Политическая психология. – М., 1996.
8.
История психологии: Тексты / Под ред.
П. Я. Гальперина и др. – М.: Изд-во МГУ, 1992.
9.
Крайг Г. Психология
развития. – СПб., 2000.
10.
Майерс Д.Социальная
психология. – СПб., 1997.
11.
Петровский А.,
Ярошевский М. История психологии. – М., 1994.
12.
Психология и психоанализ
характера: Хрестоматия. – Самара, 1997.
13.
Райс Ф. Психология
подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000.
14.
Роджерс К. К науке о
личности: История зарубежной психологии. – М., 1986.
15.
Холл К.,
Линдсей Г. Теории личности. – М., 1997.
16.
Шихирев П. Н.
Современная социальная психология. – М, 1999.
17.
Шульц Д., Шульц С.
История современной психологии. – СПб., 1998.
18.
Элитное образование: мировой
опыт и модель МГИМО. – М., 2002.
19.
Ярошевский М. Г.
История психологии. – М., 1976.
20.
Ярошевский М. Г.
Краткий курс истории психологии. – М., 1995.
Дополнительная
литература
21.
Адлер А.
Наука жить. – Киев, 1997.
22.
Адлер А. Практика,
теория индивидуальной психологии. – М., 1995.
23.
Бандура А.,
Уолтерс Р. Подростковая агрессия. – М. 2000.
24.
Берн Э. Введение в психиатрию
и психоанализ для непосвященных. – Спб., 1991.
25.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. – Спб.,
1992.
26.
Выготский Л. С.
Вопросы детской психологии. – СПб.: СОЮЗ, 1999.
27.
Выготский Л. С.
Мышление и речь. – М.,1996.
28.
Гроф С.
Холотропное сознание. – М.,1996.
29.
Дольто Ф.
На стороне подростка. – М. 2001.
30.
Капра Ф.
Уроки мудрости
31.
Маслоу А.
Дальние пределы человеческой психики. – СПб.: Евразия, 1997.
32.
Маслоу А. Психология бытия. – М.,
1997.
33.
Мей Р. Любовь и воля. –
М., 1997.
34.
Мид М.
Культура и мир детства: Избранные произведения. – М.: Наука, 1988 (Этнографическая библиотека).
35.
Морено Дж. Театр
спонтанности. – Красноярск, 1993.
36.
Московичи С. Век толп. – М.1996.
37.
Роджерс К.
Взгляд на психотерапию: Становление человека. – М.: Прогресс, 1998.
38.
Снайдер
Ди. [Ди Снайдер]. Курс выживания для подростков. – М., 1996; в Сети по адресу: www.biblioteka.agava.ru/kurs_vyzhivan-1.htm
39.
Снайдер
Ди.[Ди Снайдер] Практическая
психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. – М., 1999.
40.
Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. – М.: Прогресс, 1990 (Библиотека зарубежной психологии).
41.
Фрейд
З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1991 (Классики науки).
42.
Фрейд З.
“Я” и “Оно”. Труды разных лет. – Кн. 1-2. – Тбилиси: Мерани, 1991.
43.
Фромм Э. Анатомия
человеческой деструктивности. – М.: Республика, 1994 (Мыслители XX века).
44.
Фромм Э. Душа человека.
– М.: Республика, 1992 (Мыслители XX
века).
45.
Фромм Э. Искусство
любить. – М., 1990.
46.
Фомичева И.Г. Философия
образования. Новосибирск, 2004.
47.
Хорни К. Психология
женщины. – М., 1995, 1997; то же: Женская психология. – СПб.:
Восточно-Европейский институт психоанализа, 1993 (Библиотека психоаналитической литературы / Шедевры мировой науки).
48.
Эриксон Э.
Детство и общество. – СПб.: Ленато, АСТ, Фонд “Университетская книга”, 1996.
49.
Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996 (Библиотека зарубежной психологии).
50.
Юнг К. Г.
Психологические типы. – М., 1998; то же:
СПб.: Ювента - М.: Прогресс, 1995 (Библиотека
зарубежной психологии).
51.
Юнг К. Г.
Психология бессознательного. – М.: Канон, 1994 (История психологии в памятниках).
52.
Юнг К. Г.
Сознание и бессознательное. – М., 1997.
53.
Юнг К. Г.
Человек и его символы. – М., 1998.
Справочная
литература
54.
Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х тт. –
М., 1992.
55.
Краткий психологический
словарь / Под ред. А. В. Петровского,
М. Г. Ярошевского) – М., 1995.
56.
Психологический энциклопедический словарь. – М., 1997.