ГЛОБАЛЬНАЯ ДЕРЕВНЯ
Понятие “глобальная
деревня” ввел канадский философ и
культуролог М. Маклуэн (1911-1980).
М.
Маклуэн:
“Земной шар, “обвязанный”
электричеством, не больше деревни”.
Скорость
электричества примерно 300 тысяч км/сек.
Связь с помощью электричества - это
мгновенная связь. Распространение
связи посредством электричества по
всей Земле означает, что пространство
на ней как бы исчезает.
Понятие “глобальная
деревня” - это телеологическое
понятие. Это не только констатация
того, что уже произошло, но и того, что
во все возрастающей степени
происходит и будет происходить. Иначе
говоря, по мере информатизации
общества понятие “глобальная деревня”
все более соответствует его природе.
К настоящему
времени понятие “глобальная деревня”
вошло в научный и обиход. Вместе с тем,
его содержательное освоение
предполагает совместные усилия
исследователей всех областей
общественной жизни, их согласованную
работу в рамках формирующегося
всемирного “творческого цеха”.
М.
Маклуэн: “Для современных
исследований типична глубинная
направленность. Чтобы представить
себе ситуацию структурно, вам нужно
изучить ее со всех сторон.”
Под глобальной
деревней имеется в виду все
современное общество как оно
воспроизводится с помощью “электрических”
средств общения (телевидения, радио,
кино, телекоммуникаций). Изо дня в день
вступая в связь друг с другом через их
посредство, люди рассуждают и
поступают так, как если бы они были
совсем рядом, как если бы они жили в
одной деревне. Они вольно или невольно
все основательнее влезают в жизнь
друг друга, рассуждая при этом обо
всем, что им приходится видеть и
слышать.
М.
Маклуэн:
“Я не отзываюсь одобрительно о
глобальной деревне. Я просто говорю,
что мы живем в ней.”
В глобальной
деревне повседневно переплетаются и
выставляются на всеобщее
рассмотрение “все времена и
пространства сразу” - все
мировоззрения, культуры, способы
общения, ценности, созданные и
сохраненные человечеством.
Эта все более
энергично формирующуюся реальность
делает безнадежно анахроничными до
сих пор встречающиеся у нас
высказывания типа “Сейчас с нами
происходит то же, что в других странах
было лет двести тому назад”. Ведь
строятся они в соответствии с линейно-прогрессистскими
представлениями об историческом
времени и пространстве, широко
распространенными в XIX веке, но
оказывающимися в положении граждан
второго сорта в условиях вездесущей
мгновенно передаваемой по всему миру
информации.
М.
Маклуэн:
“В то время как Визуальный Человек
стремился к отдаленным целям, мечтая
воплотить в жизнь по-энциклопедически
солидные программы, Электронный
Человек выбирает диалог и
незамедлительную вовлеченность.”
“Глобальная
деревня” - это мир повседневных “электрических”
взаимосвязей. Он не имеет аналогов в
прошлом. Мир этот является
перманентно взрывоопасным. Поэтому к
нему требуется инженерное,
управленческое, менеджериальное
отношение.
М.
Маклуэн:
“Крупнейшая информационная
революция произошла, когда Спутник
создал новое окружение для всей нашей
планеты. Мир природы впервые оказался
полностью уложенным в сделанный
человеком контейнер.”
“С
появлением Спутника вся планета
превратилась в глобальный театр, где
нет больше зрителей, а есть только
актеры.”
Все вышесказанное,
как можно заметить, безусловно,
относится и к нашей стране, имея в виду
не только причастность России к “глобальной
деревне” саму по себе, но и то, что при
этом Россия проходит период
собственного становления, когда
разлад с действительностью особенно
опасен.
М.
Маклуэн:
“Настоящее - это будущее будущего.”
До сих пор можно
слышать утверждение “Молодежи
принадлежит будущее”. Но будущее
определяется тем, что мы делаем
сегодня. И если молодежи не
принадлежит ее настоящее, то, в лучшем
случае, ей будет принадлежать будущее,
которое она не выбирала.
М.
Маклуэн:
“На космическом корабле Земля нет
пассажиров, здесь каждый является
членом экипажа.”
Политико-управленческая
проблематика глобальной деревни (вопросы
разрешения конфликтов в процессе
развития, обеспечения прав человека,
противостояния “промыванию мозгов”
и другим формам насилия)
предопределяется, по Маклуэну, тем,
что “глобальная деревня
абсолютно обеспечивает максимальные
разногласия по всем вопросам.”
Именно
нестабильность и взрывоопасность,
присущие современной цивилизации в
целом, заставляет относиться к ней по-управленчески.
М.
Маклуэн: “Со временем можно будет
программировать стабильность
эмоционального климата целых культур
точно так же, как у нас уже стало
получаться с поддержанием равновесия
рыночных экономик мира.”
Экологическое
мирочувствование жителей “глобальной
деревни” - это уже реальность:
М.
Маклуэн: “Кончилась Природа и
родилась Экология. Экологическое
мышление сделалось неизбежным, как
только планета возвысилась до статуса
произведения искусства.”
Непонимание
проблем переходных состояний и
адаптации в условиях “глобальной
деревни” оборачивается
несоответствием ожиданий и
реальности.
М.
Маклуэн (1964 г.): “Одержимость
старыми схемами механической
экспансии от центра к краям
беспочвенна в нашем электрическом
мире. Электричество не централизует, а
децентрализует. В политике это
позволяет Кастро существовать как
независимый центр.”