Исследования средств коммуникации

 

Публикации

 
 

 

(c)Copyright Терин Валерий Павлович, 2000 г.

 

   

 

Home
English Version
О проекте
Публикации
kf@mgimo.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕРИН В. П. Массовая коммуникация: исследование опыта Запада. Второе издание, переработанное и дополненное. М., 2000. Объем: 11 п.л.

 Массовая коммуникация и массовая культура рассматриваются в книге применительно к проблемам выживания и развития российского общества в условиях его современной открытости воздействию внешнего мира. 

В этой связи показывается роль средств массовой коммуникации (прежде всего телевидения) и глобального информационного общения посредством Интернета в процессе формирования управленческого отношения к кризисам и конфликтам на нашей планете.

Книга строится как междисциплинарное исследование, позволяющее разносторонне выявлять моделирующее воздействие средств массовой коммуникации на различные стороны человеческой жизни.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I. Массовая коммуникация и ее исследования: формирование и     развитие 
Глава II. Воздействие "индустрии культуры": анализ немецкого опыта
Глава III. Массовая культура как культура престижного потребления
Глава IV. Культура престижного потребления: прикладные аспекты (речь идет о рекламе, в том числе телевизионной рекламе, и способах и приемах программирования сознания, а также о социально-культурных особенностях влияния моды)
Глава V. Мифологизирующие   тенденции массовой культуры. Телевидение как инструмент и объект мифологизации
Заключение. Политика и проблемы информационного и коммуникационного воздействия в условиях глобализации

Еще до недавнего времени большинство наших исследователей массовой коммуникации и массовой культуры привычно работало в рамках задававшегося идеологическим аппаратом подхода, фактически предполагавшего разделение общества на "воспитателей" и "воспитуемых".  Отсюда неизбежная ограниченность возможностей творческого диалога        с коллегами из других стран, где массовая коммуникация изучалась во многом, если не в основном, по отношению к рыночному окружению. Новая ситуация производства научных знаний, сложившаяся у нас в стране, конечно, не означает, что мы с нашим нынешним интересом к развитию рынка оказались по отношению к Западу в роли учеников, задачей которых является прилежно освоить сделанные там накопления, чтобы по возможности точно перенести их на российскую почву. 

Такое подражание обернется неудачей. Можно вспомнить в этой связи списанную с западных образцов, но нелепую в наших условиях  телевизионную рекламу периода недавних предвыборных кампаний, получившую негативную оценку со стороны как российских избирателей, так и западных специалистов.

Исследователи на Западе, безусловно, накопили ценный опыт изучения средств массовой коммуникации и их аудиторий. Вместе с тем, им не  приходится иметь дело с такой массовой аудиторией, как наша, когда миллионы людей, внезапно для себя очутившись за пределами прежней информационной изоляции, должны в срочном порядке открывать для себя мир массового общения во многом заново.

Отметим, что такое "повторное открытие" - это фактор, учет которого имеет принципиальное значение. Наша страна, как известно, проходит полосу многостороннего кризиса, и средства массовой коммуникации способны сыграть весомую роль как в преодолении, так и в углублении кризисных процессов. 

Преодоление нынешнего кризисного состояния нашего общества предполагает оперативный учет в работе масс-медиа того неоспоримого факта, что у нас, как и везде, большинство людей хотят жить, имея твердую почву под ногами, удовлетворяя свои материальные и духовные потребности устойчивым и приемлемым для себя образом, и что они склонны соотносить все получаемое ими от масс-медиа в первую очередь с интересами собственного благополучия. 

Чтобы отвечать их ожиданиям, масс-медиа, очевидно, должны работать в соответствии с правилом "Давать то, что хочет аудитория", выражать то, на что прежде всего повседневно ориентировано внимание обращенного к ним большинства.

Поскольку, с одной стороны, массовая коммуникация имеет несводимую к политической деятельности специфику, но, с другой стороны, политические отношения, влияя на массовую коммуникацию, также продолжают сохранять свою природу, то тем самым выделяется обширное поле исследования, которое можно обозначить как место их встречи (пересечения, взаимодействия, взаимного проникновения - со всеми вытекающими последствиями). Это место нуждается, следовательно, в таком содержательном определении, развитие которого должно показывать результаты соединения массовой коммуникации и политики.  

В соответствии с этим подходом в понимание массовой коммуникации как относительно самостоятельной целостности последовательно вводится политическая проблематика, что позволяет все более полно представлять себе роль и значение массовой коммуникации для политических институтов и процессов. 

Тем самым выявляется то, что получает или может получать политик, используя различные свойства и стороны средств массового общения применительно к потребностям собственной деятельности.

Стоимость книги - 50 рублей. По вопросам приобретения и распространения книги обращаться по адресу: media@pr.ru

 

e-mail: media@pr.ru