Исследования средств коммуникации

 

Публикации

 
 

 

(c)Copyright Стрелец И.А., 2001 г.

 

   

 

Home
English Version
О проекте
Публикации
kf@mgimo.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы коммерческого использования информационного ресурса в России

Можно с полным правом сказать, что информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ) стали сегодня символом нового мира, новых политических и экономических решений, символом современного человека. Причину этого следует искать в масштабах информационных сдвигов и том влиянии, которое они оказали на все стороны жизни общества.

Огромное значение приобрела информация в широком смысле: политическая, экономическая, финансовая, научно-техническая. Расширяется масштаб экономической деятельности, расширяются рамки мировых рынков, растет значение реального и денежного секторов, и для того, чтобы правильно принимать решения в краткосрочном и в долгосрочном плане, необходимо иметь постоянный доступ к нарастающему объему разнообразной информации. Появляется не только быстро развивающийся мировой рынок информационных технологий, но и рынок международной информации (то есть широкий спектр баз данных), а информация становится ценным, дорогостоящим товаром, причем товаром, который нуждается в постоянном обновлении. Очень часто доступ к использованию информации рассматривают в качестве нового, дополнительного фактора производства, наряду с землей, трудом и капиталом. Появилось даже понятие “новая экономика”, отражающее качественное воздействие ИТТ на макроэкономические параметры.

Информация - это ресурс, который легче любых других проникает через все границы и преграды, и поэтому именно этот ресурс становится проводником мировых глобализационных процессов. Происходит же реализация информационного ресурса через его воплощение в сетевые структуры.             Мануэль Кастельс называет современное глобальное общество обществом сетевых структур, подчеркивая их, с одной стороны, всеобъемлющий, а с другой - определяющий характер, когда “власть структуры оказывается сильнее структуры власти”, а сам факт принадлежности к той или иной сети становится важнейшим источником власти и перемен в обществе. По принципу сети фирмы строят как свои внутренние, так и свои внешние связи. Сети рассматриваются как институты, содействующие развитию ряда областей, а в конечном счете ведущие к глобализации мирового хозяйства.

Существует целый спектр сфер и областей, на которые воздействуют информационные процессы, но мне бы хотелось остановиться на его коммерческом использовании и перспективах, возникающих в этом отношении для России.           

В связи с ИТТ сейчас принято стало вспоминать знаменитую статью известного американского экономиста Рональда Коуза “Природа фирмы” (“The Natue of the Firm”), в которой он поставил вопрос: почему существует фирма? Ответ заключался в том, что фирма позволяет снижать трансакционные издержки, то есть издержки заключения сделки. Но информационные технологии позволяют снижать трансакционные издержки во многих областях практически до нуля.  Речь идет о трансакционных издержках по поиску поставщиков и покупателей, по подбору специфических ресурсов и о решении многих других задач, которые раньше требовали гораздо больших затрат времени.

Следует выделить несколько глобальных тенденций, позволяющих говорить об изменении в поведении экономических субъектов под влиянием информационных технологий.

1. Широкомасштабная трансформация деятельности компаний. Речь идет о пересмотре стратегии управления, структуры деятельности и процесса принятия решений фирмами в условиях цифровой экономики.

2. Изменение поведения потребителя. Широкий доступ к информации дает сегодня потребителю гораздо больше возможностей для реализации своих интересов, для осуществления выбора. Рынок становится сильно ориентированным на потребителя.

3. Бурное развитие бизнеса в условиях информационной экономики. Большая открытость, с точки зрения информации, и большая гибкость с точки зрения принятия решений ставит бизнес в условия большей конкуренции и предъявляет новые требования к его развитию.

4. Знание становится основным ресурсом. Экономическая деятельность, основанная на ограниченности ресурсов, уступает место экономической деятельности, основанной на  изобилии информации и способов ее передачи. Критическим становится в этой ситуации возможность отбора необходимой информации экономическими субъектами.

5. “Прозрачность” постепенно приобретает всеобщий характер, и экономические субъекты исходят из ее наличия при принятии решений.

Итак, информационные технологий модифицируют восприятие экономическими субъектами своих экономических задач, а соответственно, меняют поведение этих субъектов. Рождается явление, получившее название электронной коммерции.

По мере развития и продвижения на рынке электронная коммерция оказывает все большее воздействие на отдельный сектора экономики и на общее макроэкономическое окружение. В 1991 г. у Интернета было менее 3 млн. пользователей, число которых уже к 1999 г. выросло до 250 млн., причем приблизительно четверть из них осуществляла покупки через электронные коммерческие сайты на сумму около 110 млрд.долл. в год.

Термин электронная коммерция - это достаточно широкое определение. В самом общем смысле он означает осуществление коммерческой деятельности посредством Интернета, подразумевая при этом последующую поставку товаров и услуг как в физическом смысле, так и в цифровом виде по отдельным номинациям (например, если речь идет о программном обеспечении).

Среди стран по степени распространения электронной коммерции выделяются англоговорящие и скандинавские страны.

В электронной коммерции наибольший удельный вес имеют взаимодействия между бизнесом (В2В). Они составляют на сегодняшний день около 85 % от всех продаж в электронном пространстве. Причем ожидается, что такая торговля будет развиваться более быстрыми темпами в ближайшие годы. Это объясняется тем, что бизнес стремится переключиться на непосредственные связи с поставщиками, минуя многочисленных посредников. Основными секторами распространения В2В торговли являются: транспортные средства, химические продукты, промышленное и высокотехнологическое оборудование.

Несмотря на быстрый рост продаж по линии В2С (бизнес для потребителя), они пока еще составляют незначительную долю от общего объема трансакций. В США, например, такая торговля составляет 2/3 процента от розничной торговли, а в Европе - 0,2 от розничной торговли. Данная тенденция является лишним подтверждением того, что лишь ограниченное число пользователей применяют Интернет для коммерческих целей.

Однако в отдельных отраслях электронная коммерция достигла высокого уровня продаж. Например, в США свыше четверти объема продаж акций,  приходится на Интернет. По разным данным на В2С коммерцию приходится в США и Европе от 6 до 15% продаж брокерских услуг, от 4 до 10% продаж программного обеспечения, 2-4% от общего объема продаж книг. Интернет торговля В2С получила также распространение в области продажи билетов, аудио и видео продукции,  игрушек, туристических услуг, продуктов питания.

Каковы основные условия развития электронной коммерции? Ответ на этот вопрос важен для того, чтобы разобраться с ситуацией в России. Кто он - типичный Интерент- пользователь?

Доход, образование и возраст остаются основными факторами, определяющими Интернет пользователей и покупателей по линии В2С. Так, в США количество пользователей Интернет среди выпускников университетов почти в три раза выше количества пользователей, не имеющих университетского образования, а 50% пользователей составляют люди с годовым доходом 50 000 долл. и выше. То же самое справедливо и для других развитых стран.

В2В использование Интернет зависит главным образом от двух причин: от величины фирмы и от отрасли, в которой она действует. Как и следовало ожидать, крупные фирмы в большей степени используют возможности Интернет. Что касается сферы работы фирмы, то в большей степени в зону электронной торговли вовлечены фирмы, действующие в сфере финансов и услуг, чем в добывающих или производящих отраслях.

Основными препятствиями на пути широкого вовлечения России в мировое информационное пространство остаются препятствия финансового и образовательного характера. По данным российской исследовательской компании Monitoring.ru в мае-июне 2000 г. максимальная российская аудитория Интернета  составляла 8,3% взрослого населения страны, причем сюда включаются как активные, так и менее активные пользователи, а среди последних и те, кто имеет единичный опыт выхода в Интернет. В США и Европе эта цифра составляет 55% и 35% соответственно. С точки зрения сферы интересов российской аудитории Интернета, выявлено, что она больше предпочитает анекдоты, игры, чаты, новости, образование, то есть Интернет для российской аудитории пока еще остается средством рекреационного и академического общения, чем он был для американской и европейской аудитории в начале своего развития. Однако в последнее время в Рунене (российском сегменте глобальной сети Интернет) начала развиваться электронная коммерция и появились торговые порталы, электронные банки и сетевой аукцион, то есть вполне можно говорить о начале коммерческой эксплуатации сети.

Сложность российской ситуации в плане осуществления информационных мероприятий диктуется, помимо финансовых и образовательных проблем, также и рядом специфических факторов: трудности переходного периода, крайняя неоднородность российского общества (мегаполисы, провинция и глубинка), экономические проблемы. Однако интеграция в современную глобальную экономику становится для России не просто желательным, но необходимым, и одним из первых шагов в этом направлении является вовлечение России в мировое информационное пространство, что создает предпосылки для дальнейшего успешного участия в мировом глобализационном процессе.

 

e-mail: media@pr.ru