Исследования средств коммуникации

 

Публикации

 
 

 

(c)Copyright Стрелец И.А., 2001 г.

 

   

 

Home
English Version
О проекте
Публикации
kf@mgimo.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стрелец Ирина 

НОВАЯ ЭКОНОМИКА”: ГИПОТЕЗА ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

 Что такое «новая экономика»

Особенностью нынешней технологической революции является, по мнению известного социолога М.Кастельса, не центральная роль информации и знаний, «но применение таких знаний и информации к генерированию знаний и устройствам, обрабатывающим информацию и осуществляющим коммуникацию, в кумулятивной петле обратной связи между инновацией и направлениями использования инноваций.»[i] То есть речь идет о принципиально новом по принципу и скорости распространении информации в пространстве. 

Вопрос в том, можно ли действительно считать происходящие изменения «новой экономикой». Чтобы в какой-то степени приблизиться к ответу на этот вопрос, необходимо прежде всего определиться с критериями, то есть доказать, что технологические переменные играют решающее значение в экономическом росте.

Предпосылками перехода к «новой экономике» послужили, по мнению автора,  четыре фактора: либерализация рынков, усиление мобильности капитала, глобализация рынков, появление цифрового пространства как единой коммуникационной Сети. 

Прежде всего, мы предлагаем рассмотреть изменение самой модели рынка под влиянием информационных технологий, а затем перейти к рассмотрению  доказательств, которые выдвигаются различными экономистами в пользу или против идеи «новой экономики».

Феномен «новой экономики» связан, с одной стороны, со стиранием границ и барьеров для вступления в отрасль чисто технического характера, а, с другой стороны, с появлением таких крупных монополий, как Microsoft, что тоже является неизбежным. Тогда возникает вопрос о том, к какой же все-таки модели рынка приводят нас новые технологии, а конкретно: происходит усиление конкурентных или  монопольных тенденций, и насколько значимо это усиление, каким бы оно ни было, для всей модели функционирования современного рынка.

Традиционная экономическая теория исходит из действия закона убывающей доходности, на основе которого объясняются и исследуются многие понятия и процессы в экономической науке. Однако информационные продукты не подчиняются этому закону, или, во всяком случае, демонстрируют возрастающую доходность в весьма долгосрочной перспективе. Информация отличается высокими постоянными затратами и низкими переменными затратами, то есть, иначе говоря, достаточно дорого создать первоначальный продукт, но относительно дешево его воспроизводить в нарастающем объеме. Соответственно, отрасли, занятые производством информационного продукта, получают огромные возможности для эксплуатации эффекта масштаба. Феномен растущей доходности анализировался экономистами и раньше. Английский экономист Альфред Маршалл исследовал ее еще в 1890 году в тех отраслях, где возникал эффект экономии на масштабе производства: железные дороги, газовая промышленность,  электроэнергия. Особенность информационных продуктов заключается в том, что растущая доходность проявляется в их случае более интенсивно и явно по причине структуры издержек, связанных с их производством. Все это способствует продвижению на рынке монополий. 

Кроме того, в случае информационных продуктов эффект масштаба может проявляться не только в традиционном виде (со стороны предложения), но и со стороны спроса. Возникают так называемые «сетевые внешние эффекты», о которых речь шла ранее: полезность нарастает по мере роста числа участников. Потребительская полезность «Microsoft Windows»  обусловлена именно тем, что данная оболочка используется огромным числом потребителей, то есть происходит стандартизация продукта на рынке. 

С другой стороны, данные монопольные тенденции проявляются иначе, нежели это было в условиях традиционной экономики. Обычно мы говорим о том, что монополия завышает цену и занижает объем производства, - это типичные обвинения, предъявляемые по отношению к монополии. Но когда речь идет о монополии на рынке информационных товаров, ситуация совсем иная: монополия увеличивает объем производства и снижает цены. Монополии в информационной сфере находятся в условиях жесточайшей конкуренции, и если они будут вести себя неэффективно, они будут вытеснены более эффективными конкурентами. 

Таким образом, мы со всей очевидностью сталкиваемся с двойственностью модификации рынка в условиях распространения информационных технологий. С одной стороны, рынок неизбежно монополизируется, но, с другой стороны, монополии в большей степени начинают вести себя, как совершенные конкуренты.

По мнению автора, в условиях распространения информационных технологий, происходит скорее снижение рыночных барьеров: потребители получаю возможность сравнивать цены, онлайновая торговля экономит трансакционные издержки, а эти факторы ведут к развитию конкуренции. Монополии также ведут себя нетрадиционным способом, когда им становится невыгодно повышать цены и сдерживать объемы производства. 

Одновременно на рынке происходят изменения временного характера: срок жизни нового продукта укорачивается, поскольку информация о нем распространяется быстро и повсеместно. Кроме того, вполне вероятно, что в перспективе возможно появление таких товаров, которые окажутся насыщены знанием в большей степени, чем это требует их функциональное назначение, что подробно рассматривается Т.Сакайя: «Выпускаемые часы, фотокамеры, персональные компьютеры будут иметь функции, которые покупатель вряд ли применит и в  которых он редко нуждается».[ii]  Формируется достаточно устойчивая тенденция наделения товара интеллектуальным имиджем, что также является отличительной особенностью товара и рынка в условиях «новой  экономики».            Меняется сама компания, действующая на рынке. Интеллектуальная компания может на сегодняшний день вообще не располагать фондами в их традиционном понимании, поскольку материальные активы начинают вытесняться интеллектуальными активами, а текущие активы вытесняются информацией. Оценивая компанию, все чаще уходят от оценки ее материальных активов. Так, рыночная каитализация активов компании «Майкрософт» выше аналогичного показателя компании «Ай-Би-Эм», хотя «Майкрософт» продает гораздо меньше продукции.[iii] Приобретая акции компании, инвестор покупает не фонды в традиционном понимании. Интеллектуальная компания не нуждается в больших активов, для нее существует тенденция снижения стоимости основных фондов.

А существует ли «новая экономика»?

Проанализируем сначала доводы в поддержку концепции «новой экономики».

Прежде всего необходимо оценить темпы технологических перемен. Как можно их измерить? Один из способов оценки - анализ динамики цен на новую технологию. В последние годы происходит снижение цен на продукцию новой технологии. Реальная цена производительности компьютера сокращается приблизительно на 35% в год, стоимость телефонных разговоров приблизительно на 10% в год. Значит, мы можем утверждать, что темп инноваций не просто выглядит высоким - он действительно увеличился. 

Кроме темпов роста, доводом в пользу «новой экономики» можно считать всепроникающий характер информационных технологий, которые могут способствовать повышению эффективности практически во всех экономических секторах.  Именно на это обращает внимание в своей работе американский экономист К. Келли.[iv] Интернет дает возможность находить наиболее выгодную цену на товар или услугу, снижает трансакционные издержки между потенциальными партнерами, устраняет излишние барьеры на пути новых участников рынков. Иначе говоря, информационные технологии приближают реальный рынок к модели совершенной конкуренции, или во всяком случае делают ее допущения менее искусственными.

Рост производительности труда под влиянием информационных технологий происходит в силу целого ряда причин: ускоряется рост показателя TFP (total factor productivity - общей производительности факторов производства) в отраслях по выпуску товаров, которые используются для информационных технологий и в отраслях, которые используют информационные технологии, а также увеличивается показатель капиталовооруженности по мере роста инвестиций в информационные технологии.

Меняется подход при управлении отдельными компаниями в эпоху «новой экономики». Происходит перемещение внимания от управления осязаемыми активами к управлению неосязаемыми активами, основу которых составляют интеллектуальные ресурсы и интеллектуальная собственность.

Наконец, можно сказать, что информационные технологии имеют глобальный характер. 

Есть экономисты, которые весьма скептически относятся к идее «новой экономики». В этом смысле известны высказывания американского экономиста Р. Гордона. По его мнению, рост показателя TFP обусловлен не феноменом «новой экономики», а экономическим циклом, а именно его повышательной волной, когда происходит закономерный рост показателя TFP. Р.Гордон корректирует таким образом расчеты по темпам роста с учетом экономического цикла, что представляется вполне оправданным, но многих экономистов не удовлетворяет его подход, с помощью которого эти корректировки были сделаны. Р.Гордона упрекают в том, что он слишком большое внимание уделяет потребительскому рынку, в то время как основное внимание следовало бы уделить электронной торговле в сегменте В2В.

Если высокие темпы роста обусловлены ростом фондовооруженности, то они сохранятся только в том случае, если цены на оборудование для информационных технологий будут по-прежнему продолжать снижаться. В сохранении данной тенденции уверено большинство сторонников «новой экономики».

В любом случае, принимаем ли мы идею «новой экономики» как гипотезу или как концепцию, следует отметить, что она не отменяет экономические законы. Как пишут в своей книге «Информационные правила» («Information Rules») в целом более сдержанно относящиеся к идее «новой экономики» К. Шапиро и Х. Вариан: «Технологии меняются, экономические законы остаются».[v] Не исчезает присущая экономике цикличность, что доказывают события последних лет. Экономический рост по-прежнему сопровождается инфляцией, а правительства традиционно принимают меры в области антимонопольной политики.

Скорее всего ошибаются и фанатики «новой экономики», полагающие, что результаты внедрения Интернета превысят выгоды предыдущих технологических революций, и яростные противники этой идеи, считающие информационную революцию всего лишь очередным биржевым бумом. Выгоды от внедрения Интернета будут, по всей вероятности, сопоставимы с выгодами от предыдущих технологических революций, но тем не менее они не оправдывают головокружительного роста цен на акции. Выгоды компаний от участия в сетевом рынке оказались ниже предполагаемых, сетевая экономика пока не продемонстрировала таких долгосрочных стратегий, которые имеет «старая» экономика, и во многом продвигается на ощупь. Анонимность, свойственная сетевой экономике (виртуальные банки, виртуальные СМИ и т.д.) не позволяют на сегодняшний день осуществлять нормальный контроль за ее функционированием. Тем не менее, инвестиции в интерактивные технологии и инфраструктуру растут, и, несмотря на определенные проблемы, можно сказать, что в глобальном отношении мир уже встал на путь, предлагаемый «новой экономикой».

 

«Новая  экономика» и России

Россия в период глобализации мировой экономики находится в достаточно сложном и двойственном положении. Она оказывается одновременно и включенной, и исключенной из глобализационных процессов. Она участвует в мировых финансовых и информационных процессах, осуществляет различные виды внешнеэкономических связей. Но в то же самое время Россия оказывается в значительной степени исключенной из высокотехнологичной производственной Сети. 

Обращаясь к российской ситуации и возможным перспективам использовать в данных условиях современные информационные технологии, следует прежде всего помнить о сложной экономической ситуации в России вообще и проблемах в инновационной сфере в частности. Одной из причин возникновения технологического и экономического застоя в российских условиях стала невосприимчивость экономики к инновациям, обусловленная низкой долей реальных ассигнований на науку (за 1988-1997 гг. они снизились почти в 5раз).[vi] Падает рейтинг страны по способности к инновационной деятельности, а следовательно, падает конкурентоспособность страны (Россия занимает последние места по рейтингу конкурентоспособности, разрабатываемом Мировым экономическим форумом).[vii]  

Основными проблемами в плане использования тех преимуществ, которые дают современные информационные системы, остаются низкие доходы и низкий образовательный уровень. Понятно, что в таких условиях достаточно сложно говорить о полноценном участии в глобализационных процессах, которые осуществляются под влиянием новых технологий. Однако предполагается, что количество пользователей Интернетом в России к 2010 году должно увеличиться более, чем в 10 раз, по сравнению с 2000 г.

Обсуждая проблемы России в связи с перспективами «новой экономики», обычно говорят о трех возможных моделях развития в связи с этим: об индийской, скандинавской и национальной моделях.Следует сказать, что разные фирмы, организующие свою деятельность в сфере новых информационных технологий,  могут использовать и уже используют разные модели ведения бизнеса, и вопрос о том, какая из них станет преобладающей, остается пока открытым.


[i] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. Под науч. ред. О.И.Шкаратана. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. –С.51.

[ii] Сакайя Т. Стоимость, создаваемая знанием, или История будущего. В книге: Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология/Под редакцией В.Л.Иноземцева. М.: Academia, 1999. С.367.

[iii] Стюарт Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций. В книге: Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология/Под редакцией В.Л.Иноземцева. М.: Academia, 1999. С.377.

[iv] Kelly, Kevin. New Rules for the New Economy. Ten Radical Strategies for a Connected World. N.Y., 1998.

[v] Shapiro, Carl and  Varian, Hal. Information Rules: A Strategic Guide to the Network Economy, Boston, Mass. : Harvard Business School Press, c1999.x, 352 p. : ill.

[vi] Андрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике. МэиМО. 2000. №3. С.49.

[vii] Там же. С.54.

 

e-mail: media@pr.ru