Исследования средств коммуникации

 

Публикации

 
 

 

(c)Copyright Стивен Хаммел, 2001 г.

 

   

 

Home
English Version
О проекте
Публикации
kf@mgimo.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стивен Хаммел (США)

 

[ЗАПАД И РОССИЯ КАК ЯВЛЕНИЯ ПРОТЕСТАНТСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ АМЕРИКИ[1]]

ОТ РЕДАКЦИИ:

   Читателю, бросившему беглый взгляд на предлагаемую его вниманию статью Стивена Хаммела, может показаться странным уже сам факт появления ее на веб-сайте, где речь идет об исследованиях средств общения. Нелишним поэтому будет, наверное, для начала объясниться.

Обратим внимание на то, что в роли средства общения для нас выступает любой объект, посредством которого мы общаемся между собой, - любой, то есть и люди в качестве такого объекта, как и любой предмет, созданный посредством человеческих усилий, в том числе, конечно, и та или иная религия, как бы к ней ни относиться. Поскольку проблемы общения, понятого таким образом, выдвигаются на первый план, то речь идет, по существу, о программной перезаписи всей проблематики исследования человеческой деятельности вообще.

Надо ли специально говорить о первоочередной важности проблематики средств общения, особенно если иметь в виду (извините за телеологизм!) стремительно раскручивающуюся информатизацию современной жизни, когда люди, остановившиеся в своем духовном развитии на уровне 90-х годов (не говоря уже о тех, кто застрял в своем понимании современного мира еще раньше), рискуют не понять многое из того, непосредственными участниками чего сами сегодня являются.

В этом плане, данная статья является для нас несомненно актуальной, вводя в изучение проблем, заявленных веб-сайтом, не просто определенный, пусть сам по себе и интересный  срез религиозной догматики и религиозного практицизма, но и имея прямое отношение к тематике веб-сайта, поскольку, во-первых, в ней идет речь об экспансии протестантского фундаментализма посредством использования новейших и наиболее эффективных средств коммуникации, во-вторых, искомые процессы религиозного сознания рассматриваются в этой связи применительно к России (а несомненно важные вещи, о которых говорится при этом, неизвестны огромному и подавляющему своим невежеством большинству россиян, - когда, например, новая и новейшая история российско-американских отношений все еще продолжает привычно сводиться ими, в основном, к конфликту политических идеологий и ценностей) и, в-третьих, - что очень важно! - предлагаемая проблематика показывается здесь применительно ко  всей своей истории, что позволяет понять ее действительную для нас значимость

Внимательный читатель увидит и другие аспекты статьи Стивена Хаммела, актуальные для исследования средств общения. 

[ЗАПАД И РОССИЯ КАК ЯВЛЕНИЯ ПРОТЕСТАНТСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ АМЕРИКИ[1]]

[Новые возможности]

Реформация заложила основу для того, чтобы был брошен вызов власти и приоритету папы и церкви, выступавших в качестве единственных авторитетов в вопросах веры, жизни и толкования Священного Писания,  Новый Свет, то есть Северная и Южная Америка, представлял собой новые возможности и новую свободу для выражения религиозных умонастроений и чувств. Христофор Колумб (1451-1506) проложил путь к "новому небу и новой земле", как он писал в своей Книге Пророчеств.

В ходе экспансии на Запад формообразование, характер и способы выражения идей милленаризма и aмилленаризма[2] подверглись такому влиянию, в котором отразилось все разнообразие людей, прибывавших в Америку. Большинство исследователей считает, что, начиная с колониального периода и кончая гражданской войной в Америке, господствующее влияние имел постмилленаризм с его оптимистическими надеждами на триумф Евангелия и христианизацию мира перед Вторым пришествием Иисуса Христа.

Явления американской религиозной жизни, внутри которых можно обнаружить существование предмилленаризма, обычно объединяются под названием "Великие Пробуждения," при этом речь идет о двух периодах возрождения духовного энтузиазма под влиянием довольно непохожих людей: 1) что касается Первого Великого Пробуждения, то речь идет о пуританах (1734-35 и 1739-43), особенно об Инкрисе Матере (Increase Mather) (1639-1723) и его сыне Коттоне Матере (Cotton Mather) (1663-1728); 2) что же касается "Второго Великого Пробуждения" (1790-1840), то олицетворением всего этого периода был Джонатан Эдвардс (Johnathan Edwards) (1703-1758) (14:36-71). В 1739 он написал свою «Историю Деяния или  Искупление» (A History of the Work or Redemption), в которой он, как и очень многие авторы до него, разделил историю на следующие периоды: от  начала сотворения мира до Адама, а затем – периоды Ноя, Авраама, Моисея, Давида, и так до Иисуса Христа и далее, включая разрушение Иерусалима (70 н.э.), период Константина I Великого, возникновение католицизма и Реформацию. Он продолжает свое повествование вплоть до своего времени и при этом выступает с предупреждением, что наступление обещанного тысячелетия может произойти в любой момент. Его книга была опубликована в Америке в 1774 году, то есть перед самым началом Американской революции.

Натан Хэч (Nathan Hatch) указывает в этой связи на сопутствующий подъем "гражданского милленаризма” как на "сочетание христианских упований и республиканской идеологии" (6:23). Этот дух нашел свое отражение в  Декларации Независимости и в Конституции, где провозглашались богоданные права на «жизнь, свободу и стремление к счастью," и, как это было выгравировано на большой государственной печати Соединенных Штатов Америки, "Novus Ordo Seclorum" ("Новый Порядок на Века"). 

В первой из десяти поправок, вступившей в силу пятнадцатого декабря 1791 года, говорится: "Конгресс не будет принимать ни одного закона, поощряющего любую религию или запрещающего свободное служение ей либо ограничивающего свободу слова или печати, либо право людей на то, чтобы проводить мирные собрания и  подавать прошения правительству с целью возмещения ущерба" (4:43). 

В течение пятидесяти лет после ратификации этой поправки к Конституции свободы, о которых здесь идет речь, были плодотворной почвой для развития традиционных форм религиозной деятельности, а также для того, что сегодня мы назвали бы новыми религиозными движениями, включая сюда и те из них, которые благоприятствовали милленаризму.

  Одним из этих новых религиозных движений было движение мормонов, или Христова церковь святых последних дней, основанное Джозефом Смитом (Joseph Smith) (1805-1844). Как утверждает традиционное учение мормонов, Джозеф Смит имел откровение на золотых скрижалях от ангела по имени Морони (Moroni), на основе чего, Смит позднее написал Книгу Мормона. На веб-сайте мормонов вы можете, в частности, прочесть об истории по мормонам следующее: Книга Мормонов учит, что блуждавшие некогда племена Израиля добрались до Америки еще до рождения Иисуса Христа. Иисуса Христа явил себя этим людям вслед за своим воскресением и основал свою церковь среди американских индейцев, тем самым включив Америку в непрерывное развитие истории в соответствии с Библией. Америка и должна стать землей обетованной и "Новый Иерусалим" должен быть построен в Америке. Ученые придерживаются разных мнений относительно того, в какой степени мормоны придерживались предмилленаристких либо постмилленаристских убеждений (13:3-21). Они верили, что конец мог быть внезапным с помощью сверхъестественных существ, в результате чего жизнь на земле была бы полностью преобразована. До наступления этого конца должны произойти три события: 1) они, как колено Эфраима, должны собраться в Сионе, то есть в Индепенденс, штат Миссури; 2) колено Иуды, иудеи, соберутся в Палестине; и 3) будет иметь место Второе пришествие Иисуса Христа, который тем самым начнет свое Тысячелетнее Царство.

Следует отметить, что Западное христианство по большей части не признает движение мормонов в качестве "церковного" органа несмотря на претензии, выраженные их названием. Это объясняется, главным образом, тем, что 1) у них отсутствует традиционная христология: на Иисуса Христа они не распространяют традиционные определения его божественного достоинства; 2) Книга Мормонов считается самими мормонами равнозначной Библии; 3) "Золотые Скрижали", явленные Джозефу Смиту, исчезли вместе с ангелом Морони, то есть не сохранилось никаких записей, которые, якобы, были тогда сделаны. Другие стороны, характеризующие движение мормонов, особенно полигамия, с самого начала отталкивали сторонников традиционного понимания христианства. В результате, на своей ранней стадии движение мормонов подверглось сильным преследованиям и стало объектом других проявлений нетерпимости, - и это продолжалось до тех пор, пока мормоны не нашли себе своего нынешнего пристанища в Солт-Лейк-Сити (штат Юта). В 1890 году президент мормонов Уилфорд Вудраф (Wiford Woodruff) издал распоряжение прекратить полигамию, и, сделав эту уступку общественному мнению, он утвердил свое движение в рамках штата Юта и показал при этом, что мормоны хотят стать частью обычной американской жизни.

Одним из современников Джозефа Смита был живший на противоположном конце Америки Вильям Миллер (William Miller) (1782-1849), которого Эрнст Сэндин (Ernest Sandeen) называет «самым знаменитым милленаристом за всю историю Америки" (10:50). Его милленаризм представляет собой один из лучших материалов для монографических исследований американской истории из всех возможных, поскольку выступал он с ним так недавно, сведения о его милленаризме распространялись чрезвычайно широко, его милленаризм был им очень тщательно разработан и, в виду того, что ожидаемого тысячелетия так и не наступило, у его милленаризма был неудачный конец, - хотя время от времени сам Вильям Миллер и пытался вернуть свой милленаризм к жизни, выступая публично с своими расчетами Второго пришествия Иисуса Христа. Наиболее знаменитая ошибка этих вычислений, когда в качестве даты Второго пришествия было названо двадцать второе октября 1844 года, позднее получила название "Великого разочарования".

Сам Миллер происходил из баптистов, а его пророчества основывались на Главе 8 Книги пророка Даниила. Исходя из содержания Книги пророка Даниила и используя сложную систему расчетов, Миллер и пришел у выводу, что Второго пришествия следует ожидать в 1844 году. Перед наступлением объявленной Миллером даты многие из его последователей распродали свою собственность, перестали работать, покинули свои дома и стали готовиться к Второму пришествию Иисуса Христа. Поскольку же, вопреки пророчеству, Иисус Христос так и не вернулся, большинство последователей Миллера отошло от него.

Хотя сторонники Миллера перестали представлять собой более или менее организованное целое, немаловажным оказалось то, что Эллен Гармон (Ellen Harmon) (1827-1915), одна из его последовательниц, провозгласившая себя пророчицей, вышла замуж за Джеймса Уайта (James White), странствующего проповедника. Эллен Уайт, ссылаясь на Откровение Иоанна Богослова (14:12?), выделила в качестве седьмого дня как Дня Богослужения субботу, она утверждала также, что Второе пришествие Иисуса Христа должно состояться в ближайшем будущем. Эллен Уайт и ее последователи, соответственно, рассматривая в качестве Дня Богослужения субботу, готовились при этом к Второму пришествию Иисуса Христа. К 1860 году при участии ее мужа их объединение получило название "Адвентисты седьмого дня". Сама Эллен Уайт много болела, и ее основной заботой стало основание образовательных и медицинских учреждений. Отметим также, что если вначале интенсивная миссионерская активность адвентистов седьмого дня мотивировалась подготовкой к Второму пришествию Иисуса Христа, то уже к середине семидесятых годов XIX века, согласно Стивену Стейну (Stephen Stein), главным мотивом миссионерской работы стало “спасение души других людей посредством деятельности, подобной тому, что делал Иисус Христос” (15:119). Адвентисты седьмого дня располагают хорошо оформленным веб-сайтом, где можно найти сведения об их истории, пасторской деятельности, понимании веры и жизни. (9 сентября 1999 года Ежегодный Совет адвентистов седьмого дня выпустил заявление для прессы, в котором отмечалось, что «не следует придавать особого профетического значения» двухтысячному году и что адвентисты седьмого дня “не занимаются спекуляциями относительно точного определения времени» Второго пришествия Иисуса Христа (http://www.seventh-dayadventist.org/99annualcouncil/statement-y2k.html).

Другая милленаристская группа - Свидетели Иеговы, (также называемая "Обществом Башни Стражи") была основана Чарльзом Тейзом Расселом (Charles Taze Russel) (1852-1916). Рассел использовал древнюю парадигму мира-недели и в результате пришел к выводу, что 1873 год будет годом начала Седьмого Дня, то есть ожидаемого Тысячелетия, и что в результате церковь будет "вознесена". В качестве источников для своей эсхатологии он использовал такие обычные в этих случаях источники, как Книгу пророка Даниила, Откровение Иоанна Богослова и большую пирамиду Гизы, полагая что конструкция пирамиды и соотношение характеризующих ее величин представляют собой указание на время конца света. Свидетели Иеговы располагают также веб-сайтом, где можно найти сведения об их истории и пасторской деятельности, к тому же на этом сайте содержится информация об их теперешних связях с Россией, где, в частности, отмечается, что они действуют здесь как религиозное объединение на законных основаниях, и при этом дается английский перевод соответствующего Закона Российской Федерации  от 27 сентября 1997 года.

Свидетелей Иеговы, во многом как и мормоны, не получили признания со стороны господствующих направлений христианства в качестве законной церковной организации из-за того, что они отрицают учение о Троице, божественную природу Иисуса Христа и Святого Духа. Свидетели Иеговы также противопоставили себя господствующим направлениям христианства в Америке своим нежеланием приветствовать государственный флаг  страны и отмечать Рождество и Пасху. Члены этой религиозной организации ведут себя очень активно с своими соседями, пытаясь привлечь тех на свою сторону и занимаясь также распространением своего известного издания «Башня Стражи», которое, как отмечает Стейн, принесло им «дурную славу, а также противодействие и преследования, которые они принимают как необходимые признаки осуществления ими подлинного свидетельства" (15:131).

В период возникновения и усиления влияния групп адвентистов осуществлялась работа Джона Нельсона Дерби (John Nelson Darby) (1800-1882), человека англо-ирландского происхождения. Дерби, как об этом говорилось выше, считается основным создателем современной системы предмилленаризма в соответствии с промыслом божьим (dispensational premilleniarism). Его система отразила и воспроизвела в себе практику разделения истории на века, когда каждый век завершается тем, что Бог испытывает человечество. В противоположность традиционным представлениям о церкви как о "новом Израиле", Дерби провел четкое разделение между Израилем и Церковью. 

 [Символизация России]

Следующая модель показывает схему, по которой построена система Дерби и его последователей, хотя по мере развертывания действительного хода всемирной истории различные авторы выделяли различные аспекты этой системы. Дерби выделяет тайное «вознесение» церкви перед наступлением семи лет великой скорби. В первую половину этого периода  условия жизни людей и общества ухудшаются, а политического и военная власть переходит к союзу европейских государств, во главе которых стоит Антихрист, осуществляющий свою власть из Рима. Антихрист организует заключение мирного договора на Ближнем Востоке (которого хватит ненадолго), и он также  принуждает каждого человека носить число 666 на руках и на лбу. Антихрист выступает против Иерусалима, где вовсю свирепствуют природные катастрофы, где также наступают испытания вследствие военных поражений и хаоса. По мере того, как конец все ближе, армии с далекого Севера (то есть из России), Дальнего Востока (Китая и/или Японии), а также арабские армии встретятся для участия в битве, Армагеддоне, в Меггидо, месте, расположенном в Израиле, и будет длиться Армагеддон около года. Затем появится Иисус Христос, наносит поражение этим народам и ввергает в огненное озеро Антихриста и «лжепророка". На земле, начиная с Иерусалима, наступает долгожданное тысячелетие; Иисус Христос и Его святые воцаряются в мире на тысячу лет. Сатана снова выпускается для проведения с ним окончательной битвы, в результате которой он уничтожается. Затем воскрешаются мертвые, и наступает Судный день. Те люди, имена которых не будут найдены в Божьей Книге Жизни, ввергаются в ад; праведники же будут жить с Богом в вечности.

Между 1859 и 1872 годами Дерби много ездил по Соединенным Штатам, при этом он посетил Чикаго, где состоялось несколько конференций, посвященных пророчествам. Один участник этих конференций, которого звали Дуайт Л. Муди (Dwight L. Moody) (1837-1899), стал последователем системы Дерби и потратил много усилий на ее внедрение, организовав с этой целью несколько институтов: Библейский Институт Муди в Чикаго, Библейский Институт Лос-Анджелеса и Северо-западную Школу обучения Библии в Миннеаполисе (9:21-40).

В 1879 году Муди встретил Сайруса Ингерсона Скофилда (Cyrus Ingerson Scofield) (1843-1921) (7:106). Скофилд стал пастором церкви конгрегации в Далласе, штат Техас, где он сначала написал «О правильном разделении слова истины” (Rightly Dividing the Word of Truth) (1888), а позднее – свою гораздо более значительную работу под названием “Библия со справочным материалом Скофилда” (The Scofield Reference Bible) (1909), дополненную в 1917 году и изданную в переработанном виде в 1967 году под названием «Новая Библия Скофилда для ее внимательного изучения”(The New Scofield Study Bible). Как можно видеть из ее названия, это - издание Библии со справочным аппаратом, которое предназначено также для изучающих ее; перевод Библии дается здесь по английскому переводу, называемому версией Короля Джеймса (King James English Version). Издание содержит пояснительные комментарии Скофилда, сделанные им для отдельных фрагментов с позиций диспенсационализма. Как уже отмечалось ранее, семь периодов действия того или иного завета божьего, или веков истории – это периоды невинности, совести, человеческого правления, обета, закона, благодати и приближающегося Тысячелетнего Царства. 

Комментарии, как правило, дают вполне ясно понять, о каких событиях и народах должна идти речь. Например, Россия отождествляется здесь с Гогом, о котором говорится в Книге пророка Иезекииля (38:2):

"Сын человеческий! Обрати лицо твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него и пророчество". В своем комментарии Скофилд пишет:

Здесь речь идет о государствах северной Европы  во главе с Россией. Весь этот фрагмент следует читать в связи с Книгой пророка Захарии 12:1-4; 14:1-9; Евангелием от Матфея 24:14-30; Откровением Иоанна Богослова 14:14-20; 19:17-21. Гог - это, вероятно, князь; Магог – это его земля. Россия и северные государства долгое время были гонителями рассеянного по миру народа Израиля, и этот фрагмент сообразен Божьей справедливости и Промыслу Божьему, в соответствии с которым разорение и уничтожение должны наступить из-за попыток истребить остаток народа Израиля в Иерусалиме. Все пророчество говорит о том, что будет сделано Господом (см. комментарии к Книге пророка Йоиля 1:15; Откровение Иоанна Богослова 19:19) (12:881-882).

Диспенсационализм Скофилда является современной официальной позицией Далласской семинарии (Даллас, Техас), которая была основана в 1924 году в качестве евангелического теологического колледжа Америки.

В наше время в этой семинарии работают Джон Волвурд (John Walvoord), Чарльз Райри (Charles Ryrie) (который также издал Библию для изучающих), Дж. Дуайт Пентекост (J. Dwight Pentecost) и нынешний президент семинарии Чарльз Свиндол (Charles Swindoll), популярный радиоевангелист, ведущий передачу для изучающих Библию. Эти исследователи написали множество работ о милленаризме, и они продолжают писать в том же духе, как это можно видеть в сборнике монографий под названием “Дорога к Армагеддону” (The Road to Armageddon, 1999).

Теологическая позиция семинарии, а также заявления о выполняемой ею миссии звучат здесь вполне определенно:

Мы верим, что период дней великой скорби на земле завершится пришествием на землю Господа нашего Иисуса Христа подобно тому, как Он вознесся когда-то на небо, и вернется Он в силе и великой славе для того, чтобы начать свое Тысячелетнее Царство, сковать сатану и ввергнуть его во тьму, а также для того, чтобы снять проклятие, которому предано все Творение, вернуть народ Израиля в землю обетованную, дать ему то, что было обещано Богом, и привести весь мир в соответствии со знанием Божьим (1:153).

Марк Бейли (Mark Bailey), Вице-президент и декан факультета семинарии в Далласе, пишет относительно влияния евангелизма в США:

Мы, евангелисты, являемся носителями истины Священного Писания, и, как никогда ранее, мы располагаем возможностями быть услышанными в Америке, даже если речь при этом идет о политической жизни. То влияние, которым в прошлом располагали традиционные деноминации, за последние годы несомненно перешло к евангелистам." (2:75)

При этом им не уточняется, как следует распорядиться влиянием евангелической церкви и что она, собственно говоря, предлагает.

Что касается его работы, опубликованной в этом сборнике монографий, то она выстроена по следующей четкой схеме: 1) знайте, что кризис, о котором здесь идет речь, уже наступил; 2) я вас предупреждаю об этом; 3) верьте в Иисуса Христа, если хотите спасения; 3) вы сами должны принять решение.

Как и бесчисленное множество других, подобных ей сочинений, эта книга написана в плане гомилетики и риторики, то есть написана она так, как если бы читатель являлся слушателем проповеди в церкви, когда наставления делаются от первого лица («я») и обращаются они к людям во втором лице, множественном или единственном. В Дороге к Армагеддону обращения такого рода делаются так, как будто читатель является неверующим, а авторы пытаются убедить этого читателя о надвигающей финальной катастрофе, чтобы дать ему возможность уцелеть. Каждая из монографий заканчивается молитвой, - как, например, следующая молитва:

Отче наш, моя молитва в этот вечер о том, чтобы каждой душе было воздано по заслугам. Господи, если есть на свете люди, которые не знают, что их Спасителем является Иисус Христос, то прошу Тебя подсказать им сейчас правильное решение. Что же касается тех, кто не знает Твоего Сына, но кто ведет борьбу со своими болью, мучениями и нездоровьем сердца, то помоги им успокоением и укреплением их надежды. Сделай так, чтобы они задумались над Обетом, согласно которому Ты можешь придти в любое время, чтобы все мы могли сказать: «С моей душой все в порядке». Мы молимся во имя Иисуса Христа. Aминь. (5:144).

Джон Ф. Волвурд, ректор семинарии в Далласе (он работает там с1935 года), не оставляет места сомнению относительно того, чего следует ждать человеку в период «вознесения», и пишет он в этой связи вполне определенно:

Во-первых, главный вопрос заключатся в том, спасены ли вы? Во-вторых, служите ли вы Господу? Эти вопросы имеют практический, очень важный, поворотный смысл. Недостаточно просто слушать, вы должны дать ответ. Вы не должны верить против вашей воли, но если вы виновны в безверии, то вы должны будете заплатить за это ту цену, которую Библия устанавливает для тех, кто останется неверующим и не примет того, что Бог показал Своим Словом. Итак, да зазвучит Слово Божье в вашем сердце. Будьте же уверены, что вы будете готовы, когда придет Господь." (18:43-44).

 

[В настоящее время]

Джек Ван Импе (Jack Van Impe), современный писатель, выступления которого по телевидению и радио пользуются значительной популярностью, повторяет и усиливает выраженные выше умонастроения, как, например, это можно видеть в следующем фрагменте:

Однако, в настоящее время даже среди верующих есть такие люди, которые сомневаются в реальности приближающегося Тысячелетия. Не верить в то, что Иисус Христос будет царствовать на земле в течение  тысячи лет, - это значит бросить длинную тень своего неверия на саму Библию. Ведь в ней существуют буквально сотни стихов, подтверждающих то, что говорю об этом времени я. Игнорировать такие глубокие и подробные пророчества равнозначно тому, чтобы предаваться ереси. Множество раввинов, живших за два века до рождения Иисуса Христа, также упоминали наступление тысячелетнего периода спокойствия на земле, и имеются колоссальные документальные подтверждения этой истины" (17:201-202).

Ван Импе указывает, что следующие аспекты происходящего в мире свидетельствуют о том, что конец света близок: 1) глобализация экономики; 2) создание объединенной Европы; 3) изоляция Израиля со стороны враждебно относящихся к нему соседних государств; а также 4) крах марксизма, что говорит о том, что для eвангелизма теперь открыты «окна возможности» (17:140). Россию он считает страной наиболее опасной и нестабильной, чем когда-либо, утверждая при этом, что Америка, одновременно с Израилем, станет жертвой первого массированного ядерного удара, который будет нанесен Россией (17:180).

Ван Импе также пользуется отмеченными выше приемами гомилетики и риторики; при этом, его слова выглядят более приспособленными к языку повседневного общения и они больше апеллируют непосредственно к личности. Так, он пишет, например:

Когда вы читали эту мою литанию «плохих новостей», то вы могли при этом подумать: «Ну хватит тебе, Джек, ну сколько же еще можно! Вряд ли ты меня чем-то еще удивишь и поразишь! Но, боюсь, что к перечисленному здесь мною еще можно много чего добавить. Я привожу всю эту информацию не для того, чтобы у ввести вас в состояние депрессии, а просто для того, чтобы помочь вам понять, что в то время как все более нарастает совокупное неистовство событий, о которых здесь идет речь, вы, как и я, получили наказ жить непорочной жизнью, пребывая в мире с Богом, повседневно возрастая в благодати и знании Иисуса Христа и Его вечной истины, поскольку скоро мы встретимся с Ним лицом к лицу, чтобы рассказать о наших земных странствиях (см. Первое послание к Коринфянам 3:11-15; Первое послание Иоанна 2:28) (17:141).

Евангелические послания Ван Импе распространятся в 25 тысячах городов Северной Америки, а всего они достигают 160 стран мира. Всего он написал двадцать пять книг, а также выпустил двадцать видеокассет, общий тираж которых составляет 1,23 миллиона экземпляров (17:213).

Но самым популярным среди наиболее популярных представителей диспенсационализма является Хэл Линдсей (Hal Lindsey), автор «Великой покойной планеты Земля” (The Late Great Planet Earth) (1970). Линдсей закончил даласскую семинарию; считается, что по сравнению с более наукообразными авторами, о которых речь шла выше как об авторах «Дороги к Армагеддону”, это человек «сам по себе». Проще говоря, Линдсей превозносит тысячелетие в своих сочинениях, предназначенных для массового потребления. В семидесятых годах «Великая покойная планета Земля” была самым популярным бестселлером среди всей нехудожественной литературы, к 1981 году ее переиздали уже 36 раз, а к середине девяностых годов, как утверждают, было продано в общей сложности двадцать миллионов экземпляров этой книги. (3:168). Линдсей полагается на схемы диспенсационализма, разработанные Дерби и Скофилдом, и он продолжает четко очерченную традицию повышенного алармизма, исходя из идеи усиления зла в мире, идеи, правильность которой он не устает обильно иллюстрировать на протяжении всей своей деятельности.

Линдсей неохотно рассуждает не тему об определении точной даты предполагаемых им событий, но, вместе с тем, он, как и другие представители этого столь популярного жанра, исходит из того, что неминуемый конец наступит очень скоро. Перед тем, как перейти к своим завершающим пророчествам, он признается, что чувствует себя в положении человека, которому предстоит войти в клетку со львом, и признает возможность ошибочного суждения. Знаки, свидетельствующие о приближающемся конце, он находит в большом количестве. Среди них: 1) слияния деноминаций в "религиозные конгломераты"; 2) церкви, прибегающие к "заигрыванию с социальными вопросами" для привлечения новых членов; 3) молодежь, устремившуюся из институционально сложившейся церкви; 4) движения внутри Израиля, направленные на превращение Иерусалима в религиозный центр мира; 5) новое строительство Древнего Храма в Иерусалиме на его прежнем месте (8:149-150).

Им также выделяются и международные проблемы, в связи с чем он отмечает, что: 1) в центре внимания должен быть Ближний Восток, имея в виду, что Ближний Восток станет фантастически богатым и влиятельным, особенно в результате разработки недр Мертвого моря; 2) что касается мирового лидерства, то Западная Европа займет место Соединенных Штатов Америки, и возникнут «Соединенные Штаты Европы", которые будут состоять из принадлежащих собственно к Европе стран, сформирующийся общий рынок возьмет под свой контроль Россию и коммунистический Китай под непосредственным воздействием гения Антихриста, который возглавит Европейскую Конфедерацию. (8:150).

Линдсей также пользуется отмеченным ранее риторическим подходом, когда, завершая свою книгу, подчеркнуто использует второе лицо, как будто читатель является его непосредственным слушателем:

Куда же идти нам дальше? Во-первых, если вы не уверены, что лично приняли дар Божьего прощения, которое приобрел для нас Иисус Христос, выполнив Божье решение для искупления ваших грехов, то в этом случае вы должны принять этот дар, где бы вы при этом ни находились. Итак, вы сделали это? Если это так, то где Иисус Христос находится именно сейчас? В соответствии со Своим Обетом (а ведь Он не может лгать), находится он в вашем сердце (8:151-152).

Во-вторых, Линдсей поощряет читателя быть открытым для Духа Его, для Его содействия в переходе к позитивным желаниям и позитивно направленной жизни.

В-третьих, не имея ничего общего с унынием и уходом от жизни, мы должны радоваться и веселиться в знании того, что в любой момент Иисус Христос может возвратиться к нам. В свою очередь, это должно порождать у нас стремление поделиться доброй вестью о предстоящем спасении во Христе с как можно большим количеством других людей. В-четвертых, надо доверять Иисусу Христу, чтобы Его праведность совершала свою работу внутри нас. И, наконец, «в-пятых, мы должны планировать нашу жизнь, исходя из ожидания полного осуществления нашей жизни и при этом живя так, чтобы быть готовыми, если Иисус Христос придет сегодня. Мы не должны бросать школу или отказываться от любой стоящей деятельности в своей общине, или бросать работу, или стремиться вступить в брак и т.п., если не получили ясного указания от Иисуса Христа поступать именно таким образом (8:151-153).

Принятый в настоящее время стиль, как и содержание большей части популярных и научных работ милленаристов воспроизводят в себе стиль и содержание сообщений «электронных» средств массовой коммуникации, то есть евангелических и фундаменталистских пастырских выступлений по телевидению и радио так называемых "телеевангелистов", в настоящее время столь популярных в Соединенных Штатах.

Как отмечают некоторые наблюдатели, существует несоответствие между тем, что преподносится в виде проповеди, и тем, что происходит на практике, хотя Линдсей и ближе к тому, что происходит, чем большинство других авторов. Тимоти Вебер (Timothy Weber) в своем сочинении «Живя в тени  Второго Пришествия» (Living in the Shadow of the Second Coming) (1987) делает следующее наблюдение по вопросу о том, что называется конфликтом интересов. Джеймс М. Грей (James M. Gray), ведущий представитель диспенсационализма и президент Библейского Института Муди (БИМ), в начале нового века выступал с проповедями о неминуемо предстоящем в ближайшем будущем Втором пришествии Иисуса Христа и, тем не менее, он же был автором программы, предусматривавшей крупные строительные работы в том же самом институте. Между 1904 и 1931 годами Грей способствовал тому, что БИМ увеличил свои общие текущие расходы с 376 тысяч долларов до 5807059,81 доллара; количество зданий института увеличилось с 8 до 37; число занятых в нем - с 42 до 280 человек; студентов же (включая дневное, вечернее и заочное отделения) - с 1100 до 17200 человек. В то время как студентов учили, что Иисус Христос может вернуться в любой момент, руководители этого института занимались строительством, работая на будущее в том случае, если он не вернется. (19:44-45). И это строительство для будущего продолжается, что становится ясно, когда вы видите сегодня непрерывное разрастание Библейского Института Муди в Чикаго.

 


[1] Данный текст представляет собой раздел Диссертации Стивена Хаммела, защищенной им в 2000 году в МГИМО (У) МИД РФ. Сноски в тексте относятся к Библиографии Диссертации. Заголовки в квадратных скобках даны Редакцией Веб-сайта для удобства читателя.

[2] Христианская эсхатология (то есть учение о целях космоса и истории и конечных судьбах мира и человека - ред.) может быть разделена на два вида:  милленарную и амилленарную.  Милленаризм – это учение о том, что Иисус  Христос вернется на Землю и установит физическое царство, продолжающееся тысячу лет (лат mille тысяча, annus год), основанное на буквальном чтении Апокалипсиса, в котором выражение «тысяча лет» упоминается 5 раз. Амилленаризм – это учение о том, что Иисус Христос вернется, но он не будет устанавливать физическое царство на земле; выбор позиции определяется буквальной или фигуральной интерпретацией текстов Апокалипсиса и других частей Библии.

Словосочетание «апокалиптическая эсхатология» - это синоним «милленаризма».  Христианская эсхатология  конца 19 в. начала 20 в. развилась в двух - в корне отличных друг от друга – направлениях: апокалиптическая и неапокалиптическая. Сторонники апокалиптизма придерживаются буквальной интерпретации Священного писания. Амилленаризм проистекает  из так называемых «традиционных» методов интерпретации Библии (грамматико-исторический критический метод); он начал раскалываться в результате введения европейского «высшего критического» метода библейского критицизма, отражающего развитие философских исследований в работах Иммануила Канта, рассматривающего возможность нравственного доказательства существования Бога, а также в связи с трудами Ч. Дарвина, который бросил вызов библейской идее о сотворении мира.

 

e-mail: media@pr.ru