СОЦИОГНОЗИС

SOCIOGNOSIS

Дoмoй NEWS! archive history staff diary science ideas courses culture of peace desk studies rhetoric media studies pinacotheka english version

Стартовая страница, новости, архив, коллектив, лекционные курсы, история, дневник, наука, курсы,  идеи, медиа-исследования, пинакотека, культура мира, риторика, английская версия сайта     


 

Ашин Г.К. Шестопал А.В.

ТРАДИЦИЯ. ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ: ШКОЛА МГИМО

Современные поиски ученых МГИМО в сфере философии мировой политики глубоко связаны с научными традициями нашего Университета. Философские традиции МГИМО закладывали два замечательных человека - ректор, академик Ю.П. Францов и профессор А.Ф. Шишкин - создатель и многолетний руководитель кафедры философии.

Юрий Павлович Францов принадлежал к одной из лучших в России гуманитарных школ - историков-античников Петербургского (Ленинградского) Университета. Начав с исследований религий Древнего Востока, Ю.П. Францов перешел к общим проблемам истории социальной мысли. В его трудах (таких, например, как «Исторические пути социальной мысли», М., 1965) глубокое чувство исто­ризма сочеталось с живым интересом к современной мировой политике, современной философии и социально-политической теории[i].

В послевоенный период Ю.П. Францов много сделал для восстановления отечественной социологии и политической науки. Уже после МГИМО, работая в МИД СССР, а затем ректором Академии общественных наук и шеф-редактором журнала «Проблемы мира и социализма» в Праге, он неизменно поддерживал ученых-мгимовцев, включал их в наиболее интересные авторские коллективы, рекомендовал для участия в международных конгрессах, порой прикрывал от идеологических проработок.

Александр Федорович Шишкин, уроженец Вологды, также учился в 20-е годы в Петрограде. С. Францовым его объединял интерес к истории социальной мысли. А.Ф. Шишкина занимали вопросы истории педагогики и морали. Его перу принадлежит первый послевоенный учебник по этике, вышедший после многолетнего перерыва в изданиях на эту тему. Монография А.Ф. Шишкина «XX век и моральные ценности человечества» (М., 1968, совм. с К.А. Шварцман) и другие работы сыграли большую роль в переходе от узкоклассовых к общечеловеческим моральным ориентирам в отечественной философии и, в частности, в философском образовании специалистов-международников[ii].

За тридцать лет руководства кафедрой философии МГИМО А.Ф. Шишкину удалось воспитать несколько поколений учеников — исследователей и педагогов. Некоторые из них были уже его «науч­ными внуками» — учениками учеников, но все в полной мере испы­тали обаяние его научного и человеческого таланта. И если по тема­тике исследований большинство аспирантов кафедры следовали по стопам Ю.П. Францова, то камертоном человеческих отношений всегда оставался А.Ф. Шишкин. 

                                      

А.Ф.Шишкин, 1924, 1934 гг.

Необходимо отметить ту важную роль, которую сыграла философская школа МГИМО в возрождении в СССР социологии и политологии. Известно, что после Октябрьской революции многие выдающиеся философы и социологи были высланы из страны, а некоторые были репрессированы. Слово «социология» употреблялось с эпитетом «буржуазная». В возрождении социологии большая, если не центральная, роль принадлежит мгимовской школе. Ректор МГИМО Ю.П. Францов собрал вокруг себя группу энтузиастов, которые стали разрабатывать проблемы социологии и политологии. Среди них были философы и социологи, которые затем приобрели всесоюзную, а некоторые и мировую, известность. Это прежде всего академики Г.А. Арбатов (известный более как историк и экономист), прошедший весь цикл основных обществоведческих дисциплин, но начинавший в журнале «Вопросы философии», и Г.В. Осипов, один из создателей Института социологии Академии Наук, являющийся пока единственным академиком РАН по социологии. Кроме них в «кружок», собранный Францовым, входили Э.А. Араб-оглы, Ю.А. Замошкин, Ю.Н. Семенов, B.C. Семенов, Г.Л. Епископосов, Д.В. Ермоленко, Г.К. Ашин, И.В. Бестужев-Лада, Д.М. Гвишиани, В.В. Денисов.

Перу этих ученых принадлежит ряд фундаментальных исследований по современной зарубежной социальной философии и социологии. Ни для кого не секрет, что западные философские идеи часто приходили в нашу науку «через черный ход» — сквозь призму критики. Но уже сама публикация этих статей приносила положительный эффект - широкие круги интересующихся социологией имели возможность познакомиться (хотя бы в таком виде) с концепциями, созданными современными западными теоретиками.

В 60-е годы в пору творческой зрелости вступило первое поколение философов, социологов и политологов — выпускников МГИМО. Тогда публиковали первые статьи и монографии Э.А. Араб-оглы и И. В. Бестужев-Лада по философским и социологическим проблемам прогнозирования, Г.К. Ашин по теории элит, Д.М. Гвишиани по социальной роли науки, Б.Д. Гранов по идейным основам социал-демократии, Б.Т. Григорян и А.Г. Мысливченко по философской антропологии, Г.Л. Епископосов по научно-техническому прогрессу, Г.В. Осипов по теоретической социологии, B.C. Семенов по социальной стратификации и Ю.Н. Семенов по философии истории, Э.А. Баграмов по этносоциологии, Э.С. Маркарян по философии культуры.

Большое значение в эти годы имела научно-организационная деятельность Д.М. Гвишиани по созданию Института системных исследований и Г.В. Осипова по организации Института конкретных социологических исследований и Социологической ассоциации.

Особую роль в становлении научных исследований и преподавании философско-социологических дисциплин в МГИМО имела деятельность Д.В. Ермоленко и Ю.А. Замошкина. Первые аспиранты А.Ф. Шишкина в МГИМО, они быстро выдвинулись на научном поприще и стали одними из самых молодых профессоров в Институте и в целом среди профессоров философии в стране. Оба начинали с изучения современной философии и социологии США (Ю.А. Замошкин занимался американистикой в течение всей жизни). Оба воспитали большое количество учеников и поддерживали живые контакты с альма матер, перейдя на другую работу — Ермоленко в МИД, Замошкин в Академию наук.

Несмотря на многие совпадения в творческих биографиях Д.В. Ермоленко и Ю.А. Замошкина, их подходы к современному обществу во многом разнились и, в определенной степени, обозначили рамку, в пределах которой формировались философские представления следующего поколения мгимовцев. Д.В. Ермоленко тяготел к количественным методам, структурно-функциональному и институциональному анализу современных политических процессов. Семинар по системному анализу кризисных международных ситуаций, организованный им в МИД СССР в конце 60-х — начале 70-х годов оказал большое влияние как на развитие теоретических основ социологии международных отношений, так и на практику планирования  внешней советской политики.

    Если Д.В. Ермоленко рассматривал политические процессы по преимуществу через призму макрополитики (баланса сил, построения системы договоренностей и противовесов), то Ю.А. Замошкин шел от индивида, личности, сложных коллизий, возникающих в сознании человека под влиянием массовизации производства и потребления материальных и духовных ценностей. Это был ход от индивидуального выбора и поведения к общесоциальным, макрополитическим процессам. Работы Ю.А. Замошкина оказали воздействие на широкий круг исследований по политической философии, социологии, политологии. Его ученики работают также в области социальной психологии (П.Н. Шихирев). Много сил Ю.А. Замошкин отдавал журналу «Вопросы философии», будучи членом редколлегии, в тот бурный период, когда изданием журнала руководили И.Т. Фролов и М.К. Мамардашвили[iii].

 

В 70-е годы в активные философские и социологические исследования включилась новая группа мгимовцев: Э.Я. Баталов (проблемы утопического сознания), А.С. Грачев (левый радикализм), B.C. Koробейников, В.П. Терин, О.А. Феофанов (коммуникация, масс-медиа),  А.И. Рябов, А.В. Федотов (правый радикализм). В этот период расширяется география исследований, большее внимание уделяется исторической специфике и культурным особенностям исследуемых объектов - работы М.Т.Степанянц (мусульманская философия), Б.С. Старостина (общество и личность в странах Востока), А.В. Шестопала (социальная философия в Латинской Америке).

В 60-е — 70-е годы значительно пополнился состав кафедры философии МГИМО.

Наряду с ветеранами кафедры К.А. Бобуновым, прошедшим большую школу дипломатической работы, известным российским этиком В.Т. Ефимовым и известным своими трудами по философскому наследию Плеханова И.Б. Миндлиным, на кафедре начали вести учебную и научную работу выпускники МГИМО -В.М. Ашмарин (теории бюрократии), Н.И. Бирюков (философия и со­циология парламентаризма), В.М. Володин (философия персонализма, теория международных отношений), Г.М. Мальков (логика), Д.В. Новиков (политическая аксиология), Т.В. Панфилова (личность и история). Большой вклад в философско-социологическую подготовку студентов и аспирантов, научно-исследовательскую работу кафедры внесли выпускники философского факультета МГУ и других ВУЗов -B.C. Глаголев (христианская философия культуры), Р.Ф. Додельцев (философия фрейдизма и неофрейдизма), А.Н. Самарин (философия и психология политической практики), М.Л. Полищук (теории индустриального общества), Г.Ф. Хрустов (антропогенез).

В 70-е годы в МГИМО оживленно проходили заседания философского клуба, организаторами которого были М.Л. Полищук и Г.Ф. Хрустов. Вокруг кафедры сложился кружок талантливой молодежи. В их число входили люди, чьи философские, социологические, политологические исследования стали широко известны в следующие десятилетия, в период наступивших реформ: Т.А. Алексеева (политика и мораль), Л.Н. Вдовиченко (альтернативные движения, этносоциология), Б.Г. Капустин (глобальные проблемы, философия либера­лизма), С.В. Карпушина (философия культуры), A.M. Мигранян (политические аспекты модернизации, авторитаризм), A.M. Салмин (современная демократия), Ш.З. Султанов (конфликтология, региональная и глобальная безопасность). Некоторые из вышеупомянутых ученых в течение ряда лет работали в проблемной научно-исследовательской лаборатории системного анализа МГИМО (под руководством И.Г. Тюлина), которая сыграла значительную роль в становлении социологических и политологических исследований в институте.

В 80-е — 90-е годы кафедра философии МГИМО, которую после А.Ф. Шишкина возглавляли Г.К. Ашин, В.М. Володин, А.В. Шестопал, приняла активное участие в научных и общеполитических дискуссиях, развернувшихся в связи с изменениями внутренней и внешней политики страны. В этот период философы-мгимовцы были инициаторами ряда международных конференций, организованных совместно с секцией философии политики и международных отношений Философского общества СССР (секция создана в начале 70-х годов по инициативе Д.В. Ермоленко, в 80-е - 90-е годы ее работу возглавлял А.В. Шестопал. С 1993 года секция входит в состав Российского философского общества). Среди этих конференций и симпо­зиумов наибольший резонанс в кругах научной общественности по­лучили: «Современные теории международных отношений» (1983), «Истины и ценности на рубеже XX-XXI веков» (1991), «Духовные основы внешней политики России» (1996)[iv].

На рубеже 80-х - 90-х годов в МГИМО были образованы само­стоятельные кафедры социологии, политологии и культурологии (мировой литературы и культуры)[v]. В 1999 в МГИМО открыт политологический факультет.

Кафедра философии за последние годы получила возможность сосредоточиться в научных исследованиях на собственно философ­ских проблемах — мировой политики, истории, личности. Кафедра стремится внести вклад в осмысление новой исторической ситуации России, обновление духовно-культурной самоидентификации страны, изучение национальных ценностей и приоритетов.

Особую роль в научных интересах кафедры играет осмысление проблем формирования и функционирования элит и, в частности, трансформации российских элит в процессе модернизации страны, восприятие ими новых политических реалий России. В определенной мере эти исследования — самосознание МГИМО, института, который более полувека активно участвует в подготовке политической элиты России и ряда других государств. На разных этапах отечественной истории МГИМО входил «в особый ряд международных элитных школ, получивших бурное развитие после второй мировой войны»[vi].

Следует также отметить как характерную университетскую традицию - междисциплинарные влияния в сфере научных исследований в МГИМО. Крупные ученые — выпускники и сотрудники МГИМО, работавшие в разных областях гуманитарного знания (истории, эко­номики, права) выступали с общетеоретическими трудами, содер­жавшими социально-философские обобщения современного мирово­го развития. Многие публикации академиков Н.Н. Иноземцева, Ю.А. Арбатова,  В.В. Журкина,  Е.М. Примакова,   профессоров В.В. Загладина, Н.Н. Разумовича, А.Ф. Шульговского, Б.И. Коваля и других ученых-мгимовцев вызывали заинтересованный отклик у философской и социологической научной общественности в стране и за рубежом.


 

[i] Георгий Павлович Францов (1903-1969 гг.). М., Наука, 1974

[ii] Александр Шишкин. Библиографический указатель (1931-1979). Сост. Панфилова ТВ., Вильнюс, 1983.

[iii]  Ю. Замошкин: личность и судьба (материалы круглого стола). Вопросы философии. 1998, №6.

 

[iv] См. Мировое сообщество: философия политики и политические процессы. М., Фило­софское общество СССР, 1991; Власть, Политика. Дипломатия. Духовные основы внешней политики России. М., Научная книга, 1997.

 

[v] В трудах кафедры политологии и других кафедр МГИМО содержатся разработки обще­теоретических положений мировой политики. См. Глобальные и социальные перемены в мире. Отв.ред. Мельвиль А.Ю., М., МГИМО, 1997; Мировая политика: теория и практика. Отв.ред. Тюлин И. Г.,М„ МГИМО, 1997

 

 

[vi] Торкунов А.В. Воспитывать граждан мира. - Космополис. Альманах. 1997. М., Полис

 
Hosted by uCoz